Научная статья на тему 'Организационные основы правового воспитания в современной России: постановка проблемы'

Организационные основы правового воспитания в современной России: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1787
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГЕЛИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / LEGAL NIHILISM / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов Роман Владимирович

Статья посвящена проблемам организации правового воспитания в Российской Федерации в контексте формирование правосознания и правовой культуры граждан. Анализируются факторы, влияющие на осуществление правового воспитания, а также роль правового воспитания в контексте современного развития права в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Basics of Legal Education in Modern Russia: Definition of the Problem

The subject of the article is the problem of the organization of the legal education in the Russian Federation within the context of legal consciousness formation and legal culture of citizens. The factors influencing on the realization of legal education are analyzed as well as the role of the legal education within the context of modern development of the law in the Russian federation.

Текст научной работы на тему «Организационные основы правового воспитания в современной России: постановка проблемы»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

© Кравцов Р. В., 2006

Кравцов Р. В. — старший преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ

Правовое воспитание — это многоаспектное понятие, включающее в себя государственную деятельность, социальную работу, идеологическое воздействие на сознание человека. В то же время, как справедливо замечено, правовое воспитание — это особая разновидность юридической практики, которую следует увязывать с практикой становления в России правовой государственности1.

В настоящее время перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей с позиций того, что государство, а также иные социальные институты должны успешно функционировать в демократическом поле. Новая концепция правовоспитательной работы должна исходить из современной системы ценностей. Это воспитание должно быть направлено на органичное сочетание идей правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность. Именно, исходя из приоритета указанных нравственно-правовых ценностей, должен строиться процесс правового воспитания. Без процесса воспитания, «внедрения» правовых ценностей в повседневную ткань современного общества, право не может осуществлять свою воспитательную функцию. Процесс воспитания должен быть деидеоло-гизирован, свободен от влияния различных, порой противоречивых, политических сил, а правовые знания должны использоваться для реализации общечеловеческих ценностей и сами представлять ценность для личности.

Можно констатировать низкую эффективность правовоспитательной работы в России на современном этапе. В какой-то мере это объясняется действием закономерности «снесения». Если в доперестроечные времена в правовом воспитании провозглашались ценности, идеалы коммунистического типа, для многих реально часто недостижимые (примером может служить Кодекс строителя коммунизма и т. п.), то стремление к ним и само их наличие позволяло добиваться порой хотя бы элементарной законопослушности, что является достаточно проблематичным сегодня.

Следует отметить, что в советский период развивались и совершенствовались такие формы правового воспитания, как правовое обучение, правовая пропаганда, правовое просвещение, участие членов общества в правовой практике и т. д. Была создана уникальная система правового воспитания, четко отработаны ее формы и методы.

Работа с молодежью, которая основывалась на безусловном утверждении преимуществ социалистической демократии перед западной, была направлена против пережитков буржуазной морали, основанной на эксплуатации человека человеком, частной собственности и стремлении к наживе. Большая роль в правовом воспитании принадлежала политическому информированию. Комитеты комсомола накапливали опыт совершенствования такого информирования. В частности, уделялось внимание актуализации политинформаций, подготовке лекторского состава. В практике комсомольской работы применялись и иные формы — вечера вопросов и ответов по актуальным проблемам права, вечера-встречи, диспуты, читательские конференции, викторины. Их активное использование позволяло повышать эффективность правового вос-

питания2. В то же время следует отметить низкую эффективность ряда проводимых мероприятий. Порой они проводились шаблонно, формально, не учитывались особенности аудитории. Поэтому перечисленные формы работы не всегда вели к успехам в правовом воспитании молодежи3.

Работу по повышению правовой культуры проводило также центральное и местное телевидение. Происходило информирование о новеллах в законодательстве, сопровождающееся порой комментариями специалистов. В стране действовало 123 программных телецентра; на 70 языках народов СССР вело передачи советское ра-дио4. Большой интерес у молодежи вызывали передачи «Человек и закон», телеспектакль «Следствие ведут знатоки» и др., поднимающие проблемы охраны социалистической законности и правопорядка. Советское телевидение достаточно широко использовало документальные, публицистические формы для воспитания уважения к закону.

