The essence of legal consciousness of population of Kazakhstan: systemic-political characteristic Absattarov G.
Сущность правового сознания населения Казахстана: системно-политическая характеристика Абсаттаров Г. Р.
Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan — кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-филососфских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотоция: в статье рассматриваются вопросы системно-политологической характеристики сущности правового сознания населения Казахстана, которые в политической науке еще не изучены. Правовое сознание населения Казахстана - это сфера общественного, группового или индивидуального сознания казахстанцев, совокупность их идей, представлений и взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы, отражающих отношение казахстанцев к действующей или желаемой правовой действительности. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Abstract: the article addresses the issues of systemic political features of legal consciousness of the population of Kazakhstan, which political science has not yet been studied. The legal consciousness of the population of Kazakhstan is a public, group or individual consciousness of Kazakhstan citizens, the set of ideas, perceptions and views on existing law and on existing legal provisions, reflecting the attitude of Kazakhstan citizens to the current or desired legal reality. However, article also focuses on the discussion questions.
Ключевые слова: право, политика, государство, сознание, поведение, закон, права, преступление, норма, правила, акт, система, характеристика, гуманизм, правовая политика, правовое сознание, правовая культура, антиобщественное явление, общество, личность, человек.
Keywords: law, politics, state, consciousness, behavior, law, rights, freedom, crime, rate, rule, act, system, feature, humanism, legal policy, legal consciousness, legal culture, anti-social phenomenon, society, personality, people.
УДК 340.114.5(574)
Правовое сознание населения Казахстана - это стержень, часть правовой политики страны, которое представляет собой сложный, многоаспектный и не изученный объект политологического исследования.
Демократическое, правовое, социальное государство в Казахстане предполагает высокую сознательность народа. В казахстанском обществе получают разностороннее развитие все черты и стороны правового сознания граждан: обогащается его природа; укрепляется социальная база; его структурные элементы все более наполняются новым, нравственно-политическим содержанием; возрастает значение правового сознания, как и всей политическо-правовой идеологии в жизни общества.
Казахстанское государство и общественные организации уделяют большое внимание дальнейшему укреплению законности и правопорядка, улучшению правовой работы в стране. Одно из главных средств укрепления законности мы видим в формировании у каждого казахстанского человека высокоразвитого правового сознания и чувства гражданского долга, в улучшении всей системы правового воспитания населения.
При этом следует подчеркнуть, что правовое сознание населения Казахстана опирается на прочный фундамент научного мировоззрения [1].
Современное научное мировоззрение являет собой целостную систему взглядов и убеждений, представлений об обьективном мире, выработанных на основе прогрессивной теории и важнейших выводов из передовой практики народов. Это система взглядов, «оказывающая существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека» [2, с. 562], имеет значение руководящих принципов как для отдельного казахстанца, так и для казахстанского общества.
Научное мировоззрение населения Казахстана - это целостное явление, где философские, естественнонаучные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические знания и представления находятся в единстве, определяя такие стороны мировоззрения, как его социально-политическая идейность, глубокая научность, творческий характер, исторический оптимизм, гуманизм и т. д.
Важно различать общественное мировоззрение и мировоззрение личности казахстанца. Единые по своей сущности, они различаются по их носителям, а также по путям формирования. Мировоззрение личности казахстанца как часть ее духовного мира формируется путем усвоения общественного
мировоззрения под сильным влиянием непосредственных условий жизни данного индивида. Оно вплетено в переживания, настроения казахстанских людей.
Казахстанский человек не выбирает себе родителей, социальную или национальную, или расовую принадлежность. Он застает при рождении не только сложившуюся систему общественно-политических отношений, но и окружающую его микросреду. Порой это формирует в мировоззрении личности казахстанца не только истинные взгляды, но и заблуждения, порождает определенную узость кругозора. Формирование же научного мировоззрения личности казахстанца предполагает наиболее полную интериоризацию общественного мировоззрения.
Формирование научного мировоззрения личности казахстанца, и правового сознания в частности, представляет собой сложный процесс. Так, правовое сознание казахстанца основывается на политическом, нравственном сознании. Сущность политического, нравственного сознания состоит в последовательном научном осознании казахстанскими людьми политических, нравственных отношений казахстанского общества и выработке определенной жизненной позиции, способствующей прогрессивному преобразованию этих отношений. Не может быть законопослушного казахстанца нравственно-политически нейтрального, ибо он всегда вовлечен в политическую, нравственную систему казахстанского общества и на определенном этапе своего развития обязан осознавать политику и мораль. Именно благодаря идейно-политическому, нравственному становлению казахстанца у него складываются прочные убеждения в истинности общечеловеческих идеалов. Но и пробелы в политическом, нравственном самообразовании наносят ощутимый урон правовому сознанию казахстанского человека [3, с. 132].
