Приоритеты правовой культуры республики Казахстан: политологические аспекты Абсаттаров Г. Р.
Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan Raushanbekovich - кандидат
политических наук,
кафедра политологии и социально-философских дисциплин,
Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы приоритетов правовой культуры Республики Казахстан, которые в политической науке еще не изучены. В статье исследуются политологические аспекты основных приоритетов правовой культуры казахстанского общества. В статье отмечается, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для его каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политико-правового регулирования.
Abstract: the article discusses about the priorities of the legal culture of the Republic of Kazakhstan, which have not yet been studied in political science. The article investigates the political aspects of the main priorities of the legal culture of the Kazakh society. The article notes that as the priorities of the legal culture of the Republic of Kazakhstan could be recognized only sufficiently generalized guidelines that equally would be important for law and policy, legal policy and legal culture of Kazakhstan on the whole and for each single direction of the legal culture in the field ofpolitical and legal regulation.
Ключевые слова: право, политика, личность, государство, общество, правовая политика, правовая культура, приоритет, права человека, свобода, закон, власть, коррупция, выбор.
Keywords: law, police, society, person, state, legal policy, legal culture, the priority of human rights, freedom, power, corruption, choice.
УДК 32:34 (574)
Каждый из исследователей проблемы приоритетов правовой культуры общества обращает внимание на интересующие лично его грани, различные аспекты правовой культуры как социально-политического явления. Нас же интересуют, в первую очередь, политологические аспекты правовой культуры Республики Казахстан, поскольку правовая культура функционирует в обществе в тесной связи с его политической системой.
Как показывает научный анализ социально-политической литературы, приоритеты правовой культуры Республики Казахстан еще не были предметом самостоятельного исследования в политологической науке. Поэтому, на материалах Казахстана политологическое исследование приоритетов правовой культуры общества имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.
В каждом политическом документе и законе Казахстана, претендующем на то, чтобы занять достойное место в передовой политической, правовой системе, должна быть своего рода «изюминка» - одна или несколько взаимосвязанных основополагающих идей, которые придают ему особый смысл и социальнополитическое значение, дают ход решению назревшей проблемы.
А вот «изюминка» политической, правовой реформы, всей правовой культуры в Казахстане состоит в том, что в такой реформе, в такой правовой культуре должны быть приоритеты, в том числе политические.
228
Изучение нормативно-правовой базы и политических документов Казахстана показывает, что на практике нет единообразного подхода к решению вопроса о приоритетах правовой культуры. Достаточно хаотично принимаются на разных уровнях отдельные нормативно-правовые акты, которые не подчинены единому началу, объединяющей идее, никак не связаны между собой, а иногда и противоречат друг другу.
В связи с этим надо сказать, что к вопросу о приоритетах правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан следует подходить очень осторожно, тем более что взвешенный подход к принятию нормативно-правовых актов подразумевается сам собой.
Среди ученых обществоведов Казахстана нет единства мнений по поводу того, какие именно из ориентиров правовой культуры следует признать приоритетными, какие расставить акценты.
По вопросу приоритетов правовой культуры Республики Казахстан не сказала еще своего веского слова и политическая наука. Нельзя не видеть, например, того, что некоторые политологи, исследуя конкретную проблему, именно ее считают наиболее приоритетной, не замечая при этом других, не менее приоритетных. В связи с этим они предлагают соответствующий комплекс мер, касающийся только исследуемой проблемы, без ее взаимосвязи с другими приоритетами. Кроме того, ряд исследователей Казахстана предпринимает попытки бездоказательного противопоставления одного приоритета другому.
Из этого следует, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут выступать только такие ориентиры, которые в равной мере были бы важны одновременно как для политики, права, правовой политики, правовой культуры в целом, так и для любой отрасли права, для каждого вида политики, любой сферы политико-правового регулирования.
Не отрицая того, что на современном этапе развития казахстанского общества правовая политика - культура государства должна ориентироваться прежде всего на соблюдение и защиту приоритетных и неотъемлемых прав и свобод личности, представляется важным рассмотреть этот приоритет в диалектической взаимосвязи с теми процессами и явлениями, которые проистекают в Республике. Современная общественно-политическая жизнь Казахстана настолько сложна и динамична, что требует огромных усилий государства и общества по ее упорядочнению. Чтобы реально соблюдать и защищать права личности, нужно создать для этого необходимые условия, т. е. не ставить «телегу впереди лошади».
В этой связи будет вполне логичным, если рассмотреть действия правовой культуры Республики Казахстан в сфере формирования правового государства и гражданского общества в качестве наиважнейших приоритетов не как самоцель, а во имя реального обеспечения прав человека [7, с. 61-68]. Поэтому формирование правового государства и гражданского общества относится к наиболее общим политическим приоритетам казахстанской правовой культуры.
