Научная статья на тему 'Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца - важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ'

Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца - важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ЗАКОН / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВА И СВОБОДА КАЗАХСТАНЦА / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДОБРОЕ ИМЯ / РЕПУТАЦИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / LAW / POLICY / STATE / POWER / LEGAL CULTURE / RIGHTS AND FREEDOM OF KAZAKHSTAN CITIZENS / HONOR / DIGNITY / GOOD NAME / REPUTATION / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абсаттаров Галымжан Раушанбекович

В статье рассматриваются вопросы политически-правовой защиты чести и достоинства казахстанца как важнейшего фактора совершенствования правовой культуры населения республики, которые еще не изучены в политической науке. В статье исследуются политологические аспекты понятия чести, достоинства, доброго имени, репутаций в казахстанском обществе. Вместе с темуделено внимание и дискуссионнымвопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца - важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ»

Литература

1. Абдрашев Р. Взяточники в питонах // Мысль. 2010. № 3. С. 104-108.

2. Гора Н. «Баррикады» теневой экономики // Мысль. 2009. № 5. С. 48- 58.

3. Кирабаев Е. А. Роль и значение уполномоченного по правам человека в Казахстане в обеспечении прав человека и гражданина // Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. 2012. № 1. С. 114-115.

4. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009, 27 августа.

5. ЩевчукИ. А. Общественный прогресс. - Киев: Наукова думка, 2007. 353 с.

6. Sozialphilosophische, politische und rechtliche aspekte der modemisierung kasachstans. - Berlin: Verlag dr. Koster, 2012. 164 s.

7. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. - Berlin: Verlag Dr. Koster, 2013. 246 s.

Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца -важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ Абсаттаров Г. Р.

Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan Raushanbekovich - кандидат

политических наук,

кафедра политологии и социально-философских дисциплин,

Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы политически-правовой защиты чести и достоинства казахстанца как важнейшего фактора совершенствования правовой культуры населения республики, которые еще не изучены в политической науке. В статье исследуются политологические аспекты понятия чести, достоинства, доброго имени, репутаций в казахстанском обществе. Вместе с тем уделено внимание и дискуссионным вопросам.

Abstract: the article examines the political - legal protection of honor and dignity of the citizens of Kazakhstan as an important factor of improvement of the legal culture of population that have not yet been studied in political science. _The article investigates the political aspects of the concept honor, dignity, good name, reputation in Kazakhstan society. At the same time it focuses on controversial issues.

Ключевые слова: право, политика, государство, власть, закон, правовая культура, права и свобода казахстанца, честь, достоинство, доброе имя, репутация, справедливость.

Keywords: law, policy, state, power, legal culture, rights and freedom of Kazakhstan citizens, honor, dignity, good name, reputation, justice.

УДК 32:34 (574)

Понятие «защита чести и достоинства человека» используется в социальнополитической науке в различных значениях. Это определяется как объективными, так и субъективными факторами. И, как естественное следствие этого, существуют отличные друг от друга толкования понятия «защита чести и достоинства человека» как в Казахстане, так и в других странах.

235

Как показывает социально-политологический анализ научной литературы, понятие политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца как важнейшего фактора совершенствования правовой культуры населения еще не было предметом специального исследования в политической науке. Поэтому, на материалах Казахстана исследование вопроса политическо-правовой защиты чести и достоинства казахстанца в контексте правовой культуры имеет большое не только научное, теоретическое, но и политическое, практическое значение.

Понятия чести, достоинства известны казахскому народу с древнейших времен. В Казахстане они защищаются государством, правом и правовой культурой. Право на честь и доброе имя является важнейшей социально-правовой, нравственнополитической ценностью для Казахстана. Право на честь и доброе имя является неотъемлемым и неотчужденным личным правом казахстанца, которое существует постоянно и принадлежит каждому с момента его рождения. Однако не следует забывать о том, что именно с этого момента должен осуществляться процесс воспитания в казахстанце чувства чести и достоинства и необходимости уважения этих категорий и других: сначала в семье, затем в образовательном учреждении, трудовом коллективе, а также с помощью иных общественно-гражданских и государственных институтов [4]. Между тем, право на честь и доброе имя казахстанца является абсолютным субъективным правом, и, значит, субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лица. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь и доброе имя индивида - казахстанца как выражение правовой культуры и социальнополитического вопроса.

Следует упомянуть, что ни в законодательстве Казахстана, ни в политикоправовой литературе нет четких определений этих понятий, существуют противоречия и разноречия. Понятия - честь, достоинство, доброе имя и репутация -определяются как близкие между собой нравственные, социальные категории. При рассмотрении действующего законодательства Республики Казахстан и судебной практики обращается внимание на то, что часто используются словосочетания: «защита чести и достоинства», «унижение чести и достоинства человека». В Конституции Республики Казахстан к понятию чести, на наш взгляд, надо было бы добавить «доброе имя, а, например, в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (раздел I) к указанному выше словосочетанию добавить «деловая репутация». Эти добавления в основной закон способствовали бы осуществлению государственной политики и совершенствованию правовой культуры казахстанцев.

