Научная статья на тему 'Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями'

Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3253
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / LEGAL AWARENESS / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL UPBRINGING / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LEGAL ENLIGHTENMENT / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / LEGAL CULTURE / ПРАВОВОЕ ОСВЕДОМЛЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL INFORMING / LEGAL ADVOCACY / LEGAL NOTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Роман Алексеевич

Статья посвящена исследованию такой важной в условиях современных российских реалий категории, как правовое информирование. Оно рассматривается как деятельность специальных субъектов, направленная на повышение правового сознания и правовой культуры личности. Анализируется соотношение правового информирования и смежных категорий (правовое воспитание, правовое обучение, правовое просвещение, правовая пропаганда), на основе чего выводится его определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INFORMING: NOTION AND CORRELATION WITH CLOSE CATEGORIES

The article is devoted to the searching of such important category in the condition of modern Russian reality as legal informing. It is considered as the activity of special subjects directed in the end to improving of legal awareness and legal culture of an individual. The legal informing’s correlation with close categories (legal upbringing, legal education, legal enlightenment, legal advocacy) is analyzed, on the basis of this its notion is suggested.

Текст научной работы на тему «Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями»

3 См.: Барковский Н.И. Еще два слова к вопросу об изменении порядка судебной защиты казны // Журнал Министерства юстиции. 1896. № 4. С. 295.

4 См.: Змирлов К.П. К вопросу об изменении порядка судебной защиты казны // Журнал Министерства юстиции. 1896. № 3. С. 151.

5 См.: Муромцев Н.А. Современная организация защиты казенных интересов на суде // Журнал Министерства юстиции. 1894-1895. № 6. С. 77

6 См.: Селиванов Н.Ф. Юридическая хроника // Журнал гражданского и уголовного права. 1891. Кн. 9. С. 142.

7 См.: Кавелин К.Д. Наше гражданское правосудие // Юридический вестник. 1883. № 8. С. 574.

Р.А. Осипов

ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ СО СМЕЖНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

Статья посвящена исследованию такой важной в условиях современных российских реалий категории, как правовое информирование. Оно рассматривается как деятельность специальных субъектов, направленная на повышение правового сознания и правовой культуры личности. Анализируется соотношение правового информирования и смежных категорий (правовое воспитание, правовое обучение, правовое просвещение, правовая пропаганда), на основе чего выводится его определение.

Ключевые слова: правовое информирование, правовое воспитание, правовое обучение, правовое просвещение, правовая пропаганда, правовое осведомление, правосознание, правовая культура.

R.A. Osipov

LEGAL INFORMING: NOTION AND CORRELATION WITH CLOSE CATEGORIES

The article is devoted to the searching of such important category in the condition of modern Russian reality as legal informing. It is considered as the activity of special subjects directed in the end to improving of legal awareness and legal culture of an individual. The legal inform-ing's correlation with close categories (legal upbringing, legal education, legal enlightenment, legal advocacy) is analyzed, on the basis of this its notion is suggested.

Keywords: legal informing, legal upbringing, legal education, legal enlightenment, legal advocacy, legal notification, legal awareness, legal culture.

В современных условиях требования к индивиду, позволяющие ему оставаться активным участником общественных отношений, постоянно повышаются. Технический прогресс, усложнение социальных связей, повышение динамичности всех сфер жизни, увеличение количества информационных потоков детерминируют и «вынужденное» развитие личности, дабы она могла соответствовать вызовам времени. В этой связи правовую информированность можно рассматривать не просто как желаемое, а необходимое состояние всех без исключения лиц, вступающих в правовые отношения.

Правовая информированность является результатом особого рода деятельности компетентных субъектов — правового информирования. Несмотря на безусловную значимость данной деятельности, особенно учитывая тенденцию неуклонного повышения роли информации в современном обществе, ее поня-

© Осипов Роман Алексеевич, 2015

Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]

тие, специфика и соотношение со смежными категориями сравнительно мало изучены в правовой науке.

Правовое информирование следует рассматривать, прежде всего, в контексте его взаимосвязи с правовым воспитанием. И первое, и второе понятие представляют собой процессы, во многом близкие по содержанию и поэтому довольно трудно дифференцируемые. «Правовое воспитание» — категория, безусловно, более изученная в правовой науке, что дает нам возможность использовать уже имеющиеся наработки для уяснения сущности интересующего нас понятия правового информирования.

