№ 12. - С. 132-136.
4. Чумаченко А.К. Развитие мыслительных функций на уроках физической культуры / А.К. Чумаченко // Продленка : образовательный портал. - 07.01.2017. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237144-razvitie-myslitelnyh-funkcij-na-urokah-fizich (дата обращения: 02.02.2021).
REFERENCES
1. Kuzmicheva, E.V. and Turaev, A.V. (2018), "Sports and entertainment program with elements of national games as a means of increasing the physical activity of children", paper presented at the II International Scientific and Practical Conference "All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (GTO) and mass sports in the system of a healthy lifestyle of the population", Vladimir, November 28-December 01, 2018, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, pp. 300-302.
2. Turaev, A.V. and Kuzmicheva, E.V. (2020), "Conducting a physical culture lesson in a comprehensive school using sports and entertainment tasks", Student Science: Proceedings of the Interregional Scientific Conference, March 25-27, 2020, Moscow, pp. 370-375.
3. Firsin, S.A. (2013), "Innovative forms and methods of modern physical education", International Journal of Applied and Fundamental Research, V. 12, pp. 132-136.
4. Chumachenko, A.K. (2017), "Development of functions of thinking at physical culture lessons", available at: www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237144-razvitie-myslitelnyh-funkcij-na-urokah-fizich (accessed February 2, 2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2021
УДК 378.147
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ К ОХРАНЕ
ОБЪЕКТОВ
Алексей Владиславович Курилов, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Денис Александрович Шиленин, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
Формирование профессионально подготовленных офицеров-специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению задач по охране важных государственных и собственных объектов войск национальной гвардии Российской Федерации является одним из основных направлений профессиональной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии. Целью данной статьи ставится рассмотрение вопросов внедрения инновационных технологий обучения в систему подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации к охране объектов. Задачей статьи является изучение особенностей внедрения инновационных технологий обучения в систему профессиональной подготовки курсантов на основе блочно-модульного обучения. Решение данной задачи позволило раскрыть особенности блочно-модульного обучения профессиональной подготовки курсантов к охране объектов. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, указанных в задачах, были сделаны выводы, которые показали, что системный подход и реализация блочно-модульного обучения курсантов являются гибкой научно-методической системой обучения и позволяют повысить эффективность профессиональной подготовки будущих офицеров.
Ключевые слова: инновационные технологии, профессиональная подготовка, охрана объектов, модульное обучение, курсанты, войска национальной гвардии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p247-251
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF TRAINING CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS FOR THE PROTECTION OF OBJECTS
Aleksey Vladislavovich Kurilov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Denis Aleksandrovich Shilenin, the teacher, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
Abstract
The formation of professionally trained officers-specialists who are able to think creatively, show reasonable initiative, and creatively approach the tasks of protecting important state and private facilities of the National Guard troops of the Russian Federation is one of the main areas of professional training of cadets of military educational organizations of higher education of the Russian Guard. The purpose of this article is to consider the implementation of innovative training technologies in the system of training cadets of military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation for the protection of objects. The purpose of the article is to study the features of the introduction of innovative training technologies in the system of professional training of cadets of military institutes on the basis of block-modular training. The solution of this problem allowed us to reveal the features of block-modular training of professional training of cadets for the protection of objects. Based on the conducted research and analysis of the key points specified in the tasks, conclusions were drawn that showed that the systematic approach and implementation of block-modular training of cadets are a flexible scientific and methodological training system and allow to increase the effectiveness of professional training of future officers.
Keywords: innovative technologies, professional training, security of objects, modular training, cadets, troops of the National Guard.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время выполнение задач по охране важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, являются приоритетными задачами, возложенными на войска в соответствии с Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [4]. Задачи, выполняемые воинскими частями и подразделениями по охране вышеуказанных объектов, требуют формирования профессионально подготовленного, оптимально сбалансированного кадрового потенциала, обладающего профессиональными компетенциями, отвечающими современным требованиям развития науки и техники и обеспечивающего гарантированное выполнение возложенных на войска задач.
