Научная статья на тему 'Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе'

Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКА / POLITICS / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / РАВНОПРАВИЕ / EQUALITY / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДА / FREEDOM / НАРОД / PEOPLE / ИДЕЯ / IDEA / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абсаттаров Галымжан Раушанбекович

В статье рассматриваются основные принципы правового сознания в казахстанском обществе, которые еще не изучены в политической науке. В статье отмечается, что основные принципы правового сознания в казахстанском обществе это стержень правовой политики Республики Казахстан, которые представляют собой сложные и неизученные вопросы политологического исследования. Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе отражают в своих содержаниях реально существующие юридические, нравственно-политические правила и нормы, регулирующие поведение казахстанцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

The basic principles of legal consciousness in the kazakhstan society

Absattarov G.

Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе

Абсаттаров Г. Р.

Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan — кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-филососфских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы правового сознания в казахстанском обществе, которые еще не изучены в политической науке. В статье отмечается, что основные принципы правового сознания в казахстанском обществе - это стержень правовой политики Республики Казахстан, которые представляют собой сложные и неизученные вопросы политологического исследования. Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе отражают в своих содержаниях реально существующие юридические, нравственно-политические правила и нормы, регулирующие поведение казахстанцев.

Abstract: the article addresses the main principles of legal consciousness of the Kazakhstan society that has not yet been studied in political science. The article notes that the basic principles of legal consciousness of the Kazakhstan society is the core of legal policy of the Republic of Kazakhstan, which are complex and unexamined issues of political studies. The basic principles of legal consciousness of the Kazakhstan society reflect in their contents really existing legal, moral and political rules and norms of behavior of Kazakhstan citizens.

Ключевые слова: право, политика, государство, общество, личность, принцип, демократия, закон, справедливость, равноправие, права, свобода, народ, идея, правовая политика, правовое сознание, правовая культура.

Keywords: law, politics, state, society, personality, principle, democracy, law, justice, equality, rights, freedom, people, idea, legal policy, legal consciousness, legal culture.

УДК 340.114.5(574)

Как показывает научный анализ социально-политической литературы, основные принципы правового сознания в казахстанском обществе еще не были предметом самостоятельного исследования в политической науке. Поэтому на материалах Казахстана политологическое исследование вопроса основных принципов правового сознания в казахском обществе в контексте правовой политики имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

Характеризуя содержание правового сознания в казахстанском обществе, следует рассмотреть его основные принципы, а также обогащение и развитие этих принципов в условиях демократического, гражданского общества.

Прежде всего следует отметить, что без знания основных принципов правового сознания в казахстанском обществе было бы весьма сложным понимание и применение законов страны. Как правило, «многообразие правовых норм порождает многообразие принципов» [1, с. 139].

В работах ряда казахстанских юристов выделяются специфические правовые принципы, характеризующие казахстанское право, правовое сознание и правовое регулирование в целом. К числу таких специфически правовых принципов относятся обычно принципы законности, справедливости, равноправия, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения, ответственности за вину. Все это представляется верным: в перечне принципов правового сознания в Казахстане должна быть отражена юридическая специфика его содержания в отношении к праву и законности, правам личности и т. п. Однако столь же правомерно и не менее важно не лишать принципы казахстанского правового сознания их социально-политической направленности, состоящей в их подчиненности интересам людей, задачам защиты политического строя и строительства гражданского общества. Без этого вряд ли можно правильно раскрыть суть и специфику политико-правовых принципов правового сознания в казахстанском обществе.

Так, правовому сознанию казахстанского народа присущ не просто принцип законности, а идея использования законности в интересах народа, строительства демократического, гражданского общества, не просто равноправие граждан, а равенство прав и обязанностей казахстанских людей при гарантированности их фактического использования для всех граждан и т. п. Иначе говоря, юридически-политическую форму, в которой выступает тот или иной правовой, политический

принцип, необходимо дополнять характеристикой содержания, отражающего закономерности демократически-политического строя, политические, экономические и социально--культурные основы организации его жизнедеятельности.

Следует сказать, что политическо-правовые принципы в Казахстане едины для всех элементов правового регулирования, правового сознания, нормы права, законности, правоотношений и т. п. В области правового сознания они выступают в виде основополагающих идей правового регулирования социально-политических отношений; в сфере права - в виде ведущих норм, закрепивших эти идеи; в сфере правоотношений и законности - в виде определенной направленности правового поведения, устоев правового положения субъектов, взаимозависимости их прав и обязанностей.

С нашей точки зрения, наиболее интересным и квалифицированным определением понятие «законность» является сформированные Е. К. Алияровым и З. К. Аюповой. Они пишут: «Законность, т. е. режим строжайшего соблюдения и исполнения государством, его должностными лицами, общественными организациями, гражданами законов и других нормативных актов, тогда становится одним из решающих принципов демократического, правового государства, когда она повернута в сторону охраны, защиты, реализации законных прав и интересов личности в условиях демократизации всех сторон общественно-политической жизни страны» [2, с. 156].