Представляется чрезвычайно важным отметить, что правовая культура нашей страны в своем потенциале имеет возможности обеспечить формирование правового государства на разработанных ею принципах, с учетом реалий казахстанской действительности. К числу наиболее важных принципов правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: легитимность государственной власти; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; высокий уровень законности; единство естественного и позитивного права.
Следует сказать, что политическая и правовая жизнь казахстанского общества настойчиво требует и того, чтобы в поле зрения правовой культуры, политики по формированию правового государства находились вопросы, касающиеся укрепления взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
229
Итак, формирование правового государства является приоритетной сферой деятельности правовой культуры и политики Республики Казахстан [4]. В достижении поставленной цели эта политика должна стремиться к тому, чтобы развивать идею правового государства, осуществлять поиск наиболее целесообразных и приемлемых форм своей деятельности в тех сферах жизни казахстанского общества, которые нуждаются в правовом воздействии с помощью ее средств. В этом смысле сильной стороной правовой культуры Республики Казахстан является то, что она по своей природе имеет возможность учитывать как в целом казахстанскую специфику, так и особенности каждого региона страны. Сегодня на первый план Казахстана выдвигается задача соединения теоретических воззрений на правовое государство с повседневной конкретной деятельностью государства и муниципальных учреждений. Поэтому центр тяжести пора перенести на практическое осуществление задач по формированию правового государства в Казахстане, не откладывая его на будущее. В противном случае подрывается вера в возможность создания такого государства. В этих целях, как нам представляются, в первую очередь необходимо создать минимум несколько условий. К ним можно отнести: развитие рыночной экономики; осуществление курса демократического развития общества; укрепление всех уровней и ветвей политической власти, совершенствование государственного механизма; выполнение социальных обязательств перед обществом; повышение уровня жизни населения; развитие духовной сферы; повышение политической, правовой культуры и политического правосознания граждан.
Названные меры по формированию правового государства в Казахстане станут необходимым условием и важной предпосылкой создания гражданского общества и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.
Из этого следует, что переход к гражданскому обществу в Казахстане обещает быть долгим и трудным. В целях придания этому процессу устойчивости и интенсивности необходима эффективная деятельность политики правовой культуры, направленной на формирование гражданского общества в Казахстане. В таком качестве эта культура может представлять собой научно-обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов при участии общественных организаций, структур по созданию необходимых условий и, в первую очередь, эффективного механизма функционирования гражданского общества в нашей стране.
К числу перспективных целей политики правовой культуры Республики Казахстан в сфере формирования гражданского общества можно отнести: обеспечение условий для свободного развития человека; развитие институтов гражданского общества; выстраивание системы правового взаимодействия личности, общества и государства. В качестве ближайших целей данной политики можно выделить: стимулирование развития социальных связей; создание правовых условий для развития экономических отношений в обществе; совершенствование законодательства об общественных объединениях, о местном самоуправлении и о средствах массовой информации; разработка политики в сфере формирования института частного права; определение приоритетов государства в идеологических отношениях общества.
В этой связи представляется важным отметить, что эволюция правового положения человека в Казахстане имеет большую историю. Знание этой истории позволяет глубже понять проблему прав и свобод человека и гражданина в современном Казахстане, которая, следуя курсом реформ, восприняла основные передовые требования, принципы мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя обязательства по соблюдению прав человека, признала, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми и обязательны для всех, в том числе и для власти, призванной гарантировать их осуществление. Казахстан признал действующие международно-правовые акты в этой области и принял декларацию прав человека и гражданина. Поэтому для современного Казахстана проблемы
230
личности являются чрезвычайно важными, актуальными. По своей природе они носят комплексный характер, поскольку одновременно выступают категориями философской, юридической, политической, социологической и др. наук. Так, современная казахстанская политология сосредоточила внимание на политических аспектах прав и свобод человека, в частности, на особенностях их реализации, гарантирования, взаимосвязей с государственно-правовыми явлениями.
Между тем, указанные проблемы нуждаются в дальнейших исследованиях. По нашему мнению, наибольшего внимания требуют политико-правовые аспекты взаимоотношений личности с государством, основанных на принципах правовой культуры. Такая позиция объясняется тем, что эффективным средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина в новых казахстанских условиях может выступить научно обоснованная, системная правовая политика, правовая культура государства.
