Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА / НОВИЗНА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА / CADET / TRAINING SYSTEM / MODULAR AND PARTICIPATIVE APPROACH / MODEL OF TRAINING CADETS BASED ON MODULAR PARTICIPATIVE APPROACH / NOVELTY OF THE MODEL OF TRAINING CADETS BASED ON MODULAR PARTICIPATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безматерных Алексей Николаевич

В статье рассматриваются особенности системы подготовки курсантов военных вузов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Отмечается, что существующая система подготовки курсантов не в полной мере реализует требования нормативно-правовых актов в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, в частности в аспектах совмещения получаемого образования и работы без ущерба для освоения образовательной программы. Утверждается, что решение данной проблемы возможно за счет реализации в учебном процессе модульно-партисипативного подхода. Приведена модель системы обучения курсантов на основе модульно-партисипативного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безматерных Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MODULAR AND PARTICIPATIVE APPROACH IN TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the system of training of cadets of military higher education institutions of Federal service of the National Guard Troops of the Russian Federation is considered. It is noted that the existing system of training of cadets does not fully realize requirements of the statutory instruments in personnel training for the country’s defense and safety, particularly in the aspects of combining the education and work without detriment to mastering the educational program. It is asserted that the problem can be solved via realization of modular participative approach in the curriculum. A model of cadets training system based on modular participative approach is presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-132-139

УДК 378.14 ББК 74.484.4

А.Н. Безматерных

(Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия)

МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются особенности системы подготовки курсантов военных вузов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Отмечается, что существующая система подготовки курсантов не в полной мере реализует требования нормативно-правовых актов в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, в частности в аспектах совмещения получаемого образования и работы без ущерба для освоения образовательной программы. Утверждается, что решение данной проблемы возможно за счет реализации в учебном процессе модульно-партисипативного подхода. Приведена модель системы обучения курсантов на основе модульно-партисипативного подхода.

Ключевые слова: курсант, система подготовки, модульно-партисипативный подход, модель системы обучения курсантов на основе модульно-партисипативного подхода, новизна модели системы обучения курсантов на основе модульно-партисипативного подхода.

A.N. Bezmaternykh

(Perm Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation, Perm, Russia)

MODEL OF MODULAR AND PARTICIPATIVE APPROACH IN TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the system of training of cadets of military higher education institutions of Federal service of the National Guard Troops of the Russian Federation is considered. It is noted that the existing system of training of cadets does not fully realize requirements of the statutory instruments in personnel training for the country's defense and safety, particularly in the aspects of combining the education and work without detriment to mastering the educational program. It is asserted that the problem can be solved via realization of modular participative approach in the curriculum. A model of cadets training system based on modular participative approach is presented.

Keywords: cadet, training system, modular and participative approach, model of training cadets based on modular participative approach, novelty of the model of training cadets based on modular participative approach.

В современных условиях развития общества особый интерес вызывают процессы модернизации и инноваций в образовательной сфере. В ходе реформирования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГ РФ) данные процессы имеют особую значимость при подготовке квалифицированных специалистов для ВНГ РФ, так как от уровня подготовки будущих офицеров зависит в будущем государственная и общественная безопасность, защита прав и свобод человека и гражданина [15].

На сегодняшний день система подготовки специалистов для ВНГ РФ основывается на выполнении требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [14], приказов Росгвардии от 07.11.2017 №466 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации» [8], Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 7 ноября 2017 г. №467 «Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации» [10], Росгвардии от 07.11.2017 №468 «Об утверждении Порядка отчисления из военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации, порядка восстановления в таких организациях, порядка перевода обучающихся из одной военной образовательной организации высшего образования войск

национальной гвардии Российской Федерации в другую такую организацию» [9] и других нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы подготовки кадров для ВНГ РФ.

