хукукщмиосй
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Мухаммадиев Набиджон Бободжонович,
заместитель начальника факултета №4 Академии МВД Республики Таджикистан,
полковник милиции
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Построение демократического, правового, светского, суверенного государства (5) — закономерный итог становления любого настоящего общества. В Республике Таджикистан создаются материальные и духовные предпосылки для постепенного перехода к демократическому, правовому, светскому обществу, самая суть которого определяется тем, что граждане обладают высокой степенью сознательности и чувством ответственности перед обществом, высокими нравственными качествами. Именно поэтому воспитание общественного сознания всех граждан является одной из важнейших составных частей построения цивилизованного общества в целом. В посланиях, докладах, выступлениях Президента Республики Таджикистан (10), решениях Правительства Республики Таджикистан формирование современного человека определяется как одна из основных задач государственных органов.
Реформирование социальной структуры, экономического уклада, политической системы общества ставит перед учебными заведениями МВД Республики Таджикистан вопрос о необходимости совершенствования подготовки курсантов, способных влиться в новую систему отношений и успешно решать поставленные перед ними задачи.
Неотъемлемым элементом воспитания всегда было и есть правовое воспитание, направленное на повышение уровня правосознания и активности широких масс, превращение идей законности в глубокие нравственные убеждения людей.
Усиление правового воспитания органически взаимосвязано с укреплением законности. Чем лучше граждане знают принципы и нормы права, чем глубже убеждены в их справедливости и необходимости для нормальной жизни общества, тем сознательнее и активнее они выполняют правовые предписания. С другой стороны, социальная атмосфера твердой законности и правопорядка представляет собой объективный фактор воспитания уважения к закону.
Учитывая огромную роль повышения уровня правосознания трудящихся, государство поставило перед всеми государственными органами и общественными организациями задачу усилить правовое воспитание масс.
Исключительное значение для роста эффективности правового воспитания имеют выводы и положения, содержащиеся в посланиях, докладах, выступлениях Президента Республики Таджикистан, в которых уделяется серьезное внимание вопросам укрепления правовой основы жизни нашего общества, дается глубокое научное обоснование необходимости и средств усиления борьбы с антиобществен-
ными проявлениями в нашей жизни. В частности, как указывает Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон в своем Послании Парламенту страны от 26.04.2013., «...важнейшей нашей задачей является воспитание сведущей и патриотичной личности с высокой социальной ответственностью, обладающей современными знаниями и мировоззрением и, наконец, личности, способной познавать сложные процессы сегодняшнего мира» (11).
Важность такой работы подчеркнута в постановлениях Правительства Республики Таджикистан, ведомственных правовых актах МВД Республики Таджикистан, которые обязали правоохранительные органы всей своей практической деятельностью прививать гражданам глубокое уважение к законам, способствовать повышению юридической грамотности населения. Участие в правовой пропаганде рассматривается при этом как профессиональный долг и служебная обязанность каждого работника правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Выполняя поставленные Президентом и Правительством Республики Таджикистан задачи, осуществляя охрану общественного порядка, органы внутренних дел проводят целенаправленную правовоспитательную работу среди широких масс, опираются на их растущую сознательность и активность.
Необходимым условием дальнейшего совершенствования профилактической работы в современных условиях является творческая научная разработка проблем предупреждения правонарушений и, в частности, — правового воспитания, овладения каждым сотрудником органов внутренних дел достижениями науки в этой области.
Значительный вклад в исследование теоретических проблем формирования правосознания, правового воспитания внесли М. П. Карева, И. Е. Фарбер, И. Ф. Ряб-ко, А. Р. Ратинов, II. Ф. Покровский, Е. А. Лукашева, А. Д. Бойков, А. А. Агзам-ходжаев, М. М. Галимов, В. Н. Кудрявцев, С. Хасанов, Р.Ш. Сотиболдиев и др. (4).
Прежде всего необходимо уяснить, что понимается под понятием (дефиницией) «правовое воспитание». В научной литературе даются различные понятия правового воспитания.
Так, П.П. Бородин определяет правовое воспитание как «систематизированное, организованное, плановое направление деятельности с использованием всех форм, средств и методов воспитания граждан с целью формирования у людей правовых знаний, представлений, ценностей о правосознании и правовом поведении» (1, 488).
А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев считают правовое воспитание «формой деятельности государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов с целью формирования уважения к праву.» (13, 583).
«Правовое воспитание - это постоянная работа, направленная на воспитание у населения в свете правовых идеалов, ценностей и развития настоящей правовой культуры» (8, 277).
