ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF PEDAGOGICAL METHODS AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
УДК: 378
Базунов С. С., курсовой офицер-преподаватель, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль Гольке Д. Е., курсант, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
Сидоренко О. В., курсант, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
Батырханов А. Ж., курсант, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
Паньков А. Д., курсант, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
Bazunov S.S., bazunovsemensergeevich@mail.ru Golke D.E., danil.golke.00@mail.ru Sidorenko O.V., oleg-sidorenko-1995@mail.ru Batyrkhanov A.G., batyr.ainet.1806@gmail.com Pankov A.D., mp15071989@rambler.ru
Аннотация
В статье описывается роль и место интерактивных технологий и методов педагогического влияния на курсантов высших военных учебных заведений в сфере военно-профессионального образования. Рассматриваются современные компьютерные технологии, которые позволяют участникам участвовать в «живом» (интерактивном) диалоге (письменном или устном) с реальным партнером, помимо этого делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме онлайн». Раскрыты принципы интерактивного образования, выявлены формы и методы, описаны задачи, а также проведен анализ интерактивных форм и методов педагогического воздействия.
Abstract
The article describes the role and place of interactive technologies and methods of pedagogical influence on cadets of higher military educational institutions in the field of military vocational education. The article considers modern computer technologies that allow participants to participate in a "live" (interactive) dialogue (written or oral) with a real partner, in addition, make it possible to "actively exchange messages between the user and the information system online." The principles of interactive education are revealed, forms and methods are revealed, tasks are described, and an analysis of interactive forms and methods of pedagogical influence is carried out.
Ключевые слова: интерактивные технологии, профессиональное образование, педагогический процесс, физическая подготовка и спорт, курсанты.
Keywords: interactive technologies, professional education, pedagogical process, physical training and sports, cadets.
Введение. В отечественной педагогической литературе интерактивное обучение пока еще раскрыто не полностью. Чаще всего «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными ресурсами и технологиями, использованием Интернет ресурсов, дистанционным образованием, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме реального времени. Современные компьютерные технологии позволяют участникам участвовать в «живом» (интерактивном) диалоге (письменном или устном) с реальным партнером, помимо этого делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме онлайн». Компьютерные обучающие программы при помощи интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное взаимодействие человека с компьютером, позволяют курсантам управлять ходом обучения, подстраивать скорость получения нового материала, возвращаться на более ранние стадии обучения и т.п.
Основные положения. Проведенными исследованиями установлено, что интерактивное обучение предоставляет отличную от привычной логику образовательного процесса, то есть не от теории к практике, как это было раньше, а от получения опыта к его теоретическому пониманию через применение и осмысление. Опыт и знания участников образовательного процесса (курсантов) выступают источником их взаимообогащения и взаимообучения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности с другими учащимися, участники возлагают на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и увеличивает продуктивность обучения. Большую эффективность интерактивной модели обучения проявляется в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых людей, поскольку именно они имеют большой жизненный и профессиональный опыт. При интерактивном воздействии, преподаватель выступает в качестве помощника в работе, источника информации. Главную роль в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимосвязанных учащихся,
которые подталкивают и активизируют друг друга на получение новых знаний.
К главным принципам интерактивного образования следует отнести: •диалогическое взаимодействие;
•работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; •активно-ролевая (игровая) работа; •тренинговая организация обучающихся.
Форма организации интерактивного обучения - это внешнее выражение согласованной работы субъектов и ученой деятельности, осуществляемой в определенном порядке и установленном режиме.
Метод интерактивного обучения — способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.
Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на: •дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и др.;
•игровые: творческие, деловые (управленческие), ролевые и организационно-деятельностные игры;
•тренинговые формы ведения занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
Интерактивное обучение одновременно выполняет три задачи: •учебно-познавательную;
• коммуникационно-развивающую (связанную с эмоциональным фоном процесса познания общего коллектива);
•социально-ориентационную (результаты которой проявляются за пределами учебного пространства и времени).
Внедрение интерактивного режима дает обучающимся: •опыт активного освоения учебного материала во взаимодействии с окружением;
• развитие личностной рефлексии;
•освоение нового опыта учебного взаимодействия;
• развитие толерантности.
•поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
•принятие нравственных норм совместной деятельности; •развитие навыков самоанализа в процессе групповой рефлексии; •развитие умения разрешать конфликты, способности к находению компромиссов.
Учебной группе:
•развитие навыков общения и взаимодействия в микрогруппе; •формирование ценностно-ориентационного единства группы. Методы и формы интерактивного обучения: •эвристическая беседа;
• тренинги;
• презентация;
• дискуссия;
•метод «круглого стола»; •метод «деловой игры»;
• кейс-метод.
•конкурсы практических работ;
• ролевые игры;
• «мозговая атака»;
•коллективные решения творческих задач;
Интерактивное образовательное воздействие способствует активизации передового опыта, обмену знаниями, становлению нового профессионально ориентированного мышления, пробуждению конструктивной позиции в отношении нововведений, получению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки и т.
Мастер-классы, творческие мастерские, дискуссии, кейс-технологии, разбор деловой документации, семинары, ролевые и деловые игры, модулирующие профессиональные ситуации, способствуют получению новых взглядов, развитию умений и навыков, моделированию нового опыта, изменению негативных установок.
