Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правовой политики и правовой культуры: политологические аспекты'

Некоторые вопросы правовой политики и правовой культуры: политологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКА / POLICY / КУЛЬТУРА / CULTURE / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ВЛАСТЬ / POWER / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДА / FREEDOM / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / POLICY OF LAW / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абсаттаров Галымжан Раушанбекович

В статье рассматриваются вопросы правовой политики и правовой культуры, которые в политической науке Казахстана еще не изучены. Правовая политика Республики Казахстан это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического, тактического характера, то есть такие идеи, доктрины, которые определяют правовую культуру и направления развития казахстанского общества. При этом правовая культура казахстанцев отражает идейно-правовое состояние казахстанского общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к закону. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правовой политики и правовой культуры: политологические аспекты»

4. Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода. Алматы: Жет жаргы, 1995. 240 с.

5. Алияров Е. К., Аюпова З. К. Совершенствование правовой системы Республики Казахстан и вклад академика С. С. Сартаева в становление правового государства. Алматы: Экономика, 2016. 264 с.

Some questions of legal policy and legal culture: politological aspects

Absattarov G.

Некоторые вопросы правовой политики и правовой культуры: политологические аспекты Абсаттаров Г. Р.

Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan - кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правовой политики и правовой культуры, которые в политической науке Казахстана еще не изучены. Правовая политика Республики Казахстан - это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического, тактического характера, то есть такие идеи, доктрины, которые определяют правовую культуру и направления развития казахстанского общества. При этом правовая культура казахстанцев отражает идейно-правовое состояние казахстанского общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к закону. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионному вопросу.

Abstract: in article are considered the questions of policy of law and legal culture which in political science of Kazakhstan aren't studied yet. Policy of law of the Republic of Kazakhstan is activities which cornerstone the unity of policy and the right, conceptually arranged political and legal ideas of strategic, tactical nature, that is such ideas, doctrines which determine legal culture and the directions of development of the Kazakhstan society are. At the same time, the legal culture of Kazakhstan citizens reflects an ideological and legal condition of the Kazakhstan society in a certain historical stage, characterizes the level of sense of justice, knowledge of the right, respect for the law. At the same time, in article is paid the attention to a debatable question too.

Ключевые слова: право, политика, культура, закон, стабильность, справедливость, власть, государство, общество, индивид, права, свобода, правовая политика, правовая культура, поведение.

Keywords: right, policy, culture, law, stability, justice, power, state, society, individual, rights, freedom, policy of law, legal culture, behavior.

Прежде всего, следует сказать, что проблемы правовой политики и правовой культуры еще недостаточно изучены в политической науке. Естественно, в одной статье невозможно охватить все вопросы этой проблемы. Поэтому, мы рассмотрим на конкретных материалах Казахстана политологические аспекты некоторых вопросов правовой политики и правовой культуры.

Произошедшие в конце XX века в Казахстане коренные изменения в политической, экономической, социальной, правовой, духовной и других сферах, принятие курса на построение правового, социального государства предопределили

вывод о том, что в новых условиях любой вид государственной политики должен быть правовым. Одновременно пришло понимание того, что, кроме конкретных видов политики должна быть сформирована единая общенациональная правовая политика как надежное и эффективное средство, опираясь на которое можно было бы осуществить намеченные преобразования, модернизации. В этой связи, чтобы понять и осмыслить роль данной политики в общественно-политической жизни общества, необходимо изучение теоретико-политологических аспектов и выявление возможностей ее формирования и функционирования в новых казахстанских реалиях.

К наиболее значимым теоретическим вопросам, касающимся политологического исследования правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: понимание политики как родовой основы формирования правовой политики и правовой культуры; выяснение закономерностей функционирования права как главного условия и сущностной основы формирования научно обоснованной правовой политики и правовой культуры; рассмотрение механизма взаимодействия политики и права, их взаимопроникновения друг в друга и под новым углом зрения выявление политического содержания права, правовой культуры и правового содержания политики; научно-политологический анализ роли правовой политики как стратегии и тактики становления и развития правовой культуры, правового государства и гражданского общества; обеспечения прав и свобод граждан, защита чести и достоинства человека, усиления их гарантий, фактора политической стабильности и объединяющей роли всех слоев казахстанского общества, связующей нити между центром и областями.

