УДК 37.025
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Елена Анатольевна Клопова, кандидат педагогических наук, доцент, Карина Анваровна Корбут, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена проблема необходимости воспитательной работы с иностранными студентами и курсантами. При обучении иностранцев в вузах РФ не уделяется достаточного внимания формированию у них позитивного отношения к России, ее истории, Российской Армии, совершенствованию нравственных качеств. В данном аспекте наблюдается негативная динамика от начала к концу обучения. Принадлежность обучающихся к разным конфессиям не препятствует проведению воспитательной работы, поскольку во всех религиозных учениях представлено позитивное отношение к общечеловеческим ценностям.
Ключевые слова: отношение к России, история России, Российская Армии, религиозные учения, воспитывающее обучение, общечеловеческие ценности.
ABOUT THE NEED OF EDUCATIONAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS
Elena Anatolyevna Klopova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Karina Anvarovna Korbut, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
The article considers the problem of the need of educational work with foreign students and cadets. In the training of foreigners in Russian universities are not given sufficient attention to forming of positive attitude to Russia, its history, the Russian Army, the improvement of the moral qualities. In this aspect, there is the negative dynamics from the beginning to the end of the training. The students belonging to different faiths does not preclude the carrying out of educational work, as in all religious teachings represented a positive attitude to universal prices.
Keywords: attitude towards Russia, Russian history, Russian Army, religious teaching, educational training, human values.
Известно, что в результате обучения в учебных заведениях США немало иностранных студентов становятся их союзниками и получают негативную информацию в отношении России. При этом используются средства педагогики, психологии, социологии. В антироссийской риторике участвует и зарубежная церковь, что (не без помощи и некоторых наших СМИ) определяет соответствующую негативную динамику в отношении к нашей стране. Естественным ответом должно являться усиление и нашей работы в плане воспитывающего обучения, формирования позитивного отношения к России.
По результатам исследований, педагогические воздействия в аспектах воспитывающего обучения вполне реальны и возможны без каких-либо нарушений условий обучения иностранцев - представителей различных религиозных учений. Дело в том, что многие общепонятные положения нравственного содержания имеют одинаковую значимость в разных религиях. Так, представления о добре, зле, честности, бесчестии, совести, исполнительности, лживости, лицемерии, верности клятве, о чувстве долга и благодарности за добро, об уважении к старшим, чистоплотности в семейных отношениях, трудолюбии, приверженности к миролюбию, добрососедству, правопослушности и многом другом имеют общий смысл и в христианстве (у православных, католиков, протестантов разных направлений), и в мусульманстве (и у шиитов, и у суннитов), и в буддизме, и в других религиях [1-6].
Таким образом, повышая активность в формировании и закреплении нравственных чувств у иностранных обучающихся, в нашем случае - у курсантов из разных государств, мы не выступаем против свойственных им национальных обычаев и моральных ценностей.
В проведенном анкетировании (24 курсанта разных национальностей и вероисповеданий: из Анголы - 11 курсантов, из Монголии - 2 курсанта, из Руанды - 2 курсанта, из Афганистана - 5 курсантов, из Гвинеи - 5 курсантов) выявлялись отношения к некоторым общечеловеческим ценностям. Сходства этих отношений у представителей разных конфессий оказалось близкими.
По вопросу доброжелательного отношения к российскому народу средние показатели респондентов (по условной 5-балльной шкале) оказались равными 3,94 балла с небольшой вариабельностью. По вопросу отношения к труду = 3,85 балла. По вопросу об уважении к старшему поколению = 3,91 балла. Отношение к необходимости всегда проявлять честность и правдивость = 3,88 балла. Восприятие понятия о справедливости, близкое к представлению на бытовом уровне, = 3,94 балла. Стремления к дружной совместной деятельности, к идеям коллективизма, взаимопомощи также оказались достаточно высокими, хотя и несколько ниже других измерений. Их показатели равны 3,68 балла при широкой вариабельности. Уровень отношения к Российской Армии = 4,51 балла.