Следует сказать, что понятие честь - объективная оценка личности казахстанца, определяющая отношение казахстанского общества к гражданину, это социальнополитическая оценка моральных и иных качеств личности казахстанца. При этом следует заметить, что общественно-политическая оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого человека. Поэтому нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественно-политической оценки по отношению к кому-либо. Поэтому честь - это положительная социально-политическая оценка качеств казахстанца.

В связи с этим отметим, что достоинство казахстанца - это субъективная внутренняя оценка себя как личности, как человека, осознание своих моральных, профессиональных, социально-политических и иных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Самооценка основывается на сложившихся в казахстанском обществе представлениях о духовных, физических, нравственных и социально-политических качеств казахстанцев. Следовательно, достоинство - неотъемлемое свойство казахстанца, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие его люди воспринимают и оценивают его личность, индивидуальность.

236

В связи с этим следует сказать, что неразрывно с честью и достоинством казахстанца стоит и такое понятие, как его репутация. Репутация казахстанца зависит от него самого, так как формируются на основе его поведения, действия. Она может быть положительной или отрицательной и со временем меняется, так как базируется на конкретной информации и фактах. Во Всеобщей Декларации прав человека понятие «доброе имя» тождественно понятию «репутация», при этом имеется в виду именно положительная репутация. В связи с этим мне представляется, что в Конституции Республики Казахстан специально надо употребить понятие «доброе имя» как более широкое и в то же время конкретное по своему содержанию, чем понятия «деловая репутация» или «репутация». Это явилось бы результатом специфики и богатство русско-казахского языка в системе правовой культуры. Доброе имя - это отражение устойчивой положительной оценки деловых и иных качеств казахстанца в общественном сознании.

Общественно-политическая оценка поведения, действия личности, индивида очень велика для каждого члена казахстанского общества, поэтому она должна быть достаточно объективной, учитывающей все стороны анализируемых ситуаций [5, с. 136-140]. На практике в Казахстане во внимание принимается позиция казахстанца не только по вопросам общественно-политической жизни, но и по различным моментам частной жизни. Известно, что даже предпринимательской деятельности в Казахстане при выборе контрагентов предпочтение отдается лицам, состоящим в браке, как более благонадежным.

Сегодня в Казахстане в связи со стремительным развитием средств телекоммуникаций и возрастанием роли СМИ стало актуальным развитие института судебной и политической зашиты чести, достоинства и деловой репутации в контексте правовой культуры от посягательств на них. Раздел II, ст. 13 Конституции Республики Казахстан говорит о том, что каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод [3, с. 8]. Реальная правовая, социально-политическая защита чести и доброго имени граждан предусмотрена, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права Республики Казахстан. При этом гражданско-правовой и уголовно-правовой способы Республики представляют неодинаковый объем защиты. Первый способ позволяет защитить граждан от распространения порочащих и не соответствующих действительности сведений, фактов. А при втором способе возможна ответственность и за правдивые сообщения, выраженные в оскорбительной форме, а также в случае посягательства на неприкосновенность частной жизни казахстанца.

Конституции Республики Казахстан, гарантируя политическо-правовую защиту чести и доброго имени, имеет в виду человека, то есть любое физическое лицо, независимо от возраста, пола, национальности, расы, имущественного, должностного положения и других обязательств в силу равенства прав и свобод человека [3, с. 8-9].

Следует заметить, что представляют социально-политический интерес полученные в ходе исследования статистические данные, демонстрирующие тенденции роста числа исков о защите чести, достоинства, деловой репутации к СМИ. Так, если сравнивать количество исковых заявлений, поданных в суды общей юрисдикции на территории Казахстана в 2005 году и в 2012 году, то можно увидеть, что увеличение произошло примерно в 2 раза. Результаты социально -политологического анализа судебной практики свидетельствует, в первую очередь, о правомерности и обоснованности многих заявленных исковых требований к СМИ, а также о том, что, как правило, СМИ нарушает честь и достоинство не обычных граждан, а лиц, занимающих определенное должностное положение или представляющих определенный общественный, политический интерес. Более того, несмотря на определенную экономическую, социально-политическую и правовую стабильность в Казахстане, видно, что не ослабевает интерес казахстанских граждан к

237

проблеме политическо-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации в контексте правовой культуры.

