ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 79
Научная статья
УДК 159.9:378.6:343.83
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)
Дарья Павловна Паулкина1
1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения проективной методики незаконченных предложений при оценке виктимологической безопасности личности. Акцентируется внимание на том, что применение валидных и корректно подо -бранных методик оказывает значительное влияние на эффективность психолого-педагогической и превентивной работы в области обеспечения виктимологической безопасности. Представлены варианты незаконченных предложений для оценки виктимологической безопасности курсантов. Приводятся результаты исследования индивидуальных особенностей курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний в контексте виктимологичес-кой безопасности с помощью методики незаконченных предложений.
Ключевые слова: методика незаконченных предложений, виктимологическая безопасность, курсант, виктимные качества, диагностика
Для цитирования
Паулкина Д. П. Возможности использования методики незаконченных предложений для оценки виктимологической безопасности личности (на примере курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний) // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 79-85.
© Паулкина Д. П., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
80 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Original article
THE POSSIBILITY OF USING THE METHODOLOGY OF UNFINISHED SENTENCES TO ASSESS THE VICTIMOLOGICAL SECURITY OF A PERSON (USING THE EXAMPLE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA)
Daria Pavlovna Paulkina1
1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the issue of using the projective methodology of unfinished sentences in assessing the victimological security of a person. Attention is focused on the fact that the use of valid and correctly selected methods has a significant impact on the effectiveness of psychological, pedagogical and preventive work in the field of victimological safety. The author presents options for unfinished proposals for assessing the victimological safety of cadets. The article presents the results of a study of the individual characteristics of cadets of educational organizations of the FPS of Russia in the context of victimological security using the technique of unfinished sentences.
Keywords: methodology of unfinished sentences, victimological safety, cadet, victim qualities, diagnostics
For citation
Paulkina, D. P. 2024, 'The possibility of using the methodology of unfinished sentences to assess the victimological security of a person (using the example of cadets of educational organizations of the FPS of Russia)', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 79-85.
Современные ученые (в частности, в области юриспруденции) уделяют особое внимание психологическим аспектам виктимологической безопасности личности (К. В. Вишне-вецкий, В. И. Задорожный, А. В. Майоров, И. Н. Шитяков и др.). В психологии понятие «вик-тимологическая безопасность» авторами не используется, наиболее часто встречаются термины «профилактика виктимного поведения», «виктимологическая профилактика».
Определение виктимологической безопасности было предложено и введено в научный оборот В. И. Задорожным сравнительно недавно в рамках криминальной вик-тимологии. По его мнению, виктимологическая безопасность - «состояние защищенности лиц (особенно их виктимных категорий) от всевозможных угроз, в том числе криминальных, возникающих в экстремальных ситуациях, конфликтах, обеспечиваемое государством, широким кругом его субъектов посредством снижения виктимности этих лиц, а также ослабления негативного влияния виктимогенных и иных факторов и ситуаций» [1, с. 45].
Применение при оценке виктимологической безопасности личности валидных и корректно подобранных методик оказывает значительное влияние на эффективность психолого-педагогической и превентивной работы, направленной на развитие психологических качеств личности, способствующих устойчивости к влиянию виктимогенных факторов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 81
В качестве одной из методик для оценки виктимологической безопасности курсантов образовательных организаций ФСИН России мы предлагаем проективную методику незаконченных предложений. Результаты применения данной методики и описание процедуры исследования представлены ниже.
В психодиагностическом исследовании приняли участие 366 курсантов образовательных организаций ФСИН России, из них 171 девушка (47 %), 195 юношей (53 %); в возрастной категории 17-19 лет - 234 курсанта (64 %), 20-24 года - 132 курсанта (36 %). При выборе проективной методики незаконченных предложений [2] мы опирались на критерии и показатели исследования виктимности, виктимных качеств и виктимного поведения (выступающие в качестве оценочных критериев виктимологической безопасности) курсантов, выделенные нами в результате теоретического анализа [1, с. 69-71]. Анализ половозрастных различий между курсантами проводился с помощью метода математической статистики - t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Незаконченные предложения, используемые нами для исследования психологических особенностей курсантов:
- «Моим скрытым желанием в жизни является...»;
- «Думаю, я достаточно способен, чтобы.»;
- «Моя наибольшая слабость заключается в том.»;
- «Я чувствую себя в безопасности, когда.».