По самооценкам иностранные военнослужащие в основном отвергают корыстолюбие, зависть, неблагодарность, злонамеренность. Они принимают свою обязанность помогать родителям. В ряде случаях их самооценки даже превосходят самооценки наших курсантов, хотя данный вопрос мы не обсуждали, поскольку специальному анализу он не подвергался. Тем более, мы не проводили классификацию по национальным группам и конфессиям, понимая, что для такого анализа необходимы не десятки, а сотни реципиентов. Представленные сведения относятся к общей группе иностранных курсантов и слушателей, обучаемых в Военном институте физической культуры.
Испытуемые ответили также на вопрос о склонности избегать участия в различных конфликтах (в учебе, в службе и др.). Результат равен 4,06 балла. Они в данном вопросе в существенной мере настроены к тому, чтобы избегать любые конфликты, что подтверждается и относительно умеренным выражением у них личностного свойства - агрессивности (по методике Ассингера).
Рассматривая мораль как особую форму общественного сознания, определяющую нормы поведения людей, их отношения между собой и с государством и связанную с общечеловеческими ценностями, а также с некоторыми религиозными воззрениями, необходимо видеть определенные исключения. Так, имеющаяся в религиозных учениях заповедь «не убий» (не убивать) не может относиться, например, к действиям защитников Родины, стражей установившегося правопорядка. В Новом Завете имеются провозглашения отвечать добром на причиненное зло. У Льва Толстого это вылилось в теорию «непротивления злу насилием». Но история наполнена религиозными войнами и не только «в защиту ислама от неверных», «освобождения гроба господня» в крестовых походах, но и между самими христианами (включая кровавую «Варфоломеевскую ночь»), бессмысленными бойнями между мусульманами и очень многими другими кровавыми побоищами. Невозможно воспрепятствовать применять насилие представителям правоохранительных органов, защищающих нас от наемных и обычных убийц, бандитов, насильников-извращенцев и прочих преступников, как невозможно понять и воспрещение высшей меры социальной защиты от этих убийц. Совмещая нравственные нормы общечеловеческих ценностей с постулатами разных религий, по-видимому, следует особо выделять тезис об активном противостоянии аморальным действиям некоторых представителей нашего общества. Повторим, что даже с позиций общечеловеческих ценностей жесткую борьбу с ними следует считать обоснованной. Это же можно сказать также об осуждении предательства интересов государства.
Таким образом, находя пробелы в развитии ряда нравственных качеств, при разносторонней подготовке иностранных военнослужащих, вполне целесообразно применять соответствующие воспитательные воздействия, в частности, путем воспитывающего обучения. При этом возможно опираться также и на религиозные положения, определившиеся
в разных конфессиях и соответствующие всем общечеловеческим ценностям. Это не противоречит государственным и национальным задачам, которые ставятся в образовательном процессе перед иностранными курсантами, и должно способствовать повышению их мотивации к учебе и укреплению дисциплины, а с ростом уровня моральных свойств должны повышаться дружеские чувства к нашей стране, где их учат и открывают перспективы личностного и карьерного роста.
Особый интерес представляют сведения о динамике отношений иностранных курсантов к нашей стране: исходные данные опроса об отношении к России, Российской Армии несколько выше, чем эти же сведения через несколько лет обучения: 1-ый год обучения - отношение к России - 4,52 балла, к Российской Армии - 4,51 балла; на 3-5 курсах, соответственно, - 4,31 и 4,37 балла. Как видно, ожидаемого позитивного роста в этих показателях не наблюдается. Особо отметим, что в отношениях к российскому народу, по мере продолжительности обучения в нашей стране, также имеет место упомянутая выше некоторая отрицательная тенденция (1-й год обучения - 4,42 балла, к 5 курсу - 4,33 балла). Это определяется столкновениями с хулиганствующими элементами, выражающими негативное отношение к «цветным», «черным». Хорошо известны случаи избиения и даже убийства иностранных студентов. Такие случаи в среде военнослужащих из дальнего и ближнего зарубежья широко обсуждаются и сопровождаются негативными отзывами с вопросами: кому это надо? Кто стимулирует такие проявления злобы к обучающимся в России иностранцам? Наконец, прямая постановка вопроса: Кто за это платит? Кому желательно увести людей в другое русло от проявления недовольства другими, более важными и более актуальными для российского народа проблемами и событиями, в частности от развития негативных чувств по отношению к американской, западной демократии, от уверенности в агрессивной направленности НАТО (ведь прозападные СМИ нередко утверждают, что ныне это миролюбивая, скорее культурно-экономическая, нежели военная организация)?
