Научная статья на тему 'Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты'

Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7348
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / LEGAL EDUCATION / TRAINING / FORMS OF LEGAL EDUCATION / MEANS OF LEGAL EDUCATION / LEGAL TRAINING / SELF-EDUCATION / LEGAL PROPAGANDA / LEGAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна

В статье раскрывается понятие формы правового воспитания, определяется система его форм. Исследуются разные позиции ученых относительно определения форм правового воспитания. Разграничиваются такие категории, как средства и формы правовоспитательного процесса. Дается краткая характеристика каждой формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic forms of legal education in modern Russia: theoretical and practical aspects

The article deals with the concept of a legal education form and the system of its forms. Various opinions of scholars regarding definition of the forms of legal education are reviewed. The author distinguishes such categories as means and forms of legal education. Each form of legal education is described in brief.

Текст научной работы на тему «Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты»

УДК 343.825(470 + 571) Адаева Ольга Викторовна

аспирант, преподаватель кафедры правовых дисциплин

Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Adaeva Olga Viktorovna

PhD student, Lecturer, Legal Disciplines Department, Mordovia State (National Research) University

BASIC FORMS OF LEGAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: THEORETICAL AND PRACTICAL

ASPECTS

Аннотация:

В статье раскрывается понятие формы правового воспитания, определяется система его форм. Исследуются разные позиции ученых относительно определения форм правового воспитания. Разграничиваются такие категории, как средства и формы правовоспитательного процесса. Дается краткая характеристика каждой формы.

Ключевые слова:

правовое воспитание, образование, формы правового воспитания, средства правового воспитания, правовое обучение, самовоспитание, правовая пропаганда, юридическая практика.

Summary:

The article deals with the concept of a legal education form and the system of its forms. Various opinions of scholars regarding definition of the forms of legal education are reviewed. The author distinguishes such categories as means and forms of legal education. Each form of legal education is described in brief.

Keywords:

legal education, training, forms of legal education, means of legal education, legal training, self-education, legal propaganda, legal practice.

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как демократическое и правовое. Воплощение в реальность идеи правового государства находится в прямой зависимости от уровня правовой культуры общества. В условиях масштаба границ России неизбежны нарушения норм права в силу разных причин: правовой безграмотности, правового нигилизма, коррупции и др. Важно пресекать ущемления прав, свобод и законных интересов граждан, а по возможности - не допускать подобных ситуаций. Повышение правовой культуры населения осуществляется за счет процессов правового воспитания. В настоящее время не решен вопрос относительно выделения форм подобного воспитания.

Механизм правового воспитания представлен основными его формами - конкретными способами организации воспитательного процесса. В юридической доктрине выделяются следующие формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика и повседневный опыт, самовоспитание.

Интересную позицию занимают Н.Я. Соколов и Е.К. Матевосова, рассматривая правовое воспитание как основное средство борьбы с правовым нигилизмом. В связи с этим они делят все формы на сингулярные и универсальные. Конкретной форме правового нигилизма они противопоставляют определенную форму правового воспитания [1, с. 77-78; 2].

В качестве самостоятельной формы правового воспитания отдельные авторы выделяют правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами. Однако, на наш взгляд, это вид правового воспитания в зависимости от субъекта и объекта осуществления, а не форма. В процессе перевоспитания применяются разные указанные формы воспитания.

Н.М. Ефиценко считает, что существуют лишь две формы правового воспитания: правовое образование (обучение) и пропаганда права, отмечая при этом особую значимость первой [3, с. 81]. Полагаем, что помимо указанных форм однозначно необходимо выделять еще как минимум юридическую практику, повседневный опыт и самовоспитание, которые, может быть, и в меньшей степени эффективны, однако также играют немалую роль в правовоспитательном процессе и формировании правосознания личности.

Ю.А. Дмитриев выделяет такие формы правового воспитания, как средства массовой информации, произведения литературы и искусства о проблемах права, наглядная правовая информация и др. [4, с. 698]. Однако правовую пропаганду осуществляют не только СМИ, субъектами также могут являться и религиозные организации, и государство в целом, и т. д. Произведения литературы и искусства, наглядная информация, юридическая литература скорее относятся к средствам правового воспитания, нежели к его формам.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Смешение форм и средств правового воспитания можно заметить в работах разных авторов. В частности, И.В. Щепеткина, анализируя такой вид правового воспитания, как эколого-пра-вовое, ошибочно относит дискуссии, круглые столы, конференции не к средствам, а к формам [5, с. 18]. И наоборот, относя правовое обучение, пропаганду, самовоспитание и т. д. к средствам, а не к формам правового воспитания, авторы путают эти две категории. В качестве средств можно назвать, например, юридическую литературу, нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы, а также лекции, семинары, беседы и т. п.

