5. Олейник О. М. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юристъ, 1999. 424 с.
6. Саперов С. А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. 640 с.
7. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян Л. M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под. общ. ред. Акд. Б. Н. Топорнина. М., 2002. 448 с.
8. Константинов А. В. К вопросу о понятии банковской операции // Актуальные вопросы теории и практики совершенствования деятельности правоохранительных органов: Сборник научных статей адъюнктов, аспирантов, докторантов и соискателей. М.: МосУ МВД России, 2010. С. 406-411.
9. Константинов А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образования, 2015. № 11 (17). С. 129-131.
10. Константинов А. В. Взаимообусловленная связь лицензируемой деятельности кредитной организации по осуществлению банковских операций с иными видами деятельности // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 01 (43). С. 179-184.
11. Константинов А. В. Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 03 (45). С. 122-125.
12. Константинов А. В. Административно-правовое регулирование лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 222 с.
13. Пыхтин С. В. Лицензирование банковской деятельности (теоретико-правовые проблемы). дисс.....
канд. юрид. наук. М., 2004. 237 с.
The goals and objectives of legal education Adaeva O.1, Gromov A.2 (Russian Federation) Цели и задачи правового воспитания Адаева О. В.1, Громов А. С.2 (Российская Федерация)
'Адаева Ольга Викторовна /Adaeva Olga — преподаватель, кафедра правовых дисциплин; 2Громов Артём Сергеевич / Gromov Artem — студент, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: анализируется проблема сущности правового воспитания посредством рассмотрения основных его целей и задач. Исследуется важность правового воспитания для современного общества, а также его роль в повышении правовой культуры.
Abstract: analyzes the problem of the essence of legal education through the review of its main objectives. We investigate the importance of legal education for modern society, and its role in enhancing the legal culture.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, правовое обучение, правовое сознание. Keywords: legal training, legal culture, legal education, legal awareness.
Одним из важных показателей всестороннего развития личности является высокая правовая культура, которая формируется и обеспечивается правовым воспитанием.
Правовое воспитание - это деятельность, направленная на формирование у граждан навыков законопослушания. Данная деятельность может организовываться в различных областях человеческой жизни: семье, образовательных учреждениях, в правоохранительной сфере и др. Субъекты правовоспитательного процесса проводят специальные воспитательные мероприятия, которые влияют на сознание человека. Эффективным способом осуществления правового воспитания является разработка государственной политики и программ, касающихся повышения уровня правового сознания.
Под правовым воспитанием обычно понимают «организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры» [3, с. 206].
Единой позиции среди ученых нет ни по поводу определения понятия правового воспитания, ни по вопросу выделения целей и задач правового воспитания. Так, М. В. Саакян к основной цели правового воспитания относит совершенствование правовой культуры и правосознания граждан, при этом в числе конкретных целей выделяет правовое информирование, правовое обучение и вовлечение личности в деятельность государства. На наш взгляд, указанный автор подменяет понятия «цель» и
«форма» правового воспитания. Основной задачей правового воспитания исследователь предлагает считать «привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению» [2, с. 108]. Необходимо отметить, что основными формами правового воспитания являются: правовое обучение; правовая пропаганда; самовоспитание; повседневный опыт, юридическая практика [1, с. 156].
В качестве целей правового воспитания можно назвать защиту прав, свобод и законных интересов как собственных, так и иных лиц; борьбу с проявлениями правового нигилизма; превенцию совершения правонарушений; повышение правовой культуры и правовой активности населения; осуществление полезной для общества и государства деятельности и т.д.
Исходя из целей правового воспитания, можно выделить его задачи. К ним относятся: формирование социальной значимости права как ценности; обеспечение свободного доступа к праву; выработка навыков применения права в процессе жизнедеятельности; освоение особенностей правоотношений в обществе; развитие чувства личной ответственности за свое поведение.
Итак, из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что правовое воспитание - это довольно сложный и целенаправленный процесс, от которого зависит повышение уровня правовой культуры общества в целом. Этот процесс является важным фактором воспитания сознательной правовой личности, способной применять имеющиеся знания о праве в обществе, уметь отстаивать свои законные права и интересы.
Литература
1. Адаева О. В., Худойкина Т. В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. № 5 (47). Часть 6. Май. С. 155 - 157.
2. Саакян М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2009. № 3. С. 107 - 110.
3. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал, 2015. № 11 (56). С. 206 - 208.