Повышенный интерес к сравниваемой категории вполне объясним: правовое воспитание входит в состав идеологической функции любого государства, а ведь известно, какое значение придавалось идеологии в советское время. Очевидно, этим обусловлен «всплеск» внимания к проблеме правового воспитания, произошедший в 60-70-х гг. прошлого века. Начало XXI в. ознаменовалось новым «витком» в исследовании проблем правового воспитания. Все чаще стали звучать фразы о необходимости поиска новой идеологии, национальной идеи, способной объединить и сплотить народ, переживающий чудовищный нравственный кризис. Вполне закономерно актуализировались вопросы воспитания подрастающего поколения, в котором в обязательном порядке должна присутствовать правовая составляющая.

Обобщая современные трактовки, можно сформулировать следующее краткое определение: правовое воспитание — это целенаправленная, систематическая деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на повышение правового сознания и правовой культуры личности в целом.

Непосредственный объект воздействия правового воспитания — правовое сознание и правовая культура личности. Оно (воспитание) заключается в передаче, накоплении и усвоении личностью знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву как системе общеобязательных правил поведения и практике их претворения в жизнь (устойчиво-положительного — для населения и профессионального — для юристов). То есть правовое воспитание как организованный процесс преследует цель доведения до граждан основных положений законодательства и одновременно выработки у них чувства глубокого уважения к праву.

Правовое воспитание — сложносоставная категория, включающая в свою структуру несколько взаимосвязанных, но, тем не менее, не тождественных направлений. В советское время в качестве таковых выделяли следующие:

1) юридическое образование, складывающееся из обучения и специальной подготовки кадров непосредственно для работы по юридическим профессиям, а также для науки и обучения;

2) систему юридической подготовки других категорий работников государственных учреждений, должностных лиц, связанных с нормотворческой и правоприменительной работой, не требующей, однако, специального широкого юридического образования;

3) систему форм правового просвещения широких слоев населения, прежде всего молодежи;

4) формы правового воспитания в процессе правоприменительной государственной деятельности, в т.ч. воспитательное воздействие принуждения и поощрения;

5) использование кино, литературы, других видов искусства в целях правового воспитания и повышения правовой культуры1.

Согласно более современной трактовке структура правового воспитания включает в себя правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику, самовоспитание2.

Анализ структуры правового воспитания позволяет выявить его соотношение с правовым информированием. По данному вопросу в литературе встречаются довольно неоднозначные, на наш взгляд, позиции. Так, М.В. Саакян считает правовое информирование конкретной целью правового воспитания3, что неверно уже хотя бы с точки зрения логики, ибо и правовое воспитание, и правовое информирование суть процессы и один из них не может быть результатом другого (результатом же становится некое состояние, причем определенного уровня, о чем речь пойдет ниже).

С одной стороны, правовое воспитание — понятие предельно широкое по своему объему, т.к. включает сразу несколько направлений деятельности, преследующих общую цель — повышение правового сознания и правовой культуры каждого отдельного индивида и общества в целом. И если рассматривать правовое информирование с позиции узкой трактовки — как доведение до сведения широких масс информации о принятии, изменении либо отмене нормативных правовых актов, то оно может считаться одним из компонентов правового воспитания.

С другой стороны, мы выступаем против необоснованного сужения понятия правового информирования. Поскольку правовая информированность не ограничивается знанием только действующих нормативных правовых актов, е

п

а в обязательном порядке в нее включается понимание базовых принципов, и ценностей, значимости права, следовательно, и правовое информирование пред- а полагает осуществление деятельности по целому ряду направлений, ведущих в о

в

конечном итоге к озвученной цели. о

й

В этой связи мы расцениваем правовое воспитание и правовое информирова- с ние как две стороны одного и того же комплексного процесса, заключающегося Р в целенаправленном управляющем воздействии компетентных субъектов на е

сознание личности с целью формирования у нее базовых представлений о сути, 0

й

принципах, социальной роли права и знаний действующих в обществе основных р

правовых норм. Но если при рассмотрении правового воспитания упор делается Ч

на первый компонент, то при характеристике правового информирования — на о

второй. Однако это вовсе не означает отсутствия другого компонента, ибо в таком К

случае каждая из анализируемых категорий будет неполноценной. м

Целью и желаемым результатом правового воспитания, как явствует из при- I

веденного определения, выступает высокий уровень правосознания и правовой ¡§

UJ

культуры личности, правового информирования — должный уровень правовой 00 информированности. Но если «зреть в корень», то векторы у рассматриваемых 2 процессов едины. При решении задач каждого из процессов необходимо ориен- 5 тировать сознание граждан на адекватную оценку происходящих в обществе процессов, научить правильно понимать законы, воспринимать их как гарантию своих законных интересов и умело ориентироваться в сложных, проблемных жизненных ситуациях, вовремя чувствовать опасность преступить грань закона. Таким образом, правовая культура зрелой, ответственной, законопослушной личности немыслима без обладания ею достаточным набором правовых знаний 155

(правовой информированности), в то же время своевременная, качественная, постоянно «пополняемая» правовая информированность закладывает базу дальнейшего развития правосознания и правовой культуры членов любого общества.

