Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическая технология / алгоритмизированная программа / физическая подготовка / учебно-воспитательная деятельность / программированное обучение / алгоритмы обучения / курсанты высших военных учебных заведений / pedagogical technology / algoritmizirovannaya programma / physical training / teaching and educational activities / programmed teaching / learning algorithms / cadets of higher military educational institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Дмитрий Евгеньевич

Цель исследования. Рассмотреть практические аспекты внедрения педагогических технологий в деятельность по физической подготовке курсантов высшего военного учебного заведения и определить некоторые особенности осуществления физической подготовки в высшем военном учебном заведении с учетом сущности педагогических технологий. Методика и организация исследования. Было проведено исследование на базе Казанского танкового высшего военного командного Краснознаменного училище. В исследовании приняли участие курсанты 1-5 курсов в количестве 625 человек. При исследовании использовались методы физической подготовки в высшем военном учебном заведении, методы программного обучения, алгоритмизированная программа. Результаты исследования и их обсуждение. Необходимость применения педагогической технологии программного обучения на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях определяется родством принципа пошагового выполнения программы с главным принципом роста тренированности. Принцип предполагает адаптацию организма курсанта к нагрузкам, которые постепенно растут. Ведь выполнение физических упражнений – это, всегда переход организма на новый, более высокий уровень функционирования. Заключение. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении, по нашему мнению, связаны с тщательным анализом потенциальных возможностей различных средств физического воспитания, задействованных в учебно-воспитательной деятельности по физической подготовке по определенной системе педагогической технологии; конструированием на основе элементов различных систем физического воспитания и видов спорта; разработкой оригинальных методик физического совершенствования, что будет способствовать полноценному осуществлению процесса физического воспитания и оздоровлению курсантов высших военных учебных заведений, будущих офицеров министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose of the study. To consider the practical aspects of introducing pedagogical technologies into the physical training of cadets of a higher military educational institution and to determine some features of the implementation of physical training in a higher military educational institution, taking into account the essence of educational technologies. Methods and organization of the research. A study was conducted on the basis of the Kazan Tank Higher Military Command Red Banner School. The study involved cadets 1-5 courses in the amount of 625 people. The study used the methods of physical training in a higher military educational institution, methods of program training, an algorithmized program. Results and discussion. The need to use the pedagogical technology of programmed teaching in physical training classes in higher military educational institutions is determined by the relationship of the principle of step-by-step implementation of the program with the main principle of increasing fitness. The principle presupposes adaptation of the cadet’s organism to the loads that are gradually increasing. After all, physical exercise is always a transition of the body to a new, higher level of functioning. Conclusions. Prospects for further research in this direction, in our opinion, are associated with a thorough analysis of the potential capabilities of various means of physical education, involved in educational activities in physical training according to a certain system pedagogical technology; design based on elements of various systems of physical education and sports; the development of original methods of physical improvement, which will contribute to the full implementation of the process of physical education and health improvement of cadets of higher military educational institutions, future officers of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

GS4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10841 ВОРОНИН Дмитрий Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: voronin9@rambler.ru ORCID: 0000-0001-9634-6978

ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Цель исследования. Рассмотреть практические аспекты внедрения педагогических технологий в деятельность по физической подготовке курсантов высшего военного учебного заведения и определить некоторые особенности осуществления физической подготовки в высшем военном учебном заведении с учетом сущности педагогических технологий.

Методика и организация исследования. Было проведено исследование на базе Казанского танкового высшего военного командного Краснознаменного училище. В исследовании приняли участие курсанты 1-5 курсов в количестве 625 человек. При исследовании использовались методы физической подготовки в высшем военном учебном заведении, методы программного обучения, алгоритмизированная программа.

Результаты исследования и их обсуждение. Необходимость применения педагогической технологии программного обучения на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях определяется родством принципа пошагового выполнения программы с главным принципом роста тренированности. Принцип предполагает адаптацию организма курсанта к нагрузкам, которые постепенно растут. Ведь выполнение физических упражнений - это, всегда переход организма на новый, более высокий уровень функционирования.

Заключение. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении, по нашему мнению, связаны с тщательным анализом потенциальных возможностей различных средств физического воспитания, задействованных в учебно-воспитательной деятельности по физической подготовке по определенной системе - педагогической технологии; конструированием на основе элементов различных систем физического воспитания и видов спорта; разработкой оригинальных методик физического совершенствования, что будет способствовать полноценному осуществлению процесса физического воспитания и оздоровлению курсантов высших военных учебных заведений, будущих офицеров министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогическая технология, алгоритмизированная программа, физическая подготовка, учебно-воспитательная деятельность, программированное обучение, алгоритмы обучения, курсанты высших военных учебных заведений.

