Научная статья на тему 'Направления государственной политики в области правового воспитания'

Направления государственной политики в области правового воспитания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1053
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / STATE POLITICS IN THE SPHERE OF LEGAL EDUCATION / LEGAL ENLIGHTENMENT / LEGAL INFORMING / LEGAL TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минина Анна Александровна

Анализируются проблемы построения категориального аппарата государственной политики в области правового воспитания, прежде всего используемого для определения её направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The directions of a state policy in the field of legal education

Problems of making a categorial apparatus of state politics in the sphere of legal education mainly used for determination of its directions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Направления государственной политики в области правового воспитания»

Минина Анна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации _(тел.: 89624490142)

Направления государственной

политики в области правового воспитания

Анализируются проблемы построения категориального аппарата государственной политики в области правового воспитания, прежде всего используемого для определения её направлений.

Ключевые слова: правовое воспитание, государственная политика в области правового воспитания, правовое просвещение, правовое информирование, правовое обучение, правовое образование.

А.А. Minina, œndidate of Psychology, associate Professor of the department of state legal disciplines of Stavropol Department of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation; tel.: 89624490142.

The directions of a state policy in the field of legal education

Problems of making a categorial apparatus of state politics in the sphere of legal education mainly used for determination of its directions are analyzed.

Key words: legal education, state politics in the sphere of legal education, legal enlightenment, legal informing, legal training.

4

мая 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев официально утвердил "Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (далее - Основы) [1]. По своей сути Основы являются программным документом и предполагают проведения ряд последовательных мероприятий, целью которых является формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания населения. Традиционно, деятельность, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания именуется правовым воспитанием, именно поэтому, Основы следует признать основополагающим актом, определяющим общегосударственную концепцию правовоспитательную политики в государстве. При этом важным условием формирования социально востребованной и высокоэффективной государственной политики в области правового воспитания является дальнейшее углубление научных представлений о его сущности, содержании, закономерных связях с правом и другими элементами правовой системы современного общества. И не смотря на общую положительную оценку Основ в целом, необходимо

отметить низкий уровень проработки категориального аппарата используемого для определения направлений государственной политики в области правового воспитания. Остановимся на содержании каждого из направлений.

1. Правовое просвещение и правовое информирование граждан. Правовое просвещение -пропаганда и распространение среди широких слоёв населения юридических знаний, достоверных сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а также обязанностей граждан, способах их реализации и защиты, компетенции и порядке деятельности государственных органов [2]. Формами правового просвещения являются правовая пропаганда и правовое информирование.

Наиболее распространённой формой правового просвещения является правовая пропаганда, которая представляет собой распространение и разъяснение в обществе правовых знаний, практики применения определенных правовых норм, а также формирование у населения убежденности в целесообразности соблюдения законов и предупреждения правонарушений. Главным источником правовой пропаганды сегодня выступают СМИ. Однако только опубликования законодательных актов недостаточно для решения

51

вопроса о повышении уровня правосознания населения. Поэтому нужна большая работа, обеспечивающая усвоение людьми норм действующего законодательства.

В системе правового просвещения важное место занимает и правовое информирование населения, которое представляет собой предоставление гражданам информация о его правах и обязанностях, об уровне правотворчества и пра-вореализации в стране. Сегодня в России информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социальной информации, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализа-ционной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО) [3].

Таким образом, правовое информирование является формой правового просвещения и не может реализовываться вне его рамок.

2. Развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Выделение в Основах указанного направления, требует анализа соотношения таких понятий как "правовое воспитание" и "правовое образование".

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданина (обучающегося) установленным государством образовательных уровней (образовательных) цензов. Таким образом, достижение определённого образовательного ценза является целью образования, что не может лечь в основу и выразить сущность правового образования.