Профессиональная подготовленность военнослужащих различных категорий напрямую зависит от уровня образования офицерского состава, в частности выпускников военных институтов, первичными должностями которых являются должности командира взвода подразделения по охране объекта [6]. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов в военных образовательных организациях высшего образования (ВООВО) на основе внедрения в процесс обучения инновационных элементов осуществляется путем реализации комплекса мероприятий по изменению содержательного наполнения основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов. В настоящее время уже недостаточно просто дать, определенные учебной программой, знания, привить необходимые навыки и развить соответствующие умения, необходима подготовка офицеров-специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению задач по охране объектов [1].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнитель-
ных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, кем и являются войска национальной гвардии Российской Федерации [5].
Ключевая роль в этом процессе отводится профессиональному совершенствованию офицеров, нацеленности на освоение инновационных технологий, практическое применение которых возможно в повседневной деятельности, а также при выполнении специальных обязанностей при несении боевой службы по охране объекта.
В условиях образовательных реформ особое значение в высшей военной школе приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Обучение в военных институтах строится на основе модульного, проблемного, проективного и рефлексивного обучения с использованием интерактивных и когерентно-синергетических технологий, обеспечивающих достижение синергетического эффекта как взаимоусиливающей реакции системы на внешние воздействия [3].
Модульные технологии обучения, как инновационные, стали разрабатываться и внедряться в отечественные высшие учебные заведения в конце прошлого столетия (вторая половина 80-х гг.). Педагогические идеи, которые способствовали активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, заимствовались и стали применяться в высших военных учебных заведениях Министерства обороны.
В 2006 году решением координационного совета МВД России (от 17 марта 2006 г. № 1 п. 2.4.) предписывалось внедрить в образовательные учреждения МВД России и военные институты внутренних войск МВД России инновационные блочно-модульные программы обучения, используя передовой опыт гражданских образовательных учреждений. В Российском образовательном пространстве формировался и обобщался передовой инновационный опыт с использованием модульных технологий обучения и одновременно расширялся понятийный аппарат с термином «модуль».
Признанную актуальность это направление приобрело с переходом высшего профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). При этом всё острее обозначались вопросы, связанные с потребностью в четких научных обоснованиях понятий и терминов, необходимых для единого понимания преподавателями процесса и механизмов модульного обучения.
Блочно-модульное обучение в профессиональной подготовке офицеров как перспектива развития особой научно-методической системы военного образования в требованиях ФГОС ВО многократно обсуждалась на научно-практических конференциях в разных регионах России. Закрепилось понимание того, что «модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения».
Модульное обучение в ВООВО принимается как альтернатива традиционному обучению. Оно вбирало в себя все прогрессивное и продуктивное, что копилось в педагогической теории и практике и, основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий, реально показывало и отражало его эффективность.
Возрастала потребность преподавателей ВООВО в научно-обоснованных рекомендациях по совершенствованию учебного процесса в направлении проектирования технологий модульного обучения и реализацией модулей, в том числе, с использованием междисциплинарных связей. Здесь важно разработать четкие алгоритмы проектирования и реализации модулей, четкий входной и выходной контроль, позволяющий оценить эффективность того или иного модуля. То есть, модуль должен быть достаточно «гибким» для внесения изменений в механизмы его реализации, например, при изменении условий и характера выполнения возложенных служебно-боевых задач [7].
Общими усилиями педагогов-исследователей и профессорско-преподавательского состава с привлечением адъюнктов по педагогическим специальностям в ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации разработаны рекомендации по использованию блочно-модульного обучения в профессиональной подготовке курсантов.
Выделены три уровня применения блочно-модульного обучения:
1. Низкий уровень - блочно-модульное обучение применяется лишь для контроля над успеваемостью. Отдельные дисциплины разбиваются на части, после изучения которых проводится контроль знаний, при этом, содержание дисциплин остается без изменений. Считается - это первый шаг к созданию научно-методической системы.
2. Средний уровень - по модульным принципам схожести связываются отдельные дисциплины. Содержание дисциплины перерабатывается, в нем выделяются относительно самостоятельные части, ориентированные на решение определенной задачи профессиональной подготовки, либо на освоение отдельного (независимого от других дисциплин) фрагмента учебной информации.
3. Высший уровень блочно-модульного обучения связывает все дисциплины учебного плана и осуществляется по специальному (модульному) учебному плану. Перерабатывается и пересматривается содержание и целевые ориентиры всех основных дисциплин учебного плана на конечный результат (например, на конкретные компетенции).