Как видим, в современных условиях задачами и целями правовой культуры Республики Казахстан должно стать реальное обеспечение прав человека, а также утверждение солидарности и консолидации общества на основе согласования интересов всего населения страны. Однако решение этой задачи во многом зависит от возможностей установления баланса свободы и равенства как принципов, на которых основаны права человека.
Подчеркнем, что в современном Казахстане проблема свободы и равенства не только не снята, но и вошла в XXI век с теми реалиями, в пределах которых развивалось противостояние этих понятий. Так, стало очевидным, что безграничная свобода, отстранение государства от участия в воздействии на экономические процессы, обеспечивающие полную свободу рыночной экономики, породили такие формы фактического неравенства, которые нивелируют формально-юридическое равенство. Естественно, что человек, лишенный достойных условий жизни, отчужден от участия в делах государства, в экономических процессах. Все его стремления связаны с «выживанием» в условиях «жесткой конкуренции, государственного и общественного безразличия к его нуждам» [5, с. 22].
В качестве критериев ограничения свободы, обозначенных в Конституции РК и Всеобщей декларации прав человека являются интересы национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, предотвращения беспорядков и преступлений, защита здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально или обеспечения авторитета и беспристрастия правосудия. Это самые общие контуры, очерчивающие свободу, которые в законодательстве Казахстане, в частности, в конституционном, уголовном, административном, гражданском, экономическом и других отраслях его конкретизируют.
Однако как бы детально ни регулировалось законодательство Казахстана, соблюсти границы правовой, политической свободы далеко не просто. Это обстоятельство усиливает роль правовой культуры Республики Казахстан, поскольку государство должно устанавливать и контролировать ограничения, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. К сожалению, в реальной жизни такие механизмы контроля пока отсутствуют. Более того, развитие рыночных отношений далеко не всегда протекает в правовом поле. Выход за пределы права связан со злоупотреблением свободой рыночных отношений, порождает неправедное обогащение за счет той части общества, которая либо не владеет собственностью, либо владеет ею в незначительных размерах.
Между тем, признавая высокую ценность права в Казахстане как всеобщего масштаба и равной меры свободы индивида нельзя не учитывать, что общественнополитические отношения развиваются не только по правовым канонам. На них воздействуют и такие социальные регуляторы, как корпоративные нормы, мораль и др., которые способны изменять социально-политические отношения, влиять на
231
возрастание социального неравенства. И правовые средства, и политические механизмы Казахстана, используемые правовой политикой и правовой культурой, не могут приостановить эти процессы, поскольку существуют социально-психологические и экономичские факторы, которые расширяют свободу одних и вызывают чувство недовольства и отчуждения у тех, кто занимает низшие ступени в иерархии общества. Кроме того, как уже отмечалось, нельзя не видеть и негативную сторону рыночных отношений в Казахстане, когда порождается нездоровое соперничество, переходящее во вражду, жажда быстрой наживы, алчность, эгоизм и т. д. Это ведет к неблагоприятной обстановке по реализации социальноэкономических прав человека и гражданина Казахстана [6, с. 135-141].
Следует сказать, что внедренная в современном Казахстане модель рыночного общества основана на жестких стандартах, связана с борьбой за существование, конкуренцией при минимальной роли государства в социальной защите прав человека. Однако, как показывает практика, отрицание социальной роли государства неприемлемо даже для развитых государств. Тем более неприемлемо оно для казахстанского общества с учетом его специфических особенностей.
Поэтому задача правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан состоит в том, чтобы утвердить принцип социальности государства, определить правовые средства и политические механизмы, обеспечиавющие если не реальное равенство, то хотя бы достойную жизнь человеку.
В этой связи вполне отчетливо встает вопрос о деятельности политики правовой культуры Республики Казахстан по формированию системы гарантий, обеспечивающих права и свободы человека. Это выступает одной из центральных, приоритетных задач правовой культуры Республики Казахстан, ибо в реальной дейсвительности о правах человека судят, прежде всего, по степени их реализации.
Следует сказать, что система гарантий защиты прав человека в Казахстане начинается с законодательства, обоснованного правовой культурой. Поскольку для защиты нарушенного права в Казахстане необходимы доступные юридические процедуры, система юридических услуг, то правовая политика и правовая культура разрабатывают широкую систему защиты прав личности, опираясь на которую, каждый человек мог бы реализовать свои права, нести юридическую ответственность [3, с. 114-115]. Однако в реальной действительности существует расхождение между конституционными положениями и практикой их реализации. Такое положение вызывает озабоченность, поскольку оно подрывает авторитет Конституции РК, доверие к власти и уважение к суду.
