Научная статья на тему 'Алгоритм воспитания обыденного правосознания современного российского общества'

Алгоритм воспитания обыденного правосознания современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
552
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫДЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беденков Владимир Владимирович, Сорокин Виталий Викторович

Объектом исследования выступает феномен обыденного правосознания россиян. Предмет исследования теоретические представления об обыденном правосознании российского общества, состоянии и путях его укрепления с целью разработки мер воспитания обыденного правосознания. Использовались такие методы исследования, как диалектический, логический, системно-структурный, формально-юридический. Результатом работы стал комплекс предложенных исследователями общих и специальных мер воспитания обыденного правосознания, выработанных с учетом действующего российского законодательства и правоприменительной практики. В настоящее время как никогда остро стоят вопросы модернизации обыденного правосознания россиян через осознание его специфики и возрождение исконных российских правовых ценностей. Это возможно сделать с учетом достижений всех социальных наук: истории, социологии, педагогики, психологии, философии и др. Оздоровление российского обыденного правосознания возможно только путем осуществления целенаправленной систематической научно обоснованной деятельности по правовому воспитанию населения страны. К настоящему моменту пора признать, что именно обыденное правосознание играет решающую роль в благополучном исходе государственных преобразований, поскольку именно от поддержки обывателей зависит эффективность правового регулирования. Воспитание обыденного правосознания мы считаем важнейшим условием завершения правовой реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of Education of Ordinary Legal Consciousness of Modern Russian Society

The object of research is the phenomenon of ordinary sense of justice of the Russians. The subject of the research is theoretical ideas about the ordinary sense of justice of the Russian society, the state and ways of its strengthening. The purpose of the article is the development of basic measures of education of everyday sense of justice. The author used such research methods as dialectical, logical, system-structural, formal-legal ones. The result of the work was a set of general and special measures for the education of ordinary sense of justice developed by the researcher, taking into account the current Russian legislation and law enforcement practice. At present, as never before, the questions of modernizing the ordinary sense of justice of Russians through the recognition of its specificity and the revival of the original Russian legal values are acute. This can be done taking into account the achievements of all social sciences: history, sociology, pedagogy, psychology, philosophy, etc. Improvement of the Russian common sense of justice is possible only through the implementation of a purposeful systematic scientifically grounded activity in the legal education of the population of the country. By now, it is time to recognize that it is ordinary sense of justice that plays a decisive role in the successful outcome of state reforms, since it is the support of the inhabitants that determines the effectiveness of legal regulation. The upbringing of ordinary sense of justice is the most important condition for completing the legal reform.

Текст научной работы на тему «Алгоритм воспитания обыденного правосознания современного российского общества»

Алгоритм воспитания обыденного правосознания...

УДК 340.114.5 ББК 67.05

Алгоритм воспитания обыденного правосознания современного российского общества

В.В. Беденков, В.В. Сорокин

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Algorithm of Education of Ordinary Legal Consciousness of Modern Russian Society

V.V. Bedenkov, V.V. Sorokin

Altai State University (Barnaul, Russia)

Объектом исследования выступает феномен обыденного правосознания россиян. Предмет исследования — теоретические представления об обыденном правосознании российского общества, состоянии и путях его укрепления с целью разработки мер воспитания обыденного правосознания. Использовались такие методы исследования, как диалектический, логический, системно-структурный, формально-юридический. Результатом работы стал комплекс предложенных исследователями общих и специальных мер воспитания обыденного правосознания, выработанных с учетом действующего российского законодательства и правоприменительной практики.

В настоящее время как никогда остро стоят вопросы модернизации обыденного правосознания россиян через осознание его специфики и возрождение исконных российских правовых ценностей. Это возможно сделать с учетом достижений всех социальных наук: истории, социологии, педагогики, психологии, философии и др. Оздоровление российского обыденного правосознания возможно только путем осуществления целенаправленной систематической научно обоснованной деятельности по правовому воспитанию населения страны.