Печатная продукция играла значительную роль в правовом воспитании, так как являлась наиболее массовой. Центральные газеты публиковали широкий круг материалов, посвященных правовой пропаганде. Газеты и журналы, помимо специализированных, помещали различные материалы на правовые темы.

В настоящий момент сложности реализации теории правового воспитания на практике связаны, по мнению И. А. Крыгиной, во-первых, с противоречиями в содержании правовой жизни (с одной стороны, стремление соответствовать международным стандартам в правовом обеспечении социальнополитической сферы, а с другой — плачевное состояние национальной правовой системы); во-вторых, из-за обострения проблем жизненно важного плана (экономического выживания); в-третьих, по причине разрушения методологической и практической основы теоретических исследований в данном направлении; в-четвертых, из-за отсутствия правового обеспечения и механизма реализации правовоспитательной деятельности; в-пятых, с недостатками профессионального образования и т. д.5 Следует отметить бедственное состояние правовоспитательной работы в современной России. Правовое воспитание в коллективах часто фактически отсутствует. Особую

актуальность поэтому приобретает правовое самовоспитание.

Существующая сегодня концепция правового воспитания объективно нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологических аспектов, в новом научном поиске, основанном на использовании междисциплинарных методов.

Весьма актуальным является формирование новой системы правового воспитания для создания полноценного гражданского общества и обеспечения экономических преобразований. А. С. Сиротин видит в качестве движущих сил механизма правового воспитания органы государства, общественные объединения и должностных лиц. А для объединения и образования такого механизма, по мнению ученого, необходим властный импульс, исходящий от Президента Российской Федерации в форме Указов о введении юридического всеобуча в общегосударственном масштабе. При этом рекомендуется использовать опыт работы по осуществлению такого всеобуча в советский период в Белоруссии. Правовой всеобуч там был введен Постановлением Президиума Верховного Совета БССР «О дальнейшем изучении работы по пропаганде советского законодательства и осуществлению правового всеобуча в республике в свете требований XXVI съезда КПСС, XIX съезда КП Белоруссии» от 27 августа 1981 г. В соответствии с этим постановлением были разработаны учебно-тематические планы, программы всеобуча руководящих работников, рабочих и служащих, жителей сельской местности. Разработка и введение в действие указанной системы правового всеобуча способствовали повышению юридической грамотности населения, укреплению законности и правопорядка в Белорусской республике6. Кроме того, современный этап развития России требует изучения в системе правового воспитания основ права развитых в правовом отношении государств, так как без знакомства с образцами эффективно действующих правовых систем проблематично ожидать быстрых темпов повышения уровня национальной правовой культуры.

Одной из причин того, что в результате реализации программ правового воспитания в СССР в 80—90-х гг. прошлого века, высокие результаты так и не были достигнуты, а дело свелось к преподаванию курсов «Основы советского государства и права», «Ос-

новы правоведения», к проведению отдельных воспитательных мероприятий, видится отсутствие педагогических кадров, способных осуществить правовое воспитание подрастающего поколения на всех этапах образования.

Кроме того, недостаточное внимание уделялось ценностному подходу, не учитывались ценностные ориентации и различия ценностей различных групп населения. Несмотря на то, что в Постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» говорилось о дифференцированном подходе к пропаганде, общей идеологической догмой было представление о существовании единой социальной общности — советского народа. Это означало ненужность «точной подстройки» правовоспитательной деятельности в зависимости от характеристик той или иной группы воспитуемых.

Процесс формирования правосознания определяется не только знаниями, а также воспитанием, которое указывает путь дальнейшей самостоятельной социализации индивида в обществе.

Правотворческий процесс также должен способствовать правовому воспитанию. Известно, что эффективность действия права зависит от качества нормативных актов, их соответствия существующим в обществе социальным нормам7. Основными чертами российского законодательства являются в основном низкое качество нормативных актов, отсутствие стабильности в законодательной деятельности, слабое научное обеспечение законотворческого процесса, дезорганизованность сферы подзаконной системы юридической и социальной адаптации нового законодательства.

Правотворческая деятельность имеет важное значение в деле организации правовоспитательного процесса. Законы и иные нормативно-правовые акты должны являться выражением социальной справедливости, а потому даже в силу своей ценностной сущности обладать способностью вызывать уважение.