Анализ требований вышеуказанных нормативно-правовых актов привел к выводу о том, что на сегодняшний день содержание ряда мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся не нашло достаточной реализации в системе подготовки курсантов вузов Росгвардии. Особого внимания заслуживает статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», в частности пункт 1.27 о совмещении получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [14] и пункт 66 о проведении занятий курсантами с личным составом подразделений обеспечения, а также с обучающимися младших курсов военно-образовательной организаций высшего образования приказа Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Российской Федерации № 467 [10]. Реализация таких мер социальной поддержки в образовательной среде военно-образовательных организаций ВНГ РФ затруднена ввиду применения традиционных подходов в обучении курсантов, строгой регламентированности быта и уклада военной службы (распорядок дня, несение службы в различных видах войсковых нарядов, регулярное поддержание порядка на внутренней и внешней территории), единого расписания занятий (для взвода, роты). Реализация настоящих требований в настоящее время осуществляется следующим образом:

1) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы. Выражается в посещении курсантами занятий в соответствии с программой обучения и несения службы в нарядах, поскольку несение службы явля-

ш

ф

о со ш о

го о

I

ф

т ^

ю о со го ч о X

ч о с

0

1

со

го с

го с

0

1 _0

£

о

_0 ц

ф

ч

о

ется неотъемлемой частью будущей трудовой деятельностью офицера; 2) выполнение индивидуального учебного плана и проведение личным составом подразделений обеспечения занятий курсантами. Реализуется за счет привития командно-методических навыков в ходе проведения тренировок по боевой подготовке, таких как выполнение нормативов по радиационной, биологической и химической защите, огневой подготовке и некоторых других.

Участие курсантов в проведении различного рода тренировок не может в полной мере заменить полноценное проведение занятия. Несение службы в нарядах хоть и является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельностью офицера, но, тем не менее, не раскрывает весь потенциал предстоящей служебно-трудовой деятельности офицера. Таким образом, мы видим, что существующая система подготовки специалистов для ВНГ РФ требует определенной коррекции в данном направлении.

Решение данной задачи предлагается реализовать на основе модульного и пар-тисипативного подходов.

Концептуальной основой модульного подхода выступает системная методология, базирующаяся на принципах целостности, структурности, иерархичности, инвариантности, взаимодействия системы со средой [7]. Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у обучаемых навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на

х формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.

ф _

¡5 Партисипативный подход в обучении

$ соотносится с такими категориями как

ш

^ «участие», «соучастие», «вовлеченность».

< Е.Ю. Никитина [6] рассматривает кате-

горию «партисипативность» и считает, что она шире понятия «участие», которое многими учеными определяется как метод, способ организации людей при решении организационных проблем. Что касается дефиниции «соучастие», то она в основном рассматривается как совместное решение проблем, как руководителем, так и подчиненным [1; 2]. В то время как понятие «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями [4; 5; 3].

И.Ш. Пясецкой детально исследованы историографические аспекты проблемы формирования партисипативной культуры [11], раскрыт понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партисипатив-ной культуры [13], а также описаны педагогические условия формирования пар-тисипативной культуры [12].

В нашем случае модульный подход будет выражен содержанием блоков теоретического освоения материала и блоков практического освоения материала. Теоретический блок необходим для освоения теоретической базы учебного материала, что позволяет выполнять одну из важнейших социальных функций - получение образования. Дидактическое наполнение теоретического блока должно быть таким, чтобы полученные теоретические знания переносились в практический блок, а на основе партисипативного подхода способствовали проведению занятий с личным составом подразделений, обеспечению и прохождению стажировки в воинских должностях на войсковых стажировках и практиках, что позволяет реализовывать требования нормативно-правовых актов по вопросам совмещения получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы. Прохождение войсковой стажировки (практики) есть не что иное, как выполнение будущей специфической служебной деятельности офицера.

Первый курс обучения

Первый семестр обучения Второй семестр обучения

Первый блок (модуль) Второй блок (модуль) Первый блок (модуль) Второй блок (модуль)

Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня солдата, младшего командира (КО), (младшего специалиста) Прохождение стажировки (практики) в роли младшего командира (КО), (младшего специалиста) Накопление, изучение информации по дисциплинам младшего командира (КО), (младшего специалиста) Прохождение стажировки (практики) в роли младшего командира (КО), (младшего специалиста)

Второй курс обучения

Первый семестр обучения Второй семестр обучения

Первый блок (модуль) Второй блок (модуль) Первый блок (модуль) Второй блок (модуль)

Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня младшего командира (ЗКВ), (младшего специалиста - начальник мастерской, начальник склада) Прохождение стажировки (практики) в роли младшего командира (ЗКВ), (младшего специалиста - начальник мастерской, начальник склада) Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня младшего командира (ЗКВ), (младшего специалиста - начальник мастерской, начальник склада) Прохождение стажировки (практики) в роли младшего командира (ЗКВ), (младшего специалиста - начальник мастерской, начальник склада)

Третий курс обучения

Первый семестр обучения Второй семестр обучения

Первый блок (модуль) Второй блок (модуль) Первый блок (модуль) Второй блок (модуль)

Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня командира взвода, (начальник мастерской, помощник начальника службы) Прохождение стажировки (практики) в роли командира взвода, (начальник мастерской, помощник начальника службы) Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня командира взвода, (начальник мастерской, помощник начальника службы) Прохождение стажировки (практики) в роли командира взвода, (начальник мастерской, помощник начальника службы)

Четвертый курс обучения

Первый семестр обучения Второй семестр обучения

Первый блок (модуль) Второй блок (модуль) Первый блок (модуль) Второй блок (модуль)

Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня заместителя командира роты, (помощник начальника службы, начальник службы воинской части Прохождение стажировки (практики) в роли заместителя командира роты, (помощник начальника службы, начальник службы воинской части) Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня командира роты, (помощник начальника службы, начальник службы во инской части) Прохождение стажировки (практики) в роли командира роты, (помощник начальника службы, начальник службы инской части)

ш

ф

о ш со о

го о а.

I

ф

т ^

ю о ш го ч о X

ч о с

0

1

со

го с

Ср

го с

0

1 _0

£

о

.0

ф

ч

о

Пятый курс обучения

Первый семестр обучения Второй семестр обучения

Первый блок (модуль) Второй блок (модуль) Первый блок (модуль) Подготовка ВКР

Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня командира роты, командира батальона (заместителя командира батальона по профильному виду обеспечения начальник службы соединения) Прохождение стажировки (практики) в роли командира роты, командира батальона (заместителя командира батальона по профильному виду обеспечения начальник службы соединения) Накопление, изучение информации по дисциплинам уровня командира роты, командира батальона (заместителя командира батальона по профильному виду обеспечения начальник службы соединения)

X _0

I

ф

ф

LD i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<t

Новизна представленной модели подготовки курсанта военного вуза заключается:

1) в выполнении требований нормативно-правовых актов по обеспечению мер социальной поддержки в образовательной среде военно-образовательных организаций в более полном объеме;

2) прохождение курсантами войсковых стажировок и практик в одном и том же соединении (бригаде, дивизии) на протяжении всего цикла обучения и направление по окончании обучения в эти же соединения обеспечит бесстрессовое вхождение в служебные коллективы воинских частей и ускоренное становление офицера.

Взаимосвязь различных подходов, форм и методов при организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой преподавателя, выстраивать гибкое содержание обучения, обеспечивать комфортный темп работы обучаемого, бесстрессовую готовность учащихся к оцениванию их деятельности, что является залогом успеха высокого уровня конечных результатов в обучении. Библиографический список: 1. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Малиновский П.В., Мали-

новская Н.М. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «ЮНИТИ-ДАНА», 2017. - 560 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардари-ка, 1998. -296 с.

3. Дункан У Джек. Основополагающие идеи в менеджменте. Зарубежный экономический. - М.: Дело, 1996. - 272 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.

5. Кузнецов Ю.В., Мелякова ЕВ. Теория организации: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 365 с.

6. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Пар-тисипативный подход как методический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2010. - № 1. С. 163-171.

7. Овчинникова Л.П. Использование модульных технологий в образовательном процессе: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Образовательный процесс: взгляд изнутри» (29-30 ноября 2010 года). Самарский госу-

дарственный университет путей сообщения, Российская Федерация. -С. 85-90.

8. Приказ Росгвардии от 07.11.2017 №466 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации» // Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71821080/

9. Приказ Росгвардии от 07.11.2017 №468 «Об утверждении Порядка отчисления из военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации, порядка восстановления в таких организациях, порядка перевода обучающихся из одной военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации в другую такую организацию» // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_283813/

10. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 7 ноября 2017 г. №467 «Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных об-

разовательных организации высшего образования воИск национальной гвардии Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_283901/

11. Пясецкая И.Ш. Историография проблемы формирования партисипатив-ной культуры менеджеров гостиничного сервиса // Современная высшая школа: Инновационный аспект. -2014. - № 4. - C.69-80.

12. Пясецкая И.Ш. Педагогические условия формирования партисипатив-ной культуры будущих менеджеров гостиничного сервиса // Современная высшая школа: Инновационный аспект / Contemporary higher education: innovative aspects. - 2017. - Т.9. -№ 1. - C. 126-134.