Важнейшим направлением современной правовой культуры Республики Казахстан является ее деятельность по оптимизации электоральной политики и культуры, безусловное обеспечение избирательных прав человека. Поскольку последняя напрямую связана с вопросом о власти, то ее с полным основанием можно отнести к одному из политических приоритетов правовой культуры нашего государства.
Представляется важным отметить, что сегодня роль казахстанского государства по отношению к участникам избирательного процесса заключается в создании равных возможностей участия в избирательной компании. Однако в реальной действительности на электорат обрушивается большой поток информации, который избирателями в полной мере не может быть осмыслен. Вследствие этого партия, получившая по результатам парламентских выборов наибольшее количество голосов, и партия, получившая самую наименьшую поддержку, имеют по закону о выборах равное количество эфирного времени, печатной площади и т. д. В результате избиратель не может точно определиться со своими предпочтениями.
В связи с этим следует сказать, что идет сложный и долгий процесс оптимизации казахстанской избирательной системы. Однако все еще не удалось до конца сформировать консолидированную модель избирательной системы. Вызывается это обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера.
232
В целях оптимизации электоральной политики и культуры Республики Казахстан в системе правовой культуры можно внести следующие предложения. Во-первых, к существующим цензам гражданства и возрастному цензу следовало бы добавить: оседлости и образовательный уровень Депутата Мажилиса. Это не может служить ограничением права быть избранным, а станет дополнительным требованием к тем, кто претендует на высокие посты в государстве, субъекте РК или в муниципиальном образовании. По нашему мнению, требования к качественному уровню власти следует формировать уже в избирательном законодательстве. К сожалению, пока в Казахстане доминирует легковесное отношение к претендентам на власть. Например, казахстанское законодательство о государственной и муниципиальной службе запрещает устанавливать требования к уровню общего и профессионального образования лиц, занимающих должности категории «А». В то же время к их подчиненным - государственным и муниципиальным служащим подобные требования предъявляются. В этом нет ни логики, ни справедливости.
Во-вторых, в целях борьбы с «административным ресурсом» необходимо запретить вносить акимов, высокопоставленных чиновников в списки кандидатов избирательных объединений или блоков. Дело в том, что эти должностные лица, идущие на выборах в законодательные органы власти первыми в списках, выступают в роли локомотивов, толкающих своей популярностью соответствующее избирательное объединение к победе.
В-третьих, необходимо установить минимальный предел явки избирателей, при котором выборы признаются состоявшимися. Если говорить о муниципиальных образованиях, то предел явки не должен быть менее 30 процентов. При проведении же региональных и республиканских выборов явка избирателей должна быть значительно выше. Отсутствие в законодательстве порога голосующих приводит к тому, что во многих субъектах республики выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Это не может не вызвать сомнения в легитимности состоявшихся выборов.
Следует также подчеркнуть, что в принятом законе о выборах есть некоторые пробелы и противоречия, которые могут серьезно повлять на ход избирательной компании.
Вызывает сомнение и такое положение Закона, где, с одной стороны, говорится о необходимости сделать избирательные комиссии независимыми от местных властей, а с другой - сохраняется за акимами право назначать половину состава комисий субъектов РК.
По нашему мнению, в Уголовном кодексе РК должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификации во время выборов, в каких бы формах они ни осуществлялись, есть не что иное как тяжкое преступление перед народом, обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти». Подобные действия по своей сути являются антиконститционными и подлежат уголовному наказанию.
В целом, несмотря на имеющиеся недостатки, закон о выборах в своем концептуальном плане в основном отвечает требованиям электоральной политики и культуры страны. Однако, чтобы избирательная система развивалась более устойчиво, по нашему мнению, необходимо принять новый Избирательный Кодекс Республики Казахстан. Это могло бы способствовать обеспечению стабильности в обществе и развитию избирательной системы на твердой правовой основе.
Своеобразие современного этапа развития общества позволило казахстанским властям корупцию, вместе с преступлениями против личности, общества и государства, техногенными катастрофами и др. отнести: во-первых, к числу главных угроз безопасности страны, а, во-вторых, борьбу с ней - к одной из первоочередных задач государства. В этой связи чрезвычайно важную роль призвана сыграть правовая культура Республики Казахстан как особое средство при осуществлении
233
общегосударственной политики и, в первую очередь, такая ее разновидность, как антикорупционная политика, представляющая собой систему мер, где ключевую роль играет политическая воля руководства страны и регионов, направленная на борьбу с коррупцией.
