3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 34.3. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 3 ноября 2015 г. № 308-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71237756/. - Дата обращения 18.11.2017.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70103058/. - Дата обращения 12.11.2017.
5. Филиппов, С. С. Результаты исследования отношения специалистов ДЮСШ к разработке программ спортивной подготовки / С.С. Филиппов, Е.Я. Михайлова, В.В. Ермилова // Ученые записки университета имени Лесгафта. - 2015. - 12 (130). - С. 268-273.
REFERENCES
1. Ed. Terekhina R.N. (2016), Approximate program of sports training in sport " Rhythmic gymnastics ", Moscow.
2. Gymnastics (women): program for children and youth sports schools, specialized youth sports school of Olympic reserve, and high school sports, (1986), Moscow.
3. Federal Law "On Amendments in the article of the Federal Law "On Physical Education and Sports in the Russian Federation", dated November 3, 2015 No. 308-FZ, available at: http://base.gar-ant.ru/71237756/
4. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Physical The Federal law on amendments to the Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation of December 6, 2011 No. 412-FZ", available at: http://base.garant.ru/70103058/.
5. Filippov, S.S., Mikhaylova, E.Ya. and Yermilova, V.V. (2015), "Results of a research of the relation of specialists of sports school to development of programs of sports preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 268-273.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2017
УДК 796.011.3
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Варламовна Помощникова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва; Николай Александрович Кушнер, заведующий кафедрой, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, Академия гражданской защиты МЧС России, Московская область, Химки
Аннотация
Исследование посвящено проблеме воспитательной работы с иностранными студентами, курсантами и офицерами, обучаемыми в Российских высших учебных заведениях. Необходимость преобразования и усиления воспитательной работы с иностранными студентами, в том числе и при проведении учебных занятий по физической культуре, обусловлена недостаточным пониманием профессорско-преподавательским составом важности формирования у указанного контингента дружественного отношения к России. Данное направление воспитательной работы не противоречит национальным интересам, так как способствует продвижению общечеловеческих ценностей. Результаты исследования показали, что реализованные в течение двух лет методики проведения воспитательной работы на занятиях по физической культуре с иностранными обучаемыми, обеспечили в экспериментальной группе значимые изменения по развитию дружеских чувств к России.
Ключевые слова: обучение, воспитание, ценностные ориентации, физическая культура, студенты, содержание учебного процесса.
EDUCATIONAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS DURING LESSONS OF
PHYSICAL CULTURE
Oleg Nikolayevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Var-lamovna Pomoshnikova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Nikolai Aleksandrovich Kushner, the department chairman, honored worker of physical culture of the Russian Federation, Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia", Moscow region, Khimki
Annotation
The research is devoted to the problem of educational work with foreign students, cadets and officers trained in Russian higher educational institutions. The need to transform and strengthen the educational work with foreign students, including the conduct of training sessions in physical education, is due to the lack of understanding by the faculty of the importance of forming sympathy for Russia in this contingent. This direction of educational work does not contradict the national interests, since it contributes to the promotion of the universal human values. The results of the research showed that the methods of performing the educational work in physical culture classes with foreign students realized within 2 years provided significant changes to the EG for developing friendly feelings towards Russia.
Keywords: education, upbringing, value orientations, physical culture, students, content of the educational process.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, по мнению ученых и педагогов, в учебных заведениях России, в отличие от вузов Соединенных Штатов Америки (США), иностранным студентам не разъясняются в должной мере социальные ценности, которые занимают важное место в России. В исследованиях П. А. Корчемного и других специалистов указывается, что после обучения в американских учебных заведениях большое количество выпускников начинают разделять социальные ценности, культивируемые в США, чего нельзя отметить в отношении иностранных обучаемых в России [2, 3, 6]. Ранее нами проводились исследования о результативности воспитательной работы с иностранными студентами в ряде вузов Санкт-Петербурга. Была проведена работа с должностными лицами, работающими с иностранными студентами, анализировалась информация о методах работы с иностранными студентами, а также было проведено анкетирование 109 иностранных курсантов Военно-медицинской академии, Военного института физической культуры, Военно-инженерного института железнодорожных войск, Медицинской педиатрической академии. Для анкетирования предлагались следующие вопросы:
1. Отношение к нравственным ориентациям, отражающим общечеловеческие ценности.
2. Уровень дружеских чувств к России как к государству в целом.
3. Отношение к гражданам России (чувство симпатии).
4. Знание важных исторических событий России.
5. Знание достижений России в мировой культуре, науке и технике.
6. Чувство уважения к достижениям России в мировой культуре, науке и технике.
7. Желание и готовность поддерживать интересы России и т.д.