В нашем исследовании предложения были сформулированы таким образом, чтобы определить слабости и страхи курсантов (то, что делает их уязвимыми), особенности ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, проследить оценку курсантами своих способностей (Я-концепции). При анализе ответов курсантов на незаконченные предложения мы выделяли категории, объединяющие синонимичные ответы.
Первым незавершенным предложением для курсантов было: «Моим скрытым желанием в жизни является.». Предложение закончили 285 курсантов (77,9 %), 81 курсант (22,1 %) уклонился от ответа, в результате анализа ответов на данное предложение было выделено 12 категорий. Наиболее часто встречающимися категориями в ответах курсантов являются «семья», «успех и карьера», «материальная обеспеченность», «личностный рост и саморазвитие»; упоминаются реже: «благополучие близких», «личностные качества», «любовь», «признание», «риск», «путешествия». Анализ ответов на данное предложение позволил изучить потребности и ценностные ориентации личности курсанта. Так, в первую очередь, курсанты нуждаются в создании семьи, достижении успеха в жизни, финансовом благополучии, самосовершенствовании. Менее значимым и ценным для них является желание путешествовать, совершать действия, связанные с риском, получить признание семьи и окружающих. Необходимость развивать личностные качества испытывают всего 3 курсанта, их ответы связаны с желанием побороть чувство страха, стать более уверенным и сильным (физически и психологически). Возможно, им не хватает данных качеств для решения проблемных вопросов и при социальном взаимодействии. Необходимо также отметить высказывания курсантов, скрытым желанием которых является «наказать своих обидчиков» (1 чел.) и «риск» (12 чел.), что может указывать на их виктимогенность. Категория «одиночество» встречалась в ответах курсантов 3 раза. 26 курсантов (7,1 %) затруднились с ответом либо ответили, что у них нет скрытых желаний.
Значимые различия установлены между курсантами юношами и девушками по категориям «риск» и «путешествия». Частота упоминаний предложений, входящих в данные
82 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
категории, чаще встречается у курсантов-девушек. Девушки больше чем юноши испытывают потребность в риске и путешествиях. Интересным является тот факт, что показатель склонности к риску (Шкала самооценки склонности к проявлению виктимных качеств, И. А. Папкин) [1, с. 74-75] значимо выражен у курсантов-юношей, а потребность в риске выражена у девушек. Возможно, девушки не осознают свою склонность к риску либо не считают потребность в острых ощущениях опасной для жизни и здоровья. Юноши, наоборот, осознают свою склонность к риску, но меньше испытывают в нем потребность.
Различия между курсантами по возрастному признаку были установлены в категориях «риск» и «личностный рост». Курсанты в возрасте 20-24 лет больше испытывают потребность в риске, острых ощущениях, курсанты в возрастной категории 17-19 лет стремятся к саморазвитию и личностному росту, что и характерно для подросткового возраста и ранней юности.
Следующим незавершенным предложением для курсантов было «Думаю, я достаточно способен, чтобы...». Предложение закончили 299 курсантов (81,7 %), 67 курсантов (18,3 %) его проигнорировали. В результате анализа ответов на данное предложение было выделено 8 категорий. Наиболее часто встречающимися категориями в ответах курсантов являются: «достижение цели», «работа», «самостоятельность» и «обучение», встречаются реже: «саморазвитие», «преодоление трудностей» и «руководство». Анализ законченных предложений позволяет оценить уверенность курсантов в себе и своих силах, личностную позицию и ориентации. Большинство курсантов отмечают у себя способность достигать поставленных целей, обучаться, работать и жить самостоятельно, ни от кого не зависеть. Другие курсанты ориентированы на развитие себя и самосовершенствование. Стоит отметить категорию «преодоление трудностей», которая указывает на наличие проблем и трудных ситуаций у курсантов данной группы, однако положительным моментом является то, что они оценивают себя способными и готовыми к решению возникающих у них проблемных вопросов. Курсанты, ответы которых вошли в категорию «руководство», оценивают себя как способных управлять и руководить людьми, что может свидетельствовать об их потребности во власти. В целом курсанты уверены в себе, настроены на достижение поставленных целей, профессионально ориентированы, готовы развиваться и справляться с трудностями.
