Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений'

Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОСПИТАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ К КОНФЛИКТАМ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / : PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATION / STABILITY TO THE CONFLICTS / CADETS / MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Бунина Евгения Ивановна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений. К числу основных из них авторы относят: включение в процесс обучения активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность курсантов в сфере преодоления конфликтов; введение факультативного курса «Психология конфликта»; соблюдение курсантами в повседневной жизни одного из принципов толерантности «умение принудить себя, не принуждая других»; подбор соответствующих средств воспитания, а также строгое выполнение распорядка дня, для преодоления курсантами высокого уровня негативных эмоций; создание комфортных жилищных, бытовых и других условий для курсантов, своевременное обеспечение их денежным и материальным довольствием; формирование умений у курсантов оптимально мотивировать и стимулировать себя к позитивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Бунина Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical conditions necessary for stability to the conflicts among cadets of military schools

The article presents the results of researches on justification of the psychological-pedagogical conditions necessary for education of stability to the conflicts among the cadets of military schools. Authors includes in number of main of them: inclusion of active methods of training in educational process which stimulate informative activity of cadets in the sphere of overcoming the conflicts; introduction of the facultative course «Conflict psychology»; observance by cadets in everyday life of one of the tolerance principles «ability to force, without forcing others»; selection of appropriate means of education, and also strict abidance by daily routine for overcoming by cadets of high level of negative emotions; creation of comfortable living, household and other conditions for cadets, their timely providing with monetary and material allowance; formation of abilities among the cadets to optimum self-motivation and stimulation to positive activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений»

б. Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности I Н.В. Яковлева, Ю.В. Силина, А.А. Арефьев, Н.А. Те-лепнев, И.В. Жданова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (S3). - С. 1б7-172.

REFERENCES

1. Belov, V.G., Jakovleva, N.V., Silina, V.I. and Parfenov, Y.A. (2012), "Features of professional burning out of doctors of anesthesiologists resuscitators in the various age periods", Successes of a gerontology, Vol. 31, No. 2, pp. 22S-232.

2. Nasledov, A.D. (200S), Mathematical methods of psychological research, Rech, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Posohova, S.T. (2007), Psychodiagnosis: the abstract of lectures, publishing house ACT, Moscow, Russian Federation.

4. Rajgorodskij, D.Ja. (2010), Practical psychodiagnostics, Techniques and tests: manual, publishing house Annals, Samara, Russian Federation.

5. Jakovleva, N.V., Arefev A.A., Silina, Y.V. and Kushtan, T.Y. (2011), "Psychological prediktor of psychosomatic frustration at dentists ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S2, No. 12, pp. 215-221.

6. Jakovleva, N.V., Arefev A.A., Silina, Telepnev N.A., and Zhdanova I.V. (2012), "Aggression and aleksitimiya at doctors of advanced age with various types of behavioral activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S3 No. 1, pp. 1б7-172.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.05.2012.

УДК 159

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К КОНФЛИКТАМ У КУРСАНТОВ ВОЕННОУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Евгения Ивановна Бунина, майор, соискатель,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

СМ. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений. К числу основных из них авторы относят: включение в процесс обучения активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность курсантов в сфере преодоления конфликтов; введение факультативного курса «Психология конфликта»; соблюдение курсантами в повседневной жизни одного из принципов толерантности - «умение принудить себя, не принуждая других»; подбор соответствующих средств воспитания, а также строгое выполнение распорядка дня, для преодоления курсантами высокого уровня негативных эмоций; создание комфортных жилищных, бытовых и других условий для курсантов, своевременное обеспечение их денежным и материальным довольствием; формирование умений у курсантов оптимально мотивировать и стимулировать себя к позитивной деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; воспитание; устойчивость к конфликтам; курсанты; военно-учебные заведения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p84-87 PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR STABILITY TO THE CONFLICTS AMONG CADETS OF MILITARY SCHOOLS

Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Evgeny Ivanovna Bunina, the major, competitor,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the psychological-pedagogical conditions necessary for education of stability to the conflicts among the cadets of military schools. Authors includes in number of main of them: inclusion of active methods of training in educational process which stimulate informative activity of cadets in the sphere of overcoming the conflicts; introduction of the facultative course «Conflict psychology»; observance by cadets in everyday life of one of the tolerance principles - «ability to force, without forcing others»; selection of appropriate means of education, and also strict abidance by daily routine for overcoming by cadets of high level of negative emotions; creation of comfortable living, household and other conditions for cadets, their timely providing with monetary and material allowance; formation of abilities among the cadets to optimum self-motivation and stimulation to positive activity.

Keywords: psychological-pedagogical conditions, education, stability to the conflicts, cadets, military schools.

Наряду с профессиональными, деловыми и моральными качествами современный офицер должен обладать устойчивостью к конфликтам. В этой связи, достаточно актуальной является проблема воспитания умений к разрешению конфликтов у курсантов высших военно-учебных заведений.

Конфликтное взаимодействие в процессе обучения в вузе происходит в трёх взаимосвязанных системах: «курсант-преподаватель», «курсант-командир», «курсант-

курсант». Конфликтное поведение курсантов возникает, как правило, тогда, когда не учитываются их индивидуальные социально-психологические особенности, когда не меняется форма и содержание общения педагогов и командиров. Таким образом, обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений требует своего разрешения.