Правовая политика и правовая культура Республики Казахстан своим происхождением обязаны сначала в целом политике. В своем отличии, например, от философии, устремленной к абстрактному, политика погружена в конкретные, повседневные проблемы земного существования. Поэтому она как вид целенаправленной деятельности социально-политического управления особо нуждается в праве, правовой культуре, без которых ее эффективное функционирование в современных условиях практически невозможно. Существование подобной связи права, правовой культуры с политикой в Казахстане есть важное условие, благодаря которому предоставляется возможность осмыслить практику, в ходе которой проявляются характерные черты казахстанской правовой политики (в том числе и правовой культуры) и открываются ее новые возможности.

Между тем, как подтверждает казахстанская и евразийская практика, сама политика по своей природе настойчиво стремится к нормативному оформлению политических решений, заботясь о том, чтобы наиболее важные из них становилось правовыми, правопорядками и выражались в законах, договорах, конституции и других установлениях государства.

В связи с этим следует сказать, что правовая политика Республики Казахстан как ключевое понятие политической науки есть особая форма познающего мышления и представляет собой содержательный, предметный образ, воспроизводящий в мышлении объективную суть тех или иных политико-правовых явлений и процессов, тенденций правовой культуры.

Основные параметры правовой политики и правовой культуры в казахстанском обществе задаются фундаментальными характеристиками общей политики и политической власти. При этом, например, не будет преувеличением сказать, что казахстанская правовая политика - это явление уникальное, политическое. Его исключительность, политичность состоит в том, что оно одновременно принадлежит как праву, так и политике, которые переплетены друг с другом. В итоге этой взаимосвязи и взаимопроникновения возник такой феномен как правовая политика Республики Казахстан. Казахстанская правовая политика выражает по существу общественно-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества и в этом своем качестве такая оценка выступает как общетеоретическая

характеристика правовой политики страны. И еще. Правовая политика Казахстана по существу выступает выражением, отражением сущности содержания и функций правовой культуры, правового государства в стране [1].

Правовая политика Республики Казахстан - это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического, тактического характера, то есть такие идеи, доктрины, которые определяют правовую культуру и направления развития казахстанского общества.

Правовая политика и правовая культура Республики Казахстан разрабатываются, осуществляются на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую систему казахстанского общества, и получают концентрированное выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно -правовых актах республики, а также в других официальных политико-правовых документах. Правая политика и правовая культура Республики Казахстан - это деятельность политических субъектов: государства, политических партий, общественных организаций и движений, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации правовых идей стратегического характера. При этом надо знать сущностные принципы правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан.

Принципы правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан есть то, на чем основаны формирование и динамика ее действия, что позволяет опредлить политическую природу правовой политики и правовой культуры как таковую. Общеполитологические принципы, вытекающие в идеале из требований правовой политики и правовой культуры республики, можно подразделить на нравственные и организационные.

Общей характеристике политических принципов правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан служит то важное обстоятельство, что принципы позитивного права должны исходить из принципов правовой политики и правовой культуры страны, но при этом они конкретизируют и детализируют их, насыщают последние политико-правовой материей.

Сегодня повышенное внимание ученых к изучению правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан обусловлено процессом политизации всех сфер общественной жизни, а также неукоснительным соблюдением правил, норм и требований, предъявляемых достигнутым уровнем развития казахстанского общества и преодолением недостаточных гражданской зрелости и дисциплинированности части казахстанских людей.

Следует сказать, что основой формирования правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан является Конституция нашей страны [2].