Правоприменительная деятельность государственных органов является фактором, влияющим на формирование правосознания граждан. Реализация принципа, отвратимо-сти наказания, волокиты и формализма влечет за собой формирование устойчивой противоправной ценностной установки личности.

Низкий уровень правовой культуры российского общества является во многом результатом бюрократического правового нигилизма. У многих должностных лиц отсутствует сформированное правовое сознание, а правовые ценности занимают неподобающе низкое положение в ценностной иерархии личности.

Общение с государственными служащими, применяющими правовые нормы, но не обладающими элементарными навыками общения и общей культурой, влечет за собой негативную реакцию на право в целом. Говоря о российской политике, нельзя не отметить такую ее характерную черту, как отрицание законов свергнутого строя. В 1917 г. были отменены практически все законы и правовые учреждения царского правительства. В 90-х годах также были преданы забвению многие ставшие традиционными правовые институты.

Должностные лица трудовых коллективов решают множество вопросов в сфере управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности. Применительно к процессу правового воспитания, должностные лица выполняют, по меньшей мере, две социальные роли, выступая, с одной стороны, в качестве субъектов реализации права, с другой стороны, субъектов воспитания уважения к закону. Очень часто эти роли не могут выполняться порознь. Выполняя их, должностные лица воздействуют на сознание и поведение тех, с кем они непосредственно соприкасаются в процессе своей деятельности. Поэтому чем более развито уважение к закону у должностных лиц, тем выше эффект воспитательного воздействия их практической деятельности на сознание и поведение людей.

В деятельности должностных лиц, как субъектов реализации права, наиболее яркое проявление уважения к закону имеют два аспекта: влияние на выполнение предписаний правовых норм и влияние на устранение нарушений законности. Первый аспект их правовоспитательной деятельности предполагает неуклонное следование духу и букве закона, а также воспитание личным примером уважения к закону в процессе своей деятельности. Второй аспект проявляется в отношении к устранению допущенных ими правонарушений. Активные действия должностных лиц по предотвращению вредных последствий своих право-

нарушений являются важным фактором правового воспитания граждан.

Содержание и степень правовоспитательной работы различаются и зависят от служебного и общественного положения, от степени правовой информированности, а также от уровня юридической подготовки и способностей к воспитательной работе. Наиболее распространенными формами воспитательной работы являются беседы как индивидуальные, так и групповые. Большое воспитательное значение имеют выступления должностных лиц в трудовых коллективах и перед населением, содержащие правовую информацию.

Специальным актом, имеющим прямое отношение к правовому воспитанию, следует считать Указ Президента РФ № 228 от 28.02.1995 г., которым одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ. Этим документом предусматривается проведение долгосрочных и оперативных мероприятий образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения и изучения всех нормативных актов, касающихся участников избирательного процесса в РФ. Целью является создание единой системы правового образования и просвещения, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан, государственных органов, органов местного самоуправления. Достижение этих целей предполагается и средствами системы общего образования. Правовые курсы должны занять подобающее место в школьных учебных планах, поскольку повышение общего уровня правового образования в школах способно создать тот долговременный фундамент, опираясь на который можно реально содействовать развитию правовой культуры граждан. Содержание последней включает глубокие правовые знания, осознание правовых ценностей, уважение к закону, прочные навыки правомерного поведения и активность исполнения гражданского долга. Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.

В информационно-методическом письме Минобразования РФ № 385 от 07.04.1995 г.

указывается, что «создание правового государства в условиях перехода от одной общественно-политической и экономической системы к другой сопряжено с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Среди одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура населения России, оставшаяся в наследство от того периода истории страны, когда право и правовая культура не были в числе ведущих общественных ценностей».

Положительными примерами деятельности субъектов федерации по организации правового воспитания следует признать проведение парламентских слушаний по теме «О правовом образовании и воспитании учащихся и молодежи в республике Башкортостан», а также законопроект «О правовом образовании в республике Башкортостан».