Продолжая рассуждения, сопоставим правовое информирование с такими смежными понятиями, как правовая пропаганда, правовое обучение, правовое просвещение, в одной из наиболее распространенных трактовок рассматриваемых как формы (виды, направления) правового воспитания.

Первый из вышеназванных феноменов — правовая пропаганда — является широко востребованным правовым инструментом, способным оказывать эффективную помощь в решении важнейших социальных задач. В частности, в уголовном праве пропаганда считается одним из наиболее действенных методов предупреждения преступлений4.

Термин «пропаганда» не имеет легального определения, что, безусловно, является упущением, ибо законодатель активно использует его в текстах принимаемых актов. Впрочем, в ряде законов содержатся дефиниции (более или менее удачные) отдельных видов пропаганды. Так, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»5 дается определение антинаркотической пропаганды как пропаганды здорового образа жизни, направленной на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»6 рассматривается еще один вид пропаганды — противопожарная, которая трактуется как целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения противопожарной безопасности путем перечисленных а в Законе средств (ст. 25). И если первое определение не имеет особой научной ? ценности ввиду отсутствия понятийной расшифровки рассматриваемого терми-(10 на, то второе представляет интерес в рамках нашего исследования, поскольку ! проводит очевидную параллель с интересующим нас феноменом правового ин-I формирования.

1 Правовая пропаганда может рассматриваться либо со знаком «плюс», либо

го

| со знаком «минус» — другими словами, данное явление может быть как по-

| зитивным, так и негативным. Последний вариант является противоправным и

| регулируется административным и уголовным законодательством посредством

2 закрепления запрета совершения соответствующих общественно вредных (опас-° ных) действий под угрозой наказания (например, ст. 20.3 КоАП РФ).

« С предметом нашего исследования соотносится правовая пропаганда в пози-

| тивном ее смысле, под которой в ситуации отсутствия законодательного опреде-

е ления Е.Н. Тогузаева понимает проводимую компетентными субъектами (как го-

1 сударственными, так и негосударственными) системную целостную деятельность

° по распространению информации об общественно полезной деятельности, с этих

го

позиций приравнивая ее к социальной рекламе7. А.Н. Величко и С.Н. Шатило-1 вич, рассматривая правовую пропаганду как вид правового воспитания, видят I ее содержание в распространении и разъяснении в обществе правовых знаний, практики применения юридических норм в целях формирования у населения убежденности в целесообразности соблюдения законов8.

В такой трактовке получается, что правовая пропаганда также по сути есть правовое информирование, однако акцент в данном процессе делается не просто на доведение некой информации до сведения субъекта, а ее разъяснение с упо-156 ром на формирование четкой установки на положительные действия. Правовое

информирование, если так можно выразиться, более нейтрально. Оно предполагает доведение до населения максимума информации, а не выборку только отвечающих целям процесса (как в случае с правовой пропагандой) сведений. Правовое информирование также, безусловно, в итоге направлено на развитие правосознания и правовой культуры личности, привитие правильных социальных ценностей и установок, поощрение ее активности в сфере правового общения, но делает это посредством предоставления индивиду права выбора варианта своего поведения на основе анализа всех имеющихся возможностей.

Относительно понятия правового обучения, а если быть более точным, его соотношения с понятием правового воспитания, в теории права нет единства мнений. Одни считают первое формой (разновидностью, направлением) второго9. Другие рассматривают правовое обучение как способ внешнего выражения и организации передачи теоретического материала объекту правового воспитания10. Третьи и вовсе употребляют данные понятия через соединительный союз либо запятую, тем самым признавая их однопорядковость с одной стороны, и взаимоисключающий характер — с другой11. Правовое обучение есть процесс, конечным своим результатом, как отмечается в литературе, имеющий знание минимума нормативных правовых актов, необходимых для повседневной жизнедеятельности, навыков правомерного поведения в юридически значимых ситуациях, умений использовать правовые средства для защиты своих прав и законных интересов12.

