Научная статья на тему 'Влияние возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Влияние возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / возрастные особенности / виктимность / виктимологическая безопасность / виктимное поведение / cadet / age characteristics / victimization / victimological safety / victim behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарья Павловна Паулкина

В статье раскрывается проблема влияния возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России. Приведены результаты исследования виктимности и виктимного поведения курсантов разных возрастных групп. Отмечается важность использования полученных эмпирических данных в практической деятельности. Статья полезна сотрудникам и курсантам образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дарья Павловна Паулкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of age characteristics on victimological safety of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article reveals the problem of the influence of age characteristics on the victimological safety of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The results of the study of victimization and victim behavior of cadets of different age groups are presented. The importance of using the obtained empirical data in practical activities is noted. The article is useful for employees and cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России»

№ 4 / 2021 psychology and pedagogics in official activity

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-98-102 NIION: 2018-0077-4/21-058 MOSURED: 77/27-024-2021-04-257

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности - 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных средств

Влияние возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций

ФСИН России

Дарья Павловна Паулкина

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается проблема влияния возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России. Приведены результаты исследования виктимности и виктимного поведения курсантов разных возрастных групп. Отмечается важность использования полученных эмпирических данных в практической деятельности. Статья полезна сотрудникам и курсантам образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: курсант, возрастные особенности, виктимность, виктимологическая безопасность, вик-тимное поведение

Научный руководитель: Черемисова Ирина Валерьяновна, доктор психологических наук, доцент

Для цитирования: Паулкина Д. П. Влияние возрастных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 98-102. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-98-102.

Original article

Influence of age characteristics on victimological safety of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service

of Russia

Darya P. Paulkina

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia,

[email protected]

Abstract. The article reveals the problem of the influence of age characteristics on the victimological safety of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The results of the study of victimization and victim behavior of cadets of different age groups are presented. The importance of using the obtained empirical data in practical activities is noted. The article is useful for employees and cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: cadet, age characteristics, victimization, victimological safety, victim behavior Scientific supervisor: Irina V. Cheremisova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor For citation: Paulkina D. P. Influence of age characteristics on victimological safety of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4): 98-102. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-98-102.

© Паулкина Д. П., 2021

Формирование компетентных специалистов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН России) неразрывно взаимосвязано с возрастными особенностями обучаемых, которые необходимо учитывать при разработке мер психолого-педагогического воздействия на личность будущего специалиста УИС.

Проблеме влияния возрастных особенностей на развитие личности курсантов силовых структур в научной литературе посвящено немалое количество работ. Теоретический анализ научных источников по вышеумомянутой проблематике позволил выделить круг наиболее актуальных вопросов в данной сфере, а именно: влияние возрастных особенностей на формирование духовно-нравственной культуры личности курсанта (Н. И. Татаркина) [7]; влияние возрастных особенностей на жизненные планы личности курсанта (Т. А. Дегтяренко) [2]; влияние возрастных особенностей на формирование рефлексивных механизмов курсантов (А. В. Молокоедов) [4]; влияние возрастных особенностей на развитие физических качеств у курсантов (Е. В. Панов) [5]; возрастная психологии развития курсантов (О. А. Улья-нина) [8] и др.

Наряду с вышеобозначенными проблемами мы решили рассмотреть особенности влияния возраста на виктимологическую безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России.

В трудах В. И. Задорожного виктимологическая безопасность рассматривается как «защищенность граждан от реализации присущих им виктимных свойств и качеств, при которой создаются благоприятные условия, дающие возможность устранять или нейтрализовывать факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений в отношении конкретных лиц, выявлять группы риска или лиц с повышенной степенью виктимности ...» [3, с. 38].

Так, виктимологическая безопасность курсантов предполагает собой их защищенность от реализации у них виктимных качеств в силу их виктимальной предрасположенности (виктимности). В свою очередь, реализация виктимности приводит к виктими-зации личности.

Критическими жизненными периодами викти-мизации личности О. О. Андронникова отмечает возрастные кризисы (подросткового, юношеского возраста и др.) [1]. К тому же, ряд авторов (Н. И. Бу-маженко, А. А. Кулакова, А. В. Мудрик, А. Л. Репец-кая, С. А. Фалкина и др.) также отмечают влияние возрастных особенностей на проявление виктимно-сти и виктимного поведения личности.

Возрастной интервал курсантов, проходящих службу в образовательных организациях ФСИН Рос-

сии, расположен в пределах от 16 до 25 лет. Получается, за время службы курсанты переживают не менее одного психосоциального кризиса. Согласно теории психосоциального развития личности Э. Эриксона, период обучения в вузе у курсантов совпадает с переходом от подростковой (12-19 лет) стадии (включает в себя подростковый и юношеский период развития) к ранней зрелости (20-25 лет). Для каждой стадии психосоциального развития характерны психологические изменения личности, сопровождающиеся формированием системы ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций и социальных установок, в связи с чем, у курсантов могут происходить трансформации в поведении и сознании, которые, в свою очередь, могут оказывать влияние на их вик-тимность и виктимологическую безопасность.

