Научная статья на тему 'Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России'

Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна

Задачи: в статье рассмотрена актуальность вопросов правового воспитания; исследована проблема соотношения законодательных дефиниций таких категорий как «воспитание», «образование», «обучение». Определяется сущность правового воспитания в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Модель: использовались такие методы, как: сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, метод системного анализа. Выводы: недостаточно четко разграничены категории «воспитание», «образование», «обучение» в действующем законодательстве. Предложения: Требуется принятие специального нормативного акта, регулирующего вопросы правового воспитания. Область применения результатов (ценность): результаты работы могут быть использованы в практическом процессе субъектами правового воспитания в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF NORMATIVE REGULATION OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

Objectives: the article considers the relevance of issues of legal education; the problem of correlation of legislative definitions of such categories as «upbringing», «education», «training» is investigated. The essence of legal education in the context of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» is defined. Model: methods such as were used: comparative-legal, formal-legal, logical, method of system analysis. Conclusions: the categories of «upbringing», «education», «training» in the current legislation are not clearly distinguished. Proposals: The special normative act regulating the issues of legal education is needed to be accepted. The sphere of application of the results (the value): the results of the work can be used in the practical process by subjects of legal education in practical activities.

Текст научной работы на тему «Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России»

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

Адаева О.В.

4.2. ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Адаева Ольга Викторовна. Должность: преподаватель. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задачи: в статье рассмотрена актуальность вопросов правового воспитания; исследована проблема соотношения законодательных дефиниций таких категорий как «воспитание», «образование», «обучение». Определяется сущность правового воспитания в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Модель: использовались такие методы, как: сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, метод системного анализа. Выводы: недостаточно четко разграничены категории «воспитание», «образование», «обучение» в действующем законодательстве. Предложения: Требуется принятие специального нормативного акта, регулирующего вопросы правового воспитания. Область применения результатов (ценность): результаты работы могут быть использованы в практическом процессе субъектами правового воспитания в практической деятельности.

Ключевые слова: правовое воспитание, обучение, образование, правовоспитательный процесс.

THE ISSUES OF NORMA TIVE REGULA TION OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

Adaeva Olga Viktorovna. Position: lecturer. Place of employment: National Research Mordovia State University. Department: chair of legal disciplines.

Annotation

Objectives: the article considers the relevance of issues of legal education; the problem of correlation of legislative definitions of such categories as «upbringing», «education», «training» is investigated. The essence of legal education in the context of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» is defined. Model: methods such as were used: comparative-legal, formal-legal, logical, method of system analysis. Conclusions: the categories of «upbringing», «education», «training» in the current legislation are not clearly distinguished. Proposals: The special normative act regulating the issues of legal education is needed to be accepted. The sphere of application of the results (the value): the results of the work can be used in the practical process by subjects of legal education in practical activities.

Keywords: legal training, education, learning, legal educational process.

В настоящее время вопросам воспитания, в том числе правового, уделяется все больше внимания на общественном и государственном уровне. Однако на современном этапе развития институт правового воспитания не представляет целостного, четко организованного механизма. Вместе с тем данный процесс позволяет предотвратить различные негативные антиправовые явления, связанные с отклонением от правомерного поведения, проявления правового нигилизма и т.д.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, юридических и физических лиц по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры населения или отдельных граждан [2; с. 156].

Правовое воспитание - это обширная деятельность различных субъектов. Так, среди них можно выделить: государство в лице своих органов, учреждений, должностных лиц; негосударственные образования (адвокатура, нотариат, общественные объединения, частные организации, трудовые коллективы); граждан (практикующие юристы, преподаватели, учителя, воспитатели, ученые, родители и т.д.).

Правовоспитательный процесс должен отвечать определенным требованиям, как то: целенаправленность, организованность, плановость, системность, результативность.

В законодательстве Российской Федерации основным нормативным актом, регулирующим вопросы воспитания, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об образовании). Анализ данного документа показал, что он нуждается в определенных изменениях в целях устранения противоречий.

Закон об образовании содержит определения таких понятий, как: образование, воспитание и обучение. Данные категории раскрываются в статье 2. Исходя из смысла этих законодательных норм, отметим, что указанные термины определяются следующим образом.

Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Итак, по смыслу действующего законодательства, образование включает в себя процессы воспитания и обучения. При этом акцентируется внимание на еди-ность и целенаправленность этих двух составляющих. По нашему мнению, категория «воспитание» шире понятия «образование». В частности, образование выступает одной из форм воспитания. Оно не ограничивается образовательной деятельностью.

Обращая внимание на такой вид воспитания, как правовое, укажем, что в доктрине юриспруденции существует устойчивая позиция по определению форм правового воспитания, одной из которых является обучение. Кроме того, отдельные ученые отождествляют при этом обучение и образование [6; С. 249-250].

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

Так, Н. И. Матузов и А. В. Малько относят к формам правового воспитания правовое обучение (образование); правовую пропаганду; юридическую практика, повседневный опыт; самовоспитание [4; с. 253].

Действительно, воспитание, с одной стороны, это обширная деятельность, находящая свое проявление в различных сферах жизни; с другой стороны, сложно представить образовательную деятельность без элемента воспитания.

В юридической науке ведутся споры относительно необходимости принятия федерального закона, посвященного исключительно воспитанию, а иногда -именно правовому воспитанию [3; с. 207], как важнейшему элементу государственной и общественной деятельности по организации правопорядка, привитию членам общества культуры поведения, освоению основных духовно-нравственных ценностей. Полагаем, что принятие какого-либо юридического документа, пусть даже не федерального закона, а постановления Правительства РФ или указа Президента РФ, посвященного правовому воспитанию, позволит разрешить многие теоретические проблемы, например, по определению места, роли правовоспитательной деятельности в различных процессах по повышению правовой культуры и правового сознания населения.

Важно подчеркнуть, что в Российской Федерации за последнее время приняты отдельные нормативные акты, посвященные правовому воспитанию и воспитанию в целом, что говорит о важности данного института в обществе. Зачастую подобные официальные документы ориентированы на подрастающее поколение в целях предупреждения совершения несовершеннолетними преступлений, обеспечения соблюдения и уважения к праву как социальной ценности. Примерами таких документов являются: Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 20162020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р»; Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Однако данные юридические акты не позволяют должным образом урегулировать всю систему правовоспитательной деятельности. Важно также отметить, что с учетом современного уровня государственно-правовых процессов в обществе существует необходимость в особом внимании со стороны законодателя к качеству нормативных правовых актов [5; с. 41].

Таким образом, в настоящее время необходимо недостаточно урегулированы вопросы правового воспитания на государственном уровне. Требуется устранить существующие в законодательстве, юридической доктрине противоречия относительно сущности воспитания, в том числе правового. Для достижения данной цели важно привести в соответствие дефиниции, установленные Законом об образовании; принять нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы организации, осуществления правового воспитания на определенных уровнях, направленное на различные категории населения.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2012.

- № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

2. Адаева О. В., Худойкина Т. В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5.

- С. 155-157.

3. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11, 12.00.01. - Рязань, 2004. - 229 с.

4. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2009. -512 с.

5. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Технико-юридическая экспертиза как форма оценки качества законопроектов и законодательных актов // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 6. - С. 41-44.

6. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. -2016. - № 4. - С. 248-251.

Рецензия

на статью «Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России», подготовленную О. В. Адаевой

В статье «Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России», подготовленной аспирантом, преподавателем кафедры правовых дисциплин О. В. Адаевой, отмечается важность вопросов правового воспитания в современном обществе.

В статье анализируется действующее российское законодательство, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также существующие подзаконные акты, регламентирующие важность правовоспитательного процесса.

Выделяются проблемы в рамках обозначенной темы, выявляется недостаточная проработанность законодательных норм, вызванная противоречивым определением категорий «воспитание», «образование», «обучение». Приводятся позиции по данному вопросу, существующие в юридической доктрине.

Автор предлагает пути решения для устранения противоречий в российском законодательстве, указывает на необходимость более тщательной регламентации процессов правовоспитательной деятельности на государственном уровне.

Данная статья по своей актуальности, теоретической и практической значимости вполне соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в открытой печати. Ранее указанная статья не публиковалась.

Заведующий кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П.Огарева, д-р юрид. наук, профессор Т.В.Худойкина

Статья прошла проверку в системе «Антиплагиат»; оценка оригинальности - 95,2%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.