Обучение иностранных военнослужащих и студентов в учебных заведениях России не обеспечивается в должной мере воспитательными воздействиями, способствующими формированию у них позитивного отношения к Российскому государству, Российской Армии.
В аспектах воспитывающего обучения иностранных курсантов и студентов целесообразно формировать основные нравственные качества, как и у российских обучающихся. Это не противоречит принадлежности их к различным религиозным конфессиям, поскольку узловые положения всех религиозных учений являются весьма сходными, в основном соответствуют положениям общечеловеческих нравственных ценностей и способствуют улучшению качества обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аль-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / Аль-Хашими Мухаммад Али. - М. : Фирма Новатор, 2001. - 287 с.
2. Валитов, О.К. «Золотое правило», или Первая заповедь человека / О.К. Валитов, Ф.Г. Умеркаев, Г.Ф. Шишова ; Башкирский гос. ун-т. - Нефтекамск : [б.и.], 2006. - 252 с.
3. Далай Лама XIV. Этика для нового тысячелетия / Тензин Гьяцо (Его Святейшество Далай-лама XVI) ; [пер. Т. Голубевой]. - Санкт-Петербург : Нартанг : Центр тибет. культуры и информации, 2005. - 236 с.
4. Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский). Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим. - М. : Изд-во Православ. братства св. ап. Иоанна Богослова, 2001. - 598 с.
5. Иоанн-Павел II. О посвящении богу жизни / пер. с итальянского. - М. : Изд. Францисканцев, 1998. - 208 с.
6. Коран. Перевод смыслов / пер. с араб. Э.Р. Кулиева. - М. : Изд-во «УММА», 2010. - 1168
с.
REFERENCES
1. Al-Hashimi, Muhammad Ali (2001), The identity of the Muslim, which sought to give Islam with the Quran and Sunnah, Firm Novator, Moscow.
2. Valitov, O.K., Markeev, F.G. and Shishova, G.F. (2006), "The Golden rule", or the First commandment of man, EPC Bashgu, Neftekamsk.
3. Dalai Lama XIV (2005), Ethics for the new Millennium, Center of Tibetan culture and inform, St. Petersburg, Nartang.
4. John Chrysostom (Archbishop of Constantinople) (2001), Favorite sayings. Collection of homilies to the ten commandments of God, publishing house of the Orthodox. brotherhood of St. AP. John The Divine, Moscow.
5. John-Paul II. (1998), About the dedication to God of the life, transl. Italian, publishing house of the Franciscans, Moscow.
6. Ed. Kuliev, E.R. (2010), Quran. Translation of the meanings, UMMAH, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2018
УДК 796.8
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ С УЧЕТОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОК
Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Сергеевна Журавлева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрено совершенствование спортивной подготовки девушек студенческого возраста занимающихся пауэрлифтингом. Главной проблемой начинающих пауэрлифтерок 18-20 лет авторы считают оптимальное планирование нагрузки, которое является основой для разработки методики и содержания тренировочных занятий. В настоящее время организация тренировочного процесса начинающих девушек-пауэрлифтерок этого возраста основывается на принципах и методиках тренировочных занятий юношей или уже квалифицированных спортсменок.
Ключевые слова: женский спорт, силовая подготовка, овариально-менструальный цикл, работоспособность, физические качества, тренировочная нагрузка, специально-вспомогательные упражнения.
TRAINING LOADS PLANNING IN POWERLIFTING TAKING INTO ACCOUNT BIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORGANISM OF SPORTSWOMEN
Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Aleksandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Sergeevna Zhuravleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
RUDN University, Moscow
Annotation
The article deals with the improvement of powerlifting training of college-age girls. It is considered that the main problem of beginning women powerlifters of 18-20 years old is optimal planning of training load as the basis for the development of methods and contents of training sessions. Currently, the organization of the training process of beginning women powerlifters of this age is based on the principles and methods of training sessions, either young men, or qualified women athletes.
Keywords: women's sports, strength training, ovarian-menstrual cycle, performance, physical qualities, training load, especially auxiliary exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемам женского спорта со стороны спортивного научного сообщества уделяется достаточно много внимания. Многочисленные исследования