Значимые различия установлены между курсантами-юношами и курсантами-девушками по категориям «достижение цели» и «саморазвитие». У курсантов-девушек частота упоминаний предложений, входящих в категорию «саморазвитие» выше, юноши больше ориентированы на достижение цели.
Различия между курсантами по возрастному признаку были установлены в категориях «саморазвитие» и «преодоление трудностей». Частота упоминаний предложений, входящих в данные категории, выше у курсантов возрастной группы 17-19 лет, что может говорить об их готовности к изменениям и позитивному решению проблемных ситуаций в отличие от курсантов в возрасте 20-24 лет.
Предложение «Моя наибольшая слабость заключается в том.» закончили 317 курсантов (86,6 %), 49 (13,4 %) не стали отвечать на предложение, в результате анализа предложений было выделено 10 категорий. Наиболее часто встречающимися категориями в ответах курсантов выступают: «личностные качества», «увлечения, привычки», «лень», «страхи», «семья, близкие»; встречаются меньше: «любовь», «привязанность», «деньги». Анализ ответов на данное предложение позволил определить слабые стороны курсантов, то, что делает их уязвимыми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 83
Так, основная часть обследуемых курсантов среди своих слабостей выделила личностные качества, а именно: неуверенность в себе, суетливость, доверчивость, безответственность, безотказность, доброту, нерешительность, наивность, раздражительность, эгоистичность, нетерпеливость, несобранность, слабость, личностную тревожность, самоуверенность, эмоциональность, стеснительность, жадность, сентиментальность, низкий самоконтроль, невнимательность, конформность, недисциплинированность, манипулятивность. Стоит отметить, что большее количество обозначенных качеств являются виктимными (И. А. Папкин, 2009). Выраженность данных качеств может способ -ствовать проявлению виктимного поведения. Остальные курсанты своими слабостями считают стремление к удовлетворению своих потребностей (увлечений), нежелание проявлять активность и волевые усилия, привязанность к родным и окружающим людям, способность любить, материальную зависимость. Ответы 46 курсантов (12,5 %) не были распределены по категориям ввиду своей неопределенности, 34 (9,3 %) человек отметили, что у них нет слабостей.
Значимые различия между курсантами-юношами и курсантами-девушками установлены в категории «личностные качества». Упоминание предложений, входящих в данные категории, чаще встречается у девушек. Юноши отмечают, что у них нет слабостей. Анализ значимости различий между курсантами по возрастному признаку показал раз -личия в категориях «любовь» и «привязанность». Частота упоминаний предложений, входящих в данную категорию, выше у курсантов возрастной группы 17-19 лет.
Предложение «Я чувствую себя в безопасности, когда.» закончили 304 курсанта (83,1 %), 62 курсанта (16,9 %) уклонились от ответа, в результате анализа ответов на данное предложение было выделено 11 категорий. Наиболее часто встречающиеся категории в ответах курсантов: «семья, близкие, родные», «дом», «психологические свойства и состояния»; реже встречаются: «личностные качества», «друзья», «материальная обеспеченность», «надежное окружение, поддержка», «контроль», «безопасная обстановка». Курсанты чувствуют себя в безопасности, когда их окружают семья, близкие, и они находятся дома. Важными для них также являются чувство безопасности и спокойная психологическая обстановка вокруг. Некоторые курсанты отмечают влияние уверенности в себе и эмоционального равновесия на чувство безопасности, для других важны поддержка друзей и надежное социальное окружение, безопасная обстановка («нет угрозы») и финансовая обеспеченность. 24 человека (6,6 %) ответили, что они всегда себя чувствуют в безопасности. Необходимо отметить, что 3 человека чувствуют себя в безопасности, когда находятся в одиночестве, 1 курсант ответил, что никогда не чувствует себя в безопасности.
