Научная статья на тему 'Правовоспитательные технологии как инструментальное средство формирования правовой личности'

Правовоспитательные технологии как инструментальное средство формирования правовой личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LEGAL PERSONALITY / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROPOSITIONALLY PROCESS / PREVIOUSPAGELINK / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES LEGAL POLICY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Крыгина Ирина Александровна

В статье анализируются основные направления правовоспитательной политики государства в современных условиях, показан процесс совершенствования правовоспитательных технологий, рассматривается механизм воспитательного воздействия права на личность в целях формирования ее правовых свойств и качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVIOUSPAGELINK TECHNOLOGIES AS A TOOL OF FORMATION OF LEGAL PERSONALITY

The article analyzes the basis of the direction previouspicture policy in modern conditions, shows how to improve previouspagelink technologies, discusses the mechanism of educational impact on personality rights in order to establish its legal properties and qualities.

Текст научной работы на тему «Правовоспитательные технологии как инструментальное средство формирования правовой личности»

Научно-теоретический раздел

УДК 340.114.5 ББК 67.0

© 2015 г. В. В. Макеев, И. А. Крыгина

ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются основные направления правовоспитательной политики государства в современных условиях, показан процесс совершенствования правовоспитательных технологий, рассматривается механизм воспитательного воздействия права на личность в целях формирования ее правовых свойств и качеств.

Ключевые слова: правовая личность, правовое воспитание, правовоспитательный процесс, правовоспитательные технологии, правовая политика.

PREVIOUSPAGELINK TECHNOLOGIES AS A TOOL OF FORMATION

OF LEGAL PERSONALITY

The article analyzes the basis of the direction previouspicture policy in modern conditions, shows how to improve previouspagelink technologies, discusses the mechanism of educational impact on personality rights in order to establish its legal properties and qualities.

Keywords: legal personality, legal education, propositionally process, previouspagelink, technologies legal policy.

Правовоспитательное воздействие всегда было и остается одной из важнейших сфер юридической деятельности, а следовательно, может быть отнесено к приоритетным направлениям функциональной деятельности Российского государства.

Безусловно, в условиях изменяющихся социально-правовых реалий правовоспитательный процесс фактически выступает главным инструментальным средством, способным обеспечить успех и эффективность преобразований в государственно-правовой сфере, особенно после событий последних десятилетий, которые полностью изменили привычный образ жизни большинства российских граждан и во многом определили состояние общественного правосознания населения всего постсоветского пространства. В это время росло и формировалось уже новое поколение россиян, для которых понятия «демократия», «правовое государство», «рыночная экономика» и многие другие не внушительные политические лозунги, а явления современной действительности с их очевидными достоинствами и недостатками.

В этой связи справедливо возникают вопросы

о том, что думают сегодняшние граждане о своей стране, о мире и безопасности, о положении Российского государства в мировом сообществе; какие культурно-правовые ценности и ориентации формируются в их сознании и определяют культурно-правовые стереотипы поведения.

Многие исследователи, пытаясь анализировать специфику российской ментальности и правового менталитета, указывают на то, что в стране свобода, собственность и закон всегда в иерархии культурно-правовых ценностей занимали менее почетное место, чем правда, справедливость, равенство и т. д. [1, с. 19].

На наш взгляд, здесь следовало бы рассуждать не столько о месте свободы и демократии в рангах культурно-правовых ценностей россиян, сколько о формировании правокультурных архетипов, в которые последовательно укладывается величайшая система ценностей, воплощающихся в российском правосознании через такие категории, как «духовность», «правда», «справедливость», «толерантность», «терпимость» и многие другие. Именно эти правоментальные качества и свойства россиян, создававшиеся на протяжении веков, позволят впоследствии говорить о формировании ново-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 5 (72)

го типа социальности - правовой личности, интерес к которой в последнее время возрастает.

Однако сама по себе личность правовой не становится. Ее формирование - весьма длительный и сложный процесс. Следовательно, государство, которое в этом заинтересовано, должно неукоснительно, систематически и целенаправленно работать в данном направлении.

Поэтому особую актуальность имеет деятельность, связанная с процессом формирования в сознании и поведении россиян новацион-ных ориентаций относительно исторически накопленных правовых ценностей. Вместе с тем, на наш взгляд, создаются предпосылки и условия для осознанного вхождения каждого индивида и различных социальных групп в активную политическую и правовую сферу российского общества. В этом смысле объективно складывающиеся реалии выдвигают на первый план проблему воспитания у личности правовых качеств и свойств как одного из важнейших направлений, закладывающих фундаментальные основы новационного типа правосознания и правовой культуры, что должно стать приоритетной задачей правовой политики современного Российского государства.

