УДК 796.011.3:61
ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ, СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Викторович Захаров, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИМВД РФ), г. Хабаровск
Аннотация
В данной статье говориться о физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России на протяжении всего периода обучения, повышение степени физической подготовленности курсантов и слушателей, на практических учебных занятий и других формах физической культуры и спорта. А также анализируются травмы, полученные в течение второго полугодия 2013-2014 учебного года в Дальневосточном юридическом институте МВД, и исследуются причины получения курсантами слушателями травм при занятиях физической подготовкой.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсант, слушатель, травма, соревнования, группа спортивного совершенствования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p259-261
RESEARCH OF COMPONENTS OF SPORTS TRAUMATISM IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
Boris Viktorovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Viktorovich Zakharov, the lecturer,
Far East Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk
Annotation
This article is about the physical preparation in the educational organizations within the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia throughout the entire period of training, increase of the degree of physical fitness of the cadets and listeners during the practical studies and other forms of physical culture and sport. The injuries received during the second half of 2013-2014 academic years at the Ministry of Internal Affairs Far East legal institute are analyzed and the reasons of their receiving by cadets and listeners during the physical activities are investigated.
Keywords: physical training, cadet, trainee, injury, competition, group of sports perfection.
Перед курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России стоят важные ответственные задачи, обусловленные овладением широкого спектра научных знаний и практических навыков по своей специальности, приобретением разносторонней физической подготовкой, столь необходимой в последующей профессиональной деятельности. Физическая готовность, в свою очередь, обеспечивается всей системой физической подготовки, включая и физкультурно-спортивную деятельность высшего учебного заведения.
Процесс физического становления в образовательных организациях системы МВД России осуществляется на протяжении всего периода обучения. Качественное повышение степени физической подготовленности курсантов и слушателей, кроме практических учебных занятий, осуществляется и другими разнообразными формами физической культуры и спорта, как например, участие в различных спортивно-массовых мероприятиях (Спартакиады, Универсиады и т.п.), которые являются как внутри вузовскими, так и межвузовскими, а зачастую имеют ранг соревнований регионального и всероссийского масштаба.
В настоящее время, учитывая высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников высших учебных организаций МВД России, большая роль в
тактико-технической и моральной подготовке курсантов и слушателей отводится всевозможным публичным соревнованиям, как по служебно-прикладным, так и по другим видам спорта. В этой связи с этим, становятся не менее значимыми проведение разнообразных спортивно-массовых мероприятий (Спартакиад, Универсиад и т.п.) различного уровня.
Нередко, на внутривузовских баталиях страсти «накаляются», как на крупных ответственных международных соревнованиях. Курсанты и слушатели, принимая участие в таких мероприятиях и выступая за свою группу или курс, зачастую не имеют необходимого уровня специальной подготовки по данному виду спорта, что в свою очередь неминуемо, приводит к получению травм различной степени тяжести.
С целью выявления общего количества травм, определения данных спортивного травматизма во втором полугодии 2012-2013 учебного года был проведен анализ полученных травм курсантами и слушателями ДВЮИ МВД России. Так, за исследуемое время из общего количества травм по институту - 72 зафиксированных случая, полученных курсантами травм, 28 случаев, или 38,8% (от общего количества всех травм) - это бытовые травмы, приобретенные в результате повседневной жизнедеятельности; 44 случая -61,1% - это травмы, полученные в результате посещения практических занятий по физической подготовке, либо связанные с занятиями физическими упражнения и различными видами спорта
Исследуя данный вопрос, мы отмечаем, что из 28 полученных обучаемыми физ-культурно-спортивных травм 7 (25%), зарегистрировано на практических занятиях по физической подготовке. 7 (25%) случаев на учебно-тренировочных занятиях в группах спортивного совершенствования по спортивной борьбе, самбо и дзюдо, армейскому рукопашному бою, 10 (35,7%) случаев на спортивных соревнованиях и 4 случая на самостоятельных занятиях без присутствия сотрудников института, причем 9 из них по единоборствам: самбо - 1, бокс - 3; рукопашный бой - 6) и спортивные игры: баскетбол - 1
Из общего количества отмеченных спортивных травм наибольшее количество приходится на травмы верхних и нижних конечностей (растяжения связок, ушибы, вывихи) - 6 (8,3%) и травмы ног (растяжения связочного аппарата, вывихи голеностопного и коленного суставов, ушибы) - 12 (16,6%), травмы головы 7 (9,7%).