Развитие казахстанского общества по пути демократических преобразований ставит перед государством задачу - сформировать и провести в жизнь «новую» правовую политику (в том числе и правовую культуру), которая бы по форме и содержанию принципиально отличалась от прежней, так называемой советской правовой, но с расплывчатой содержательной характеристикой, и не имевшей своего в достаточной мере обоснованного статуса в стране.

Определить особенности и необходимость формирования новой правовой политики (в том числе и правовой культуры) в современном Казахстане - значит понять всю сложность и глубину данной проблемы, осмыслить и осознать принципиально иное предназначение этого феномена в изменившихся условиях.

Суть нового подхода состоит в том, чтобы правовая политика (в том числе и правовая культура) Республики Казахстан стала по-настоящему правовой и заслуженно заняла свое место в обществе как элемент деятельности правового государства, чтобы она воспринималась, как единая общенациональная политика, как непосредственно в правовой, политической сфере, так и посредством действия права,

чтобы она одновременно была и стратегией и тактикой не только политико -правового регулирования, но и правового, политического, экономического и социального развития страны и формирования казахстанской правовой культурыХХ1 века.

Очевидно, правовая культура Казахстана представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социально-политических связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочения правопорядка и законности.

Надо отметить, что правовая культура Казахстана отражает идейно-правовое состояние казахстанского общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к законам.

Правовая культура Казахстана, таким образом, выражает по существу социально -политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как политологическая характеристика правовой культуры страны. При этом правовая культура Казахстана по существу выступает выражением, отражением как сущности содержания и функций правового государства, так и результатом осуществления казахстанской правовой политики [3], в основе чего лежит воспитание правовой культуры населения.

Воспитание правовой культуры населения Казахстана осуществляется определенными политологическими средствами. Политологическими средствами воспитания правовой культуры являются печатная и устная пропаганда, радио- и телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т. д., т. п.

Изучение политологических проблем правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан в условиях обновления, реформировании, модернизации общества позволяет нам внести ряд практических рекомендаций и предложений по совершенствованию правовой политики и укреплению правовой культуры в стране.

Во-первых, казахстанской интеллигенции, элите, юристам необходимо знать правовую жизнь многонационального, многоконфессионального казахстанского народа, быть активным проводником в жизнь научной правовой политики, правовой культуры и дальнейшего развития справедливости, законности, права и свободы гражданина, человека. Решение этой проблемы требует дальнейшего поиска новых подходов в развитии правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан.

Во-вторых, представляется необходимым создание научно-исследовательского Центра правовой политики и правовой культуры при Президенте РК и издание журнала «Правовая жизнь Казахстана», где изучались бы проблемы правовой политики, правового сознания, правовой культуры населения, прав и свободы человека, правового государства, гражданского общества и т.д.

В-третьих, настало время создания истории правовой политики и правовой культуры Казахстана, где должны быть объективно отражены периоды: до присоединения Казахстана к России и после присоединения, социализма, независимости РК.

В-четвертых, необходимо исследовать влияние правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан на формирование гражданского общества в нашей стране. Для этого нужно создать нормативно-правовую базу гражданского общества в Казахстане. По нашему представлению, важным шагом в построении гражданского общества в нашей стране должно стать нормативное закрепление этой цели в качестве части общегосударственной политики. Необходимость такого действия вызывается тем, что в Конституции РК не закреплено понятие «гражданское общество». Чтобы восполнить этот пробел, представляется целесообразным внести соответствующее дополнение в Конституцию РК. Вместе с тем, есть все основания к тому, чтобы рекомендовать, подготовить и принять Указ Президента РК «О правовой политике и о

правовой культуре в сфере формирования гражданского общества в Казахстане», в котором можно было бы предусмотреть комплекс мер в различных сферах общественно-политической жизни.

В-пятых, в силу политической актуальности в настоящее время защиты чести, достоинства и доброго имени, очевидна целесообразность принятия специального республиканского закона, раскрывающего основные понятия, конкретизирующего право на защиту этих ценностей. Это продиктовано не только социально -политическими обстоятельствами, но и вызвано тем, что, действующее законодательство Республики Казахстан охраняет честь и достоинство не в полном объеме, фрагментарно регулирует отдельные проявления посягательств и ущемления чести и достоинства казахстанца.

