ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Education of legal consciousness of Kazakhstan citizens in the context
of legal culture Absattarov G.
Воспитание правового сознания казахстанцев в контексте правовой культуры Абсаттаров Г. Р.
Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan - кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы воспитания правового сознания казахстанцев в контексте правовой культуры, которые в политической науке еще не изучены. Воспитание правового сознания казахстанского населения в контексте правовой культуры - это целенаправленная деятельность государства, политических партий, общественных организаций и объединений, отдельных граждан по передаче политико-правового опыта, систематическое воздействие на сознание и поведение казахстанцев в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых, нравственно-политических норм казахстанского общества. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам. Abstract: in article are considered the questions of education of legal consciousness of Kazakhstan citizens in the context of legal culture which in political science aren't studied yet. Education of legal consciousness of the Kazakhstan population in the context of legal culture is a purposeful activity of the state, political parties, public organizations and associations, certain citizens on transfer of political and legal experience, systematic impact on consciousness and behavior of Kazakhstan citizens for formation of positive representations, views, valuable orientations, installations providing observance, execution and use of legal, moral and political norms of the Kazakhstan society. At the same time, in article is paid the attention to debatable questions too.
Ключевые слова: право, политика, воспитание, сознание, культура, средство, форма, метод, население, общество, государство, пропаганда, закон, справедливость, права, свобода, обязанность, ответственность, поведение. Keywords: right, policy, education, consciousness, culture, means, form, method, population, society, state, promotion, law, justice, rights, freedom, obligation, responsibility, behavior.
Проблема теории и практики политико-правового вопроса выдвинула на одно из важных мест политологическое исследование воспитания правового сознания людей в контексте правовой культуры. В этой связи возникает немало вопросов по организации этого процесса в Республике Казахстан как объекта политологического исследования. В связи с этим, следует заметить, что воспитание правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры еще не изучено в социально-политической литературе.
Как известно, составной частью правовой политики Республики Казахстан является воспитание правового сознания населения в контексте правовой культуры. При этом вряд ли когда-либо в прошлом политологические аспекты воспитания правового сознания населения в контексте правовой культуры имели столь
актуальное значение как в наши дни. Правовоспитательный процесс всегда бывает «соткан» из множества видимых и невидимых «нитей» в общественно-политической жизни Казахстана, каждой из которых в отдельности, мы подчас можем и не придавать должного значения. Но разрыв любой из них, вычленение ее из общей казахстанской среды не сегодня, так завтра неминуемо отзовется в виде качественной ущербности всей ткани страны. Забвение этой, как и любой другой, истины всегда чревато непредсказуемыми социально-политическими последствиями.
Многоплановость содержания воспитания правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры и системе правовой политики требует разнообразия форм, средств, методов и приемов воздействия на сознание воспитуемых. Правильный выбор форм и методов, приемов и средств воспитания правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры в значительной мере определяет эффективность воспитания правового сознания вообще.
Следует сказать, что принцип соответствия форм, методов и средств содержанию воспитания правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры требует выбора приемов правовоспитательных воздействий с учетом конкретно-исторических условий, содержания доводимых идей. Это требование вытекает из основного значения методов воспитания правового сознания населения - передавать опыт правовых отношений, формировать потребности и мотивы правовой деятельности, научной ее организации и тормозить антиобщественные мотивы и действия. Ясно, что эту функцию данные методы могут выполнять только при их соответствии целям и задачам воспитания правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры.
Формирование у казахстанцев культуры правового сознания необходимости обновления и активного участия в нем - важнейшая сторона правовоспитательной работы. Известно, что казахстанец становится в полной мере сознательным лишь тогда, когда приобретает способность предвидеть общественно-политические последствия своей деятельности, осознает ее социально-правовой смысл и свою ответственность перед обществом. Не случайно воспитание культуры правового сознания в совокупности и сегодня остается одной из важнейших политических задач и функций казахстанского общества. Мы не можем просто воспитать казахстанца, мы не имеем права воспроизводить работу воспитания правового сознания в контексте правовой культуры, говоря словами А. С. Макаренко, не ставя перед собой определенную политическую цель.
