Научная статья на тему 'Ориентирование для десантников'

Ориентирование для десантников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ / КОМПАС / СПОРТИВНЫЕ / ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ / КАРТЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВДВ / КУРСАНТЫ ВИФК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мисоченко Анатолий Николаевич

В статье раскрыто значение умения ориентироваться в профессиональной подготовке военнослужащих специальных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мисоченко Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orienteering for paratroopers

The article reveals the importance of the ability to navigate in the professional training of the special units.

Текст научной работы на тему «Ориентирование для десантников»

УДК 796.562

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕСАНТНИКОВ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Анатолий Николаевич Мисоченко, старший преподаватель, Омский Автобронетанковый инженерный институт, Омск

Аннотация

В статье раскрыто значение умения ориентироваться в профессиональной подготовке военнослужащих специальных подразделений.

Ключевые слова: ориентирование на местности, компас, спортивные, топографические, карты, военнослужащие ВДВ, курсанты ВИФК.

ORIENTEERING FOR PARATROOPERS

Vyacheslav Vasilyevich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Education, St. Petersburg, Anatoliy Nikolaevich Misochenko, the senior teacher, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk

Annotation

The article reveals the importance of the ability to navigate in the professional training of the special units.

Keywords: orienteering, compass, sporting, topographical, maps, airborne soldiers, cadets of

VIFK.

ВВЕДЕНИЕ

Из различных литературных источников известно, что ориентированию на местности придается большое значение в развитии физических способностей, психологических качеств, умений ориентироваться на местности с помощью карты и компаса. Задачей данного исследования является проверка использования средств ориентирования в профессиональной подготовке военнослужащих.

Уже в 1282 году был создан морской компас. По принципу действия компасы подразделяются на магнитные, электромагнитные (механические) и солнечные (для использования в районе полюсов). Принцип действия магнитных компасов основан на взаимодействии поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля земли. Магнитные компасы бывают воздушные (туристские, Адрианова, артиллерийские и др.) и жидкостные, как правило, спортивные (Бусел, Московский компас, Спорт-3, Сильва, Суунто и др.).

Вторым важнейшим инструментом для ориентирования является карта - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное в какой-либо картографической проекции. Первые карты были созданы в Греции ещё в античные времена и использовались в основном в военных целях. Однако вплоть до XVII века войска в основном передвигались с помощью проводников из местных жителей.

В России, впервые сведения об использовании средств ориентирования в профессиональной подготовке военнослужащих относятся к эпохе Петра I. Начиная с 1697, он регулярно посылал за границу стольников и детей знатных фамилий с наказом «... ехать в разные государства и учиться разным наукам». В 1701 году в России была открыта «Московская математико-навигацкая школа», а в 1715 году «Морская академия» в Петербурге, где большое внимание уделялось обучению навигации, работе с картой и компасом. Закончив учебу, навигаторы подвергались строгому экзамену, выполняли упражнения по ориентированию с помощью карты и компаса, небесных светил и местных предметов. Сам Петр I прекрасно знал навигацию и геодезию, лично участвовал в съемках местности в качестве топографа.

Сподвижник Петра I, образованнейший человек своего времени В.Н. Татищев, придавал огромное значение изучению географии и пользованию ландкартами, организовывал, будучи губернатором, съемки местности, районов Урала и Сибири.

В настоящее время, в некоторых армиях стран западной Европы, ориентирование является не только ведущим видом спорта среди военнослужащих, но и разделом боевой подготовки. Так, в Швеции тренировки и состязания проводятся как по отдельным видам ориентирования, так и в сочетании с разделами боевой подготовки в т.ч. и со стрельбой.

В Финляндии, вопросы ориентирования входят в программу боевой подготовки военнослужащих. Личный состав национальной армии регулярно, как летом, так и зимой, днем и ночью, участвует в состязаниях по всем видам ориентирования [1, 2, 3].

В Германии, по предписанию военного Министерства, ещё с 1914 года ориентированием стали заниматься не только в армии, но во всех молодежных и спортивных организациях.

В Италии, с 1928 года, ориентирование включено в Наставление по физической подготовке войск, в котором указывалось что для «улучшения физической подготовки и совершенствования навыков в ориентировании на местности весь офицерский и рядовой состав армии должен участвовать в состязаниях по кроссу с ориентированием и в патрульном ориентировании» [5, 7].

Ориентированием занимались и в армии Эстонии, где в 1929 году оно было введено в программу военного обучения в школах.

Широкое развитие ориентирование получило и в других странах, как правило, оно включиться в программу подготовки резерва армии, а также в числе спортивные и молодежные организации, включая и детские.

В числе факторов, определяющих состояние боевой готовности армии и флота, важнейшее значение имеет готовность самих людей к решению специфических задач по обеспечению защиты своей страны. Современная военная наука рассматривает человека и военную технику в их диалектической взаимообусловленности, выделяя в то же время ведущую роль человека в вооруженной борьбе. Какими бы не были тактико-технические характеристики оружия и боевой техники, успешное решение боевых задач в настоящее время возможно лишь при наличии всесторонне подготовленных военнослужащих [6].

В этих условиях становится высоко значимой роль физической подготовки в развитии двигательных способностей и формировании профессионально значимых военно-прикладных навыков военнослужащих всех видов и родов войск, но особенно военнослужащих специальных частей и подразделений. Ее роль появляется на завершающем этапе занятий по боевой подготовке, где совершенствуется полевая выучка и формируется боевое мастерство.