Между тем, приходится с сожалением констатировать, что борьба с коррупцией и организационной преступностью, как и сама правовая политика и культура современного Казахстана, все еще не приведена в систему и отличается своей непоследовательностью. Поэтому, если искать «корни» коррупции и причины слабых и неэффективных форм и методов борьбы с ней, то следует, прежде всего, обратиться к анализу соответствующей политики государства. Так, практика убедительно подтверждает, что если политика государства проводится без надлежащего правового обеспечения, то она терпит не только неудачи, но и провалы. Из этого и вытекает необходимость более глубокого политологического исследования роли правовой культуры в области борьбы с организационной преступностью и корупцией.
Опыт последнего пятнадцатилетия наглядно подтвердил, что основным источником широкомасштабной коррупции в Казахстане является организационная преступность. В этом контексте отметим, что центральное место в составе организационной преступности занимает теневая экономика, ставшая главным звеном формирования коррупции в Казахстане [2, с. 50-54].
В связи с этими следует отметить, что в условиях реформ стали складываться высокоорганизованные сообщества в составе государственных чиновников, работников правоохранительных органов и представителей теневой экономики, в руки которых попал огромный стартовый капитал.
В связи с этим подчеркнем, что коррупция, во всех ее видах, причиняет большой ущерб государству, обществу. Более того, впервые в Казахстане она стала реальной угрозой общественной, национальной безопасности.
Важно акцентировать внимание и на том, что коррупция в Казахстане существует постольку, поскольку существует возможность чиновников распоряжаться не принадлежащими им ресурсами, в то время как государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом и государственной политикой. Коррупция начинается там и тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретные действия. К сожалению, термины «чиновник» или «администратор» ассоциируется в сознании казахстанцев с «бюрократ», «коррупционер», а не как «служащий», а тем более «наемный работник».
В интересах разработки и осуществления антикорупционной политики или же правовой культуры Республики Казахстан в сфере борьбы с коррупцией, необходимо глубокое понимание основных причин существования этого опасного для общества явления, а также способов борьбы с ним.
Важной проблемой остается наличие коррупции в казахстанских правоохранительных органах [1, с. 105-106]. Это чрезвычайно опасное явление, так как коррупция в правоохранительных органах способствует росту коррупции и в структурах власти.
Подводя итог, в заключение можно сделать вывод, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для его каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политикоправового регулирования. Сегодня важно, чтобы решение назревших проблем приоритетов правовой культуры Республики Казахстан в целом способствовало сплочению общества и социальному прогрессу, стабильности демократического, справедливого общества, которому принадлежить будущее.
234
Литература
1. Абдрашев Р. Взяточники в питонах // Мысль. 2010. № 3. С. 104-108.
2. Гора Н. «Баррикады» теневой экономики // Мысль. 2009. № 5. С. 48- 58.
3. Кирабаев Е. А. Роль и значение уполномоченного по правам человека в Казахстане в обеспечении прав человека и гражданина // Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. 2012. № 1. С. 114-115.
4. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009, 27 августа.
5. ЩевчукИ. А. Общественный прогресс. - Киев: Наукова думка, 2007. 353 с.
6. Sozialphilosophische, politische und rechtliche aspekte der modemisierung kasachstans. - Berlin: Verlag dr. Koster, 2012. 164 s.
7. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. - Berlin: Verlag Dr. Koster, 2013. 246 s.
Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца -важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ Абсаттаров Г. Р.
Абсаттаров Галымжан Раушанбекович /Absattarov Galymzhan Raushanbekovich - кандидат
политических наук,
кафедра политологии и социально-философских дисциплин,
Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы политически-правовой защиты чести и достоинства казахстанца как важнейшего фактора совершенствования правовой культуры населения республики, которые еще не изучены в политической науке. В статье исследуются политологические аспекты понятия чести, достоинства, доброго имени, репутаций в казахстанском обществе. Вместе с тем уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Abstract: the article examines the political - legal protection of honor and dignity of the citizens of Kazakhstan as an important factor of improvement of the legal culture of population that have not yet been studied in political science. _The article investigates the political aspects of the concept honor, dignity, good name, reputation in Kazakhstan society. At the same time it focuses on controversial issues.
Ключевые слова: право, политика, государство, власть, закон, правовая культура, права и свобода казахстанца, честь, достоинство, доброе имя, репутация, справедливость.
Keywords: law, policy, state, power, legal culture, rights and freedom of Kazakhstan citizens, honor, dignity, good name, reputation, justice.
УДК 32:34 (574)
Понятие «защита чести и достоинства человека» используется в социальнополитической науке в различных значениях. Это определяется как объективными, так и субъективными факторами. И, как естественное следствие этого, существуют отличные друг от друга толкования понятия «защита чести и достоинства человека» как в Казахстане, так и в других странах.
235