Следует сказать, что в условиях реформирования, модернизации казахстанского общества возникает потребность полнее использовать правовоспитательный потенциал истории и художественной литературы, которые написаны на правовые темы. Дело это нелегкое. Его результат, во многом, зависит от позиции, занимаемой толкователями исторических, политико-правовых знаний. Сознательное искажение истории правовой политики, свойственное временам культа личности, застоя и горбачевско-колбинского периода, поставило проблему доверия читателя к слову писателя, ученого (историка, правоведа, политолога) носителей моральных, политических, правовых ценностей, политической, правовой и гражданской культур. А оно складывается на основе достоверности отраженного в их произведениях историческо-правового опыта собственного народа и других национальностей, вступающих с ним в общение, опыта политико -правового взаимодействия населения и т. д., и т. п.
Полуправда, попытки обойти острые углы государственной политики, правовой политики подрывают доверие к печатному слову, снижают его правовоспитательный потенциал. Только искренность, честный взгляд на политико-правовые вещи, постоянное объективное следование правде, сколь горькой бы она ни была, рождают у казахстанца чувство причастности к судьбе своей Родины и готовность искоренения
злонарушений закона, исключают правовой нигилизм, побуждают в любых условиях быть полезным своей стране.
Социально-политическая наука Казахстана о воспитании правового сознания населения в контексте правовой культуры пока что далека от реализации всех своих творческих возможностей. От нее требуются серьезные, неординарные идеи, позволяющие теоретически осмыслить накопившиеся позитивные и негативные явления в сфере правовой политики и предложения практике продуманных решений назревших политологических проблем воспитания правового сознания казахстанского населения в контексте правовой культуры.
Следовательно, воспитание правового сознания населения Казахстана в контексте правовой культуры является важнейшей задачей государственной политики и проблемой исследования политической науки. Воспитание правового сознания населения в контексте правовой культуры, как известно, - это часть общественного сознания и воспитания вообще в обществе. Целью этого воспитания является формирование и развитие в сознании казахстанцев определенных психологических установок, изменение их отношения к тем или иным социально-политическим явлениям, в частности, к явлениям правовой сферы, преодоление правового нигилизма [1], царящего в обществе. Кроме того, воспитание населения призвано направлять социально-политическую энергию народа в необходимое русло правового поля.
Воспитание правового сознания казахстанского населения в контексте правовой культуры в политологическом смысле - это целенаправленная деятельность государства, политических партий, общественных организаций и объединений, отдельных граждан по передаче политико-правового опыта, систематическое воздействие на сознание и поведение казахстанцев целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых, нравственно-политических норм казахстанского общества.
Содержанием воспитания правового сознания населения в контексте правовой культуры, таким образом, является приобщение казахстанцев к знаниям о политике, государстве и праве, законности, справедливости, правах и свободах, обязанностях и ответственности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение и т. д.
Цель воспитания правового сознания в контексте правовой культуры в Казахстане - изменение правовых установок и воззрений как среди населения, так и среди профессиональных работников - политиков и юристов. Поэтому цель этого «воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека» [2, с. 29].
В связи с этим следует сказать, что воспитание правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры является важнейшей предпосылкой, условием и результатом реализации государством правовой политики и политики вообще. В данной области одним из основных приоритетов должно быть преодоление правового нигилизма, веками господствовавшего в казахстанском обществе. Это, конечно, одна из наиболее трудноразрешимых политических задач, но и, пожалуй, самая благодарная в системе общественного прогресса Казахстана.
Об особенностях правового сознания казахстанских граждан на нынешнем этапе развития нашего общества, его деформации можно говорить бесконечно. К сожалению, наиболее характерными его чертами являются откровенный правовой нигилизм и правовой беспредел.