VORONIN D.E..

Candidate of Pedagogy,

Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Football and Hockey of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

INTRODUCTION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Annotation. Purpose of the study. To consider the practical aspects of introducing pedagogical technologies into the physical training of cadets of a higher military educational institution and to determine some features of the implementation of physical training in a higher military educational institution, taking into account the essence of educational technologies.

Methods and organization of the research. A study was conducted on the basis of the Kazan Tank Higher Military Command Red Banner School. The study involved cadets 1-5 courses in the amount of 625 people. The study used the methods of physical training in a higher military educational institution, methods of program training, an algorithmized program.

Results and discussion. The need to use the pedagogical technology of programmed teaching in physical training classes in higher military educational institutions is determined by the relationship of the principle of step-by-step implementation of the program with the main principle of increasing fitness. The principle presupposes adaptation of the cadet's organism to the loads that are gradually increasing. After all, physical exercise is always a transition of the body to a new, higher level of functioning.

Conclusions. Prospects for further research in this direction, in our opinion, are associated with a thorough analysis of the potential capabilities of various means of physical education, involved in educational activities in physical training according to a certain system - pedagogical technology; design based on elements of various systems of physical education and sports; the development of original methods of physical improvement, which will contribute to the full implementation of the process of physical education and health improvement of cadets of higher military educational institutions, future officers of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Key words: pedagogical technology, algoritmizirovannaya programma,physical training, teaching and educational activities, programmed teaching, learning algorithms, cadets of higher military educational institutions.

ВВЕДЕНИЕ. Возраст курсантов военных ВУЗов Министерства Обороны Российской Федерации (далее МО РФ), характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, отработкой индивидуального стиля поведения. Это время поиска курсантами ответов на различные морально-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. С этим возрастом связано начало профессиональной деятельности. В настоящее время чаще всего молодежь проявляет себя в творческой деятельности - художественной, технической, научной, физкультурно-спортивной. Поиск своего призвания сочетается с неопытностью и неуравновешенностью психического состояния, эмоциональной уязвимостью, импульсивностью, переоценкой своих сил и в связи с этим разочарованием во время встречи с неожиданными трудностями [1, 2, 4]. Наиболее важными чертами этого возраста являются:

Самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение.

В этом возрасте заканчивается физическое созревание организма. Этот период характеризуется «пиками» развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и т.д.). Основными причинами необходимости новаторской деятельности в физической подготовке, бесспорно, неу-

довлетворительное состояние здоровья молодежи; распространения среди нее негативных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркомания; отсутствие положительной привычки к занятиям физическими упражнениями в противовес негативным, деструктивным привычкам. Такое состояние здоровья молодежи вызвано среди других факторов еще и недостаточной мотивацией к занятиям физической культурой и спортом. Педагогические технологии, примененные преподавателями, призваны, в определенной степени, урегулировать существующий дисбаланс. Соблюдение принципов педагогических технологий специалистами по физической подготовке может способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности с курсантами.

Изучение научных исследований В.К.Баль-севича, В.Л. Марищука, В.Л. Пашуты, А.А. Обвин-цева [10, с. 210-215] о проблемах физической подготовки показывает, что с курсантами должны разрабатываться педагогические технологии таким образом, чтобы быть оптимально развивающими и при их внедрении создавались благоприятные предпосылки для реализации воспитательного процесса. Задачами исследования является освещение исследовательской деятельности ведущих специалистов по педагогическим технологиям в высших военных учебных заведениях, цель которых повышение эффективности учебно-воспита-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

тельного процесса; доказательства необходимости осуществления изменений в физическом воспитании военнообязанной молодежи; привлечение внимания специалистов по физическому воспитанию к проблеме создания авторских методик по физической подготовке на основе передового педагогического опыта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Н.Н.Окса определяет, что педагогические технологии - качественно новый уровень в развитии «исполняющего аппарата» педагогики. Поэтому педагогические технологии являются отраслью знаний, содержащих методы и средства обучения и теории их использования для достижения цели обучения [7, с.23 - 26]. Ю.В. Васьков указывает, что «целое создание» и оценка достигнутых результатов являются составными обучения, и ориентируясь на сущность педагогической технологии, ее сторонники предлагают использовать схему учебного цикла алгоритмического типа» [2, с. 76].