Рассмотрение указанных вопросов относится к разряду общечеловеческих ценностей, так как такие нравственные категории как мир, свобода, честность, уважение и т.д. одинаково высоко ценятся в различных религиозных концессиях и у разных народов. Также предлагались вопросы касательно симпатий к странам НАТО и Вооруженным силам НАТО. Нас интересовало лишь мнение анкетируемых по отношению к североатлантическому альянсу и динамике его развития. Ответы на указанные вопросы следовало давать в виде самооценок по пятибалльной шкале:
5 баллов - согласен без всяких сомнений (самая высокая оценка);
4 балла - согласен, но есть небольшие сомнения (оценка более высокая, чем средняя)
3 балла - средняя оценка;
2 балла - есть серьезные сомнения (оценка более низкая, чем средняя);
1 балл - не согласен (самая низкая оценка).
Из общего числа респондентов 57 человек обучались на 1 курсе, а 52 - являлись курсантами старших курсов. Так отношение к нравственным ориентациям (общечеловеческим ценностям) оказались почти равные: 4,45±0,09 и 4,42±0,1 баллов. Уровень дружеских чувств к России также особых различий не получил (4,45±0,09 и 4,47±0,06), но выражение чувств симпатий к гражданам России на старших курсах оказалось значимо ниже: 4,24±0,09 и 3,75±0,13; Р <0,01. Знание о достижениях в мировой культуре практически не возросло: 4,24±0,12 и 4,28±0,13, как практически не изменилось уважение к русской культуре: 4,45±0,12 и 4,42±0,13; Р> 0,05.
Кроме того, было выявлено, что респонденты не обладают достаточными знаниями о достижениях России в науке и технике: 4,28±0,09 и 4,37±0,1, а также не установлено ожидаемого роста уважения к достижениям в российской науке и технике: 4,45±0,09 и 4,45±0,1. Не выросло желание и готовность при необходимости поддержать интересы России: 4,45±0,09 и 4,45±0,1. Вызывает интерес негативное отношение к странам НАТО и Вооруженным силам НАТО: 1,35±0,06 и 1,42±0,06.
Проведенное нами исследование указало на малую эффективность воспитательной работы с иностранными курсантами по ранее указанным важным направлениям [3].
Спортивное воспитание, направленное на становление спортивной культуры и личностное развитие, а также физкультурное воспитание, формирующее позитивное отношение к физкультурной активности и целенаправленное воспитание через эту деятельность [4]. Вместе с тем, исследования, проведенные А.Н. Борцовой показали, что основными перспективными направлениями по совершенствованию системы физического воспитания учащейся молодежи являются: активное внедрение в учебный процесс индивидуального и дифференцированного подходов; увеличение двигательной активности за счет типоспеци-фических двигательных режимов и предпочтений; повышение привлекательности и рост авторитета учебной дисциплины «Физическая культура» на основе учета интереса и запросов занимающихся [1]. Исходя из данных утверждений, мы задались целью: на занятиях по физической подготовке формировать установки, направленные на повышение интереса к занятиям физической культурой и воспитание дружеских чувств у иностранных студентов к России, ее истории, достижениям и к гражданам нашей страны. Воспитание дружелюбия, дружеских чувств должно быть связано как с воздействием на интеллект, так и особенно, на эмоционально - волевую сферу обучаемых, что достигается широким применением эмоционально окрашенных физических упражнений в виде подвижных игр, эстафет, сопровождаемых ритмичной музыкой [5, с. 167; 7, с. 193].
К таким воспитательным технологиям следует отнести включение в лекции по физической культуре достижение советских российских спортсменов на международной арене, беседы о рекордах спортсменов тех стран, откуда прибыли иностранные обучаемые, можно поручить иностранному студенту подготовить доклад на аналогичную тематику и т. д. Искренней интерес со стороны преподавателя и наших студентов к культуре, достижениям той страны, гражданином которой является офицер, курсант или студент, вызывает ответную психологическую реакцию. Однако на сегодняшний день наблюдается не разработанность теоретических основ в повышении роли воспитательной работы в процессе обучения иностранных студентов в России и, в частности, в процессе изучения предмета физическая культура.
Цель исследования: разработать и обосновать методические приемы воспитательной работы с иностранными обучаемыми в процессе занятий по физической подготовке и физической культуре.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование состояния воспитательной работы с иностранными студентами на занятиях по физического культуре и ее коррекция реализовано на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», в рамках дисциплины «Физическая культура», в Академии гражданской защиты МЧС России, в рамках дисциплины «Физическая подготовка» в период за 20152017 учебный год. Было проведено 60 учебных занятий по физической культуре по 90 минут каждое. В эксперименте приняли участие 34 офицера, 28 курсантов и 67 студентов иностранных государств, обучающихся в вышеуказанных вузах. Соответственно, в контрольную группу (КГ) вошли 16 офицеров, 15 курсантов и 34 студента, а в экспериментальную группу (ЭГ) -18 офицеров, 13 курсантов и 33 студента.
