УДК 796.2 ББК 75.5 Н 34
Д.В. Наумов
ТИПОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОДУКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Актуальность исследования обусловила противоречивость данных об эффективности решения основных задач физического воспитания студентов на академических занятиях физической культурой. Объект исследования - учебные занятия физической культурой студентов. Предмет - спортивные игры как средства решения педагогических задач на академических занятиях физической культурой в вузе. Цель - обосновать типологию спортивных игр в зависимости от продуктивности решения задач физического воспитания студентов. На основе анализа количества технических приёмов, тактических действий, частоты сердечных сокращений и расхода энергии у студентов, имеющих различный уровень подготовленности, во время проведения учебных игр по бадминтону, баскетболу, волейболу, гандболу, настольному теннису, мини-футболу и футболу обосновали их типологию в зависимости от степени продуктивности решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, решаемых на занятиях физической культурой. Установили, что наиболее продуктивными в решении комплекса задач физического воспитания (образовательных, развивающих и воспитательных) являются футбол, мини-футбол, гандбол и баскетбол.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты вузов, спортивные игры,
педагогические задачи, продуктивность.
D.V. Naumov
TYPOLOGY OF SPORTS GAMES DEPENDING ON EFFICIENCY OF THE SOLUTION OF PROBLEMS OF STUDENT PHYSICAL TRAINING
Abstraxt. Discrepancy of the data about efficiency of the solution of the primary goals of student physical training at the academic physical training lessons has caused the research urgency. Object of research is studies of student physical training. A subject is sports games as means of the solution of pedagogical problems at the academic physical training lessons in higher school. The purpose is to prove typology of sports depending on efficiency of the solution of problems of student physical training. On the basis of the analysis of quantity of techniques, tactical actions, heart rate and a energy consumption at the students having various level of readiness, during educational games in badminton, basketball, volleyball, handball, table tennis, minifootball and football the author have proved their typology depending on degree of efficiency of the solution of the educational and developing problems solved at physical training lessons. It has been established that the most productive in the solution of a complex of problems of physical training (educational and developing) are football, minifootball, handball and basketball.
Keywords: physical training, students of higher schools, sports, pedagogical problems, efficiency.
Введение. При построении любой классификации наиболее существенным научным вопросом является выбор её логических критериев. Если классификация представляет собой «линейную» структуру, где все её составляющие полностью исчерпывают объем родового понятия и, в свою очередь, не пересекаются друг с другом своими объемами, то необходим только один систематизирующий критерий [1]. Каждый исследователь ищет принцип, сориентированный на его собственную теоретическую платформу, задачи и мотивацию исследования. Поэтому любая классификация селективна и «научно субъективна»: она систематизирует только такой круг объектов (в данном
случае - спортивных игр, используемых в физическом воспитании студентов) и только под таким углом зрения, которые соответствуют мотивации и задаче исследователя.
Для построения типологии как первоначального этапа классификации спортивных игр в физическом воспитании студентов, основанной на продуктивности решения целевых задач учебных программ, целесообразно использовать принцип «преемственности, последовательности и систематичности обучения» [2]. В педагогической науке под продуктивностью деятельности принято понимать результативность педагогической деятельности, выражающуюся в степени соответствия педагогических результатов поставленным педагогическим задачам [3].
Методика и организация исследования. Во время учебных игр (бадминтон, баскетбол, волейбол, гандбол, настольный теннис, мини-футбол, футбол) на академических занятиях физической культурой в вузе проводилась экспертная оценка определения количества и качества выполнения студентами технических приёмов и тактических действий, факторы конфликтности спортивных игр. В роли экспертов выступали опытные преподаватели физического воспитания. Одновременно у испытуемых при помощи регистратора сердечного ритма «Командная система Polar» фиксировали частоту сердечных сокращений (ЧСС). Прилагаемое к ней программное обеспечение позволяет определить: минимальную, среднюю и максимальную ЧСС; суммарное количество сердечных сокращений; расход энергии в калориях.
Результаты и их обсуждение. Количество используемых технических приёмов и тактических действий во всех рассматриваемых спортивных играх зависит от уровня подготовленности студентов. У студентов, имеющих низкий уровень подготовленности, диапазон колебаний технических приёмов в различных спортивных играх заключается в пределах 2-7 наименований. Причем в большинстве игр (кроме бадминтона) это колебание минимальное - от 5 до 7 приёмов. То есть для такой категории студентов продуктивность настольного тенниса, волейбола, баскетбола, футбола и мини-футбола в решении образовательных задач физического воспитания практически одинаковая. Для этих студентов процесс урочного физического воспитания должен быть ориентирован на обучение основам техники и тактики спортивных игр, включенных в содержание учебных программ по физической культуре.
Для студентов, имеющих средний уровень подготовленности, спортивные игры отличаются своей продуктивностью в решении образовательных задач физического воспитания. Наименьшее количество технических приемов и тактических действий выполняются этими студентами во время игры в бадминтон (4-5), затем в настольный теннис (10), волейбол (12-13), баскетбол (15), футбол и мини-футбол (22). Таким образом, бадминтон можно отнести к категории спортивных игр с малой продуктивностью в решении образовательных задач физического воспитания студентов; настольный теннис, волейбол и баскетбол - к категории спортивных игр со средней продуктивностью, а футбол и мини-футбол - к категории спортивных игр с высокой продуктивностью в решении образовательных задач.