Законодательные органы Республики Казахстан принимают каждый год огромное количество нормативно-правовых актов, призванных регулировать основные и второстепенные вопросы жизни государства и общества. Иногда плодовитость законодателя становится просто абсурдной.
Принимая законы, соответствующие республиканские органы законодательной власти рассчитывают на выполнение их как населением, так и всеми органами государственного и местного управления. Чтобы население Казахстана ориентировалось на действующее законодательство, оно должно его хотя бы знать. Однако подавляющее большинство казахстанцев незнакомо даже с элементарными правовыми нормами и не желает с ними знакомиться, полагая, что право все равно бессильно там, где приоритет имеют сила и власть. Да и невозможно быть в курсе всех законодательных новинок Казахстана.
Наиболее важная роль в воспитании правового сознания населения Казахстана в контексте правовой культуры отводится просвещению. Эта сторона правовой жизни казахстанского народа почему-то нередко остается вне поля зрения, не рассматривается в качестве существенного направления реализации правовой реформы и правовой политики вообще, является побочным продуктом деятельности органов, учреждений, самодеятельных организаций Республики Казахстан.
Между тем, правовое просвещение в Казахстане касается общества в целом, всех его институтов (в весьма большой степени начального, среднего, высшего образования), общей духовно-просветительной политики. От уровня правового просвещения, его действенности, восприятия населением Казахстана решающим образом зависит действенность самой правовой политики, результативность деятельности правоохранительных учреждений, состояние законности, правопорядка, то есть общий климат правовой политики в стране.
В решении актуальных политологических задач воспитания правового сознания в контексте правовой культуры и правового образования населения Казахстана многое могут и должны сделать средства массовой информации нашей страны. Профессиональная правовая информация по актуальным вопросам общественно-политической жизни должна быть обязательным и важным элементом каждого источника массовой информации [3]. В этом прямо заинтересовано все казахстанское общество.
В связи со сказанным следует положительно отметить появление в ряде центральных газет Казахстана рубрик, посвященных вопросам права и правовой политике.
Особое значение правовая информированность имеет в периоды интенсивного обновления законодательства и совершенствования правовой политики страны. Поэтому казахстанцы объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях и дополнениях, вносимых в него, о новых законах, о правовой политике и т. д. Не случайно на повестке дня страны стоит задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.
Однако воплотить эти идеи на практике не так-то просто. В процессе реализации правовой политики Республики Казахстан нужно уделять должное внимание и подготовке профессиональных юристов и политиков.
К сожалению, в настоящий момент эта проблема не может считаться полностью решенной. Наличие множества учебных заведений, факультетов, отделений юридического, политического профиля в Казахстане негативно сказывается на качестве обучения, порождает трудности с будущим трудоустройством юристов и политологов, международников. Порой выпускники вузов, имея в кармане диплом о высшем юридическом, политическом образовании, поражают поверхностностью знаний, а то и просто неграмотностью в вопросах правовой политики и политики вообще, неспособностью оказать реальную помощь обратившимся за ней людям.
Например, количество незаконных решений, принимаемых в сфере дознания и следствия, возрастает, в том числе по причине слабой профессиональной подготовки следователей. Понятно, что следствие и дознание - это область, где отношения никогда не бывает гладкими и жалобы неизбежны. Но ведь увеличилось и количество
удовлетворенных, то есть справедливых жалоб, и такой рост наблюдается во всех прокуратурах областей Казахстана.
Почти на треть стало больше обоснованных жалоб в сфере надзора за соблюдением казахстанской законности при исполнении уголовных наказаний. Все еще встречаются недозволенные меры воздействия в отношении осужденных со стороны работников администрации исправительных учреждений и т.д.
По данным казахстанской статистики, прослеживается опасная тенденция к сокрытию значительного числа преступлений путем умышленного отказа в регистрации заявлений и сообщений об их совершении.