Ориентирование на местности (без карты, по карте и компасу) - важный элемент процесса боевого совершенствования войск. Без ориентирования немыслима постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, организация целеуказания, нанесение на карту результатов разведки противника и местности, управление подразделениями в ходе боя. Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях боевой обстановки является одним из важнейших элементов полевой выучки военнослужащих.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проведенные исследования по использованию средств ориентирования в профессиональной подготовке военнослужащих (на примере военнослужащих ВДВ и курсантов Военного института физической культуры) показали примерно одинаковый рост результатов в 3-х экспериментальных группах подразделений ВДВ и в 3-х группах (ЭГ) курсантов ВИФК по сравнению с контрольными (КГ). В экспериментальных группах отрабатывалось 3 программы.

При отработке вопросов 3-х программ:

1-я ЭГ - организация и методика проведения комплексных занятий по тактической и физической подготовке средствами спортивного ориентирования;

2-я ЭГ - отработка вопросов Военно-спортивной классификации по ориентированию для личного состава ВДВ;

3-я ЭГ - организация и методика проведения попутной физической тренировки средствами ориентирования.

В каждой из программ включено проведение 24 занятий, по 2-4 и более часов каждое; общий объем выполненной беговой работы составил от 400 до 500 км с ЧСС от 140 до 170 уд/мин; общее время проведения исследования 2,5-3 месяца (75-90 дней). Контрольная группа (КГ) занималась по принятой программе в обычном режиме.

После окончания исследования получены нижеперечисленные результаты:

Во всех ЭГ значительно улучшились функциональные показатели («степ-тест», ЖЕЛ, PWC170, МПК, пробы Штанге и Генчи и др.);

Улучшились показатели развития физических двигательных способностей до оценки «хорошо» и выше (бег на 100 м, 3000 м, марш бросок на 5 км, преодоление полосы препятствий и др.).

Улучшились результаты в выполнении боевых приемов и действий в т. ч. нормативов боевой подготовки: тактическая подготовка - на 28%; разведывательная - на 50%; топографическая - на 26%; специальные упражнения десантников - на 40%.

Т.е. в тех разделах боевой подготовки, где ориентирование занимает одно из ведущих навыков и умений, получены устойчивые положительные сдвиги. При этом различия достоверны при Р<0,05.

У личного состава КГ результаты улучшились на 6^8%;

В ЭГ значительно улучшились (на 1,5^2 балла) показатели развития психических качеств и, прежде всего: эмоциональная устойчивость; зрительная и наглядно-образная память; переключение, распределение, концентрация и устойчивость внимания; восприятие пространственных отношений и др.

В КГ аналогичные показатели увеличились на 0,2^0,8 балла.

По единству психических и физиологических процессов ориентирование является наиболее адекватным средством физической подготовки в формировании профессионально важных психических качеств. Ориентирование способствует развитию «выносливости» психических процессов, повышает работоспособность центральной нервной системы, «отодвигает» утомление в увеличивающемся потоке информации, позволяет принять верное решение.

Проведенные исследования и полученные в них результаты по использованию средств ориентирования в практике боевой учебы, говорят о том, что завершающей ступенью развития профессиональных, в том числе и физических способностей является сам процесс боевой подготовки, - учебно-тренировочные занятия и состязания связанные с выполнением военно-профессиональных приемов и действий на фоне больших нагрузок [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пословица гласит: «Оружие, которое потребуется только раз в жизни, воин должен иметь при себе всю жизнь» ... и уметь профессионально с ним обращаться. Ориентирование - это именно то оружие, то умение, которое требуется ежедневно и ежечасно командирам всех степеней при организации боевой учёбы на местности. И, конечно, в первую очередь, знаниями, умениями и навыками в ориентировании на местности должен владеть личный состав разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, действующих в тылу врага и в отрыве от своих войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обоснование новой программы подготовки инструкторов по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации / А.А. Обвинцев, Г.Г. Дмитриев, А.В. Зыков, Д.Г. Спицын // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -

2016. - № 2. - С. 84-94.

2. Обвинцев, А.А. Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175.

3. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов военно-учебных заведений США / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-26.

4. Роговцев, Г.С. Об использовании военно-спортивного ориентирования в процессе учебно-боевой деятельности личного состава Воздушно-десантных войск / Г.С. Роговцев // Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1977 год / Военный ин-т физ. культуры. - Л., 1978. - С. 4-5.

5. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.

6. Сущенко, В.П. Педагогические особенности личностно-профессиональное развитие различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6.- С. 3-6.

7. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.

REFERENSE

1. Obvintsev, А.А., Dmitriev, G.G., Zykov, А.У. and Spitsyn, D.G. (2016), "The rationale for the new program of training of trainers on physical training in the Armed forces of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 2, pp. 84-94.

2. Obvintsev А.А. and Shchegolev, У.А. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 1, pp. 175.

3. Obvintsev, А.А., Shchegolev, У.А. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical preparation of cadets of military educational institutions of USA", Actual problems of physical and special training of the security forces, No. 4, pp. 18-26.

4. Rogovtsev, G.S. (1977), "On the use of military-sports orientation in the process of combat training activities of the personnel of the airborne troops", In the book: Abstracts of the final scientific conference in 1977, Military institute of physical culture, Leningrad, pp. 4-5.

5. Shchegolev, VA., Sivak, А.№, Kochin, А.А. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training specialists military physical profile in the armed forces of the leading NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.

6. Sushchenko, V.P., Shchegolev, VA. and Korshunov, А^. (2016), "Pedagogical features of the personal and professional development of different categories of specialists in physical culture and sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 3-6.

7. Shchegolev, VA. (2014), "Physical education in military educational systems United States", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

УДК 796.56

ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОРТ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Анатолий Николаевич Мисоченко, старший преподаватель, Омский Автобронетанковый инженерный институт, Омск; Сергей Валерьевич Левин, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыты возможности использования средств ориентирования на местности для формирования важных психических способностей влияющих на состояние воинов-спортсменов.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, психологические тесты, познавательные процессы, топографические элементы местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.