Повседневный опыт также может служить одной из форм правового воспитания. А.Б. Вен-геров отмечает: «Идеал правового воспитания - юридическое всеобщее обучение. Иллюзией можно считать представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом» [6, с. 573].

Конечно, следует согласиться с ученым, что знание законодательства не может гарантировать его соблюдение, однако каждый гражданин должен иметь определенные представления о праве, знать содержание основных отраслей законодательства, чтобы уверенно чувствовать себя при вступлении в какие-либо правоотношения. Этого позволяют добиться правовое обучение, профессиональное правовое образование, самовоспитание. На наш взгляд, повседневный опыт является наименее эффективной формой правового воспитания, так как зачастую он может быть ошибочным, требующим проверки.

Следует отметить, что правовое обучение - основная и обязательная форма правового воспитания, необходимая всему обществу, на ней базируются иные формы. Минимальный объем правового обучения человек получает в рамках изучения отдельных дисциплин в процессе обязательного общего образования.

Правовое самовоспитание - одна из важнейших форм правового воспитания, неотъемлемая часть жизнедеятельности каждого индивида. Оно представляет собой постоянно осуществляемый процесс в социализации личности, в совокупности и взаимосвязи с разными внешними факторами составляет и формирует индивидуальное правосознание человека. Правовое воспитание позволяет организовать правосознательное мировоззрение посредством восприятия внутренних ценностей права с помощью определенных способов, аккумулируя при этом правовые установки, полученные при реализации иных форм правового воспитания.

Например, В.В. Павлов из всех форм правового воспитания выделяет именно самовоспитание, указывая, что вне его не может состояться ни одна форма воспитания, что она их объединяет [7, с. 17]. Действительно, для более эффективного усвоения норм правового воспитания необходимы самовоспитание, собственные усилия индивида к формированию своего правосознания, повышению интереса и активности в данной деятельности.

Рассматривая такую форму правового воспитания, как юридическая практика, необходимо отметить справедливость мнения С.О. Курбатова о том, что формой правовоспитательного процесса является именно организованная и контролируемая юридическая практика [8, с. 19].

В настоящее время ученые говорят о такой современной форме правового воспитания, как создание компьютерных правовых баз (например, «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.). Однако, скорее всего, они будут являться средствами, а не формами правового воспитания, поскольку, к примеру, правовое обучение, самообразование могут осуществляться с помощью справочно-правовых систем наряду с иными ресурсами.

С.Е. Борисова относит к форме правового воспитания взаимодействие сотрудников государственных органов и СМИ [9, с. 27]. На наш взгляд, это не форма, так как данный пример указывает на существование сотрудничества субъектов правовоспитательной деятельности.

За последние годы получило особую популярность клиническое юридическое обучение. Его рассматривают как современную форму правового воспитания. Деятельность юридических клиник является перспективной и полезной [10, с. 127].

Науке известно и принципиально иное деление форм правового воспитания - в зависимости от аудитории. Так, Е.М. Данилин и Н.В. Давыдова, рассматривая отдельный вид правового воспитания осужденных, считают формами правового воспитания следующие: массовые, групповые, индивидуальные [11, с. 11]. В ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прямо указывается, что воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Важно отметить, что процесс правового воспитания, в какой бы форме он ни осуществлялся, должен формировать знания о праве, уважение к нему, «прочный правовой иммунитет» [12, с. 206]. Выбор тех или иных форм правового воспитания зависит от конкретных условий, в которых реализуется правовоспитательный процесс.

Ссылки:

1. Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. М., 2015. 128 с.

2. Матевосова Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.

3. Ефиценко Н.М. Сущность правового воспитания и мероприятия по повышению его эффективности в современном российском обществе // Образование и право. 2013. № 2 (79). С. 78-83.

4. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2013. 761 с.

5. Щепеткина И.В. Эколого-правовое воспитание студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2012. 23 с.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2013. 607 с.

7. Павлов В.В. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. 21 с.

8. Курбатов С.О. Прокуратура России как субъект правовоспитательного процесса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 18-26.

9. Борисова С.Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2015. № 4. С. 25-28.

10. Брыжинская Г.В., Худойкина Т.В. Подготовка социально ориентированного юриста // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 56-1. С. 127-128.

11. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. № 2. С. 11-13.

12. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.