Ценности равенства и справедливости, находящиеся под патронажем государства, в настоящее время «ищут убежище» в семье и в ближайшем окружении. Поэтому правовоспитательные меры, исходящие от власти, порой вызывают недоверие и приводят к критике правовой и политической системы. Следовательно, правовое воспитание должно осуществляться не только государством и его органами, а также общественными организациями и в рамках трудовых коллективов.

Государство возглавляет, направляет и координирует правовоспитательную деятельность потому, что человек на каждом этапе его становления и развития выступает, прежде всего, как лицо, выполняющее разнообразные гражданские обязанности, постоянно взаимодействующее с государством.

Общественные объединения также влияют в той или иной мере на формирование у своих членов правосознания определенной ориентации, уважительного отношения к закону.

Из советской практики организации правового воспитания следует заимствовать комплексный подход и внимание к ценностным ориентациям объекта воспитания.

Стремление человека следовать предписаниям закона может подвергать его весьма тяжким испытаниям. Для того чтобы достойно противостоять им, надо быть «глубоко убежденным в великом культурном значении права, ясно представлять себе его как систему предписаний, оберегающих народ

от неисчислимых бед и ведущих его вперед, к свету, к благу»8. Получить же это убеждение может только тот, кто знакомится с правом и изучает его.

В дореволюционной России сложилось мнение о том, что «изучение основных положений права, несомненно, должно помогать человеку не только восполнять пробелы, существующие в общем образовании почти каждого человека, а порождать и поддерживать в нем такие идеалы, без которых немыслимы ни благоустроенное государство, ни благоденствующий народ»9. Система нравственно-правового воспитания в дореволюционной России представляла собой целенаправленную государственную деятельность и имела следующие основные направления: перевоспитание

несовершеннолетних, совершивших правонарушения; развитие общего образования; религиозное и нравственное направление, которое, приобретая характер правового воздействия, становилось непосредственно правовым.

Внешние условия оказывают влияние на личность не непосредственно, а через «сознательную» историческую деятельность. Сознание, воля, желание придают человеческим действиям целевую, ценностную направленность. Учет особенностей индивидуального сознания личности чрезвычайно важен. Он позволяет ответить на вопрос, почему при наличии одинаковых социальных условий поведение разных людей и даже одного и того же человека так многообразно? С. Л. Рубинштейн отмечает, что нельзя прийти к детерминированному пониманию человеческих действий, не учитывая того, что внешнее воздействие всегда преломляется через внутренние психологические условия10.

Восприятие человеком окружающего мира и его системы ценностей, феноменов социальной среды сугубо индивидуально. Конкретный случай противоправного поведения является выражением субъективного ценностного выбора, реализацией вовне его ценностных установок. Ценности и связанные с ними интересы и потребности приводят в движение механизмы регуляции социального поведения.

Противоправное поведение представляет собой итог, результат взаимодействия важных условий социальной среды и определенных внутренних свойств самой личности, к которым относится ее мировоззрение,

социальный опыт, ценностные ориентации, установки, а также особенности внутренней системы социального контроля.

Аморфность, безликость современной российской культуры выражается в кризисе современной русской правовой культуры. Огромный поток законодательных актов существует параллельно, независимо от реальной общественной жизни, в которой порой царит беззаконие и произвол. Не кодифицированные обычаи и моральные запреты уже слабо действуют на социальном уровне, а внедряемые извне ценностные ориентации воспринимаются искаженно и некритично.

В нынешних условиях следует осознать, что преодоление кризиса невозможно без восстановления «символического ядра культуры», которое и творит в своем предельном значении право как ценность. Без ценностного наполнения, без символического содержания право останется пустой формой, недейственной и бессмысленной.

Установить цели и задачи правовоспитательной деятельности, сохранив действенность регулятивных функций правовых норм и институтов, представляется возможным при условии и в процессе выяснения содержания понятия ценности, свойственного российской культурной традиции, и последующего изучения преобладающих суждений о праве как ценности, занимающей особое место в системе ценностей общества. Так может быть выработан идеальный критерий оценки правовоспитательной работы с позиций, заложенных в самом праве ценностных оснований правовой культуры. Это может обеспечить оптимальное сочетание вопросов исторической преемственности и национального своеобразия с проблемой творческого развития положений «позитивного» права в соответствии с образцами, присущими данной культурной традиции. Любая такая традиция содержит в себе систему символов.