Блочно-модульное обучение является гибкой научно-методической системой и позволяет:
- варьировать сложностью, объемом информации и последовательностью его изучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- применять разнообразные приемы и методы обучения;
- использовать разнообразные формы контроля и самоконтроля усвоения знаний на любом этапе обучения;
- дифференцированно использовать различные образовательные технологии и методики обучения по принципу взаимодополнения;
- дополнять, обновлять и систематизировать учебную информацию;
- вырабатывать у курсантов навыки практической деятельности.
Профессиональная направленность блочно-модульного обучения курсантов к
охране войск национальной гвардии достигается за счет:
- использования результатов аналитических данных и исследований изменений в профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии при выполнении задач по охране объектов (трудностей, установок, достижений, перспектив);
- применения в учебном процессе специальной базы для профессиональной подготовки курсантов по охране объектов;
- проведения практических занятий, максимально приближенных к реальным условиям выполнения задач по охране объектов;
- подготовки курсантов к проведению учебных занятий на действующих объектах при проведении войсковых стажировок и выездных занятий в воинских частях и подразделениях по охране действующих объектов.
Для проектирования и достижения образовательных результатов на основе инновационных технологий, в частности, технологии блочно-модульного обучения, ВООВО нужны преподаватели с нестандартным, инициативно-творческим мышлением, владеющие новыми формами, методами и средствами активного обучения [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, модульное обучение интегрирует в себе весь прогрессивный опыт, накопленный в педагогической теории и практике. В частности, из программированного обучения заимствована идея активизации учебно-познавательной деятельности за счет жесткой логики подачи дозированного материала и четкой системы самоконтроля. Си-
стемный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления процессом познания за счет индивидуального выбора темпа освоения материала и поэтому является основой профессиональной подготовки будущих офицеров к деятельности по охране объектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Золотовская Л. А. Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе / Л.А. Золотовская, А.Н. Чистяков // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 26 марта 2021 г. Белгород : АПНИ, - 2021. - С. 66-69.
2. Курилов А.В. Инновационные подходы к обучению курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации / А.В. Курилов // Человек и образование. - 2016. - № 3 (48). -С. 176-180.
3. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: синергетический подход : учебное пособие / Е.А. Солодова. - Москва : Либроком, 2012. - 344 с.
4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный Закон от 3 июля 2016 года № 226 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/71433920/ (дата обращения: 10.04.2021).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.04.2021).
6. Шиленин Д.А. Особенности подготовки отдельных категорий военнослужащих подразделений по охране важных государственных объектов / Д.А. Шиленин // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 2 (11). - С. 51-54.
7. Юматов В.А. Проблемы проектирования технологий модульного обучения в вузах внутренних войск МВД России / В.А. Юматов // Проблемы непрерывного профессионального образования : сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 октября 2014 года / Под редакцией Л.Н. Бережновой. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России. - 2014. - С. 127-130.
REFERENCES
1. Zolotovskaya, L. A. and Chistyakov, A. N. (2021), "Innovation as an element of the content content of training programs for specialists in a military university", Innovative processes in the humanities and social sciences. Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference, Belgorod, March 26, 2021, APNI, Belgorod, pp. 66-69.
2. Kurilov, A.V. (2016), "Innovative approaches to training cadets of higher education institutions of the National Guard of the Russian Federation", Man and Education. Vol. 3 (48). pp. 176-180.
3. Solodova, E. A. (2012), New models in the education system, textbook, Librocom, Moscow.
4. Federal Law (2016), On the Troops of the National Guard of the Russian Federation, available at https://base.garant.ru/71433920/ (accessed April 10, 2021).
5. Federal Law (2012), On Education in the Russian Federation, available at http://www.consultant.ru /document/cons doc_LAW_140174/ (accessed April 11, 2021).
6. Shilenin, D.A. (2020), "Features of training of certain categories of military personnel of units for the protection of important state objects", Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops, No. 2 (11), pp. 51-54.
7. Yumatov, V.A. (2014), "Problems of designing modular training technologies in higher education institutions of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Problems of continuing professional education. Berezhnova, L. N. (ed.), Collection of scientific papers on the materials of the interuniversity Scientific and practical conference, St. Petersburg, October 22, 2014, SPVI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2021