Одновременно с этим изменение векторности основных направлений деятельности государства и реализация его функций в строгом соответствии с накопленными общечеловеческими ценностями и правилами поведения призывают нас новационно взглянуть на методы политико-правового воздействия государства на происходящие политические, правовые и общественные процессы развития. При этом следует иметь в виду, что современные устремления, связанные с правовой и политической либерализацией всех сторон государственной и общественной жизни и общества настоятельно требуют от рядовых граждан правомерного поведения. Отсюда необходимо помнить, что успешная реализация данных задач ориентирует современное государство и общество на формирование специфического правового механизма, с помощью которого можно было бы действительно обеспечить всем членам российского общества юридически значимые гарантии, связанные с реализацией прав, свобод человека и гражданина, а также законных интересов, при этом и сами люди должны следовать нормам правомерного поведения. На данный аспект обращается особое внимание в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания грамотности граждан [2].

Реализация целенаправленной государственной правовой политики позволит значительно повысить авторитет права, будет способствовать уважительному к нему отношению, формировать благоприятные условия для правомерного поведения российских граждан, стимулировать их социально-правовую и гражданскую активность, рационально использовать для этого не только государственные структуры, но и эффективно привлекать общественные институты к проведению правовоспитательной работы, имея приоритетным направлением генерирование у населения страны принципиально нового отношения к проблемам повышения уровня правосознания и правовой культуры как априорных факторов государственно-правового развития современной России.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что большинство традиционно сложившихся и унаследованных от советского прошлого форм и методов правовоспитательного воздействия изменили свое содержание. Но некоторые из них не применяются ввиду происходящих трансформационных изменений российского общества и смены политико-правовых ориентиров государственно-правового развития.

Однако, являясь по своей сути классическими, многие формы правовоспитательного воздействия, хотя и претерпели изменения в формальном выражении, но сохранили свою сущность и в настоящее время, например, правовое обучение, индивидуальная правовоспитательная работа, юридическая клиника для населения и т. п.

Анализируя современное состояние форм правовоспитательного воздействия, представляется необходимым отметить, что сложившаяся правовоспитательная практика позволяет определять в качестве формы реализации правовоспитательного процесса внешнее организационное осуществление правовоспитательных действий и правовоспитательной работы.

При этом критерии эффективности правовоспитательного процесса напрямую зависят от его формы. По нашему мнению, важно акцентировать внимание на трех основополагающих видах внешнего выражения правового воспитательного процесса: массовом (распространяется на все население), страто-групповом (затрагивает отдельные общественные группы или коллективы), персональном (связан с интересами индивида).

В рамках современных реалий формы правовоспитательного воздействия приобретают несколько иной смысл, нежели это было принято ранее, скажем, в советский период. Сейчас уже не принято говорить о таких формах осуществ-

ления правовоспитательной деятельности, как правовой всеобуч, правовая агитация, правовая пропаганда и т. п.

В правовоспитательной практике постоянно приходится сталкиваться с понятием «форма правового воспитания», под которым подразумевается внешнее проявление правовоспитательного процесса [3, с. 265]. Безусловно, ни у кого не вызывает сомнений, что эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.

Сегодня, в условиях формирования рыночных механизмов и переориентации российского общества на ценности и реалии правового государства и гражданского общества, приходится констатировать, что у государства фактически нет возможностей для оптимизации правовоспитательной деятельности, а те формы правовоспитательного воздействия, которые были выработаны и активно внедрялись в практику в советское время, уже не могут применяться по причинам вполне объективного характера.

В этой ситуации у права усиливается правовоспитательная функция, позволяющая формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Право играет главенствующую роль не только в установлении стабильности государства и общества, но и ориентирует правосознание на такие важнейшие идеи и принципы, как взаимное уважение прав и свобод, поддержание и совершенствование правопорядка. В этом контексте право представляет собой своеобразный критерий социальной жизни, которая отражает уровень цивилизованности общественных отношений, а правовоспитательная функция права тем самым позволяет влиять на развитие общественных отношений и формировать нравственно-духовную основу жизнедеятельности российского общества.

Таким образом, применяемые в настоящее время формы правового воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию современной личности, ориентировать ее на высокий уровень социальной активности, на положительное поведение, соответствующее ценностям и нормам формирующегося в России гражданского общества [4, с. 21]. Все это требует наивысшего духовно-нравственного самовыражения, которое обеспечивается в том числе и под воздействием нормативно-правовой регуляции.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением В. В. Сорокина о том, что «подлинное право укореняется в душе человека, делая его нравственным и ответственным». А следование нравствен-

ному чувству делает человека правопослушным и позволяет разрешать бесконфликтно правовые споры. С его точки зрения, право есть прежде всего победа совести, а правосознание - форма ее проявления [5, с. 26].

Такой подход представляется нам вполне оправданным, объясняя обусловленность правосознания не только правовой активностью и правовой позицией человека, а его духовно-нравственным потенциалом, что отражает особенности современной практики.

