Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

Среди приоритетных стратегических целей, определенных в доктрине развития военных вузов, является профессионализация сил обороны и создание необходимого военного резерва, в пределах которой выделяется оперативная цель по совершенствованию системы военного образования и подготовки кадров. Исходя из этого, в современных условиях одной из задач системы военного образования является повышение эффективности за счет практического направления обучения, внедрение в учебный процесс передовых методик подготовки вооруженных сил государств - членов ОДКБ, а также технологий дистанционного обучения. Перспективным направлением преобразования военного образования представляется разработка и внедрение в учебный процесс ВО инновационных педагогических технологий и методик, что приведет к существенному улучшению качества высшего образования военных специалистов. Однако общая теоретическая модель внедрения инновационных педагогических технологий (ИПТ) в учебно-воспитательный процесс высших военных учебных заведений как целостная система, адаптированная к образовательной деятельности в учебных заведениях стран - членов ОДКБ, еще не была предметом отдельных исследований. Целью статьи является определение современных технологий обучения, которые применяются в подготовке военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING INTERNATIONAL PRACTICES FOR TRAINING CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

Among the priority strategic goals defined in the doctrine of the development of military universities is the professionalization of the defense forces and the creation of the necessary military reserve, within which the operational goal of improving the system of military education and training is allocated. Proceeding from this, in modern conditions, one of the tasks of the military education system is to increase efficiency through practical training, the introduction of advanced training methods for the armed forces of the CSTO member states, as well as distance learning technologies into the educational process. A promising direction for the transformation of military education is the development and introduction of innovative pedagogical technologies and techniques into the educational process, which will lead to a significant improvement in the quality of higher education of military specialists. However, the general theoretical model of the introduction of innovative pedagogical technologies (IPT) into the educational process of higher military educational institutions as an integrated system adapted to educational activities in educational institutions of the CSTO member states has not yet been the subject of separate studies. The purpose of the article is to identify modern training technologies that are used in the training of military personnel.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Возможности использования международных практик для обучения курсантов в военном вузе

Ярыгина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища E-mail: lartchik@mail.ru

Среди приоритетных стратегических целей, определенных в доктрине развития военных вузов, является профессионализация сил обороны и создание необходимого военного резерва, в пределах которой выделяется оперативная цель по совершенствованию системы военного образования и подготовки кадров. Исходя из этого, в современных условиях одной из задач системы военного образования является повышение эффективности за счет практического направления обучения, внедрение в учебный процесс передовых методик подготовки вооруженных сил государств - членов ОДКБ, а также технологий дистанционного обучения. Перспективным направлением преобразования военного образования представляется разработка и внедрение в учебный процесс ВО инновационных педагогических технологий и методик, что приведет к существенному улучшению качества высшего образования военных специалистов. Однако общая теоретическая модель внедрения инновационных педагогических технологий (ИПТ) в учебно-воспитательный процесс высших военных учебных заведений как целостная система, адаптированная к образовательной деятельности в учебных заведениях стран - членов ОДКБ, еще не была предметом отдельных исследований. Целью статьи является определение современных технологий обучения, которые применяются в подготовке военнослужащих.

Ключевые слова: практика, использование, военный вуз, курсанты, технология.

о с

U см

Прежде чем начать исследовать новые тенденции и инновации в контексте военного образования, определим, что мы будем понимать под терминами «инновация», «инновационный процесс в образовании».

Далее встает вопрос об уместности использования инноваций в профессиональной подготовке военных специалистов. С одной стороны, фундаментальность - непреложная характеристика образования, а с другой - значительный объем новой информации не может быть получен и усвоен с помощью традиционных средств обучения [1].

Инновационные процессы имеют объективный характер, и их необходимо учитывать для профессиональной подготовки военнослужащих. Следовательно, перед высшей школой встает задача достижения некоторого равновесия между фундаментальностью и инновативностью в образовании. Фундаментальные курсы должны предоставлять курсантам общий взгляд на проблему, а также представление о том, где искать необходимую информацию в будущем, если она понадобится. Возможно, это приведет к подготовке более «узких» специалистов, но создаст почву для более быстрого переобучения, углубления или распространения знаний в случае необходимости. Акцент можно смещать в сторону самостоятельной работы, которая позволяет достаточно глубоко изучить любую тематику (в рамках дисциплин, определенных программами подготовки военнослужащих), ознакомиться с последней научной периодикой. Если внести к вопросам, которые рассматриваются на семинарских занятиях, актуальные моменты исследований в рамках данной тематики, то это позволит сформировать у обучающихся исследовательские навыки и раскрыть творческий потенциал каждого, не мешая работе других курсантов [10].