К настоящему моменту пора признать, что именно обыденное правосознание играет решающую роль в благополучном исходе государственных преобразований, поскольку именно от поддержки обывателей зависит эффективность правового регулирования. Воспитание обыденного правосознания мы считаем важнейшим условием завершения правовой реформы.

Ключевые слова: обыденное правосознание, правовое воспитание, деформация, правовое просвещение, правовая культура, правовое регулирование, общество, нравственность, справедливость.

DOI 10.14258/izvasu(2018)6-02

The object of research is the phenomenon of ordinary sense of justice of the Russians. The subject of the research is theoretical ideas about the ordinary sense of justice of the Russian society, the state and ways of its strengthening. The purpose of the article is the development of basic measures of education of everyday sense of justice. The author used such research methods as dialectical, logical, system-structural, formal-legal ones. The result of the work was a set of general and special measures for the education of ordinary sense of justice developed by the researcher, taking into account the current Russian legislation and law enforcement practice.

At present, as never before, the questions of modernizing the ordinary sense of justice of Russians through the recognition of its specificity and the revival of the original Russian legal values are acute. This can be done taking into account the achievements of all social sciences: history, sociology, pedagogy, psychology, philosophy, etc. Improvement of the Russian common sense of justice is possible only through the implementation of a purposeful systematic scientifically grounded activity in the legal education of the population of the country.

By now, it is time to recognize that it is ordinary sense of justice that plays a decisive role in the successful outcome of state reforms, since it is the support of the inhabitants that determines the effectiveness of legal regulation. The upbringing of ordinary sense of justice is the most important condition for completing the legal reform.

Key words: ordinary legal consciousness, legal education, deformation, legal culture, legal regulation, society, morality, justice.

Актуальность проблемы воспитания российского населения обусловлена двумя факторами: регулярной разработкой и вступлением в законную силу новых нормативных правовых актов; важностью обеспечения надлежащего уровня правовой грамотности населения для искоренения правового нигилизма. Обратимся к этимологии слова «обыденный». Согласно «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, обыденный — это повседневный, заурядный, обыкновенный. Некоторые ученые отмечают, что словосочетание «обыденное правосознание» (т.е. обывательское) не очень удачное, ибо несет некоторую отрицательную окраску. О нем рассуждают как о низшей, неполноценной, созерцательно-пассивной форме отражения действительности. Между тем обыденное правосознание воплощает в себе огромное богатство индивидуального, группового и общественного опыта и, оснащая им людей, выступает активным преобразовательным фактором [1, с. 394].

В обыденное правосознание могут внедряться элементы профессионального и даже научного (док-тринального) правосознания. Значение обыденного правосознания заключается в его собственной ценности, в том, что оно выражает интересы и потребности общества и является носителем господствующих в нем правовых ценностей [2, с. 25].

Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и укрепление обыденного правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и обыденного правосознания.

В.Н. Павлов пишет, что правовое воспитание выступает в качестве субъектно-объектного, толерантного, системно-целенаправленного взаимодействия людей по освоению, распространению юридических знаний, правового опыта, правовой культуры с целью предупреждения и преодоления конфликтов в обществе [3, с. 6]. Нельзя согласиться с характеристикой правового воспитания как толерантного процесса. Правовое воспитание предполагает освоение и уяснение правовых ценностей, которые предстают для воспитываемых лиц как единые. В противном случае было бы невозможно сформировать единые основы правосознания людей. Автор называет такую цель правового воспитания, как предупреждение и преодоление конфликтов в обществе. Мы полагаем, что цели формирования здорового правосознания и высокого уровня правовой культуры предполагают достижение цели, обозначенной В.П. Павловым.