В символе изначально отсутствует противостояние сущего и должного, потребности и воли, субъекта и объекта. Ценность непосредственно достижима. Включение ее в мотивационную сферу индивида не требует разработки социальной технологии. Символ

— актуальное, неслиянное, нераздельное единство сакрального и профанического (утилитарного, мирского). Он есть вообра-

жение бесконечного, в конечном счете, не умаляющего ни объективного духовного смысла, ни субъективного чувства ценно-сти11.

Правовые ценности усваиваются субъектом в процессе правового воспитания, что отражается в определенных структурах общественного сознания. Механизмы перестройки общественного сознания достаточно инертны, что обусловливает задержку восприятия новых правовых ценностей. Это компенсируется крайней радикальностью новых взглядов, а потому, когда рушится старая иерархия ценностей, маятник общественного мнения колеблется в сторону столь же крайней оппозиции по отношению к прежней ценностной системы. Нынешний «разгул» демократии в России характеризуется либеральными правовыми ценностями и находится в кульминационной точке колебания. На противоположной стороне совсем недавно были ГУЛАГ, расовый геноцид. Следует в то же время учитывать, что по обе стороны от точки равновесия маятника стоят реальные ценности: с одной стороны

— ценность свободного развития личности, с другой — ценности, определяющие приоритет государства и общества. Бесчеловечны и опасны для существования общества лишь эксцессы в любую сторону. Практика показывает, что колебания не затухают, а усиливаются, что грозит катастрофой для общества. Невозможно прекратить колебательные изменения ценностных иерархий, однако, можно и нужно избегать крайних положений, когда между ценностными системами возникают непримиримые противоречия, что приводит к их взаимному уничтожению. Следует учитывать, что мотивы воспитательного процесса, а также соотношение составляющих его элементов имеют значительную вариативность в зависимости от субъективных качеств каждого индивида. Это обусловливает необходимость и важность разнообразия и гибкости методов воспитания, оптимального соответствия их особенностям как индивидов, так и различных социальных групп. Значение имеют личностное отношение к праву, социальное положение человека. Его материальные и духовные потребности, интересы.

Вся система правового воспитания должна быть адаптирована к различным социальным слоям и группам. Следует выработать особую программу правового воспи-

тания для отдельных социальных групп. Она должна включать в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение нравственно-правовыми ценностями, развитие необходимых навыков реализации правовых норм, выработку привычного соблюдения права.

М. Рокич доказал возможность влиять на систему ценностных ориентаций с помощью обратной связи. Так, испытуемым предоставлялась возможность после выполнения ими теста, определяющего ценностные ориентации, получить для сравнения обобщенные результаты опроса людей с высоким и низким образованием, мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей. Обнаружилось, что у испытуемых, имевших возможность для такого сравнения, ценностные ориентации претерпели изменения в направлении сближения их с результатами группы, с которой испытуемые себя идентифицировали. Эти изменения были зарегистрированы при ретестировании через два месяца. Они были тем больше, чем больше были расхождения между системами ценностных ориентаций индивида и группы и не зависели от того, выдавались

ли испытуемым на руки распечатки резуль-12

татов12.

Указанной возможностью влияния на ценностную иерархию личности можно пользоваться, формируя или корректируя внутреннюю систему правовых ценностей в среде отдельных групп.

Правовое воспитание на современном этапе строительства правового государства должно быть единой, целостной системой, охватывающей все сферы жизни обучаемых, а также предусматривать все этапы становления, адаптации и развития их личности.

Важным организационным моментом должна стать правовая подготовка руководящих кадров. Правовое воспитание должностных лиц может проходить в рамках специальных курсов, занятий по повышению квалификации. Здесь особое внимание должно уделяться профессиональной подготовке руководителей такого рода занятий. Правовое воспитание в коллективах должно быть возложено на руководителей и юридические службы. В крупных предприятиях для этих целей возможно создание специальных подразделений. Представляется целесообразным возрождение на новых тео-

ретических основах «Университетов правовых знаний», «Школ потребителей» и т. п. Большинство указанных программ должны быть государственными, целевыми, с бюджетным финансированием. Возможно привлечение здесь в качестве педагогов студентов старших курсов юридических институтов и факультетов, использование положительного опыта функционирования юридических клиник.