Однако не следует игнорировать тот факт, что внедрение инновационных процессов в педагогическую практику в России имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Существенна необходимость критического анализа всех радикальных нововведений. Неготовность преподавателей к принятию нововведений, что обуславливает неразработанность механизма интеграции науки и практики; директивность способов внедрения результатов научных исследований и реформ, которые инициируются «сверху», существенно препятствуют внедрению инновационных процессов. Следует учитывать основные нормативные положения поддержки инновационной образовательной деятельности, искать целесообразные меха-

низмы управления инновационными процессами на региональном уровне, на уровне общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с учетом их материально-финансового потенциала, профессиональных возможностей научно-педагогических коллективов и руководителей коллективов. Спицын П.А. [9] предлагает семь этапов внедрения нововведений в практику системы образования и акцентирует внимание на типичных ошибках в управлении инновационной деятельностью. Таким образом, инновационная деятельность в образовании требует научно-методического подхода на всех уровнях управления.

Рассматривая становление и развитие инноваций в высшей школе, А.А. Асанов, А.А. Сафонов отмечают, что информация и знания рассматриваются как непосредственная производительная сила, а ВО - как звено производственного процесса и условие его осуществления. Авторы исследуют теоретические основы осуществления инновационной деятельности в ВО; дают трактовку понятий «инновация», «нововведение», «инновационный процесс»; освещают основные этапы инновационного процесса и их содержание. Определяя понятие «инновационный процесс в ВО», формы участия ВО в рынке новинок, очерчивают научные нововведения, которые являются результатом изменений в структуре учебного процесса и управления ВО, их назначения в ВО. Также авторами выделены основные формы инновационной деятельности вследствие нововведений [2].

Наиболее эффективными для образовательной деятельности высшего военного образования (ВВО) являются методики, основанные на принципах проблемности, единства, мотивации активной учебно-познавательной деятельности, обеспечения наибольшей адекватности такой деятельности характера будущей профессионально-творческой деятельности. Итак, используем следующие методики:

- активные (при которых деятельность курсанта имеет продуктивный, творческий, поисковый характер: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, обучение по алгоритму и др.);

- интенсивные (которые позволяют в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов, опирающихся на эмоции и подсознание (тренинги, учебная практика и т. п), достичь заранее определенных результатов);

- интерактивные (которые ориентированы на широкое взаимодействие курсантов как с преподавателем, так и друг с другом, на доминирование активности курсантов в процессе обучения: проекты, научно-исследовательская работа курсантов и др.);

- проблемные (которые связаны с решением проблемных ситуаций, что приводит к мыслительным затруднениям, которые возникают вследствие объективной недостаточности ранее усвоенного опыта всех участников обра-

зовательного процесса (лекция, имитационная игра, моделирование деятельности в реальной ситуации и т.п.) относительно обучения и имитация конфликтов в курсантском коллективе с анализом своего и чужого поведения в отношении воспитания);

- обучение в сотрудничестве (которые выводят отношения «преподаватель-курсант» на уровень субъект-субъектных).

Заметим, что потенциальные возможности существующих и будущих инновационных технологий нельзя реализовать несмотря на широкое использование технологий информационных (компьютерных и телекоммуникационных).

Внедрение в процесс обучения самых современных достижений телекоммуникационных, компьютерных, цифровых и оптико-волоконных технологий позволяет применять в практике образования специалистов новые технологии организации обучения, например, очно-дистанционная [7]. Дистанционное образование дает:

- доступ к образовательным ресурсам;

- возможность общаться с педагогами-профессионалами, ведущими специалистами, единомышленниками, независимо от местонахождения субъектов;

- увеличение эвристической составляющей процесса обучения за счет интерактивности занятий и средств мультимедиа;

- создания мобильной учебно-воспитательной среды;

- возможность построения для каждого индивидуальной траектории формирования профессиональных навыков;

- возможность использования специализированной информационно-образовательного среды, делая процесс обучения креативно насыщенным;

- перспективу формирования единой информационно-образовательной среды, предоставляющей всем желающим равные образовательные возможности;

- возможность повышения уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, отраслевых центров подготовки и переподготовки военных кадров, центров повышения квалификации [8].