Научное мировоззрение и правовое сознание населения Казахстана неотрывны и от истинного гуманизма. Казахстанский гуманизм в его научной форме есть комплекс знаний и представлений о значении человека как свободного, творческого, политического субъекта истории, о его месте и роли в практически-материальной, политической, познавательной, художественной и других сферах деятельности.
Гуманистические идеалы, реализуемые в практике казахстанского общества, становятся источником правовых идей и чувств. Содержание социально-политических и правовых процессов, происходящих в казахстанском обществе, имеет ярко выраженный гуманистический характер.
Гуманизм казахстанского общества находит выражение также в развитии правовой демократии. Свидетельство тому - все более широкое привлечение казахстанцев к управлению государством и формированию правовой культуры, дальнейшее совершенствование политической, социальной и культурной среды, которая и выступает объектом для правового сознания населения. Правовое сознание казахстанцев, зиждущееся на научном мировоззрении, не может не иметь оптимистического характера. Одна лишь идея о роли права в историческом процессе, если она прошла через сердце и ум личности казахстанца, способна освятить для нее смысл жизни, а идея о неодолимости правового прогресса человечества порождает в казахстанском человеке прочную уверенность в завтрашнем дне.
В связи с этим следует заметить, что важной составляющей научного мировоззрения и правового сознания казахстанского народа являются также философские, эстетические, патриотические взгляды и убеждения.
Взаимосвязь правового сознания с различными компонентами научного мировоззрения (политическое, патриотическое, нравственное сознание, гуманизм, оптимизм, философские и эстетические взгляды, идейные убеждения) означает, что задача формирования правового сознания казахстанцев не может решаться как совершенно самостоятельная. И только на прочном фундаменте научного мировоззрения может сформироваться совокупность устойчивых социально-политических, правовых качеств, характеризующих правовое сознание казахстанского населения.
В связи с этим следует отметить, что характеризующие правовое сознание реалистическое мировосприятие - это целостное мировосприятие казахстанского «человека, постигающего, осмысливающего, переживающего мир во всей его глубине, противоречивости, многомерности...» [4, с. 117-118].
Правовое сознание в казахстанском обществе характеризуется и тем социально-политическим единством, которое присуще всему общественному сознанию народу Казахстана в целом. При демократизме политическо-правовая идеология Казахстана постепенно становится достоянием всего народа, основой правового сознания всех социальных групп и слоев казахстанского общества.
Из признания социального единства правового сознания казахстанского народа при существовании различий в уровнях и степени усвоения правового сознания массами вытекают важные идейно-организационные выводы о путях дальнейшего формирования и развития правового сознания в условиях модернизации общества. В настоящее время идейно-воспитательная работа Казахстана сосредоточена на закреплении главных, решающих идей правового сознания, в основном уже овладевших массами, но еще не ставших социально-психологическим мотивом поведения каждого казахстанского человека; на разработке конкретных требований казахстанского права и правового
сознания, отвечающих новым потребностям и задачам казахстанского общества и повышении на этой основе уровня правовой культуры в повседневной жизни казахстанских людей: от руководителей до рядовых работников.
В казахстанском обществе государство и общественные организации ведут решительную борьбу с любыми нарушениями правопорядка и законности и, прежде всего, с преступностью [5, с. 4-5]. В результате этого в нашей стране ликвидирована профессиональная преступность, неуклонно снижается кривая наиболее опасных преступлений. Однако не все граждане понимают правильно то, что линия нашего государства направлена не только на искоренение преступности (в этом солидарны самые широкие круги казахстанских людей), но и иных нарушений правопорядка. Укрепление законности в казахстанском обществе предполагает решительную борьбу за повышение организованности и ответственности каждого члена нашего общества на всех уровнях: от рядовых граждан до руководителей; во всех сферах жизни: в области управления, хозяйственной деятельности, в сфере социально-культурного обслуживания населения, в сфере общественного порядка и казахстанского быта. При этом следует сказать, что преступность, любые формы антиобщественного поведения - это социальное, политическое зло, бороться с ним следует повседневно, бороться твердо и решительно.
Вместе с тем, наряду с усилением борьбы с некоторыми злостными правонарушениями, главная забота проявляется у нас о профилактике правонарушений, о воспитании казахстанских людей в духе уважения к законам и правилам казахстанского общежития.