Важнейшей задачей правового государство и правовой культуры в Казахстане должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права или возмещение причиненного вреда как политического вопроса и как совершенствование правовой культуры. Например, только по результатом одной проверки из 15 тысяч, проведенных в 2014 году в сфере надзора за законностью деятельности государственных органов, прокуратура Республики Казахстан восстановила нарушенные права более 120 тысяч инвалидов и стариков, и сирот, находящихся в домах престарелых и детдомах. Ежегодно по протестам прокуроров Казахстана отменяется порядка 20 тысяч незаконных актов [2], принимаемых на разных уровнях власти, нередко в ущерб законным интересам неограниченного круга лиц. Следует обратить внимание, что в силу актуальности в настоящее время политическо-правовой защиты чести и доброго имени в Казахстане, очевидна целесообразность принятия специального республиканского закона, раскрывающего основные понятия, конкретизирующего право на защиту этих ценностей в контексте совершенствования правовой культуры населения. Это продиктовано не только социально-политическими обстоятельствами, но и вызвано тем, что действующее законодательство Республики Казахстан охраняет честь и достоинство казахстанца не в полном объеме, фрагментарно регулирует отдельные явления посягательств и ущемления чести и достоинства гражданина в политической системе общества. Кроме того, по нашему мнению, в ст. 9 ГПК РК необходимо внести изменения, которые позволили бы гражданско-правовым способом защитить доброе имя физического лица как важнейшего фактора совершенствования правовой культуры. А раздел I, ст. 13 УПК РК предлагается нами дополнить следующим образом: «3. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, прочащих достоинство, честь или доброе имя другого лица, подлежит уголовной ответственности».

Следует сказать, что провозглашение политическо-правовой защиты чести и достоинства казахстанца не означает, что этими защитами казахстанец пользуется; политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца не могут быть реализованы путем их провозглашения, политическим лозунгом, а также путем агитации, просвещения и образования. Они обретают реальное содержание, и форма правовой культуры, если обеспечиваются, гарантируются государственными органами в конкретных учреждениях, селах, аулах, районах, областях Казахстана [1, с. 182-184, 187-188] и других странах мира. Насколько это обеспечивается в Казахстане и странах мирового сообщества, в том числе и в тех, лидеры которых громче других кричат о правах и свободах, чести и достоинстве человека, можно понять, в частности, на таких примерах. В развитых странах Запада примерно каждый из 12 трудоспособных человек является безработным; а в Центральной Азии около 30 % населения безработные; в развивающихся странах Азии и Африки значительная часть населения голодает; американки за равный труд получают значительно меньше, чем американцы; более 40 лет Израиль оккупирует Арабские земли, а Ирак находится под оккупацией США и т. д.

Надо заметить тот факт, что права и свобода, честь и достоинства человека в современном Казахстане и мире обеспечиваются далеко не в полном объеме [6, с. 60-70], это не означает, что они не подвержены прогрессу и развитию. По мере исторического развития общества политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца, человека расширяется, наполняется новым содержанием, и совершенствуется правовая культура населения.

В заключение, можно сделать вывод, что одной из политологических, правовых проблем, затрагивающих Казахстан, мировое сообщество в целом, является проблема политическо-правовой защиты чести и достоинства человека как осуществление научной государственной политики и совершенствование правовой культуры. Это

238

проблема приобрела особую актуальность в XXI веке. Политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца - это результат научной государственной политики, достижение казахстанского права и политическо-правовой культуры многонационального, многоконфессионального казахстанского народа.

Литература

1. Абсаттаров Р. Б. Правовая культура: характеристики и специфика (на примере совершенного Казахстана) // Вестник РУДН. Серия Социология. Москва, 2014. № 2. С. 181-189.

2. Ана тш. 2015 ж. 15 наурыз.

3. Конституция Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2008. 56 с.

4. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009 г. 27 августа.

5. Sozialphilosophische, politische und rechtliche aspekte der modemisierung kasachstans. Berlin: Verlag dr. Koster, 2012. 164 s.

6. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. Berlin: Verlag Dr. Koster, 2013. 246 s.

Особенности становления формы правления в Казахстане и Кыргызстане Сайтбеков А. М.

Сайтбеков Айдар Муталикович /Sajtbekov Ajdar Mutalikovich - кандидат юридических наук, кафедра административного права,

Карагандинская академия МВД имени Баримбека Бейсенова, заместитель начальника, полковник полиции,

Центр по исследованию проблем административной деятельности и управления ОВД, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются особенности становления формы

правления в Казахстане и Кыргызстане. Особое внимание уделяется анализу политико-правовых основ формы государства в данных постсоветских республиках. Abstract: the article considers the features offormation of government in Kazakhstan and Kyrgyzstan. Particular attention is paid to the analysis of political and legal foundations of the state form in these former Soviet republics.

Ключевые слова: Казахстан, Кыргызстан, политический режим, форма

государства, форма правления.

Keywords: Kazakhstan, Kyrgyzstan, the political regime, form of government, form of government.

Споры о наилучшей форме правления или об эффективной системе правления, как показывает анализ, все еще продолжаются. Так, с точки зрения одних, наиболее эффективной считается система, где правительство во главе с премьером, назначаемое и контролируемое парламентом, функционирует самостоятельно [1, с.85], по мнению же других, такая система, предполагающая существование и президента, и премьер-министра, неизбежно ведет к проблеме соотношения компетенций данных органов [2, с. 10].

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.