Несмотря на то, что у студентов, имеющих высокий уровень подготовленности, количество применяемых технических приемов и тактических действий во всех спортивных играх выше, чем у студентов среднего уровня подготовленности, их соотношение между собой практически такое же. Единственное отличие заключается в том, что к категории спортивных игр со средней продуктивностью в решении образовательных задач входит и гандбол. Остальные же группы спортивных игр, разделенные на основе уровня продуктивности, совпадают с теми, которые присущи студентам, имеющим средний уровень подготовленности.
Регистрация и анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) во время проведения учебных спортивных игр во время академических занятий показали, что студенты, имеющие низкий уровень технико-тактической подготовленности в любой спортивной игре, используемой на урочных занятиях физической культурой в
вузе, имеют более низкие показатели деятельности ССС, чем студенты, хорошо владеющие технико-тактическими умениями и навыками. Это вполне понятно, так как игрок, имеющий в своем арсенале малое количество технических приёмов и тактических действий, принимает в игре меньшее участие, чем более подготовленный. А следовательно, и интенсивность двигательных действий в ходе учебной игры у таких студентов меньше, чем у тех, которые имеют хорошую технико-тактическую подготовленность. Это подтверждают и данные расхода энергии. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем больший расход энергии у них происходит в ходе любой игры по сравнению со слабо подготовленными.
Полученные экспериментальным путем данные о деятельности сердечнососудистой системы студентов различного уровня технико-тактической подготовленности в спортивных играх и их детальный анализ позволил построить искомую типологию в зависимости от степени продуктивности в решении развивающих задач физического воспитания.
К группе спортивных игр, имеющих малую продуктивность в развитии базовых физических качеств (выносливость и сила), относятся настольный теннис и бадминтон.
К группе спортивных игр, имеющих среднюю продуктивность в решении развивающих задач физического воспитания, относятся волейбол и гандбол.
Баскетбол, футбол и мини-футбол характеризуют группу спортивных игр с высокой продуктивностью в решении задач, направленных на развитие основных двигательных качеств студентов вузов в процессе учебных занятий физической культурой.
Уровень продуктивности в решении воспитательных задач физического воспитания, направленных на формирование психических качеств, зависит от степени конфликтности вида спорта. В теории спорта существует классификация, основанная на различных характеристиках конфликтности [1]. В качестве факторов объективной конфликтности, обусловленных правилами соревнований, автор выделяет: расположение атакуемых целей (ворота, кольца, плоскости площадки); способы и особенности достижения и фиксации частного выигрыша (гола, очка); пространственно-временные характеристики игровой деятельности.
Основываясь на выделенных факторах объективной конфликтности, установили, что наиболее конфликтными являются игры в мини-футбол и футбол. Меньше конфликтности при игре в баскетбол, волейбол и гандбол. Ещё меньше проявляется конфликтность в настольном теннисе и бадминтоне.
То есть высокий уровень продуктивности в решении воспитательных задач на занятиях физической культурой студентов вузов свойственен мини-футболу и футболу. Баскетбол, волейбол и гандбол относятся к группе со средним уровнем продуктивности в решении воспитательных задач, а настольный теннис и бадминтон - к группе игр с малым уровнем продуктивности в воспитании психических качеств, черт и свойств личности.
Выводы.
1. Наиболее продуктивными в решении комплекса задач физического воспитания (образовательных, развивающих и воспитательных) являются те спортивные игры, которые характеризуются наличием большого арсенала технико-тактических элементов и силового противоборства. Кроме этого, в таких играх высоки требования к развитию базовых физических качеств человека - выносливости и силы. Прежде всего, это -футбол, мини-футбол, гандбол и баскетбол. Но одновременно эти спортивные игры мало продуктивны в решении оздоровительных задач физического воспитания студентов вузов, так как физическая нагрузка в таких играх достаточно высока и требует напряженной деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем организма игроков.
2. Полученные результаты исследования представляют собой новые знания о спортивных играх с точки зрения их продуктивности в решении целевых задач
физического воспитания студентов, которые целесообразно использовать для планирования содержания учебных программ по дисциплине «физическая культура» в вузах. Для повышения продуктивности в решении основных задач физического воспитания необходимо в содержание учебных программ для юношей включать в обязательном порядке такие спортивные игры, как мини-футбол, футбол, гандбол и баскетбол.
Примечания:
1. Лебедь Ф. Формула игры: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. 392 с.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 576 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
References:
1. Lebed F. The formula of game: the general theory of sports games, education and training. Volgograd: VolGu Publishing House, 2005. 392 p.
2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: the educational manual. М.: Academia, 2003.576 p.
3. Kuzmina N.V. Methods of system pedagogical research. М.: National education, 2002. 208 p.