Находясь в условиях коллективного обучения, курсант участвует в процессе организованного саморазвития своих товарищей, помогает им в анализе их личных потребностей и затруднений (учащиеся становятся толчком для развития друг друга). Таким образом, курсанты получают возможность для «живого» взаимодействия, в ходе которого способность к профессиональному саморазвитию формируется как интегрированная функция согласованного взаимодействия. Большинство форм и методов интерактивного обучения не укладываются в традиционные рамки, нормативная база не соответствует современным целям и задачам военного профессионального образования.
У большинства преподавателей отсутствуют необходимые умения и опыт работы в андрагогической модели с применением интерактивных методов обучения. Преподавателю проще работать традиционно, на основе привычных стереотипов: объяснить самому, «разложить по полочкам» материал, наслаждаясь своей «красивой» речью, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.
Таким образом, методы педагогического воздействия с соблюдением интерактивного режима обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, сотрудничать, ориентироваться в новой ситуации, находить решения проблем, устанавливать контакты и слушать собеседников.
Заключение. Проведенный анализ показал, что интерактивные формы и методы педагогического воздействия завоевывают все больше и больше сторонников в практике военно-профессионального образования, так как они делают процесс обучения более мотивированным, продуктивным,
интересным, насыщенным, развивающим, следовательно более качественным.
Интерактивное обучение имеет большой образовательный потенциал и обеспечивает максимальную активность участников образовательного процесса.
Литература
1. Демьяненко, Ю.К. Физическая подготовка в системе военно-профессионального обучения / Ю.К. Демьяненко, В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 68-70.
2. Щеголев, В.А. Основные положения концепции непрерывного физкультурного образования / В.А. Щеголев, М.А.Василик, В.Ю.Волков, Л.М.Волкова, Д.Н. Давиденко, Н.Г. Лутченко, В.В. Трунин. // Вестник Балтийской педагогической академии. 1998. № 20. С. 31-38.
3. Щеголев, В.А. Теоретические и методические аспекты воспитания курсантов с использованием средств физической подготовки и спорта / В.А. Щеголев, А.В. Зыков, C.А.Трапезников //Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2015. № 4. С. 44-50.
4. Обвинцев, А.А. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля во Франции /А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2017. № 1. С.41-45.
5. Широков, А.В. Физическая подготовка будущих офицеров военно-воздушных сил США. / А.В. Широков, О.А. Савченко, В.А. Щеголев, И.В. Шукшин // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2017. № 1(143). С.223-227.
6. Переходко Ф.Г. Управление физическим воспитанием студентов вузов с использование интерактивных методов педагогического воздействия: монография под научной редакцией заслуженного работника физической
культуры, доктора педагогических наук, профессора В.А.Щеголева СПб: СПбНУ ИТМО. 2012. 204 с.
7. Сущенко, В.П. Организационно-педагогические основы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, B.А.Щеголев, В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С.Васильева // Учебное пособие - СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 2017. 135с.
8. Широков, А.В. Физическая подготовка будущих офицеров военно-воздушных сил США. / А.В. Широков, О.А. Савченко, В.А. Щеголев, И.В. Шукшин // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2017. № 1(143). С.223-227.
Literature
1. Demyanenko, Yu.K. Physical training in the system of military vocational training / Yu.K. Demyanenko, V.A. Shchegolev // Theory and practice of physical culture. 1997. No. 3. S. 68-70.
2. Shchegolev, V.A. Basic provisions of the concept of continuous physical education / V.A. Shchegolev, M.A. Vasilik, V.Yu. Volkov, L.M. Volkova, D.N. Davidenko, N.G. Lutchenko, V.V. Trunin. // Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy. 1998. No. 20. S. 31-38.
3. Shchegolev, V.A. Theoretical and methodical aspects of cadets' upbringing with the use of physical training and sport facilities / V.A. Shchegolev, A.V. Zykov, S.A. Trapeznikov // Actual problems of physical and special training of power structures. 2015. No. 4. P. 44-50.
4. Obvintsev, A.A. Training of specialists in the military-physical profile in France / A.A. Obvintsev, V.A. Shchegolev, // Actual problems of physical and special training of power structures. 2017. No. 1. P.41-45.
5. Shirokov, A.V. Physical training of future US Air Force officers. / A.V. Shirokov, O.A. Savchenko, V.A. Shchegolev, I. V. Shukshin // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2017. No. 1 (143). S.223-227.
6. Perekhodko F.G. Management of physical education of university students with the use of interactive methods of pedagogical influence: monograph under the scientific editorship of Honored Worker of Physical Culture, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V.A. Shchegolev SPb: SPbNU ITMO. 2012.204 p.
7. Sushchenko, V.P. Organizational and pedagogical bases of training students to fulfill the norms and requirements of the physical culture and sports complex (RLD) / V.P. Sushchenko, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev, A.E. Bolotin, V.S. Vasilyeva // Textbook - St. Petersburg: Publishing House of Polytechnic. un-that. 2017.135 p.
8. Shirokov, A.V. Physical training of future US Air Force officers. / A.V. Shirokov, O.A. Savchenko, V.A. Shchegolev, I. V. Shukshin // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2017. No. 1 (143). S.223-227.