С. Хасанов и М. Хасанов определяют правовое воспитание как «целенаправленную деятельность по передаче из поколения в поколение культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе» (14, 399).
ХУКУУКШИНОСЙ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Правовое воспитание, по мнению Р.Ш. Сотиболдиева, - «это систематическая, организованная, целенаправленная и регулируемая деятельность государственных органов и учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан, направленная на повышение уровня правовых знаний и правовой культуры общества» (12, 612).
Нетрудно заметить, что все упомянутые авторы сходятся во мнении о том, что правовое воспитание - это деятельность (государственных органов и учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан), направленная на повышение уровня правовых знаний и правовой культуры общества.
По нашему мнению, правовое воспитание - это систематическая, целенаправленная деятельность государства, в лице его органов и учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Правовое воспитание есть одно из проявлений идеологической функции государства, способности права оказывать воспитательное воздействие на людей. Оно выражает и реализует творческую роль права в сфере формирования личности, с развитием государства и право обогащается новым политическим, нормативно-этическим содержанием.То есть, если выразиться иными словами, оно расширяет масштабы и глубину действия, решает все более сложные задачи формирования правосознания масс, совершенствуется в формах и методах своего осуществления и становится в подлинном смысле общесоциальным.
В теоретической литературе многие специалисты значительное внимание уделяют анализу механизма правового воспитания, который включает в себя следуюшее:
а) субъекты воспитания, то есть органы и организации, осуществляющие правовое воспитание населения (государственные правоохранительные органы, система народного образования, трудовые коллективы, общественные организации);
б) средства и формы правового воспитания (печатная и устная пропаганда, радио и телевизионные передачи, правовое обучение, Интернет сайты, блоги, индивидуальная правовоспитательная работа и др.);
в) объекты правового воспитания, на которых производится воспитательное воздействие (различные категории граждан и коллективы трудящихся).
Ясное представление об объекте правового воспитания требует, однако, учета диалектики воспитательного процесса. Опыт правового воспитания убедительно показывает, что личность не только объект, но и субъект воспитания, который формирует себя в процессе жизнедеятельности, определяемой гуманными общественными условиями. Успешное продвижение к демократическому обществу предполагает усиление творческой активности личности, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию всех людей.
Правовое воспитание масс на современном этапе выступает как неотъемлемый компонент функционирования зрелого общества. Важнейшим общим признаком
этого общества является системная целостность. Именно поэтому на первый план в идеологической работе выдвигается задача комплексного подхода, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп людей.
В литературе правильно отмечается взаимопроникновение правового, политического и нравственного воспитания. Ведущая роль в формировании новой личности принадлежит идейно-политическому воспитанию, наиболее полно и непосредственно проводящему в массы идеологию и политику правового, светского, демократического государства.
Политический характер правового воспитания обусловлен тем, что его перспективные цели и практические задачи, как и содержание права, на каждом этапе строительства демократического общества определяются политикой, проводимой в Республике Таджикистан. В связи с этим Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон отмечает: «Практически завершается два десятилетия, как мы с вами строим новое, демократическое и правовое государство, в котором на первом месте стоит уважение и соблюдение закона, защита прав и свобод человека, и на этой основе постепенно повышается уровень правовых знаний населения» (10).
Правовое воспитание обретает идейную силу и направленность в единстве с политическим, четкое социальное содержание и высший идеологический критерий эффективности.
Ярким проявлением нераздельного единства политического и правового воспитания явилось всенародное обсуждение проекта новой Конституции независимой Республики Таджикистан в течение 1992-1994 годов, в котором приняли участие свыше 3 миллионов человек, то есть более двух третей взрослого населения нашей страны. Такого размаха народной активности наша страна еще не знала. С принятием и введением в действие новой Конституции Республики Таджикистан 1994 года организация самого широкого разъяснения, изучения ее положений всеми гражданами становится центральной задачей идеологической работы, правового воспитания.
Не менее тесной является связь правового воспитания с нравственным, направленным на формирование соответствующей нормам морали саморегуляции поведения индивида. Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию есть задача нравственного воспитания. В решении этой кардинальной задачи её могучим союзником выступает правовое воспитание.
Сказанное, однако, по нашему мнению, не дает основания считать правовое воспитание составной частью политического или нравственного. Правильнее, на наш взгляд, рассматривать соотношение этих видов воспитания не через призму философских категорий части и целого, а как взаимосвязь содержания (политического, нравственного) и формы (правового воспитания).
