Научная статья на тему 'Самообразование как необходимый элемент правового воспитания в Российской Федерации'

Самообразование как необходимый элемент правового воспитания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна, Старчкова Светлана Геннадьевна

Данная статья посвящена самообразованию. Оно рассматривается в рамках такого правового института как правовое воспитание. В работе определяется значимость самостоятельного обучения в правовоспитательном процессе. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование как необходимый элемент правового воспитания в Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:34.01(470+571)

Адаева Ольга Викторовна

преподаватель кафедры правовых дисциплин юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»,

г. Саранск, РФ Старчкова Светлана Геннадьевна студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»,

г. Саранск, РФ E-mail: adaeva.mgu@mail.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Данная статья посвящена самообразованию. Оно рассматривается в рамках такого правового института как правовое воспитание. В работе определяется значимость самостоятельного обучения в правовоспитательном процессе. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении самообразования.

Ключевые слова

Самообразование, обучение, правовое воспитание.

В настоящее время самообразование приобретает особую актуальность в связи с наличием возможностей и способностей самостоятельно, успешно и своевременно приобретать новые знания, умения и навыки, в особенности в сфере безопасности и права. Всё это становится несомненно важным для современного человека.

Процесс общей социализации личности включает в себя правовую социализацию, в рамках которой познают правовые основы, овладевают навыками правового общения [1, с. 100]. В данных процессах особую значимость приобретает самообразование.

В качестве предпосылок для повышения роли самообразования выступают такие факторы, как переход общества от постиндустриального к информационному; повышение актуальности ценности правового самообразования как инструмента социальной мобильности [2, с. 225].

Самообразование представляет собой приобретение новых знаний самостоятельно, без помощи преподавателя. Сущность самообразования проявляется в независимом усилии, направленном на получение некого нового знания. Исходя из этого, можно сформулировать ряд следующих основных признаков самообразования:

- добровольность (индивид принимает добровольное и самостоятельное решение о приобретении тех или иных знаний);

- индивидуальность (индивид приобретает знания по специальной, подходящей именно ему программе и подобранной исходя из его предпочтений, желаний и условий);

- мотивированность (желание о необходимости приобретения новых знаний, навыков и умений принимается индивидов исходя из личных побуждений).

Применительно к сфере правового воспитания самообразование выступает одной из форм, с помощью которых человек знакомится с юридической информацией, например, о правовой системе государства или о той или иной отрасли законодательства и т. д.

Что касается источников получения нового знания в сфере права, необходимо отметить, что источники

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

правового самообразования пересекаются с теми, которые используются и при получении любого другого специализированного знания, например, в сфере искусства, компьютерного программирования и д.р. Чаще всего в качестве источников новой информации в области юриспруденции выступают: телевидение; газеты, журналы; литература; интернет; семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом и т. д.

В этой связи особый интерес представляет работа юридических клиник. В рамках данных образований не только у студентов воспитывается стремление к самообразованию, но и у консультируемых граждан формируются навыки самостоятельного обучения современным методикам поиска информации по праву в различных нормативных источниках [3, с. 87-88]. Поэтому следует активизировать деятельность студентов юридических вузов [4, с. 207].

Однако при самостоятельном овладении юридическими знаниями могут возникать такие проблемы как отсутствие четкого плана и как следствие неспособность сформулировать конкретную, а не абстрактную цель самообразования; неумение эффективно работать с источниками правовой информации, что порождает получение необъективного, устаревшего и противоречивого знания. В таких условиях индивиду очень сложно определиться с тем, какие именно знания, умения и навыки ему необходимы.

Таким образом, самообразование является одной из основных форм правового воспитания и требует самого пристального внимания.

Список использованной литературы:

1. Брыжинская Г.В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

2. Ли О.М. Правовое самообразование и социальное управление // Sochi Journal of Economy. 2011. № 4. С. 225-227.

3. Худойкина Т.В. Клиническое юридическое образование // Интеграция образования. 2001. № 3. С. 87-89.

4. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11(56). С. 206-208.

© Адаева О. В., Старчкова С. Г., 2016

УДК 343

Башлыкина Анна Васильевна

Магистрантка гр. МЮ-24-10 ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г.Таганрог, РФ

E-mail: a.karyagina@tmei.ru

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается порядок назначения судебных экспертиз в уголовном процессе и на основе анализа следственной практики выделяется ряд типичных тактических и процессуальных ошибок, допускаемых в данной процедуре.

Ключевые слова

Экспертиза, уголовное судопроизводство, криминалист, следователь.

Криминалистикой разработаны тактические рекомендации по назначению судебных экспертиз, привлечению специалистов как сведущих лиц. Существующие алгоритмы назначения и производства судебной экспертизы позволяют следователю (особенно не имеющему достаточного опыта работы) эффективно использовать при расследовании преступлений специальные знания судебных экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.