Значимые различия установлены между курсантами-юношами и курсантами-девушками в категориях «семья, близкие, родные», «дом» и «психологические свойства и состояния». Частота упоминаний предложений, входящих в категории «семья, близкие, родные» и «дом», выше у курсантов-девушек, у юношей чаще встречаются предложения, входящие в категорию «психологические свойства и состояния». Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, юноши больше нуждаются в спокойной окружающей обстановке и психологическом равновесии, внутреннем ощущении безопасности. Для девушек более важно, чтобы их окружали родные и близкие, быть дома.
Анализ значимости различий между курсантами по возрастному признаку показал различия в категориях «семья, близкие, родные». Частота упоминаний предложений, входящих в данную категорию чаще встречается у курсантов возрастной группы 17-19 лет.
84 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Возможно, это связано с периодом адаптации курсантов, так как многие из них обучаются на первом курсе и переживают расставание с семьей и родными.
Подводя итог, выделим некоторые психологические характеристики ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы курсантов образовательных организаций ФСИН России в контексте виктимологической безопасности. Основными ценностями и потребностями курсантов являются: семья, успех и карьера, материальная обеспеченность, личностный рост и саморазвитие, благополучие близких, развитие личностных качеств, любовь, общественное признание, потребность в риске и путешествиях.
Я-концепция курсантов включает в себя представление о личности, способной к достижению целей, труду, самостоятельности, обучению, саморазвитию, преодолению трудностей, руководить другими людьми.
Среди основных своих слабостей курсанты выделяют несформированность некоторых личностных качеств, стремление к удовлетворению своих потребностей (увлечений), вредные привычки, лень, страхи, излишнюю привязанность к семье, окружающим людям, любовь и материальную зависимость.
Чувство безопасности у курсантов тесно связано с надежным социальным окружением, его поддержкой, спокойной психологической и безопасной обстановкой, потребностью совершенствовать некоторые личностные качества, материальной обеспеченностью, возможностью контролировать ситуацию. Некоторые курсанты чувство безопасности связывают с одиночеством.
Сравнительный анализ половозрастных различий показал, что курсанты-девушки в отличие от юношей чаще испытывают потребность в риске и путешествиях, отмечают у себя способность к саморазвитию, наибольшей слабостью считают несформированность некоторых личностных качеств, чувство безопасности ассоциируют с социальным окружением и домом. Курсанты-юноши не удовлетворены своей жизнью в настоящем в отличие от курсантов-девушек, не уверены в своей способности контролировать жизнь. Отмечают у себя силы для достижения целей; отсутствие слабостей; чувство безопасности связывают со спокойной окружающей обстановкой, психологическим равновесием и внутренним ощущением безопасности.
Курсанты в возрасте 17-19 лет в отличие от курсантов в возрасте 20-24 лет, стремятся к саморазвитию и личностному росту, чаще оценивают себя как способных к самосовершенствованию и преодолению трудностей, среди своих слабостей выделяют любовь и привязанность, чувство безопасности ассоциируют с семьей, близкими, родными и домом. Курсанты в возрасте 20-24 лет больше испытывают потребность в риске, острых ощущениях.
Отметим также, что применение проективной методики незаконченных предложений в виктимологических исследованиях является ценным психодиагностическим инструментом для раскрытия бессознательной сферы личности и эффективным дополнением к тестовым методикам. Предложенная в нашем исследовании формулировка предложений может также использоваться для выявления и решения виктимологиче-ских проблем в работе с различными группами населения подросткового, юношеского и зрелого возраста.
Список источников
1. Паулкина Д. П. Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2023. 222 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 85
2. Сборник психологических тестов : пособие : в 3 частях / сост. Е. Е. Миронова. Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. Ч. 3. 120 с.
References
1. Paulkina, D. P. 2023, Psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets of educational organizations of the FPS of Russia: PhD thesis (Psychology), Ryazan.
2. Mironova, E. E. (comp.) 2006, Collection of psychological tests: manual, in 3 vols, vol. 3, ENVIL Women's Institute, Minsk.
Информация об авторе
Д. П. Паулкина - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и педагогической психологии.
Information about the author
D. P. Paulkina - Candidate of Psychological Sciences, lecturer at the Department of General and Pedagogical Psychology.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая пси -хология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.