К. Баханов отмечает, что в научно-педагогической литературе насчитывается более трехсот определений понятий «технология обучения» и «педагогическая технология». Они формируются в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие учебного процесса. Эти понятия характеризуются как системный метод, педагогическая (дидактическая) система, способ организации учебного процесса, конструирования и моделирования учебного процесса [1, с.23]. Все эти определения, указывает Н.Н.Окса, которые сочетают совместное направление на повышение эффективности учебного процесса, гарантируют достижение запланированных результатов обучения. Он трактует, что «педагогическая технология — это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также благодаря оценке применяемых методов» [7, с .10].

Педагогические технологии, которые в традиционной педагогике еще называются активными методами обучения (проблемное, адаптивное, модульное, суггестивное) [1, с. 71], актуальны и для физической подготовки курсантов по дидактическим принципам, которые в них заложены. Физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений МО РФ опирается на основе принципов системы физического воспитания: всестороннее, гармоничное развитие личности, принцип связи физического воспитания с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

спортивной и военной практикой, принцип оздоровительной направленности занятий. Эти принципы физического воспитания является основой в осуществлении физической подготовки курсантов, будущих офицеров [6, с.65]. Согласно этим принципам, физическая подготовка курсантов может содержать наиболее целесообразные методы воспитания, организации учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию, обучению и развитию двигательных способностей. Основным требованием к педагогическим технологиям, задействованным в физической подготовке, является то, чтобы они не противоречили основным принципам системы физического воспитания, в общем ее понимании [4, с.225 -227].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. На занятиях по физической подготовке с курсантами по теме «Рукопашный бой» достаточно высокую эффективность могут иметь упражнения из различных видов единоборств, примененных в соответствии педагогической технологии программного обучения. Упражнения, заимствованные из единоборств и использованные на этих занятиях, могут способствовать разностороннему развитию личности курсантов и подтверждают необходимость применения технологии программного обучения. Так Д.Е.Воронин, специалист по спортивной борьбе, утверждает о том, что для правильного проведения учебно-воспитательного процесса необходимо с логико-алгоритмических позиций составлять алгоритмы обучения. Здесь особенно эффективны методы моделирования, программирования и проблемного обучения [3, с.101-106]. Предварительно отработанные алгоритмы действий борца при проведении схватки недостаточны и это повышает роль эвристического компонента в структуре решений. Алгоритмическая и эвристическая деятельность взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому раскрытие алгоритмов тактико-технических комбинаций и комплексов является эвристической функцией, а их моделируемое усвоения и адекватная реализация является одновременно алгоритмической и эвристической деятельностью [3, с. 47 - 48]. Структура форм, методов и средств физического воспитания по методикам единоборств весьма разнообразна и уникальна по характеру воздействия на воспитательный процесс и физическую подготовку курсантов. В практической работе организационные формы воспитания реализуются через воспитательные методы и приемы, которые в конечном итоге обеспечивают успех воспитания. Эти формы могут быть использованы на занятиях с целью максимальной

реализации потенциальных возможностей, которые содержатся в средствах и методах физического воспитания курсантов. Формы организации учебно-воспитательного процесса должны опираться на принципы системы физического воспитания и подчиняться им, как и все содержание учебно-воспитательной деятельности по дисциплине «Физическая подготовка» курсантов высших учебных заведений [9, с. 55-57].

На занятиях по физической подготовке задачи могут ставиться так, чтобы процесс их выполнения осуществлялся в соответствии с принципами технологии программированного обучения. Тогда курсанты смогут выполнять задачи по алгоритмизированной программе, определенной преподавателем по физической подготовке или непосредственно командиром на спортивно-массовой работе. Необходимость применения педагогической технологии программного обучения на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях определяется также родством принципа пошагового выполнения программы с главным принципом роста тренированности. Принцип предполагает адаптацию организма курсанта к нагрузкам, которые постепенно возрастают. Ведь выполнение физических упражнений — это всегда переход организма на новый, более высокий уровень функционирования будущего офицера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, можно сделать вывод, что на современном этапе необходим системный и научно-обоснованный подход к осуществлению процесса физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений МО РФ. Это позволит более полно выполнять поставленные задачи как на отдельных занятиях, так и задачи перспективного планирования с учетом личностных качеств курсантов, эффективно осуществлять подготовку будущего офицера. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении, по нашему мнению, связаны с тщательным анализом потенциальных возможностей различных средств физического воспитания, задействованных в учебно-воспитательной деятельности по физической подготовке по определенной системе - педагогической технологии; конструированием на основе элементов различных систем физического воспитания и видов спорта; разработкой оригинальных методик физического совершенствования, что будет способствовать полноценному осуществлению процесса воспитания и оздоровлению курсантов высших военных учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Баханов К.А. Что же такое технология обучения? // Путь образования. - 1999. - № 3. - С. 23 - 26.