Анализируя формы правовоспитательного процесса, нельзя не упомянуть о внедрении правовоспитательных технологий в систему общего и высшего образования. Здесь присутствует определенная специфика [3, с. 260], исходя из которой и в зависимости от решаемой воспитательной задачи формы правовоспитательной работы можно разделить на три вида: организационные (например, разъяснительная работа среди населения по поводу издания какого-либо нормативно-правового акта, скажем, об эффективности размещения пенсионных средств в негосударственных пенсионных фондах; заседания органов местного самоуправления по вопросам проведения правовой работы и т. п.); познавательные (правовое обучение, правовое информирование населения, юридические клиники и т. п.); иные (средства массовой информации, периодическая печать и т. д.).

При рассмотрении специфики применения правовоспитательных технологий с позиций существующих реалий, безусловно, следует иметь в виду, что каждая отдельно взятая форма правовоспитательного воздействия решает не одну воспитательную задачу, она направлена на повышение уровня правосознания и правовой культуры, развитие представлений о правовых основах современного государства и общества, усвоение необходимого объема правовых знаний, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие навыков уважения прав и свобод других людей и т. д.

Достижение целей правового воспитания также осуществляется в процессе реализации правовоспитательных методов. Изучая их особенности, мы полагаем, что методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в процессе которых формируется правосознание, ценностно-правовые ориентиры, правовая культура, наконец, привычка к правомерному законопослушному поведению. При этом сочетание методов посредством их упорядочения во вре-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 5 (72)

мени и пространстве, в виде определенной последовательности правовоспитательных действий создает соответствующую правовоспитательную технологию, которая в каждом случае должна быть адекватна поставленной цели, уровню правосознания и правовой культуры воспи-туемых.

Каждая правовоспитательная технология применяется в зависимости от специфики правовоспитательной работы, характера воспитуемых, поставленных целей и задач правовоспитательной деятельности. Различия в применении правовоспитательных технологий проявляются в приемах правового воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные воспитательные мероприятия субъекта правового воспитания.

При этом следует отметить, что задача совершенствования правовоспитательных методов выступает постоянной и важной, а каждый субъект воспитания должен применять правовоспитательные методики сообразно конкретным условиям правовоспитательного процесса.

Теоретические основы внедрения правовоспитательных технологий, так же как и самой проблемы правового воспитания, были заложены в советский период, однако методика правовоспитательного воздействия практически не изменилась. До сих пор субъекты, осуществляющие пра-

вовоспитательное воздействие, успешно используют накопленный ранее опыт.

Существующие методики правовоспитательного процесса представляют собой систему методов воспитательной деятельности, в ходе которой оказывается целенаправленное воздействие на формирование высокого уровня правосознания, правовой культуры, на закрепление привычного поведения личности в окружающей правовой действительности. В основу современного правовоспитательного процесса положены две группы методов воспитательного воздействия: метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов, и метод опосредованного воздействия, осуществляемый через СМИ, механизмы общественного мнения и т. п. [6]

Важнейшим компонентом социальных и юридических технологий являются правовоспитательные технологии, определяющие наряду с социально-экономическими и информационными ресурсами рациональный характер юридической деятельности, ее целенаправленность и тем самым обеспечивающие включенность граждан в культурно-правовое пространство российского общества сообразно гуманитарным ценностям и достижениям, к числу которых, безусловно, должна быть отнесена и правовая личность.

Литература

Bibliography

1. Фенько А. Б. Архетипы российской политической культуры // Гражданская культура в современной России: сборник научных работ МОНФ. М., 2009.

1. Fenko A. V. Archetype of the Russian political culture // Civil culture in modern Russia: the collection of scientific works MOHO. Moscow, 2009.

2. Bases of a state policy of the Russian Federa-

2. Основы государственной политики Российскойюп in sphere of development of legal literacy and Федерации в сфере развития правовой грамотности sense of justice of literacy of citizens // The Russian и правосознания грамотности граждан // Российская newspaper. 2011. On July, 14 th.

газета. 2011. 14 июля. 3. Levitan K. M. Legal pedagogics. Moscow,

3. Левитан К. M. Юридическая педагогика. 2012.

М., 2012. 4. Jakovlev E. V. Civil culture as a condition of

4. Яковлев Е. В. Гражданская культура как ус- socially-legal activity and legal socialisation of the ловие социально-правовой активности и правовой aperson in the course of formation in Russia a civil циализации личности в процессе формирования в society: the dissertation of the candidate of jurispru-

России гражданского общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

5. Сорокин В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания // Государство и право. 2011. № 6.

6. Крыгин С. С. Правовоспитательная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

dence. Krasnodar, 2009.

5. Sorokin V. V. Sovest as an element of Russian orthodox sense of justice // The state and the right. 2011. № 6.

6. Krygin S. S. Pravovospitatelnaja function of the modern Russian state: the dissertation of the candidate of jurisprudence. Krasnodar, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.