Очевидно, что все обозначенные проблемы в Казахстане порождены общим невысоким уровнем правовой культуры граждан и спецификой общественного правосознания населения. Старая советская система воспитания правового сознания и правовой культуры населения оказалась разрушена. Однако взамен ее никакой другой системы власть пока не создала. Поэтому сейчас необходимо возродить саму идею воспитания правового сознания и правовой культуры населения, разработать соответствующую научно обоснованную концепцию и постепенно реализовать ее на практике. При этом необходимы качественный рост индивидуального правосознания казахстанца, выработка «у граждан умения пользоваться расширяющимися правами и возможностями» [4, с. 202].
Воспитание правового сознания населения Казахстана в контексте правовой культуры осуществляется определенными средствами. Средствами воспитания правового сознания в контексте правовой культуры являются печатная и устная пропаганда, радио и телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия на сознание и т.д.
Наиболее распространенными направлениями пропаганды правовых знаний и воспитания правового сознания казахстанцев в контексте правовой культуры через печать являются: пропаганда законодательства, освещение деятельности юридических органов по укреплению демократической законности и правопорядка, информация о состоянии законности, популяризация юридической литературы и т.д.
Большое правовоспитательное значение имеют публикуемые в газетах, журналах материалы, разъясняющие казахстанские законы и т.п.
В этих целях во многих органах печати введены специальные рубрики: «Юридические консультации», «Ответы на вопросы читателей» и т.д.
Эффективным средством воспитанияправового сознания населения Казахстана в контексте правовой культуры являются рассказы, очерки, статьи, показывающие деятельность политических субъектов правовой политики Республики Казахстан, правоохранительных органов, их сложную, трудную и благородную работу.
Большое правовоспитательное значение имеют информации, репортажи и сообщения о совершенных правонарушениях в Казахстане, о ходе их расследования, судебного разбирательства, прокурорского надзора, о реакции общественного мнения.
Целенаправленно и постоянно ведут пропаганду правовых знаний газеты «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан», журналы «Мысль», «Акикат», «Фемида», «Зац» и другие республиканские газеты и журналы. Достаточно сказать, что только республиканские и областные газеты поместили в 2012-2015 годах свыше 4000 публикаций на правовые темы.
Интересные правовоспитательные материалы регулярно публикует казахстанская местная печать - районная, городская.
Большой популярностью пользуются среди населения Казахстана радио- и телепередачи: «Человек и закон», «Регионы и власть», «Полицейский патруль» и другие, которые содействуют повышению авторитета правоохранительных органов, юридических профессий и воспитывают у населения чувство уважения к казахстанским законам. В последние годы в стране увеличился также выпуск радио- и тележурналов по вопросам права, государства, правовой политики.
Определенный вклад в дело воспитания правового сознания граждан в духе правовой культуры вносят казахстанские писатели, композиторы, мастера сцены. Появилось немало повестей, рассказов, очерков, пьес и кинофильмов, рассказывающих о благородном труде юристов, государственных и политических деятелей, затрагивающих отдельные вопросы права и охраны правопорядка.
Вместе с тем хотелось бы сказать и том, что большие возможности печати, радио и телевидения Казахстана в воспитании правового сознания населения в контексте правовой культуры используются не полностью. Существенным недостатком является односторонность в освещении правовой тематики. Публикуемые в печати материалы посвящаются главным образом уголовно-правовым проблемам, в то же время крайне мало места отводится разъяснению гражданского, трудового, семейного законодательства и профилактической работе. Слабо освещается многогранная деятельность судов, прокуратуры, органов МВДи других юридических служб. В передачах радио и телевидения редко практикуются такие формы, как юридические справочные бюро, правовые радио- и телевизионные университеты. Нам думается, что требует лучшей организации и система информирования населения о действующем законодательстве, вновь принимаемых законах в стране.
Широкое использование в воспитании правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры средств печатной пропаганды не снижает значения устной правовой, политической пропаганды. Какие бы новые технические средства информации ни вступали в строй, они не могут заменить живого слова, обладающего рядом преимуществ по сравнению с печатной пропагандой. Умело пользуясь им, пропагандист может передать и затронуть самые тонкие оттенки мыслей и чувств казахстанцев, помочь им в обычном увидеть необычное; казалось бы, в уже известном, что-то новое и т. д.
