УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Андрей Викторович Савельев, кандидат педагогических наук,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования физической подготовки военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования. Научно-методическую основу обоснования экспериментальной программы по физической подготовке для различных возрастных групп военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования составили разработанные в ходе настоящего исследования частные принципы целостного военно-педагогического процесса, включающего: принцип сочетания комплексных учебных занятий физической подготовкой с военно-прикладной и методической направленностью и самостоятельных со спортивной направленностью по выбору; принцип акцентированного использования дидактических приемов на основе личностных способностей, характеристики физического состояния и здоровья участников эксперимента; принцип обязательности и регулярности выполнения физических упражнений, приемов и действий, обеспечивающих необходимый уровень функциональной готовности военных специалистов различных возрастных групп к выполнению профессиональных задач.
Ключевые слова: физическая подготовка; дополнительное профессиональное образование; военные специалисты.
PHYSICAL TRAINING OF MILITARY EXPERTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Andrey Viktorovich Savelyev, the candidate of pedagogical sciences,
Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
In article, the questions of improvement the physical training of the military experts in the system of the additional professional education are considered. In the system of additional professional education the private principles of the complete military and pedagogical process, including developed during the real research, were a scientific and methodical basis of justification of the experimental program for physical training for the various age groups of military experts: the principle of combination of the complex studies in physical training with military and applied and methodical orientation and independent with sports orientation by choice; the principle of the accented use of didactic receptions on the basis of personal abilities, characteristics of the physical state and health of participants of the experiment; the principle of obligation and regularity of performance of the physical exercises, receptions and actions providing the necessary level of functional readiness of military experts of various age groups for performance of the professional tasks.
Keywords: physical training; additional professional education; military experts.
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [5], а также в Стратегическом плане развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2020 года [3], среди поставленных задач, задача качественного улучшения физического состояния военных специалистов является одной из приоритетных. Так, согласно данным документам, физическая подготовка определена «базовым элементом военно-профессиональной и морально-психологической готовности военнослужащих всех видов и родов войск». Именно поэтому, при совершенствовании процесса физической подготовки военных специалистов в системе дополнительного
профессионального образования мы исходили из предположения о том, что сочетание комплексных учебных занятий физической подготовкой с военно-прикладной и методической направленностью и самостоятельных, со спортивной направленностью по выбору могут оказать позитивное воздействие на повышение уровня физической и методической подготовленности военнослужащих в системе дополнительного профессионального образования.
В ходе проведения настоящего исследования были учтены требования Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009), которыми предписывается, что планирование физической подготовки для военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования осуществляется из расчета 4 учебных часа в неделю (два 2-часовых занятия: одно - плановое занятие; другое - самостоятельное). Кроме того, еженедельно, два раза по одному часу в распорядке дня слушатели обязаны заниматься спортом.
При разработке проблемы настоящего исследования мы опирались на результаты анализа зарубежного [1; 2], а также собственного опыта организации и проведения учебных занятий по физической подготовке и спорту с различными категориями военных специалистов [4; 6].
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальные исследования проводились нами на базе военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.
В сравнительном педагогическом эксперименте приняло участие 132 испытуемых различных возрастных групп: в первую возрастную группу вошло 44 слушателя (ЭГ - 22 чел.; КГ - 22 чел.); во вторую возрастную группу - 47 (ЭГ - 24 чел.; КГ - 23 чел.); в третью возрастную группу - 43 военнослужащий (ЭГ - 21 чел.; КГ - 22 чел.) (таблица 1).
Экспериментальная программа по физической подготовке была разработана на период обучения (4 месяца) и включала три разновидности дидактического наполнения:
Первый вариант был разработан для испытуемых первой возрастной группы (по НФП-2009). В этой группе характер проведения занятий носил выраженную военно-прикладную направленность, в связи с тем, что большинство занимающихся было готово к выполнению упражнений в высоком темпе. Этой категории занимающихся были рекомендованы высокие функциональные нагрузки, интенсивность которых достигала 85% от максимально допустимой.
Регулярно, не реже раза в месяц проводился медико-педагогический контроль физического состояния занимающихся, по результатам которого вносились необходимые изменения в содержание занятий.
Второй вариант был разработан для специалистов второй возрастной группы. Ведущая задача этого варианта была подчинена выполнению упражнений, приемов и действий прикладного характера. При этом физическая нагрузка могла достигать до 65-70% от максимальной. Основная цель занятий в первые (1-2 месяца) состояла в увеличении общей выносливости и объема физических нагрузок до 2100-2200 ккал. в недельном цикле.
В соответствии с планом эксперимента, контроль за физическим состоянием испытуемых проводился в конце каждого месяца. В первую очередь важно было не допустить функционального перенапряжения и травм. По результатам индивидуального контроля всем участникам экспериментального воздействия определялся режим двигательных нагрузок и способы восстановления.
Данные четырехмесячного педагогического эксперимента, показывают выраженную эффективность опытного воздействия.
Для военнослужащих третьей возрастной группы, был разработан специальный вариант программы, который, как и предполагалось, был наиболее трудоемким с точки зрения решения поставленных педагогических задач. Об этом можно судить по
существенному разбросу исходных показателей функционального состояния участников эксперимента. Основные параметры предлагаемой для освоения учебной программы характеризовались оздоровительно-прикладной направленностью.