Дистанционное обучение ориентировано на самостоятельную работу курсантов с информационными полями из разных банков знаний, проектные работы, тренинги и другие виды деятельности с информационно-компьютерными технологиями, внедрение в учебный процесс таких моделей обучения, которые предусматривают проведение конференций. Средствами дистанционного обучения выступают современные информационные и телекоммуникационные технологии, а именно: Интернет, электронная почта, телеконференции, чат и др. в интернет-классах, которыми располагают военные учебные заведения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Привлечение информационных технологий в процесс профессиональной подготовки будущих военных специалистов дает целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением, а именно: возможность доступа к последней научной периодики и других источников информации через всемирную сеть Интернет; потенциал создания специализированных многоуровневых инте-гративных и точно направленных учебных материалов, которые можно очень быстро изменить, учитывая новейшие научные достижения, насущные потребности региональных рынков труда, современные требования Вооруженных Сил к умениям и квалификации специалистов; внедрение в практику образования военных специалистов новых технологий организации обучения, например, по очно-дистанционной форме, с использованием мультимедийных средств, преподавание «on-line» и др.; возможность курсантским исследовательским группам работать совместно «online» независимо от расстояний и времени [6].

По результатам исследований Департамента образования США правильно организованное смешанное и «on-line» обучения позволяет обеспечить большую результативность, чем традиционное очное обучение: результаты в этом случае достигаются быстрее, чем при традиционных технологиях «face-to-face»; обучение эффективно в широком диапазоне при использовании теми, кто учится, разнообразного контента.

И последнее, компьютеры, локальные сети и учебные курсы на компакт-дисках позволяют технологически индивидуализировать профессиональную подготовку будущих военных специалистов, а глобальные информационные сети, Интернет-технологии, центры дистанционного обучения являются технологической основой глобализации этой подготовки. Итак, информационные технологии позволяют решить важную проблему современности: сочетание индивидуализации обучения на уровне курсанта и глобализации обучения на уровне преподавателя.

Итак, инновационная направленность образования способствует расширению методических поисков и инновационной деятельности по освоению нового содержания образования и педагогических технологий. Их целью является смещение акцента в образовании со способности усваивать знания на способность их использовать, действовать практически. Настоящее образовательной педагогической деятельности - это внедрение новых технологий обучения, интегративных курсов, разработка новых междисциплинарных связей. Отдельно во время подготовки военнослужащих перспективными являются современные технологии обучения, такие как: программируемого обучения; мультимедийная; компьютерная (информационная); модульного; дистанционного; виртуа-g лизации (имитационного моделирования); искус-й ственного интеллекта [5].

еЗ Но следует заметить, что использование той Ц или иной инновационной технологии или мето-

дики в образовательном процессе не является главным. Применение инновационных технологий в процессе профессиональной подготовки военнослужащих будет мощным средством повышения качества высшего военного образования через возможность создать в ВО технологическую учебно-воспитательную среду - то есть, прогнозируемую, управляемую, максимально приближенную к заранее определенным и запланированным задачам. А это, в свою очередь, гарантируется возможностью проектировать и моделировать необходимую, именно для данного учебного заведения, учебно-воспитательную среду с использованием различных моделей, учитывая знания о потенциальных возможностях той или иной инновационной технологии или методики.

Перспективным также видится создание общей теоретической модели внедрения инновационных педагогических технологий (ИПТ) в учебно-воспитательный процесс высших военных учебных заведений.

Литература

1. Антонов, Г.М. Методологические подходы к повышению интенсивности обучения курсантов военного учебного центра / Г.М. Антонов, В.Н. Михелькевич, Е.Г. Поршнева // Вестник Самарского юридического института. -2020. - № 3(39). - С. 93-96. - DOI 10.37523/ SUI.2020.39.3.015.

2. Асанов, А.А. Формирование модели педагогической технологии контекстно-компетентностного подхода обучения курсантов вуза / А.А. Асанов, А.А. Сафонов // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации России: сборник трудов Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 50-летию Иркутского филиала МГТУ ГА, Иркутск, 17-19 мая 2017 года. -Иркутск: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Иркутский филиал, 2017. - С. 164-169.

3. Базунов, С.С. Технологии дистанционного обучения. Перспективные подходы в обучении курсантов / С.С. Базунов, Д.Е. Гольке // Актуальные исследования. - 2021. - № 23(50). -С.36-39.

4. Вертаев, А.В. Обучение курсантов военных институтов анализу оперативной обстановки с использованием интерактивных методов обучения / А.В. Вертаев, М.В. Аниканов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2019. -№ 3(8). - С. 28-32.

5. Дзятковская, Е.Н. Гомеостатический подход в педагогике / Е.Н. Дзятковская // Управление образованием: теория и практика. - 2021. -№ 5(45). - С. 77-85. - DOI 10.25726^8393-1908-3043-Ь.

6. Макацария, Д.Ю. Особенности организации обучения курсантов в сфере прикладных дис-

циплин с использованием технических средств обучения / Д.Ю. Макацария // Актуальные вопросы права, образования и психологии: Сборник научных трудов. - Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2016.- С. 327-332.