С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений был проведен опрос опытных преподавателей военных вузов, имеющих стаж педагогической деятельности 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 127 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

С целью проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий необходимых для воспитания устойчивости конфликтам у курсантов военных вузов в 2011 г. был проведен педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился с курсантами 2-го курса ВИФК, в начале и в конце проведения занятий, по курсу «Психология конфликта». Было сформировано две группы: контрольная КГ (16 чел) - курсанты потока 2-го курса и экспериментальная ЭГ (22 чел) -курсанты, прослушавшие курс «Психология конфликта». На начало эксперимента статистически значимых различий (по уровню значимости 0,05) между курсантами КГ и ЭГ не было.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к _____________________конфликтам у курсантов вузов (п=127)________________________

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Включение в процесс обучения активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность курсантов в сфере преодоления конфликтов 20,5

2 Введение факультативного курса «Психология конфликта» 18,6

3 Направленность обучения курсантов на овладение ими правильной техникой речи, голосом и жестами 15,3

4 Применение групповых упражнений в процессе занятий физической подготовкой, с обязательным последующим разбором действий курсантов 13,4

5 Соблюдение курсантами в повседневной жизни одного из принципов толерантности - «умение принудить себя, не принуждая других» 11,6

6 Подбор соответствующих средств воспитания, а также строгое выполнение распорядка дня, для преодоления курсантами высокого уровня негативных эмоций 9,7

7 Создание комфортных жилищных, бытовых и других условий для курсантов, своевременное обеспечение их денежным и материальным довольствием 6,4

8 Формирование умений у курсантов оптимально мотивировать и стимулировать себя к позитивной деятельности 4,5

Для проверки необходимости реализации выбранных педагогических условий был использована методика «Личностная агрессивность и конфликтность», разработанная Е.П. Ильиным [3], хорошо зарекомендовавшая себя в практических исследованиях [1,2,4].

Опросник имеет 7 шкал:

- Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

- Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

- Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Количество баллов по каждой шкале изменяется от 0 до 10. [http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0 %B0_%22%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D 0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B 2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BD %D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82°/(Ю 1%8С%22]

Результаты тестирования в конце педагогического эксперимента, представлены в Таблице 2. Как непосредственно следует из таблицы 2 все показатели теста: позитивная агрессивность, негативная агрессивность и конфликтность находятся в пределах нормы, в то же время, такое личностное качество как бескомпромиссность даже превышает норму, что позволяет говорить, что это качество ко второму курсу уже сформировано: умение как отдавать приказы, так и подчиняться им.

Однако, следует отметить, что такие важные для будущего офицера личностные качества, как наступательность и неуступчивость, и как следствие, положительная агрессивность, сформированы явно недостаточно, и перед профессорско-преподавательским составом военного вуза стоит задача по их формированию. По результатам педагогиче-

ского эксперимента достоверно снизилась конфликтность, нетерпимость к мнению других, вспыльчивость. Данный факт позволяет утверждать, что педагогические условия, сформулированные в таблице 1, способствуют формированию устойчивости к конфликтам у курсантов военного вуза.

Таблица 2

Средние результаты (в баллах) по шкалам теста «Личностная агрессивность и

конфликтность» в конце педагогического эксперимента

Шкалы теста КГ ЭГ Норма < Значимость различий

Наступательность б,2 б,1 8 -

Неуступчивость 4,8 5,4 7 +

Нетерпимость к мнению других 3,5 2,б 5 +

Мстительность 3,8 3,2 5 +

Бескомпромиссность б,0 5,9 5 -

Обидчивость 3,3 3,3 5 -

Вспыльчивость 3,8 3,2 4 +

Подозрительность 4.8 4.4 7 -

Позитивная агрессивность 11,0 11,5 15 -

Негативная агрессивность 7,3 5,8 10 +

Конфликтность 17,9 1б,8 18 +

Примечание: «+» - различия достоверны по уровню значимости 0,05; «-» - различия не достоверны по уровню значимости 0,05.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузунов, А.М. Технология принципиальных переговоров, как эффективный способ разрешения конфликтов I А.М. Бузунов II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № б (7б). - С. 1б-19.

2. Елькин, Ю.Г. Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре I Ю.Г. Елькин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 48-51.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы I Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

4. Матвеев, ДА. Поиск взаимосвязей между уровнем агрессивности и оценкой здоровья I Д.А. Матвеев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 1 (83). - С. 1б-19.

REFERENCES

1. Buzunov A.M. (2011), "Technology of the principle negotiations as effective tool of conflict resolution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 7б, No. б, pp. 4851.

2. Elkin Y.G. (2008), "Forming of volitional qualities of military men as a means of rising of conflict competence with the help of classes of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 39, No. 5, pp. 48-51.

3. Il’yin, E.P. (2002), Motivation and motives, Piter, Saint Petersburg, Russian Federation.

4. Matveev D.A. (2012), "Search of interrelations between level of aggression and health estimation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.83, No. 12, pp. 94-97.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.05.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.