Такой подход представляется верным и в силу того, что правовое воспитание имеет свое относительно самостоятельное содержание, обусловленное направленностью на формирование правосознания (воспитание уважения к закону, пра-
хукукщииосй
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
воохранительным органам и т. д.). Его специфика связана также с наличием в общественном правосознании таких норм, которые сами по себе не носят политического или нравственного характера (например порядок финансовых операций, технические правила дорожного движения, противопожарной безопасности и др.), и, лишь «будучи включенными в определенную систему правосознания (социалистическую, капиталистическую), приобретают политическую, классово-служебную окраску» (7, 73).
Процесс усвоения подобных норм индивидом не входит в понятие политического и нравственного воспитания, но составляет обязательный компонент воспитания правового. Относительная самостоятельность последнего проявляется, наконец, в том, что оно вооружает личность знанием юридических категорий и норм, необходимых в таких конкретных жизненных ситуациях, когда одних политических и нравственных регуляторов поведения оказывается недостаточно.
Правовое воспитание является объективным социальным процессом формирования правосознания, который совершается под сложным воздействием ряда идеологических, политических, экономических и организационных факторов. В связи с этим в юридической науке наметился многоплановый подход к его определению. Так, в теории права выработаны понятия правового воспитания и в широком и в узком смыслах.
Под правовым воспитанием в широком смысле понимается «...весь процесс формирования правового сознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности (в том числе правовой пропаганды), системы законодательства и юридической практики, нравственной атмосферы, традиций общества, а также общего образования и специального обучения» (2, 13).
Достоинство этого определения состоит, во-первых, в том, что оно, опираясь на материалистическую концепцию воспитания, соответствует представлениям современной науки о воспитании как социальном процессе (3, 21). Во-вторых, оно наиболее полно отвечает задаче познания путей формирования структурного содержания правосознания.
Наукой установлено, что структура правового сознания общества и личности включает две функционально взаимосвязанные стороны — правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология, отражая теоретический уровень правосознания, выступает как систематизированное осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития.
Социально-правовая психология является духовным образованием иного рода. Это — область чувств, настроений, традиций, иллюзий, представлений, возникающих на уровне обыденного сознания и характеризующих стихийно складывающиеся отношения индивида и социальных групп к праву, законности, судебной деятельности и т.д. Широкое определение правового воспитания дает ключ к познанию и учету всех факторов, участвующих в формировании сложной структуры правосознания.
Правовое воспитание в узком смысле слова представляет определенную общественную деятельность, целеустремленную и организованную работу государственных органов и общественных организаций по формированию правового сознания и правовой культуры. Прежде всего это идеологическая деятельность государства, его органов и общественности, направленная на утверждение правосознания.
Идеологическая работа по формированию правосознания и правовой культуры граждан включает правовую пропаганду и агитацию (осуществляемые как устно, так и при помощи средств массовой информации), преподавание права в общеобразовательных школах, высших и специальных учебных заведениях; определенные области профессионального юридического образования, правовое обучение депутатов, кадров государственного аппарата, актива общественных и самодеятельных организаций и т.д. Однако, играя ведущую роль в процессе правового воспитания, она не исчерпывает всего его содержания.
Правовое воспитание в указанном смысле можно рассматривать как своеобразную форму социального действия права, существенно отличную от правового регулирования. Примером служит преамбула Конституции Республики Таджикистан, не имеющая регулятивного значения, но играющая огромную роль в политическом и правовом воспитании масс. Правовые нормы, отражаясь в правосознании личности, служат значительным правовоспитательным фактором даже тогда, когда они еще не реализованы в конкретных правоотношениях.
Задачи правового воспитания решаются также в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и общественности.
На торжественном собрании, посвященному Дню таджикской милиции, 10 ноября 2012 года Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, указывая на улучшение деятельности милиции, подчеркнул, что «.органам милиции следует уделять постоянное внимание вопросам повышения уровня компетентности, профессиональных навыков, умений, культуры, правовых знаний, а также профессиональной культуры своих сотрудников» (9).
Основанная на строжайшем соблюдении законности и проникнутая высокой юридической культурой, протекающая в живом и многогранном общении сотрудников органов внутренних дел с миллионными массами населения правоприменительная и правоохранительная деятельность призвана служить жизненной школой формирования правосознания и нравственности, идеалом высокого уважения к закону.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что, подобно любому сложному общественному явлению, правовое воспитание нуждается во множестве определений, отражающих с различных сторон многообразие его содержания. «Дефиниций может быть много, — писал В. И. Ленин, — ибо много сторон в предмете» (6, 473).