При этом ведущая педагогическая задача состояла в постепенном увеличении функциональных резервов испытуемых и подготовке их к выполнению установленных нормативов. Совокупные недельные энерготраты находились в диапазоне 750-1000 ккал.
Главной отличительной особенностью проведения тренировочных занятий в третьей возрастной группе являлось то, что испытуемые занимались по своим индивидуальным планам и физкультурно-спортивным интересам, а не только в специально организованных группах. Такой подход к организации занимающихся давал им возможность получать тренировочную нагрузку в процессе занятий избранным видом спорта. При этом преподавательский состав обеспечивал необходимый уровень методического руководства с учетом индивидуальных заданий испытуемых.
Показатели основных параметров, характеризующих физическое состояние военных специалистов третьей возрастной группы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика средних значений основных параметров физического состояния военных специалистов третьей возрастной группы за опытный период_
Группы В начале В конце
Параметры (ЭГ-21 чел.; КГ-22 чел.) эксперимента (х±т) эксперимента (х±т) Р
Пульс в покое (ЧСС уд/мин) ЭГ 66,0±2,1 60,0±1,5 0,05
КГ 65,0±2,4 63,0±1,8 -
Систолическое давление (мм рт. ст.) ЭГ 125,0±2,6 115,0±2,1 0,05
КГ 120,0±2,1 120,0± 2,3 -
Диастолическое давление (мм рт. ст.) ЭГ 74,0±1,4 65,0±0,4 0,05
КГ 75,0±1,8 70,0±1,1 0,05
Весоростовой коэффициент (усл. ед.) ЭГ 402,0±2,1 417,0±1,2 0,05
КГ 401,0±2,1 408,0±1,8 -
Жизненный показатель (усл. ед.) ЭГ 58,9±2,2 67,8±1,4 0,05
КГ 58,4±2,3 61,8±1,3 -
Восстанавливаемость ЧСС (с) ЭГ 166,0±3,2 140,0±2,1 0,05
КГ 164,0±2,3 154,0±2,1 0,05
Бег на 100 м (балл по НФП) ЭГ 51,6±2,1 64,8±1,1 0,05
КГ 54,2±2,4 56,4±1,2 -
Бег на 3 км (балл по НФП) ЭГ 42,3±1,1 50,2±0,8 0,05
КГ 41,8±2,2 48,6±2,1 0,05
Подтягивание на перекладине (балл по НФП) ЭГ 46,4±1,9 51,2±1,3 0,05
КГ 50,5±1,8 54,4±1,7 -
Общая оценка по физической подготовке в трех упраж- ЭГ 140,3±2,4 166,2±1,8 0,05
нениях (балл по НФП) КГ 146,5±2,5 159,4±2,1 0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенных сравнительных педагогических экспериментов свидетельствуют о том, что целенаправленное сочетания комплексных учебных занятий физической подготовкой с военно-прикладной и методической направленностью и самостоятельных со спортивной направленностью по выбору оказывает эффективное воздействие на физическое состояние военных специалистов различных возрастных групп в системе дополнительного профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обвинцев, А.А Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175-179.
2. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной
подготовки силовых структур. - 2015. - № 4 - С. 18-27.
3. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 7 августа 2009 года N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/902169994. - Дата обращения 01.11.2017.
4. Савельев, А.В. Физическая подготовка специалистов воздушно-космической обороны в структуре дополнительного военно-профессионального образования / А.В. Савельев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 3 - С. 108-111.
5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html. - Дата обращения 01.11.2017.
6. Щеголев, В.А. Отношения военных специалистов войск ВКО к физической подготовке в системе дополнительного военно-профессионального образования / В.А. Щеголев, А.В. Савельев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 194-198.
REFERENCES
1. Obvintsev, A.A. and Shchegolev, V.A. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Current problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 175-179.
2. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V.A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of higher education institutions of the USA", Current problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 18-27.
3. The Government of the Russian Federation the Order of August 7, 2009 of N 1101-p "About the approval of the Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation until 2020", available at: //http://docs.cntd.ru/document/902169994.
4. Savelyev, A.V. (2012), "Physical training of experts of aerospace defense in structure of additional military professional education", Current problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 108-111.
5. The decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 N 537 "About the Strategy of national security of the Russian Federation till 2020", available at: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
6. Shchegolev, VA. and Savelyev, A.V. (2014), "Relations of military experts of troops of VKO to physical training in the system of additional military professional education", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol.108, No. 2, pp. 194-198.
Контактная информация: shegval@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.12.2017
УДК 796.011:61
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РАБОТУ РЕПРОДУКТИВНОЙ
СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Олег Григорьевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Евгеньевна Курочкина, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Самара
Аннотация
В статье представлены материалы, касающиеся вопросов изучения репродуктивной системы человека. Целью работы является проведение социологического опроса среди мужчин и женщин, стоящих на учете в Центре лечения бесплодия, на предмет гиподинамии и их отношения к активной физической деятельности. Авторы уделяют особое внимание рассмотрению пользы физических упражнений на репродуктивное здоровье мужчины и женщины. Представлены результаты анкетирования пациентов Центра лечения бесплодия г. Самары, проанализировано влияние образа жизни на детородную функцию. Данное исследование позволило сделать вывод, что одним из важных мест