По мнению В.М. Шафирова, «правовое воспитание — это целенаправленный, планомерный и ор-

ганизованный процесс формирования и развития системы социально-правовых ценностей, убеждений, внутренней готовности к активной правомерной деятельности. Оно раскрывает не только „букву", но и „дух" права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение» [4, с. 44]. Из данного определения можно сделать вывод, что автор значительное внимание уделяет формированию такого элемента правосознания граждан, как правовая психология. В.М. Шафиров, как и ряд других ученых, подчеркивает важность аксиологической стороны правовоспитательной деятельности, и с этим нельзя не согласиться.

С.В. Юшин, говоря о несовершеннолетних лицах, писал, что на основе имеющихся в марксистско-ленинской литературе трактовок понятия правового воспитания указывается, что последнее представляет собой в широком смысле воздействие всех факторов общественной жизни (как объективных, так и субъективных) на формирование определенных качеств у несовершеннолетних. Правовое воспитание в узком смысле слова есть вид общественной деятельности, целеустремленная и организованная работа государственных органов, направленная на формирование у несовершеннолетних социалистического правосознания [5, с. 15]. Предложенное автором определение понятия «правовое воспитание» недостаточно полно отражает всю специфику правовоспитательной деятельности. Безусловно, она осуществляется не только государственными органами, но носит профессиональный характер, поскольку правовое воспитание должно осуществляться лицами, обладающими правовой компетентностью. Наконец, цели правового воспитания состоят в формировании не только здорового правосознания граждан, но и высокого уровня их правовой культуры, что определит характер их правового поведения.

В.В. Стреляева пишет: «Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых» [6, с. 14]. Понятно, что автор подразумевает под целью правового воспитания формирование позитивного правосознания людей.

Проанализировав достоинства и недостатки предлагаемых исследователями определений понятия «правовое воспитание», полагаем возможным понимать под правовым воспитанием целостную, целенаправленную, систематическую, организованную, непрерывную профессиональную деятельность, направленную на формирование позитивного правосознания и высокого уровня правовой культуры граждан, определяющих их правовое поведение.

Как отмечает Е.К. Матевосова, правовое воспитание должно осуществляться в отношении всех граждан, независимо от их субъективной оценки своего

Алгоритм воспитания обьвденного правосознания.

уровня правовой воспитанности. Однако принуждение к нему недопустимо — это приведет к его отрицанию [7, с. 33].

В кругу субъектов правовоспитательной деятельности находятся и прокуратура РФ, и уполномоченные по правам человека, и суды, и органы внутренних дел, и т.д., соответствующие должностные лица, общественные организации в целом и их представители, преподаватели вузов и т.п. Во всяком случае, лицами, осуществляющими правовое воспитание населения, должны быть те, кто обладает правовой компетентностью в достаточной степени и может передать свои правовые знания и правовой опыт целевой аудитории.

Однако следует учитывать, что на практике правовое воспитание далеко не всегда представляет собой профессиональную, а значит — целостную, планомерную, управляемую, систематическую, целенаправленную и должным образом организованную деятельность. Недостатки правового воспитания нуждаются в постоянном мониторинге и своевременном устранении.

Вопрос о формах правового воспитания является дискуссионным. Во-первых, исследователи зачастую допускают смешение форм и средств воспитания правосознания; во-вторых, перечисляют различные формы правового воспитания. Так, Ю.А. Дмитриев среди форм правового воспитания называет средства массовой информации, произведения литературы и искусства о проблемах права, наглядную правовую информацию и т.д. [8, с. 698], в то время как это не формы правового воспитания, а его средства. Н.М. Ефиценко полагает, что существует только две формы правового воспитания — правовое образование (обучение) и пропаганда права [9, с 81]. И.В. Щепеткина, анализируя эколого-право-вое воспитание, называет такие его формы, как дискуссии, круглые столы, конференции [10, с. 18], как и Ю.А. Дмитриев, перечисляя средства правового воспитания вместо форм.