Как указывает Е.А. Певцова, правовое образование - это целостный процесс воспитания и обучению праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков(он гарантирован стандартом знаний как общеобразователь-

ным документом), а также изменить личность [4]. Е.А. Зубова рассматривает правовое образование как целенаправленный, организованный и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей специально созданными правовоспитательными формами, средствами и методами с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [5]. Таким образом, и Е.А. Зубова, и Е.А. Певцова, рассматривают "правовое образование" как более ёмкое и широкое понятие, нежели чем "правовое воспитание". Однако такой подход, равно как и поход авторов Основ, в рамках которого "правовое воспитание" и "правовое образование" рассматриваются как синонимы, не укладываются в целостную модель правового воспитания, формами которого являются правовое просвещение и правовое обучение. При этом правовое обучение является условием получения правовых знаний, формирования индивидуальных способностей и навыков социальной ориентации в области права и реализуется в двух направлениях: юридический всеобуч (общее правовое обучение) и правовое образование (специальное правовое обучение в рамках общеобразовательного процесса).

3) Совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права. Являясь главным, базовым источником профессионального правосознания в современном цивилизованном обществе, высшее юридическое образование выступает как часть правовой культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования. На общетеоретическом уровне, как правило, вообще отсутствует как таковое понятие профессионального юридического образования. Именно поэтому, понятие профессионального юридического образования должно быть выделено в качестве самостоятельного в системе понятий науки общей теории права и должно войти в понятийный ряд таких категорий, как правовая культура общества, правовое сознание, профессиональное правовое сознание [6].

Необходимо выделения указанного направления обусловлена тем, что проблемы юридического образования в полной мере касаются всех властных субъектов. Они затрагивают и чиновников, и предпринимателей, и военных - всех без исключения российских граждан. Иными словами, речь должна идти и о профессиональном юридическом образовании, и о массовом юридическом воспитании и "ликбезе".

В последнее время в России складывается

52

негативное отношение к юридическому образованию. Одной из причин неправильного отношения к юридическому образованию в обществе является тот факт, что большинство людей мало что знают о юридическом образовании. Имеющиеся представления о нем ограничиваются тем, что юристы учат законы. При этом, отчаявшись найти справедливость в правоохранительных органах (с которыми массовое сознание и связывает юридическое образование), население перестаёт верить в возможности нашей правовой системы, а, следовательно, в нужность и важность юридического образования. Как указывает Пантелеев Б., особую опасность для всего цивилизованного общества, представляет окончательно сформировавшийся и ярко проявившийся в последние годы "синдром Виталия Калоева". Последствия отсутствия надлежащей официальной оценки поступка этого "настоящего человека" (так его публично назвали в ходе массового чествования) просто ужасны, теперь никто из обвиняемых по аналогичным резонансным делам уже не может быть уверен, что просто доживет до судебного разбирательства. И Рунет уже полон сообщений о том, как стихия самосудов творит псевдосправедливость в самых разных регионах нашей страны [7].

Как справедливо указывает В.В. Стреляева "традиция подмены правового воспитания юристов их профессиональной подготовкой и, прежде всего, правовым образованием приводит к тому, что значительная часть юристов, располагая требуемым объемом юридических знаний, имеет, тем не менее, неразвитое правосознание. Правовое воспитание по отношению к юристам должно быть нацелено в первую очередь на формирование здорового, активного правосознания. Правовая образованность не должна исчерпывать всего объема содержания правосознания и не может компенсировать недостаточную развитость и активность адекватных ценностных установок, ориентиров, привычек в профессиональной деятельности" [8].

4) Преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне правовой деятельности, системы юридических актов, правового развития субъектов и правосознания [9]. Правовая культура способствует выработке ценностно-нормативной ориентации в области права и законности, регулирует поведение личности [10], а её уровень, обусловленный достигнутым

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА уровнем материальной и духовной культуры, определяют успех реформ проводимых в стране. Именно поэтому преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности лежат в основе формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, но не исчерпываются ими.

5) Совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов, т.е. субъектов правового воспитания. Анализ сущности и содержания профессиональной правовой культуры показал, что она исследуется только с позиции лиц, осуществляющих правоприменение. Процесс формирования профессиональной правовой культуры правоприменителя пока еще носит стихийный, неуправляемый характер. Поэтому в рамках научного обеспечения административной, судебной и иных реформ рассмотрение этого вопроса имеет важное теоретико-прикладное значение.