Вряд ли кто-то сможет возразить тому, что правовое обучение, образующее базовый элемент правового воспитания, — будь то привитие начальных знаний в школе или же преподавание интенсивных курсов в высшем учебном заведении, — это тоже

В

информирование. Индивид получает неизвестные ему ранее сведения о праве и т любых явлениях, с ним связанных — значит, он информируется. к

п

Также однопорядковым феноменом с рассмотренными выше можно считать а

правовое просвещение. Это создает определенные трудности в разграничении с

довольно близких по своему смысловому наполнению понятий. Особенно четко I

это явствует из анализа имеющихся в литературе определений. Так, Л.В. Саенко у

предлагает достаточно пространную дефиницию правового просвещения как с целенаправленной деятельности государства, общественных объединений,

от- е

дельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов 1

и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому, |

состоящей в систематическом воздействии на сознание и поведение человека с ч

с

целью формирования у него позитивных взглядов и установок, обеспечивающих о

претворение в жизнь юридических норм13. Действительно, из такого определения п

не совсем понятно, в чем особенность именно данной деятельности, по сравнению, м

скажем, с правовым воспитанием. Как полагает В.В. Стреляева, отождествление и

правового просвещения и правового воспитания крайне нежелательно, ибо ведет 3

к путанице в объеме задач соответствующих видов деятельности14. Между тем 00

правовое просвещение, по мнению большинства ученых, составляет лишь одно 22

из направлений правового воспитания. 5

Бывший председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев в своем выступлении дает, на наш взгляд, более четкое определение правового просвещения: это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения законов и предупреждения

правонарушений15. 157

Получается, что правовое просвещение суть есть также правовое информирование, причем с ярко выраженными социальными функциями, сопоставимыми, а под определенным углом зрения и аналогичными функциям правовой пропаганды и правового обучения16. Учитывая данный факт и отталкиваясь от широкого подхода к исследуемому феномену, можно сделать вывод, что правовое информирование многогранно и может представать в форме правового просвещения, правового обучения, правовой пропаганды.

Ну и наконец, еще одной, причем в определенном смысле основой (в связи с тем, что приравниваемой к его узкому пониманию) формой правового информирования выступает правовое осведомление. Данным термином мы обозначаем доведение до сведения широких масс текущей, актуальной информации — о принятии, изменении либо отмене нормативных правовых актов. Не случайно в юридической науке при анализе понятия информации акцент делается именно на новых данных и сведениях17.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующее определение исследуемого феномена: правовое информирование — это организованный, последовательный, комплексный процесс доведения компетентными субъектами (как государственными, так и негосударственными) сведений о праве и связанных с ним явлениях (правовой информации) до соответствующих адресатов, осуществляемый в формах правового просвещения, правового обучения, правовой пропаганды и правового осведомления, направленный на формирование у граждан системы знаний о базовых принципах права и действующих в обществе законах с целью дальнейшего претворения юридических норм в жизнь, способствующий в конечном итоге повышению уровня их правосознания и правовой культуры.

1 См.: Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов/н Д, 1969. С. 142.

2 См.: Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 3. С. 325.

3 См.: Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 107-110.

4 См.: ОськинаЕ.Л. Роль уголовно-правовой пропаганды в предупреждении преступлений // Российский следователь. 2008. № 15. С. 33-34.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 2, ст. 212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3649.

7 См.: Тогузаева Е.Н. Социальная реклама и пропаганда: сложности правового регулирования // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 4. С. 662-668.

8 См.: Величко А.Н., Шатилович С.Н. Особенности участия российского суда в правовой пропаганде среди населения в современных условиях // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2007. № 2 (3). С. 60.

9 См.: Бондарев А.С. Правовая пропаганда и обучение — формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. № 1.

10 См.: СемиткоА.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10. С. 108-113.

11 См.: Стетюха М.П., Ермоленко Е.А. К вопросу о правовом воспитании и обучении в России на современном этапе развития общества // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 126-130.

12 См.: Бондарев А.С. Указ. раб. С. 12.

13 См.: СаенкоЛ.В. О роли семьи в повышении уровня правовой культуры: вопросы правового просвещения // Правовая культура. 2012. № 2 (13). С. 26-28.

14 См.: Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11.

15 См.: Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева: редакционный материал // Российский судья. 2009. № 1. С. 6-13.

16 Подробнее об этом см.: Лесниченко И.П. Правовое просвещение населения как средство борьбы с коррупцией // Система ценностей современного общества. 2010. № 12. С. 116-118; Козлов А.П. Правовое просвещение как метод предупреждения совершения правонарушений // Право и безопасность. 2010. Т. 34. № 1. С. 110-113.

17 См.: Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.