В связи с этим надо заметить, что законность в Казахстане, беспрекословное соблюдение законов предполагает, что сами законы должны быть установлены в интересах казахстанских людей, того строя, который может действительно их обеспечить, т. е. демократического, гражданского общества. И беспрекословность, незыблемость законности поведения любого казахстанца и любой казахстанской организации отнюдь не поднимают ее над этим строем. Дело состоит лишь в том, что только законодатель, т. е. в конечном счете сам казахстанский народ, вправе определять социально-политическое содержание законов. Все казахстанцы и казахстанские организации обязаны исполнять требования законов. Отсюда и вытекает всеобщность требований казахстанских законов для всех без исключения их исполнителей.

Следовательно, требование проведения в жизнь казахстанской законности является одним из наиболее общих, «генеральных» принципов правового сознания в казахстанском обществе. Но другим таким же требованием, имеющим значение общего принципа, выступает идея совершенствования правовых норм в соответствии с требованиями развития общественно-политических отношений.

И вот этот обобщающий «правовой принцип» с политическим аспектом-содержанием по своему существу и источнику правовых требований является не «специфически правовым», а соединяющим социально-политические требования к правовой форме законодательства (его систематизации, логической согласованности, публичности, четкости и единообразию терминологии и других элементов оформления правовых, политических актов) и процедуре принятия законов и иных правовых актов с требованиями социально-политического характера. Эти последние выражают стремление казахстанского народа и государства обеспечить наиболее полное соответствие закона, правовых норм вообще уровню экономического, социально-политического и культурного развития общества, потребностям его дальнейшего движения вперед, интересам и воле многонационального, многоконфессионального народа.

Следует сказать, что широкое участие казахстанцев в управлении, в выработке основ новой жизни должно сочетаться с прочной трудовой дисциплиной, строгим соблюдением законов и иных распоряжений казахстанской власти всеми без исключения гражданами и должностными лицами.

Эти идеи прочно вошли в правовое сознание населения Казахстана, они были воплощены в Конституции Республики [3, с. 4-15] и в ряде других законов еще в переходный к демократизму период. Наше государство строит свою работу по совершенствованию законодательства, исходя из принципа расширения и обогащения прав граждан.

После независимости и суверенитета Республики Казахстан одним из важнейших принципов правового сознания стало требование полного равноправия всех граждан независимо от социального положения, пола, национальности, вероисповедания или расовой принадлежности и иных социальных признаков.

Социально-политическое и научное понимание равенства лежит и в основе возможности закрепления тех различий прав и обязанностей, отдельных льгот, устанавливаемых не по социальным, а по естественным признакам (для лиц разного возраста, для женщин). Подобные льготы не нарушают равноправия в его подлинно научном понимании, так как не противоречат социальному, политическому равенству, а направлены на его упрочнение.

Правовое сознание формирует и укрепляет в гражданине Республики Казахстан ответственность, справедливость, дисциплинированность, уверенность в себе, связанную с умением ориентироваться в реальном мире, в хитросплетениях общественно-политических отношений и выбирать правомерный способ действий.

В числе принципов, в соответствии с которыми строится правовое сознание в казахстанском обществе, можно выделить и принцип единства, согласованности и преемственности правовых воздействий, который означает соблюдение единства воздействий администраций, общественных организаций и всех политико-право-воспитательных учреждений, согласованное функционирование всех подсистем правового сознания, использование всех средств политико-право-воспитательного процесса в обществе.

Согласованность политико-правового воздействия достигаются, прежде всего, единым и правильным толкованием идеальной модели правового сознания. Исключительно важно здесь проводить единую политико-правовую линию Казахстана, обобщать и распространять передовой опыт, поддержать связи между различными общностями, между государственными и общественными организациями. Необходимо помнить также, что казахстанский человек всегда уже в какой-то мере имеет правовое воспитание [4].

Следует сказать, что гармония субъекта и объекта правового сознания в казахстанском обществе обеспечивается: постоянным развитием объекта правового сознания; постоянным изучением объекта, на который предстоит воздействовать; постоянным самосовершенствованием воспитателей, чтобы между субъектом и объектом правового сознания поддерживалась «разность потенциалов» ума, эрудиции, культуры, чувств, без чего невозможно в принципе авторитетное воздействие одного человека на другого, а тем более политико-идеологического актива, которому принадлежит первостепенная роль в формировании правового сознания населения.

Взаимная согласованность подсистем правового сознания в казахстанском обществе достигается в первую очередь обеспечением тесного взаимодействия их основных функций. Наиболее прочная связь должна быть установлена между идейно-политической и нравственной подсистемами правового сознания. Функции той или другой подсистемы - формирование идейной убежденности, высоких и прочных морально-политических, правовых качеств личности казахстанца [5, с. 114-234]. В то же время идейно-политическое и нравственное сознание тесно связано с професионально-трудовым. В трудовой деятельности формируются не только професиональные, но и морально-политические, психологические, правовые качества.

Вторым требованием взаимного согласования подсистем правового сознания в казахстанском обществе является постоянное наращивание нового, исключение дублирования в этом процессе. Каждая подсистема призвана вооружить казахстанского человека преимущественно «своими» знаниями. Так, идейно-политическая подсистема правового сознания призвана довести до сердца и ума личности казахстанца основные идеи научного учения о казахстанском, международном праве; в нравственной подсистеме раскрывается сущность общественного и государственного долга, права и свободы человека и т. д.