7. Садаков, В.А. Проектное обучение влияние потенциала междисциплинарных связей на эффективность обучения курсантов / В.А. Садаков, Н.И. Варминская, К.Н. Осипов // Вестник военного образования. - 2020. - № 5(26). -С. 22-27.

8. Смурыгин, А.В. Особенности проблемного обучения курсантов в вузе / А.В. Смурыгин, В.Г. Дрига // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2018. - Т. 1. - С. 831-834.

9. Спицын, П.А. Новый уровень обучения перспективные формы обучения курсантов с использованием средств виртуальной реальности / П.А. Спицын, А.А. Бавула // Вестник военного образования. - 2021. - № 4(31). - С. 99104.

10. Успаева, М.Г. Финансирование высших образовательных учреждений в процессе децентрализации: интернациональный опыт / М.Г. Успа-ева, А.М. Гачаев // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 5(45). - С. 109116. - DOI 10.25726/c7579-6487-3212-u.

THE POSSIBILITIES OF USING INTERNATIONAL PRACTICES FOR TRAINING CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

Yarygina N.A.

Moscow Higher Combined Arms Command School

Among the priority strategic goals defined in the doctrine of the development of military universities is the professionalization of the defense forces and the creation of the necessary military reserve, within which the operational goal of improving the system of military education and training is allocated. Proceeding from this, in modern conditions, one of the tasks of the military education system is to increase efficiency through practical training, the introduction of advanced training methods for the armed forces of the CSTO member states, as well as distance learning technologies into the educational process. A promising direction for the transformation of military education is the development and introduction of innovative pedagogical technologies and techniques into the educational process, which will lead to a significant improvement in the quality of higher education of military specialists. However, the general theo-

retical model of the introduction of innovative pedagogical technologies (IPT) into the educational process of higher military educational institutions as an integrated system adapted to educational activities in educational institutions of the CSTO member states has not yet been the subject of separate studies. The purpose of the article is to identify modern training technologies that are used in the training of military personnel.

Keywords: practice, use, military university, cadets, technology. References

1. Antonov, G.M. Methodological approaches to increasing the intensity of training of cadets of a military training center / G.M. Antonov, V.N. Mikhelkevich, E.G. Porshneva // Bulletin of the Samara Law Institute. - 2020. - No. 3(39). - S. 93-96. -DOI 10.37523/SUI.2020.39.3.015.

2. Asanov, A.A. Formation of a pedagogical technology model of the context-competence-based approach to teaching university cadets / A.A. Asanov, A.A. Safonov // Actual problems and prospects for the development of civil aviation in Russia: a collection of proceedings of the All-Russian Scientific and Technical Conference, dedicated to the 50th anniversary of the Irkutsk branch of MSTU GA, Irkutsk, May 17-19, 2017. - Irkutsk: Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk branch, 2017. - P. 164-169.

3. Bazunov, S.S. Distance learning technologies. Perspective approaches in teaching cadets / S.S. Bazunov, D.E. Golke // Actual research. - 2021. - No. 23(50). - S. 36-39.

4. Vertaev, A.V. Teaching cadets of military institutions to analyze the operational situation using interactive teaching methods / A.V. Vertaev, M.V. Anikanov // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. - 2019. - No. 3(8). -S. 28-32.

5. Dzyatkovskaya, E.N. Homeostatic approach in pedagogy / E.N. Dzyatkovskaya // Management of education: theory and practice. - 2021. - No. 5(45). - S. 77-85. - DOI 10.25726/ i8393-1908-3043-b.

6. Makatsaria, D. Yu. Features of the organization of training of cadets in the field of applied disciplines with the use of technical teaching aids / D. Yu. Makatsaria // Topical issues of law, education and psychology: Collection of scientific papers. - Mogilev: Educational Institution "Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus", 2016. - P. 327-332.

7. Sadakov, V. A., Varminskaya, N. I., Osipov, K.N. Project-based learning, the impact of the potential of interdisciplinary connections on the effectiveness of cadets' training, Bulletin of military education. - 2020. - No. 5(26). - S. 22-27.

8. Smurygin, A.V. Peculiarities of problem-based training of cadets at the university / A.V. Smurygin, V.G. Driga // Fire safety: problems and prospects. - 2018. - T. 1. - S. 831-834.

9. Spitsyn, P. A., Bavula, A. New level of education: promising forms of training cadets using virtual reality tools / P.A. Spitsyn, A.A. Bavula, Vestn. - 2021. - No. 4 (31). - S. 99-104.

10. Uspaeva, M.G. Financing of higher educational institutions in the process of decentralization: international experience / M.G. Us-paeva, A.M. Gachaev // Management of education: theory and practice. - 2021. - No. 5(45). - S. 109-116. - DOI 10.25726/ c7579-6487-3212-u.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.