Правовое воспитание должно соответствовать следующим условиям: оно должно быть конкретным, направленным на освоение и принятие новых правовых общественных отношений, а также на освоение новых правовых ценностей, связанных с положением личности в правовой сфере, отвечающим потребностям сегодняшнего дня. Нормы и ценности права должны стимулировать поведение и реализацию служебных и личных интересов и потребностей в тесном единстве и взаимодействии.

Следует учитывать государственный характер правовоспитательной деятельности, что определяет его организованность, целенаправленность и управляемость. Критериями же эффективности правового воспитания являются позитивные сдвиги в сфере правовой культуры, прежде всего, степень освоения правовых ценностей, уровень правовых знаний, уровень правовой социализации.

Правовое воспитание должно быть теснейшим образом связано с глубоким изучением субъектами воспитания педагогики, психологии, социологии и философии, что совершенствует психолого-педагогический механизм воздействия.

Кроме того, правовому воспитанию присущи следующие черты: первичность теоретико-познавательной сферы (наличие специфических форм правового обучения); определенная степень планируемости, организованности, систематичности, нацеленности на конкретный результат, системность и последовательность в изучении правовых дисциплин, значение правовоспитательного опыта.

Правовое воспитание требует решения следующих проблем: 1) знание основ и общих принципов права и государства, правового статуса личности, прав и обязанностей человека и гражданина; 2) глубокое знание отдельных отраслей права; 3) умений и навыков практического применения юридиче-

ских знаний, в том числе в сфере правотворчества и правовоспитательной деятельности.

Особое внимание в правовоспитательной деятельности следует уделять определениям, а особенно определениям ценностей. Дефиниция обозначает переход из неясности в определенность. Процесс освоения ценностей в то же время не следует сводить лишь к простому рациональному прямолинейному восприятию истин права и морали. В этом процессе имеются большие или малые скачки, повороты мысли, озарения. В то же время эти противоречия и являются движущими силами ценностного сознания13.

Следует учитывать тот факт, что эмоциональность — это один из путей активизации восприятия. Информация о ценностях должна преподноситься на чувственной основе, т. е. растормаживать механизмы восприятия. Положительные эмоции оказывают тонизирующее влияние на движение вперед для достижения новой цели. Именно эмоции обеспечивают быстрое продвижение вперед, позволяя «перешагивать» через дефекты рационального восприятия и информационную недостаточность. Стимулирование эмоциональной активности происходит за счет цели, достижение которой становится насущной потребностью. В процессе организации работы по ценностному освоению права можно использовать обобщающие высказывания известных ученых, писателей, юристов, эпитеты, поговорки, отступления. Все это требует творческой обстановки и определенной раскованности. Весьма эффективным является использование афоризмов и высказываний древнеримских юристов, этой «конденсированной правовой мысли», легко запоминающейся и восхищающей своим лаконизмом14.

Важной в этом смысле представляется мысль французского философа М. Фуко о том, что восприятие ценностей влияет на телесные практики. Это открывает нам общие черты психофизиологического механизма внедрения ценностей права. Наиболее зримо это проявляется в существовании пенитенциарной системы, системы здравоохранения и т. д. Таким образом, посредством телесных ощущений воспринимаются ценности свободы (антиценность — лишение свободы), равенства (антиценность — унижение, физическая дискриминация), справедливости (антиценность — лишение благ

и т. д.). «„Мы полагаем, что у тела нет других законов, — указывает М. Фуко, — кроме закона его физиологии, и что оно ускользает от истории ... оно втянуто в ряд режимов, которые его приспосабливают, оно разорвано ритмами работы, отдыха и празднеств, оно отравлено ядами — пищей или ценностями, вкусовыми пристрастиями и нравственными законами одновременно, оно составлено из сопротивлений»15. В этом смысле освоение ценностей права, подкрепленное чувствами тела, не сопротивляющимися ему, способствует раскрытию мощного потенциала правового воспитания.

Крайне важным представляется определить динамику ценностного отношения к категории Свободы, которая относится к базовым ценностям, позволяющим уловить специфику ценностного осознания в кризисном обществе и принятие ценности свободы как смыслообразующего компонента ценностной иерархии, который влияет на процесс ценностного освоения.