[2] Васьков Ю.В. Педагогические теории, технологии, опыт (дидактический аспект). - Харьков: Скорпион, 2013. - 120 с.

[3] Воронин Д.Е. Теория и методика преподавания вольной борьбы / Д.Е. Воронин - Мелитополь: Колор Принт, 2012. - 356 с.

[4] Лепехина И.А. Формирование спортивной мотивации / И.А. Лепехина // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах: сб. Наук. пр. / [ред. кол.: Т.И. Сущенко (глав. ред.) и др.]. - Запорожье, 2012, - Вып. 22 (75). - С. 220 - 227.

[5] Марищук В.Л. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке: учеб. Пособие / В.Л. Марищук. - Л.: ВДКИФК, 1990-60 с.

[6] Митрахович В.А. Структура профессионализма военнослужащего / В.А. Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9-10(104). -С.64 - 69.

[7] Окса Н.Н. Генезис изучения общих педагогических дисциплин в вузах Украины в XX веке: Монография. - Мелитополь: МГПУ. 2014. - 313 с.

[8] Пашута В.Л. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы сопровождения профессионального становления офицерских кадров: монография / В.Л. Пашута, Е.Н. Курьяно-вич, В.В. Аржаков, А.И.Кравцов. - СПб.: МО РФ, ВИФК, 2015. - 175 с.

[9] Попов, А.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / А.Г.Попов. - Нижний Новгород, 2009. -С. 50-61.

[10] Теория и организация служебно-при-кладной физической подготовки, физической культуры и спорта: учебн. / под ред. проф. В.В. Миронова, проф. А.А. Обвинцева. - СПб.: МО РФ, 2014. - С. 207 - 221.

Spisok literatury:

[1] Bahanov K.A. Chto zhe takoe tekhnologiya obucheniya? // Put' obrazovaniya. - 1999. - № 3. - S. 23 - 26.

[2] Vas'kov Yu.V. Pedagogicheskie teorii, tekh-nologii, opyt (didakticheskij aspekt). - Har'kov: Skorpion, 2013. - 120 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

[3] Voronin D.E. Teoriya i metodika prepoda-vaniya vol'noj bor'by / D.E. Voronin - Melitopol': Kolor Print, 2012. - 356 s.

[4] Lepekhina I.A. Formirovanie sportivnoj moti-vacii / I.A. Lepekhina // Pedagogika formirovaniya tvorcheskoj lichnosti v vysshej i obshcheobrazova-tel'noj shkolah: sb. Nauk. pr. / [red. kol.: T.I. Sush-chenko (glav. red.) i dr.]. - Zaporozh'e, 2012, - Vyp. 22 (75). - S. 220 - 227.

[5] Marishchuk V.L. Principy i metody obu-cheniya v voennoj pedagogike i fizicheskoj podgot-ovke: ucheb. Posobie / V.L. Marishchuk. - L.: VDKIFK, 1990-60 s.

[6] Mitrahovich V.A. Struktura professionalizma voennosluzhashchego / V.A. Mitrahovich // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta. - 2015. - № 9-10(104). - S.64 -69.

[7] Oksa N.N. Genezis izucheniya obshchih pedagogicheskih disciplin v vuzah Ukrainy v XX veke: Monografiya. - Melitopol': MGPU. 2014. - 313 s.

[8] Pashuta V.L. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya oficerskih kadrov: monografiya / V.L. Pashuta, E.N. Kur'yanovich, V.V. Arzhakov, A.I.Kravcov. - SPb.: MO RF, VIFK, 2015. -175 s.

[9] Popov, A.G. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij na osnove modelirovaniya uslovij boevoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk / A.G.Popov. - Nizhnij Novgorod, 2009. - S. 50-61.

[10] Teoriya i organizaciya sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki, fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebn. / pod red. prof. V.V. Mironova, prof. A.A. Obvinceva. - SPb.: MO RF, 2014. - S. 207 - 221.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.