Между тем, по нашему мнению, форма правового воспитания — это внешнее выражение процесса правового воспитания, одно из его основных направлений. Важность правового воспитания осознается всеми, но целостной теории правового воспитания в отечественной правовой науке так и не сложилось. Не в последнюю очередь это связано с тем, что законодателю пока не удалось выстроить логически стройную нормативно-правовую базу правового воспитания. Политико-директивные документы охватывают только отдельные участки работы по правовому воспитанию; единая государственная Концепция воспитания обыденного правосознания, на базе которой разрабатывались бы федеральные и региональные государственные программы по правовому воспитанию, по-прежнему не принята.

Среди мер укрепления обыденного правосознания требуют внимания со стороны государства:

• Личный пример должностных лиц руководящего уровня. Когда гражданское население видит образец правомерного поведения в деятельности своих руководителей, люди начинают следовать этому образцу. Это обстоятельство накладывает повышенную ответственность на подбор и порядок замещения руководящих лиц.

• Государство должно иметь программу вовлечения детей и молодежи в общие гражданские проекты и массовые общественные организации. В рамках массовых организаций молодежь будет проходить школу социализации и нравственности.

• Необходимы меры по укреплению семьи — с тем чтобы обеспечить воспитание младших на примере старших в этой важной ячейке общества. Каждой молодой семье нужно предоставить жилье на льготных основаниях, за рождение каждого ребенка предусмотреть денежные выплаты, стимулировать закрепление семейств в сельской местности, устраивать семейные праздники культурно-спортивного характера.

• Необходимо постоянное внимание к пожилым людям, с тем чтобы они ощущали востребованность для подрастающего поколения и могли себя реализовать. На встречах с молодежью, в массовых общественных организациях и художественной самодеятельности.

• Государство должно ввести нравственную цензуру в сети Интернет и в средствах массовой информации. Цензурные комитеты перекрыли бы поток информации, оскорбляющей общественную нравственность, и закрыли доступ к источникам, разлагающим мораль общества.

• Государство должно финансировать по государственным заказам создание произведений литературы и других видов искусства, одухотворяющих повседневную жизнь граждан. Молодежь нуждается в положительных примерах, получит мощный воспитательный импульс для подражания лучшим представителям своей страны.

• В школах необходимо преподавание уроков нравственности, на которых ученики знакомились бы с нормами морального поведения в семье, в публичных местах, в межличностных отношениях. К проведению таких уроков можно привлекать психологов, священнослужителей, конфликтологов и других компетентных лиц.

• Запрет существования на территории государства деструктивных сект и экстремистских политических организаций. Эта мера будет способствовать единству общества и воспрепятствует свободному обороту общественно вредной информации.

• Для молодых людей, ведущих антиобщественный и криминальный образ жизни, необходимо соз-

дание поселений, в которых общественные работы сочетались бы со школой нравственного воспитания. Такие поселения будут осуществлять воспитание трудом, преимущественно в сельской местности.

• Постоянное повышение уровня жизни людей будет мерой, через которую государство приобретет признательность со стороны общества, уважение к законам и правопорядку. Данная мера снизит социальную напряженность в обществе и укрепит доверие к государству.

В качестве основного вывода необходимо отметить: только при тщательной разработке правовой политики в сфере воспитания обыденного правосознания граждан, четком понимании поставленных перед государством задач, определении необходимых средств их решения и соответствующих форм правового воспитания возможно формирование зрелого обыденного правосознания.

Библиографический список

1. Михайлова В.Л. Гносеологические принципы осмысления сущности и содержания правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 12-1.

2. Орлова О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. — 2014. — № 7.

3. Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — Владимир, 2005.

4. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право (проблемы теории и практики) : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Новгород, 2005.

5. Юшин С.В. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1983.

6. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006.

7. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 2.

8. Пиголкина Ю.А., Дмитриева А.С. Теория государства и права. — М., 2013.

9. Ефиценко Н.М. Сущность правового воспитания и мероприятия по повышения его эффективности в современном российском обществе // Образование и право. — 2013. — № 2.

10. Щепеткина И.В. Эколого-правовое воспитание студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.