13. Пясецкая И.Ш. Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы формирования партиси-пативной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса // Современная высшая школа: Инновационный аспект. - 2015. - № 4. -C. 170-175.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. // Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

15. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200506/

Поступила 22.04.2020

m

ф

о m m о

го о

I

ф

т ^

ю о m го Ч о х ч о с

0

1

m

го с

Об авторе:

Безматерных Алексей Николаевич, адъюнкт Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь, Россия), Aleksej. [email protected]

Ср

го с

0

1 _0

ч

о s

_0 Ц

ф

Ч

О

Для цитирования: Безматерных А.Н. Модель модульно-партисипативного подхода

в обучении курсантов военного вуза // Современная высшая школа: инновационный

аспект. - 2020. - Т. 12. - № 2. С. 132-139. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-132-139

References:

1. Aksenova E.A., Bazarov T.Y., Eremin B.L., Malinovsky P.V., Malinovskaya N.M. Personnel Management. - M.: UNITY-DANA, 2017. - 560 p. [in Russian]

2. Vikhanskiy O.S. Strategic Management. - M.: Gardarika, 1998. - 296 p. [in Russian]

3. Duncan, W. Jack. Great ideas in management: lessons from the founders and foundations of managerial practice. - M.: Delo, 1996. - 272 p. [in Russian]

4. Karpov A.V. Psychology of Management. - Moscow: Gardariki, 2005. - 584 p. [in Russian]

5. Kuznetsov Yu.V., Melyakov E.V. Theory of Organization: Textbook for Bachelors. -M.: Yuait, 2015. - 365 p. [in Russian]

6. Nikitin E.Y., Kazayev E.A. Participative approach as methodical regulation of pedagogical concept of development of civic position of the future teacher // Vestnik Yuzgnouralskogo Goasudarstvennogo Gumanitarno Pedagogicheskogo Universiteta. -2010. - № 1. Pp. 163-171. [in Russian]

7. Ovchinnikov L.P. Use of modular technologies in the educational process. Obrazovatelnyi protsess: vzglyad iznutri Conference proceedings. - Samara. Samara State University of Communication Routes, Russian Federation. [in Russian]

8. Order of National Guards of 07.11.2017 №466 «On approving the order of organization and implementation of educational activities in the main educational programs realized in the interests of defense and safety of state, ensuring the legitimacy, law and order in the military educational organizations of the troops of the National Guard of the Russian Federation» [Electronic resource] // Garant. - Available at: https://base.garant. ru/71821080/ [in Russian]

9. Order of National Guards of 07.11.2017 №468 «On approving the order of expulsion from the military educational organizations of the troops of the National Guard of the Russian Federation, order of readmission in such organizations, order of transfer of the students of one military educational organization of higher education of the troops of the National Guard of the Russian Federation to another such organization» [Electronic resource] // KonsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_283813/ [in Russian]

10. Order of the Federal Service of the Troops of National Guards of 7 November 2017 №467 «On approving the specifics of organization and implementation of educational, methodological and scientific (research) activities in the sphere of personnel training in the interests of defense and safety of state, ensuring the legitimacy, law and order as well as activities of the military educational organization of higher education of the troops of the National Guard of the Russian Federation» [Electronic resource] // KonsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 283901 [in Russian]

11. Pyasetskaya I.S. Historiography of the problem of forming participatory culture of hotel service managers // Contemporary higher education: innovative aspects. - 2014. - № 4. -Pp. 69-80. [in Russian]

x 12. Pyasetskaya I.S. Pedagogical conditions of formation of a participatory culture among the future managers of hotel service // Contemporary higher education: innovative £ aspects. - 2017. - Vol.9. - № 1. Pp. 126-134. [in Russian]

% 13. Pyasetskaya I.S. Concepts and terms in the research problem of forming participation culture of future hotel service managers // Contemporary higher education: innovative < aspects. - 2015. - № 4. Pp. 170-175. [in Russian]

14. Federal Law «On education in the Russian Federation» of 29.12.2012 № 273-FZ [Electronic resource] // KonsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ [in Russian]

15. Federal Law of 03.07.2016 N 226-FZ (amendments of 18.03.2020) «On the troops of National Guards of the Russian Federation» [Electronic resource] // KonsultantPlus -Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ [in Russian]

About the author:

Bezmaternykh Alexey Nikolaevich, Military postgraduate student, Perm Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation (Perm, Russia), [email protected]

For citation: Bezmaternykh A.N. Model of modular and participative approach in training of cadets of military higher education institution // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 132-139. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-2-132-139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.