Следующее требование - требование отбора наиболее эффективных форм и методов деятельности подсистем правового сознания в казахстанском обществе.

Принцип согласованного воздействия всех формирующих факторов означает координацию деятельности всех объектов права и политики, упорядоченное и сбалансированное функционирование внешней среды, всех подсистем, видов, форм, средств и методов формирования правового сознания населения Казахстана.

Данный принцип предполагает, во-первых, регулярное обсуждение администрацией, общественными организациями и всей общественностью целей, задач и проблем правового сознания. Эта работа должна проходить под руководством правительства, ибо динамизм развития казахстанского общества, растущие масштабы демократического строительства, наша деятельность на международной арене настоятельно требуют непрерывного повышения уровня руководства правительства развитием экономики и культуры, воспитанием людей, улучшения организаторской, правовой и политической работы в массах.

Во-вторых, этот принцип предполагает взаимное согласование функций каждого подразделения и общественной организации, определение основных средств и каналов формирования правового сознания казахстанцев, последовательности, интенсивности и направленности их деятельности. Постоянное согласование функций каждого субъекта и средств формирования правового сознания казахстанского населения осуществляется как по «горизонтали», так и по «вертикали».

В-третьих, принцип предполагает также согласование функционирования систем правового сознания с внешними факторами, системами. Особое значение в вопросах формирования правового сознания имеет согласование деятельности общественных организаций, учреждений деятельностью районных, городских и областных общественных организаций, наиболее полное использование возможностей этих организаций для формирования правового сознания население Казахстана.

В-четвертых, принцип согласованного воздействия формирующих факторов требует постоянной работы с кадрами, осуществляющими формирование, воспитание, тщательного анализа функционирования системы правового сознания в казахстанском обществе. Такой анализ предполагает

осуществление контроля за качеством проводимых мероприятий и выполнением задач формирования правового сознания, изучение его эффективности, налаживание и развитие каналов обратной связи с последующей коррекцией взаимосвязей в системе.

Следует сказать, что единство всех методов воздействий на сознание казахстанца необходимо потому, что абсолютизация одного метода обычно дает не тот результат, который ожидался. Одни методы формируют и рациональное, и эмоциональное в правовом сознании, другие -преимущественно эмоциональное. Так, метод принуждения в основном способствует торможению антиобщественных мотивов и действий. Остальные методы могут быть эффективно использованы для стимулирования правовых потребностей, мотивов и действий. Каждый метод реализуется через множество приемов. Убеждение, к примеру, может достигать цели через информирование, разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение и т. д., и т. п.

Таким образом, правовое сознание в казахстанском обществе - это не только уровень развития нормативных индивидуальных юридических актов Казахстана, это еще уровень развития всей правовой деятельности, уровень развития всего права, это право-психологический климат, правовые ценности, идеалы, традиции и обыкновения и, главное, это реальное правовые положение личности в государственно-организованном обществе, уровень ее прав и свободы поведения, гарантированных государством.

В заключение можно сделать вывод, что основные принципы правового сознания в казахстанском обществе - это стержень правовой политики Республики Казахстан, которые представляют собой сложные и неизученные вопросы политологического исследования. Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе отражают в своем содержании реально существующие юридические, нравственно-политические правила и нормы, регулирующие поведение казахстанцев. Это, в свою очередь, будет влиять на состояние и развитие правового сознания народа в системе правовой политики.

Литература

1. Смагулова А. С. Казахское обычное право: принципы и их роли в регулировании отношений в обществе // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 137-141.

2. Алияров Е. К., Аюпова З. К. Совершенствование правовой системы Республики Казахстан и вклад академика С. С. Сартаева в становлении правового государства. Алматы: Экономика, 2016. С. 264.

3. Конституция Республики Казхастан. Астана: Елорда, 2008. С. 56.

4. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда, 27 августа 2009.

5. Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода. Алматы: Жет жарты, 1995. С. 240.

The status and development of legal consciousness of the people of Kazakhstan

Absattarov G.

Состояние и развитие правового сознания народа Казахстана

Абсаттаров Г. Р.

Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan — кандидат политических наук, кафедра политологии и социально-филососфских дисциплин, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы состояния и развития правового сознания народа Казахстана, которые еще не изучены в политической науке. В статье отмечается, что состояние и развитие правового сознания народа Казахстана - это не только уровень развития нормативных и индивидуальных юридических актов Казахстана, это еще и уровень развития всей правовой деятельности, уровень развития всего права, это право -психологический, социально-политический климат, правовые ценности, идеалы, традиции и обыкновения и, главное, это реальное правовое, социально-политическое положение личности, уровень ее прав и свободы поведения, гарантированных государством.

Abstract: the article addresses the issues of status and development of legal consciousness of the people of Kazakhstan, which has not yet been studied in political science. The article notes that the state and development of legal consciousness of people of Kazakhstan is not only the level of development of the normative and individual legal acts of Kazakhstan, it is also the level of development of the entire legal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.