В указанных группах на лекциях по физической культуре и физической подготовке до слушателей доводилась информация о достижениях советских и российских спортсменов, обсуждалась организация проведения Олимпийских игр в Сочи, выдающиеся результаты спортсменов в различных видах спорта из тех стран, откуда прибыли иностранные обучаемые. В беседах обсуждались различные аспекты спортивной жизни, в том числе рассматривалась и допинговая тематика. Наряду с наличием данной проблемы у российских спортсменов, особое внимание уделялось политической составляющей этого скандала, предвзятости к нашим спортсменам и безнаказанности, в частности, американских спортсменов. Так же иностранные студенты приглашались в качестве зрителей на соревнования различного уровня, проводимые в Москве и Московской области. В частности, иностранные офицеры и курсанты, обучающиеся в АГЗ МЧС России, были частыми гостями на играх баскетбольного клуба СК «Химки». Содержание практических учебных занятий отличалось в ЭГ от КГ следующими приемами воспитательно-педагогического воздействия:
1. В подготовительной части занятия при выполнении общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а также, при проведении подвижных спортивных игр и эстафет широко использовалась ритмичная музыка народов России; проводилось обучение иностранных студентов методике самоконтроля и саморегуляции С-КР по В. Л. Марищуку [2, 3].
2. При проведении методических занятий с офицерами и с курсантами давалось задание - подготовиться и провести подготовительную часть, общеразвивающие упражнения под музыкальное сопровождение с подбором музыки той страны, гражданином которой является обучаемый и которому поручено проведение этой части занятия;
3. На отдельных занятиях среди учебных студенческих групп проводились демонстрации иностранными студентами национальных танцев, имеющих спортивную направленность;
4. На учебных занятиях для проведения спортивных и подвижных игр, а также эстафет формировались интернациональные команды с включением российских обучаемых, что способствовало укреплению дружеских отношений между участниками;
5. Также иностранные студенты, курсанты и офицеры приглашались в качестве участников на соревнования различного уровня, например, «Лыжня России», «Московская лыжня», «Плехановский кросс» и т. д. Также осуществлялось привлечение иностранных студентов к спортивному судейству соревнований, проводимых в вузе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Структура и содержание процесса физической подготовки иностранных студентов с включением методов воспитательного воздействия, доказали свою эффективность в повышении дружеского отношения к России, ее традициям, к ее гражданам (таблица 1). Так в завершении эксперимента представители ЭГ имеют достоверные различия в самооценках по выносимым на обсуждение вопросам, в КГ также наблюдалась положительная динамика. Уровень дружеских чувств к России в ЭГ составил - 4,54±0,06 против 4,36±0,09
(Р <0,05). Кроме того, у иностранных обучаемых достоверно улучшилось отношение к гражданам России, повысился уровень знаний о достижениях России в науке и культуре, а также уровень знаний о достижениях в спорте.
Показатели Тип КГ (Х±о) ЭГ(Х ±о)
2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.
Отношение к нравственным ориента-циям оф. 4,45±0,08 4,46±0,06 4,45±0,08 4,65±0,09**
кур. 4,42±0,09 4,43±0,03 4,42±0,09 4,54±0,08**
студ. 4,40±0,10 4,42±0,08 4,40±0,10 4,55±0,07**
Уровень дружеских чувств к России оф. 4,45±0,08 4,47±0,09 4,45±0,08 4,55±0,15**
кур. 4,33±0,11 4,35±0,08 4,33±0,11 4,49±0,06**
студ. 4,30±0,08 4,33±0,07 4,30±0,08 4,45±0,08**
Отношение к гражданам России (симпатия) оф. 4,40±0,05 4,44±0,08 4,40±0,05 4,65±0,06**
кур. 3,21±0,08 3,55±0,10** 3,21±0,08 4,45±0,09*
студ. 3,25±0,05 3,45±0,08** 3,25±0,08 4,15±0,08*
Знание достижений в культуре, науке оф. 3,45±0,06 4,15±0,07** 3,45±0,08 4,15±0,05**
кур. 2,55±0,11 2,82±0,11** 2,55±0,21 3,51±0,16*
студ. 2,45±0,08 2,65±0,08** 2,45±0,08 3,05±0,08*
Знание достижений в спорте оф. 4,05±0,05 4,15±0,09** 4,05±0,05 4,35±0,08**
кур. 3,45±0,06 4,05±0,08** 3,45±0,06 4,35±0,07*
студ. 3,05±0,04 3,35±0,08** 3,05±0,04 4,05±0,05*
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р <0,01); ** - достоверность различий (Р <0,05).