Сейчас выявились потребности изучения правовой культуры педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено тем, что правовая культура учителя есть неотъемлемый компонент осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации формирования правовой культуры подрастающего поколения. В настоящее время следует констатировать, что педагогики, работающие в российских школах обладают обыденным уровнем правовой культуры. Это объясняется отсутствием у них специальной юридической подготовки.

В целом можно сказать, что без разрешения проблемы повышения уровня профессиональной правовой культуры невозможно повысить уровень правовой культуры общества. При этом, разрешение проблемы повышения уровня правовой культуры требует консолидации усилий представителей различных отраслей: юристов, педагогов, социологов, психологов.

6) Совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи. Статья 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, однако сегодня в законодательстве Российской Федерации отсутствуют её критерии. Вокруг этого вопроса ведётся много дискуссий.

В целом анализ направление государственной политики в области правового воспитания пока-

53

зал отсутствие согласованности в категориальном аппарате, дублировании направлений, что может привести к снижению эффективности всего правовоспитательного процесса, а значит и не позволит обеспечить положительную динамику развития юридических и социальных процессов в обществе. Кроме того, решение ряда вопросов имеющих первостепенное значение не нашло своего отражения в направлениях государственной политики в области правового воспитания. Речь идёт, прежде всего, о формирование профессиональной правовой культуры педагогов.

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности М.: Наука, 1998. С. 6.

2. Алексеев А.И., Герасимов С.И. О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания // Юстиция. Научно-практический журнал. 2009. № 5.

3. Зубова Я. В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России :Авторефератдисс...д-расоциолог. Наук. Майкоп, 2010.

4. Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ) //Российская газета, № 151, 14.07.2011.

5. Пантелеев Б. Правовая культура - секрет выживания народа // ЭЖ-Юрист. 2011. № 42. С. 1, 4.

6. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков /Российский фонд правовых реформ. Проект "Правовое образование в школе". Серия "Правовое образование: теория и практика". -М.: Изд. дом "Новый учебник", 2003. - С. 100.

7. Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.

8. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства:

Автореферат дис......канд. юрид. наук. М., 2006.

С. 8.

9. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]. / Ростов н /Д : Феникс, 2011. С. 410.

10. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966

"О Концепции правовой информатизации России" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.07.1993, № 27, ст. 2521.

1. Agranovskaya E. V. Legal culture and ensuring the rights of the individual - M.: Science, 1998. P. 6.

2. Alekseev A.I., Gerasimov S. The state policy of development of legal awareness and legal consciousness // Justice. Scientific-practical magazine. 2009. № 5.

3. Zubov YA. Legal education in the development of legal culture forming of the civil society in modern Russia : the author's abstract of Diss...d-RA sociologist. Sciences. Maykop, 2010.

4. The fundamentals of the state policy of Russia in the sphere of development of legal awareness and legal consciousness of citizens (ATS. The President of the Russian Federation) // Russian newspaper, № 151, 14.07.2011.

5. Panteleev B. Legal culture - the secret of the survival of the people // Ezh-Jurist. 2011. № 42. P. 1, 4.

6. Pevtsov E.A. Legal culture and legal education in Russia at the turn of XX-XXI century /the Russian Foundation for legal reform. The project "Legal education in schools". Series "Legal education: theory and practice". - M.: Ed. house "the New textbook", 2003. P. 100.

7. Petrov A.V., Gorbatov M.K. The basic tendencies of development of the higher legal education in the modern Russian: Monograph. Nizhny Novgorod: Publishing house of the University of Nizhni Novgorod, 2007.

8. Strelyaeva V. V. Legal education in the conditions of formation of legal state : autoreferat......kand. jurid. nauk. M., 2006. P. 8.

9. Theory of state and law : the textbook / M.B. Smolensk [et al.]. /Rostov n /D: Phoenix, 2011. P . 410.

10. The decree of the President of the Russian Federation from 28.06.1993 № 966 "On the Concept of legal Informatization of Russia" // Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation, 05.07.1993, № 27, article. 2521.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.