Сила политико-право-воспитательного воздействия должна проявить себя, прежде всего, там, где еще сохраняется известное пренебрежение к требованиям закона, снисходительность или невнимание к тем нарушениям общественного порядка, экономических связей и производственной дисциплины, которые кажутся отдельным работникам либо «оправданными» местными условиями, либо «не стоящими внимания».
Между тем за такими мелкими правонарушениями стоит в общей совокупности весьма большой материальный и моральный ущерб для казахстанского общества, снижение богатых возможностей развития современного производства и культуры страны, а многие из них перерастают в более опасные правонарушения, в преступления, приносящие крупный вред нашему обществу.
Подробный политологический анализ борьбы с правонарушениями может быть дан в специальной работе. Здесь лишь необходимо подчеркнуть, что факты противоправного поведения в целом и преступности в особенности свидетельствуют о том, что в казахстанском обществе еще не изжиты социально-правовые взгляды антиобщественного характера, противостоящие казахстанскому правовому сознанию. Эти взгляды довольно различны по своим идейно-психологическим основам, однако все они (хотя в неодинаковой степени и по разным линиям) расходятся с правовым сознанием казахстанцев, требующим не только закрепления в законах интересов людей и общества, строящего демократическое, правовое общества, но и безусловного соблюдения законов казахстанского государства.
Укрепление правового сознания казахстанского населения способствует разными путями искоренению антиобщественных правовых взглядов. В борьбе с ними и состоит одна из основных задач правовой политики и правовой культуры населения в казахстанском обществе.
Выполнение задач искоренения антиобщественных явлений, наряду с всемерным повышением уровня правового сознания и правовой культуры населения, приведет постепенно к такому положению, когда правопорядок будет соблюдаться каждым членом казахстанского общества добровольно, по внутреннему убеждению. Это явится важным условием перехода к гражданскому обществу, предполагающему значительный рост саморегуляция поведения казахстанцев в обществе.
Следует подчеркнуть, что воистину огромна роль организационно-воспитательной функции правового сознания на всех этапах развития нашего государства и во всех сферах казахстанской действительности. Как удивительно доказала наша современная история, казахстанские законы и в целом система казахстанского права в переходный период к демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу являются наиболее эффективным орудием защиты казахстанских завоеваний, борьба против коррупции и антиобщественных явлений и т. д.
В казахстанском правовом сознании воплощены и политические идеи народа. Само казахстанское право является особой специфической государственной формой проведения политики Республики Казахстан, отвечающей коренным интересам многонационального, многоконфессионального казахстанского народа. Не отрыв права от политики, не противопоставление абстрактных «юридических» норм политическим требованиям, а, наоборот, воплощение в жизнь единства политических и правовых положений программы казахстанского государства и общественных организаций - вот то главное, что свойственно казахстанскому правовому сознанию и казахстанскому праву.
В связи с этим надо сказать, что казахстанское право создается для казахстанского человека и защищает его «человеческие интересы. Человек защищается от посягательства на личную неприкосновенность, свободу, честь и достоинство человека, неприкосновенность личной жизни,
неприкосновенность имущества. Эти положения были возведены в закон жизни, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Для обеспечения строгого соблюдения данного принципа были актуализированы воспитание, формирование правового сознания» [6, с. 135].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовое сознание населения Казахстана - это сфера общественного, группового или индивидуального сознания казахстанцев, совокупность их идей, представлений и взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы, отражающих отношение казахстанцев к действующей или желаемой правовой действительности. Оно не существует изолированно. Правовое сознание населения Казахстана представляет собой сложную, относительно самостоятельную, целостную, активную и развивающуюся систему и, осуществляясь на всех основных направлениях правовой политики Республики Казахстан, необходимо требует научно-комплексного подхода к его организации и к анализу его основных принципов.
Литература
1. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда, 27 августа 2009.
2. Философский словарь. Киев: А.С.К., 2006. С. 1056.
3. Абсаттаров Г. Р. Научное мировоззрение и правовое сознание: теоретико-политологический анализ // Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. 2016, № 1 (53). С. 132-135.
4. Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода. Алматы: Жет жаргы, 1995. С. 240.
5. Конституция Республики Казхастан. Астана: Елорда, 2008. С. 56.
6. Смагулова А. С. Казахское обычное право: вопросы защиты чести и достоинства // Проблемы современной науки и образования, 2016, № 3 (45). С. 133-136.