ВЫВОДЫ
В педагогическом эксперименте доказана эффективность структуры и содержания процесса физической подготовки иностранных студентов с включением методов воспитательного воздействия. В дальнейшем необходимо разработать инструкцию для профессорско-преподавательского состава, работающего с иностранными обучаемыми по организации и проведению занятий по физической подготовке и по физической культуре, включающих воспитывающий эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борцова, А.Н. Практическая реализация концепции коррекционно-развивающего обучения / А.Н. Борцова // Организационные, технологические и методические аспекты оптимизации физического воспитания учащихся и студентов : материалы научно-практической конференции. - Волгоград, 2004. - С. 90-94.
2. Клопов, А.Ю. Нравственное воспитание курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / А.Ю. Клопов, Е.А. Клопова, В. Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2008. - 63 с.
3. Клопова, Е.А. О воспитательной работе с иностранными курсантами в вузе. / Е.А. Клопова, О.Н. Логинов, В.Л. Марищук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2009. - № 2. - С.132-135.
4. Корчемный, П. А. Военная психология и педагогика / П. А. Корчемный, Л.Г. Лаптев - М. : Воениздат, 1998. - 280 с.
5. Логинов, О.Н. Методические подходы по коррекции уровня эмоционально-волевой подготовленности и стрессоустойчивости во время учебных занятий по физической культуре / О.Н. Логинов, К.Э. Столяр, Л.М. Столяр // Материалы международной научно-практической конференции «Спорт и туризм : администрирование и развитие» / Институт развития спорта и образования. - Варшава, 2015. - С. 165-171.
6. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов / Д.А. Кокорев, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 16-18.
7. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием инновационных технологий / Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 193-197.
REFERENCES
1. Bortsova, A.N. (2004), "Implementation of the concept of the correctional developing training", Organizational, technological and methodical aspects of optimization of physical training of pupils and students: Materials of a scientific and practical conference, VA Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd, pp. 90-94.
2. Klopov, A.Yu., Klopova, E.A. and Marishchuk, V.L. (2008), Moral education of cadets of military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation, VIFK, St. Petersburg.
3. Klopova, E.A., Loginov, O.N. and Marishchuk, V.L. (2009), "About educational work with foreign cadets in higher education institution", Current problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 132-135.
4. Korchemny, P.A. and Laptev, L.G. (1998), Military psychology and pedagogics, Voenizdat, Moscow.
5. Loginov O.N., Stolyar, K.E. and Stolyar, L.M. (2015), "Methodical approaches on correction of level of emotional and strong-willed readiness and resistance to stress during studies on physical culture", Materials of the international scientific and practical conference. Sport and tourism: Administration and development, Institute of development of sport and education, Warsaw, pp.165-171.
6. Kokorev, D.A., Vyprikov, D.V., Vezenitsyn, O.V. and Bodrov, I.M. (2016), "Technique of use of functional all-round (CrossFit) in the course of physical training of students", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 16-18.
7. Simina, T.E. (2015), "Training in swimming of students with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 12 (130), pp. 193-197.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2017
УДК 796.052
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Анатолий Анатольевич Лукин, старший преподаватель,
Евгений Владимирович Готовцев, кандидат педагогических наук, доцент,
Геннадий Петрович Галочкин, кандидат педагогических наук, профессор,
Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж
Аннотация
В статье отмечается большая роль в исходе соревнований тактической подготовки спортсменов, которая наукой еще недостаточно изучена и освещена в литературе. Авторами предложено в терминологию спортивной тренировки ввести понятие тактической грамотности, чтобы не отождествлять грамотность и мастерство спортсмена. Термин «грамотность» шире, чем мастерство, которое входит, как компонент, в понятие грамотности. Указаны средства и методы для расширения базы тактической грамотности, связь тактики и техники. Отмечено, что наибольший эффект при обучении тактической грамотности спортсмена дает метод заданий. Приведен апробированный комплекс заданий по обучению самбистов различным тактическим действиям, дающим положительные результаты в практической работе со спортсменами.
Ключевые слова: обучение, тактика, грамотность, тактическая грамотность, база тактической грамотности, метод заданий, комплекс заданий по обучению тактическим действиям.
TACTICAL LITERACY TRAINING AT ATHLETES
Anatoly Anatolyevich Lukin, the senior teacher, Evgeny Vladimirovich Gotovtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Petrovich Galochkin, candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Technical University, Voronezh
Annotation
The article notes a large role in the outcome of the competition of the tactical training of athletes, which has not sufficiently investigated yet and highlighted in the literature. The authors suggest the