Согласно проведенному анализу наибольшее количество травм наблюдается на занятиях и соревнованиях проводимых за территорией института и без участия сотрудников института 9 случаев.
Анализ общего количества травм во второй половине 2013-2014 учебного года, полученных курсантами и слушателями ДВЮИ МВД России, показал, что, за исследуемое время из общего количества травм по институту (72 зафиксированных случая), 47 случаев, или 65,2% (от общего количества всех травм) это бытовые травмы, приобретенные в результате повседневной жизнедеятельности. 25 случаев 34,7% это травмы, получены в результате посещения практических занятий по физической подготовке, либо связанные с занятиями физическими упражнения и различными видами спорта.
Исследуя данный вопрос, мы отмечаем, что из 25 полученных обучаемыми физ-культурно-спортивных травм 4 (16%) зарегистрировано на практических занятиях по физической подготовке; 6 (24%) случаев на учебно-тренировочных занятиях в группах спортивного совершенствования по спортивной борьбе, самбо и дзюдо, армейскому рукопашному бою; 15 (60%) случаев на спортивных соревнованиях, причем 12 из них, по единоборствам: самбо - 6, бокс - 2; армейский рукопашный бой - 4; спортивные игры: футбол - 2.
Из общего количества отмеченных спортивных травм наибольшее количество приходится на травмы верхних и нижних конечностей (растяжения связок, ушибы, вывихи) - 7 (28%) и травмы ног (растяжения связочного аппарата, вывихи голеностопного и коленного суставов, ушибы) - 7 (28%), травмы головы 6 (24%).
Проведенным исследованием установлено, что одним из основных факторов способствующих получению травм, в первую очередь, является недостаточный уровень технической подготовленности некоторых членов команд, участников соревнований, и их низкая квалификация, и обычно это обнаруживается на фоне существенной физической и эмоциональной нагрузки.
Хотелось бы добавить, что на соревнованиях высокого уровня случаев травматизма отмечается значительно меньше, таким примером может служить прошедший в апреле 2014 года чемпионат коллективов физической культуры Хабаровской краевой организации «Динамо» по самбо, на котором участвовали 92 спортсмена, из них 2 МСМК, 20 МС, 18 КМС и 52 спортсмена массовых разрядов. На данных соревнованиях было зафиксировано всего 2 травмы.
В результате проведенного исследования, можно сделать заключение, что назрела необходимость, включения в учебные программы дисциплины «Физическая подготовка» образовательных организаций системы МВД России учебно-тренировочные занятия групп спортивного совершенствования по избранному виду спорта (служебно-прикладному). Это, несомненно, качественно повысит двигательные умения и навыки в выбранном виде спорта, а также степень координационных способностей занимающихся в целом, что повлияет на снижение уровня травматизма.
Вместе с тем, постоянное неформальное отношение преподавателя к вопросу профилактики травматизма, организация занятий на высоком профессиональном уровне, своевременно корректируемая методика проведения занятий, способствующая постоянному повышению технико-тактической оснащенности занимающихся, все эти меры, бесспорно, приведут к росту показателей координационных способностей и специальных двигательных навыков занимающихся, что позволит снизить до минимума получение травматических повреждений.
Контактная информация:7аЬгоу.ап^е]@уаМех.т
Статья поступила в редакцию 17.11.2015
УДК 796.011.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ С АКЦЕНТИРОВАННЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК
Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, Валерий Викторович Лапин, кандидат педагогических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обоснована педагогическая модель физической подготовки для курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок. Авторы отмечают, что необходимость обоснования педагогической модели физической подготовка курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок определяется высокой значимостью хорошего физического состояния и работоспособности выпускников вузов для выполнения боевых задач. Кроме того, это вызвано необходимостью расширения ограниченных возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с офицерами Воздушно-космических сил во время выполнения боевых задач.
Ключевые слова: педагогическая модель физической подготовки; курсанты; методика формирования навыков по организации самостоятельных тренировок.