Внутреннее осознание ценности свободы определяет самоопределение, под которым понимается «процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемый на основе ценностных ориентаций как результат сложного динамического но-вообразования»16.

Отношение к миру, формирующееся в процессе освоения ценностей права и морали, всегда присутствует и окрашивает внутренний план любой деятельности. «Вы-бор—оценка—поведение» как механизм ценностного осознания и реализации ценностей обеспечивают перевод внешнего во внутреннее, а на фазе преобразования личности работают в режиме перевода внутренне освоенных ценностей на творчество, самосози-дание, что ведет к изменению и переформированию жизненных целей.

Ценности свободы, равенства, справедливости могут выступать в виде системы нравственно-правовых ценностей, системообразующих для ценностной иерархии. Процесс ценностного освоения может эффективно протекать в условиях нравственно-правового воспитания, когда формируется образ «правового мира», образ «я-юриста», образ «профессиональной деятельности».

Внешнее воздействие на ценностное освоение права описывается как формирование ценностных установок в праве. Эффективное решение проблемы ценностей должно быть тесно связано с решением проблемы личности. С изучением личностных ценностей, воздействием на них, с воспитанием17.

Широкий спектр правовых ценностей должен стать предметом осознания, переживания как потребностей личности. Ценности должны представляться субъективнозначимыми, устойчивыми жизненными ориентациями.

Многие исследователи говорят о необходимости введения новой научной специальности «Правовая педагогика», что должно способствовать развитию системы правового воспитания и предупреждению возникновения правового нигилизма.

Эффективность правового воспитания определяется контактом между юридической наукой и сознанием масс. Для того чтобы право стало фактором жизни, мерою реального поведения, надо приблизить право к гражданам. Чтобы они знали и ценили свои законы, соблюдали их, требуется популярное преподавание права, помощь в освоении правовых ценностей. Необходимы общедоступные учебники права; преподавание основ права в средних школах, в вузах, для всех желающих.

В постсоветской России в деле правового воспитания прекратил существование фактор партийного влияния. В настоящее время в России нет силы, которая бы систематично и на постоянной основе влияла на правосознание граждан страны. В современных условиях функцию по реализации программ правового воспитания могла бы взять на себя партия «Единая Россия», учитывая ее стремление к политическому влиянию, а также административные воз-можности18. Очевидно, что наступило время возрождения «Университетов правовых знаний», других аналогичных организаций. □

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 14.

2 Голубева Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе (со-

циально-философский анализ). М. : Высш. шк., 1989. С. 46.

3 Баранов Б. М., Макеев В. В. Вопросы организации правового воспитания советской молодежи. Ростов н/Д, 1986. С. 82.

4 Иванов В. И., Сальников В. П. Правовая пропаганда и формирование личности // Вопросы идеологической, массово-политической работы в органах внутренних дел. Л., 1985. С. 26.

5 Крыгина И. А. Указ. соч. С. 12.

6 Цит. по: Сиротин А. С. К вопросу о механизме воспитания уважения к закону // Вопросы государства и права : сб. ст. / под ред. А. С. Сиротина. М., 2001. С. 18-19.

7 Суханов Е. А. Проблемы реформирования высшего юридического образования в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1996. № 5. С. 9—10.

8 Островский А. Наша учащаяся молодежь // Образование. 1895. № 1. С. 53.

9 Ивановский Н. Право как предмет общего образования // Образование. 1898. № 7, 8. С. 21.

10 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание : о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1986. С. 243.

11 Никитин П. В. Правовые символы : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 43—52.

12 Rokeach M. Long-term value change initiated by computer feedback // Rokeach M. Understanding human values : individual and societal. N. J., 1979. P. 210-225.

13 Моисеева Л. В. Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. С. 79-84.

14 Там же. С. 52.

15 Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 88.

16 Носова Т. А. Аксиологический потенциал предмета и урока // Ценностное самоопределение в сферах жизнедеятельности выпускников школы : сб. Оренбург, 1997. С. 102.

17 Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978. С. 52.

18 Баринова М. Эрзац-КПСС // Профиль. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.