Устными средствами пропаганды правовых, политических знаний среди населения Казахстана являются лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, викторины, семинары, правовые, политические лектории, доклады, конференции, собрания по вопросам укрепления демократической законности и правопорядка, обсуждения правонарушителей на собраниях, в коллективах и т.д.
Следует отметить, что сегодня очень актуальным является повышение степени участия общественных и правозащитных организаций, политических партий, деловых кругов и государственных структур [5, с. 176] в политическо-правовой жизни Казахстана и воспитание правового сознания в контексте правовой культуры.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что задачи воспитания правового сознания казахстанских людей в контексте правовой культуры очень сложное дело, требующее научно-комплексного подхода. Как известно, многонациональное, многоконфессиональное, различно социально-слойное население Казахстана имеет большие особенности. Для воспитания правового сознания населения Казахстана в контексте правовой культуры необходимо использовать все формы, методы, приемы и средства политико-правовой работы, учитывать их специфику и постоянно совершенствовать в повседневной работе.
Литература
1. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда, 27 августа 2009.
2. Сейтешов А. Современные проблемы воспитания и пути их решения // Мысль, 2008. № 1. С. 28-33.
3. Эбасттаров Г. Р. Т^лганьщ к^ьщтьщ мэдениетш калыптастыруга Казакстанньщ б^каральщ аппарат к^ралдарыньщ ьщпалы // Каз¥ПУ Хабаршысы. Элеуметтану жэне саяси гылымдар сериясы, 2014. № 1. Б. 17-20.
4. Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода. Алматы: Жет жаргы, 1995. 240 с.
5. Алияров Е. К., Аюпова З. К. Совершенствование правовой системы Республики Казахстан и вклад академика С. С. Сартаева в становление правового государства. Алматы: Экономика, 2016. 264 с.
Some questions of legal policy and legal culture: politological aspects
Absattarov G.
Некоторые вопросы правовой политики и правовой культуры: политологические аспекты Абсаттаров Г. Р.
Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan - кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правовой политики и правовой культуры, которые в политической науке Казахстана еще не изучены. Правовая политика Республики Казахстан - это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического, тактического характера, то есть такие идеи, доктрины, которые определяют правовую культуру и направления развития казахстанского общества. При этом правовая культура казахстанцев отражает идейно-правовое состояние казахстанского общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к закону. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионному вопросу.
Abstract: in article are considered the questions of policy of law and legal culture which in political science of Kazakhstan aren't studied yet. Policy of law of the Republic of Kazakhstan is activities which cornerstone the unity of policy and the right, conceptually arranged political and legal ideas of strategic, tactical nature, that is such ideas, doctrines which determine legal culture and the directions of development of the Kazakhstan society are. At the same time, the legal culture of Kazakhstan citizens reflects an ideological and legal condition of the Kazakhstan society in a certain historical stage, characterizes the level of sense of justice, knowledge of the right, respect for the law. At the same time, in article is paid the attention to a debatable question too.
Ключевые слова: право, политика, культура, закон, стабильность, справедливость, власть, государство, общество, индивид, права, свобода, правовая политика, правовая культура, поведение.
Keywords: right, policy, culture, law, stability, justice, power, state, society, individual, rights, freedom, policy of law, legal culture, behavior.
Прежде всего, следует сказать, что проблемы правовой политики и правовой культуры еще недостаточно изучены в политической науке. Естественно, в одной статье невозможно охватить все вопросы этой проблемы. Поэтому, мы рассмотрим на конкретных материалах Казахстана политологические аспекты некоторых вопросов правовой политики и правовой культуры.
Произошедшие в конце XX века в Казахстане коренные изменения в политической, экономической, социальной, правовой, духовной и других сферах, принятие курса на построение правового, социального государства предопределили