Научная статья на тему 'Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1532
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна

Задачи: в статье определяется значение правового воспитания в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел; исследована проблема недостаточного правового регулирования вопросов правового воспитания данной категории лиц. Модель: применялись следующие методы: формально-юридический, логический, сравнительно-правовой, системный. Выводы: необходимо повышать уровень правового сознания работников органов внутренних дел; отсутствует нормативный правовой акт, четко определяющий меры по повышению правосознания личного состава органов внутренних дел; не учрежден отдел, непосредственно занимающийся организацией правового воспитания сотрудников. Предложения: принять специальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы правового воспитания работников органов внутренних дел; создать отдел, конкретно занимающийся осуществлением правового воспитания в данной структуре. Ценность: результаты исследования могут быть использованы субъектами правового воспитания в практической деятельности сотрудников внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE LEGAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Objectives: the article defines the importance of legal education in the performance of employees of internal affairs bodies; The problem of insufficient legal regulation of issues of legal education of this category of persons has been investigated. Model: the following methods were used: formal legal, logical, comparative legal, systemic. Conclusions: it is necessary to raise the level of legal awareness of employees of internal affairs bodies; there is no regulatory legal act clearly defining measures to increase the legal awareness of the personnel of the internal affairs bodies; there is no department directly involved in organizing the legal education of employees. Suggestions: adopt a special regulatory legal act regulating the issues of legal education of employees of internal affairs bodies; create a department specifically involved in the implementation of legal education in this structure. Value: the results of the study can be used by the subjects of legal education in the practical activities of employees of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел»

6'2018

Пробелы в российском законодательстве

1.5. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Адаева Ольга Викторовна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задачи: в статье определяется значение правового воспитания в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел; исследована проблема недостаточного правового регулирования вопросов правового воспитания данной категории лиц.

Модель: применялись следующие методы: формально-юридический, логический, сравнительно-правовой, системный.

Выводы: необходимо повышать уровень правового сознания работников органов внутренних дел; отсутствует нормативный правовой акт, четко определяющий меры по повышению правосознания личного состава органов внутренних дел; не учрежден отдел, непосредственно занимающийся организацией правового воспитания сотрудников.

Предложения: принять специальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы правового воспитания работников органов внутренних дел; создать отдел, конкретно занимающийся осуществлением правового воспитания в данной структуре.

Ценность: результаты исследования могут быть использованы субъектами правового воспитания в практической деятельности сотрудников внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел, правосознание, правовая культура, правовоспитательный процесс.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE LEGAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Adaeva Olga Viktorovna. Position: senior lecturer. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev. Department: legal disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation

Objectives: the article defines the importance of legal education in the performance of employees of internal affairs bodies; The problem of insufficient legal regulation of issues of legal education of this category of persons has been investigated.

Model: the following methods were used: formal legal, logical, comparative legal, systemic.

Conclusions: it is necessary to raise the level of legal awareness of employees of internal affairs bodies; there is no regulatory legal act clearly defining measures to increase the legal awareness of the personnel of the internal affairs bodies; there is no department directly involved in organizing the legal education of employees.

Suggestions: adopt a special regulatory legal act regulating the issues of legal education of employees of internal affairs bodies; create a department specifically involved in the implementation of legal education in this structure.

Value: the results of the study can be used by the subjects of legal education in the practical activities of employees of internal affairs.

Keywords: law enforcement bodies, legal education of law enforcement officers, legal awareness, legal culture, legal educational process.

В соответствии с Конституцией РФ Россия является правовым государством, где высшей ценностью провозглашены человек, его права и свободы, и главной обязанностью государственных органов является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Важным показателем уровня правового государства является состояние преступности в обществе, который обеспечивается слаженной и эффективной работой различных институтов власти. Органы внутренних дел (далее по тексту - ОВД) играют определяющую роль в сохранении правопорядка, поэтому их сотрудники должны обладать высоким правосознанием. Вся деятельность ОВД должна воплощать в себе соблюдение правовых норм и защиту общественных отношений от каких-либо посягательств. К сожалению, как показывает практика, не всегда работники ОВД обладают достаточным уровнем правовой культуры.

Повышение правового сознания сотрудников ОВД осуществляется посредством правового воспитания. Данная деятельность должна вестись в рамках воспитательной работы с личным составом ОВД. Важно отметить, что процесс правового воспитания должен быть четко организованным, целенаправленным, систематизированным, всеохватывающим, планомерным, непрерывным [5].

Основной целью проведения правовоспитательных мер в отношении сотрудников ОВД является достижение высокого уровня профессионализма при выполнении ими служебных задач. Работники данного органа обязаны знать и соблюдать действующее российское законодательство, уметь верно воспринимать правовую информацию, оценивать чьи-либо действия с точки зрения правомерности и противоправности, правильно применять правовые нормы в тех или иных ситуациях. Конечно, правовые установки на соблюдение законов личности необходимо формировать с детства, а в профессиональной среде они должны больше укореняться и развиваться [4, с. 248].