В-шестых, настала необходимость преодолеть препятствия на пути конституционности, развития правовой политики государства, формирования правовой культуры населения и правового государства в Казахстане. Для этого необходимо, на наш взгляд, во-первых, обеспечить верховенство Закона, без которого невозможны ни конституционность, ни правовая политика, ни правовое государство, ни высокий уровень правовой культуры; во-вторых, привести право в соответствие с Конституцией Республики Казахстан, оно должно отличаться совершенством, исключать пробелы и перекосы; в-третьих, перечень прав и свобод человека и гражданина, провозглашаемых Конституцией Республики Казахстан, должен быть наполнен адекватным содержанием; в-четвертых, принцип разделения властей должен трансформироваться из лозунга в неукоснительно соблюдаемую реальность; в-пятых, каждому факту нарушения Конституции Республики Казахстан надлежит давать неотвратимую правовую, политическую оценку; в-шестых, надо установить конкретные виды реальной ответственности за нарушение Конституции Республики Казахстан, невзирая на лица.

В-седьмых, в целях оптимизации электоральной политики Республики Казахстан в системе правовой политики можно внести следующие предложения. Во-первых, к существующим цензам гражданства и возрастному цензу следовало бы добавить -оседлость и образовательный уровень Депутата Мажилиса. Это не может служить ограничением права быть избранным, а станет дополнительным требованием к тем, кто претендует на высокие посты в государстве, субъекте РК или в муниципальном образовании. По нашему мнению, требования к качественному уровню власти следует формировать уже в избирательном законодательстве. К сожалению, пока в Казахстане доминирует легковесное отношение к претендентам на власть.

Во-вторых, в целях борьбы с «административным ресурсом» необходимо запретить вносить акимов и их заместителей в списки кандидатов избирательных объединений или блоков. Дело в том, что эти должностные лица, идущие на выборах в законодательные органы власти первыми в списках, выступают в роли локомотивов, толкающих своей популярностью соответствующее избирательное объединение к победе.

В-третьих, в Уголовном кодексе РК должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификации во время выборов, в каких бы формах они не осуществлялись, есть ни что иное, как тяжкое преступление перед обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти». Подобные действия по своей сути являются антиконституционными и подлежат уголовному наказанию и политической оценке.

В заключение можно сказать, что предлагаемые соображения, рекомендации и предложения носят, возможно, дискуссионный характер, но важно обратить на них внимание политологов, философов, социологов и правоведов при формировании и выработке правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан. Сегодня ждут углубленного исследования следующие политологические проблемы: место и роль правовой политики в политической

системе общества и в системе общегосударственной политики; взаимодействие политики и права в Казахстане; соотношение правового сознания с политическим, нравственным сознанием; формирование правовой культуры в системе гражданского общества; политико -правовые противоречия и механизмы их решения; критерии зрелости правового государства и др. Глубокое изучение этих и других политологических проблем позволит решать вопросы правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан.

Сегодня перед нашим государством и обществом стоит задача выхода на новый уровень развития правовой политики и правовой культуры через системную модернизацию и реформирование политической и правовой системы страны [4]. На сегодняшний день важно, чтобы решение назревших политологических проблем правовой политики и правовой культуры населения Республики Казахстан в целом способствовало объединению и сплочению многонационального, многоконфессионального казахстанского народа в дружную семью, в демократическое и правовое, сильное и стабильное общество.

Литература

1. Концепция правовой политики Республики Казахтсан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда, 27 августа 2009.

2. Конституция Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2008. С. 4-15.

3. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. Berlin: Verlag Dr. Köster, 2013. S. 59-70.

4. Алияров Е. К., Аюпова З. К. Совершенствование правовой системы Республики Казахстан и вклад академика С. С.Сартаева в становление правового государства. Алматы: Экономика, 2016. С. 56-77. С. 119-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.