Так, правовое воспитание - сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач. Среди них мы выделяем:
- формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания;
- научное знание и понимание права;
- формирование правовой культуры на производной правосознания;
ХУКУУКЩИНОСЙ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
-воспитание чувство ответственности у курсантов за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм, осознание ими социальной значимости права и правопорядка;
- воспитание убеждённости в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.
Не ставя задачей дать законченное определение понятия правового воспитания, подчеркнем лишь существенные моменты. Его можно рассматривать, во-первых, как функцию государства и общества по формированию правосознания, объективный социальный процесс, осуществляемый под сложным воздействием идеологических и нравственных факторов, соответствующих принципам демократического права;
во-вторых, как специфическую, относительно самостоятельную форму политического и нравственного воспитания и самовоспитания граждан, идеологическую деятельность по формированию светского правосознания;
в-третьих, как проявление общеидейного, информативного действия права, стимулирующего эффективность правового регулирования путем непосредственного ознакомления населения с юридическими нормами, а также в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Баранов П.П. Правосознание и правовая культура./Общая теория права. Под ред. В.К. Бабаева. -Нижний Новгород, 1993.
2. Бойков А. Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания /Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974.
3. Галимов М. М. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. -Казань, 1986.
4. Карева М. П. Право и нравственность в социалистическом обществе. -М., 1952;а также см.: И. Е. Фарбер. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963; И. Ф. Рябко. Правосознание и правовое воспитание в советском обществе. -Ростов, 1968; А. Р. Ратинов. Структура и функции правового сознания. /Проблемы социологии права. Вып. 1. -Вильнюс, 1970; И. Ф. Покровский. Формирование правосознания личности. -Л., 1972; Е. А. Лукашева. Социалистическое правосознание и законность. -М., 1973; Правовая культура и вопросы правового воспитания. Под ред. А. Д. Бойкова. -М., 1974; А. А. Агзамходжаев. Морально-правовое воспитание трудящихся — составная часть коммунистического воспитания. / Коммунистическая нравственность и формирование личности. -Ташкент, 1975; М. М. Галимов. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. -Казань, 1976; В. Н. Кудрявцев. Причины правонарушений. -М., 1976 и др.
5. Конституция Республики Таджикистан. —Душанбе: Ирфон, 2011.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. -М.,1984. -Т.4. -С. 473.
7. Лукашева С А. Социалистическое правосознание и законность. -М., 1988.
8. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. -М.,2001.
9. Рахмон Э. Доклад, посвященный Дню таджикской милиции. 10.11.2012 года. //WWW.Prezedent.Tj.
10. Рахмон Э. Послание Президента Республики Таджикистан Парламенту страны от 20.04.2012. www.Prezedent.Tj.
11. Рахмон Э. Послание Президента Республики Таджикистан Парламенту страны от 26.04.2013.
12. Сотиболдиев Р.Ш. Проблемахои назарияи давлат ва хукук. Ч,.2. -Душанбе, 2010.
13. Теория государства и права. Под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. -М., 1997.
14. Хасанов С., ХасановМ. Назарияи давлат ва хукук. -Худжанд, 2009.
Н.Б. Мухаммадиев
Понятие, сущность и роль правового воспитания
Ключевые слова: правовое воспитание, культура, деятельность, государство, общество, формирование
Правовое воспитание с развитием государства и права обогащается новым политическим и нормативно-этическим содержанием, расширяет масштабы и глубину действия, решает всё более сложные задачи формирования правосознания масс, совершенствуется в формах и методах своего осуществления. Ведущая роль в формировании новой личности принадлежит именно идейно-политическому воспитанию, наиболее полно и непосредственно проводящему в массы идеологию и политику правового, светского, демократического государства.
N.B. Mukhammadiyev
Notion, Essence and Role of Upbringing Related to Law Khowledge
Key words: upbringing, rights, upbringing related to law knowledge, culture, activities of state and society, formation of an individual
With the development of state and law the upbringing related to law knowledge is enriched with new political and normative-ethical contents, it broadens the scales and profundity of actions, it solves increasingly complicated goals aimed at a formation of legal consciousness of masses; it improves in the forms and methods of its implementation. The leading role in the formation of a new individual belongs just to ideological-political education aimed at imbuing the growing generation with the ideas of secular, democratic, law-abiding state.