В целях осуществления воспитательной работы в структуре ОВД создаются специальные подразделения. Так, например, в МВД РФ действует организационно-штатное управление, которое проводит мероприятия, направленные на совершенствование организационно-структурного построения ОВД РФ, организует контроль за соблюдением дисциплины, вырабатывает соответствующие меры по повышению эффективности деятельности органов, проводит специальную подготовку и систематическую воспитательную работу, изучает уровень их профессиональной подготовки [1]. В МВД по Республике Мордовия функционирует управление по работе с личным составом, куда входит отдел профессиональной подготовки, однако он не специализируется конкретно на правовом воспитании сотрудников ОВД. Полагаем, что необходимо создать и на федеральном и на региональном уровнях специальный отдел по правовому воспитанию личного состава ОВД, который при помощи таких форм правовоспитательной деятельности, как правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика способствовал правовому просвещению сотрудников, а также стимулировал осуществлять такую не менее важную форму правового воспитания, как са-

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД

Адаева О.В.

мовоспитание. Данная мера позволит добиться эффективных результатов в работе органа, акцентирования внимания на важности соблюдения законов.

Анализ нормативной базы в данной области показал, что правовое регулирование правовоспитательного процесса сотрудников ОВД в настоящий момент недостаточно развито.

В 2007 году был утвержден приказ МВД РФ № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России», в котором приведен ряд мер по повышению правовой культуры личного состава данного органа, в частности, консультирование сотрудников по правовым вопросам, связанным со служебной деятельностью. Однако указанный акт уделяет незначительное внимание правовоспитательной деятельности и ничего не говорит о процессе повышения правового сознания работников.

Комплекс правовоспитательных мер, направленных на повышение правовой культуры сотрудников ОВД, содержится в достаточно разрозненном виде в отдельных приказах, целевых программах, но не носит какого-либо системного, четкого, целенаправленного характера. Так, например, в Программе по организации воспитательно-профилактической работы в территориальных органах фМс России указано, что формирование мировоззрения сотрудников ОВД строится на основе государственности, патриотизма, верности конституционному и служебному долгу. В рамках данного документа у сотрудников развивается готовность и умение противостоять попыткам проникновения в структуру проявлений национализма, экстремизма. Кроме того, ведется индивидуальная работа с сотрудниками, нарушающими трудовую дисциплину или склонными к нарушению, формируются навыки антикоррупционного поведения, порядочности, неподкупности [2]. Указанный акт акцентирует внимание на важность воспитательного воздействия, однако, как следует из названия, рассчитан он на сотрудников ОВД в сфере миграции, а не в целом на весь штат данной структуры. Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость в систематизации основных форм, методов, средств осуществления правового воспитания в профессиональной среде, поэтому актуальным было бы принятие нормативно-правового акта в этой сфере в виде приказа МВД. От качества такого документа зависит эффективность деятельности ОВД, поэтому он должен пройти педагогическую и технико-юридическую экспертизу для определения оценки качества [3, с. 41].

Полагаем, что помимо принятия нормативного правового акта в виде приказа МВД на федеральном уровне, необходимо разработать конкретные целевые программы в каждом регионе. Так, например, положительным опытом можно считать утверждение Программы «Правовое просвещение и правовая пропаганда в УМВД России по Тамбовской области на период с 2017 по 2021 годы», целью которой является повышение уровня правовой культуры и правосознания сотрудников, что достигается путем организации и проведения правового обучения, правовой пропаганды; публикации материалов по правовой тематике; организации семинаров по правовому просвещению; оказания бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования и т.д. Следует данный опыт распространить и на другие субъекты Российской Федерации.

Несомненно, реализация правовоспитательной деятельности должна быть не только направлена на сотрудников ОВД, она должно исходить от них самих, то есть работники ОВД обязаны осуществлять меры по

правовому воспитанию населения. Эта позиция отражена непосредственно в самом Федеральном законе «О полиции», где установлена обязанность сотрудников по участию в пропаганде правовых знаний.

Итак, в настоящее время недостаточно урегулированы вопросы правового воспитания сотрудников ОВД на государственном уровне. Требуется устранить существующую в законодательстве пробельность относительно конкретных мер правового воспитания личного состава ОВД. Для достижения данной цели необходимо принять нормативный правовой акт, а именно приказ МВД на федеральном уровне и целевые программы на региональных уровнях, четко регламентирующие вопросы организации и осуществления правового воспитания, направленного на сотрудников ОВД.

Список литературы:

1. Об организации воспитательной работы: Приказ ФМС РФ от 23 июня 2006 г. № 164. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.10.18).

2. Об утверждении Программы по организации воспитательно-профилактической работы в территориальных органах ФМС России : Приказ ФМС России от 3 августа 2009 г. № 190. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul-tant.ru/ (дата обращения: 11.10.18).

3. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Технико-юридическая экспертиза как форма оценки качества законопроектов и законодательных актов // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 41-44.

4. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.

5. Чернова Э.Р. Теоретические проблемы правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Политика, государство и право. 2013. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/11/1064 (дата обращения: 21.10.2018).

Рецензия

на статью «Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел», подготовленную О. В. Адаевой

В статье анализируется действующее российское законодательство, изучены отдельные ведомственные акты. Выявлена пробельность в правовом регулировании вопросов правовоспитательной деятельности, направленной на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Анализируется проблема в рамках обозначенной темы, касающаяся отсутствия специального отдела, предназначенного непосредственно для осуществления правового воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Автор предлагает пути решения для устранения пробелов в российском законодательстве, указывает на необходимость более тщательной регламентации процессов правовоспитательной деятельности на правовом и государственном уровнях.

Данная статья по своей актуальности, теоретической и практической значимости вполне соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в открытой печати. Ранее указанная статья не публиковалась.

Заведующая кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», д-р юрид. наук, профессор Т. В. Худойкина

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,52%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.