Период обучения в образовательных организациях ФСИН России выступает в качестве профессионально формирующего в возрастном развитии личности и оказывает влияние на профессиональное становление будущего специалиста УИС. Поэтому, изучение влияния возрастных особенностей на вик-тимологическую безопасность курсантов и разработка с учетом этих особенностей развивающих программ психолого-педагогического воздействия является важным аспектом профилактической деятельности проявления деструктивных форм поведения у курсантов.

На основании вышеизложенно, рассмотрим влияние возрастных особенностей на проявление виктимности и виктимного поведения у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

В исследовании приняли участие курсанты Академии ФСИН России (г. Рязань), Вологодского исн-ститута права и экономики ФСИН России (г. Вологда) и Самарского юридического института ФСИН России (г. Самара) в количестве 366 человек, из них: 171 девушка (47 %), 195 юношей (53 %) в возрастной категории 17-19 лет - 234 курсанта (64 %), 20-24 года - 132 курсанта (36 %) (деление на возрастные группы проводилось согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, отражающей кризисы психосоциального развития человека).

С целью исследования виктимности и виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России и влияния возрастных особенностей на их виктимологическую безопасность, мы использовали следующие методы и методики: Шкала самооценки выраженности виктимных качеств (И. А. Папкин); Опросник М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности»; Методика «Исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова)»; ^критерий Стъю-дента для независимых выборок. Математическая

№ 4 / 2021 psychology and pedagogics in official activity

обработка данных проводилась с помощью использования программ Microsoft Excel 2007, Statistica 8.

Сравнительный анализ данных с помощью t-критерия Стъюдента для независимых выборок в возрастных группах курсантов 17-19 лет и 20-24 года по Шкале самооценки выраженности виктим-ных качеств (И. А. Папкин) показал значимость различий между группами курсантов по следующим показателям: завышенная самооценка (р=0,04), преобладание мотива избегания неудач в работе (р=0,02), самоуверенность (р=0,01), конформность (р=0,008) средние значения которых выражены у курсантов в возрастной группе от 17 до 19 лет (рис. 1). Курсантам в возрасте от 17 до 1 9 лет в отличие от курсантов в возрасте от 20 до 24 лет свойственно преувеличение уверенности в собственных способностях, переоценка своего потенциала; следование интересам группы, игнорируя собственные цели; в трудовой деятельности стремятся избегать неудачи. На графике представлены результаты значимости различий между курсантами вышеупомянутых возрастных групп.

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

S J*

■Курсанты возраст 17-19 лет Курсанты возраст 20-24 года

Jf

Рис. 1. Сравнительный анализ курсантов возрастных групп 17-19 лет и 20-24 года по «Шкале самооценки выраженности виктимных качеств» И. А. Папкина

Сравнительный анализ данных курсантов возрастных групп 17-19 лет и 20-24 года по методике Исследование склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова) показал значимость различий по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (р=0,03), результаты которой выражены у курсантов в возрастной категории 17-19 лет и имеют средний показатель (рис. 2). У курсантов возрастной категории 20-24 лет выраженность склонности к зависимому и беспомощному поведению ниже среднего. По остальным шкалам методики значимых различий между возрастными группами выявлено не было. Так, курсантам в возрасте 17-19 лет свойственна конформность, внушаемость и уступчивость, могут иметь установку на беспомощность, в решении вопросов предпочитают пользоваться помощью других, стремятся избегать ответственности; для курсантов в возрасте 20-24 лет характерна

склонность к независимости, авторитарность, стремление выделиться в группе сверстников.

4 0

"Курсанты возраст 17-19 лет

Курсанты возраст 20-24 года

АП СиСП

ЗиБП НП

Рис. 2. Сравнительный анализ курсантов возрастных групп 17-19 лет и 20-24 года по методике «Исследование склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой Примечание: АП - склонность к агресивному виктимному поведению; СиСП - склонность к самоповреждающему и саморазрушительному поведению; ГП - склонность к гиперсоциальному поведению; ЗиБП - склонность к зависимому и беспомощному поведению; НП - склонность к некритичному поведению; РВ - реализаванная виктимность.

Сравнительный анализ данных возрастных групп 17-19 лет и 20-24 года по методике «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Рад-чиковой показал значимые различия по всем шкалам методики: игровая роль жертвы (р=0,001), с оциальная роль жертвы (р=0,02) и ролевая виктимность (р=0,002) результаты которых наиболее выражены у курсантов в возрасте от 17 до 1 9 лет и расположены в пределе средних значений (рис. 3). Курсанты в возрасте от 20 до 24 лет по вышеперечисленным шкалам имеют показатель ниже среднего. У курсантов в возрасте от 17 до 1 9 лет в отличие от курсантов в возрасте от 20 до 24 лет выражена инфантильность, демонстративность, манипулятивность, агрессивность в поведении; характерны такие эмоциональные состояния, как: чувство одиночества, ненужности; склонны к самообвинению, обидчивы; свойственно присвоение социальных ярлыков («козел отпущения», «белая ворона» и др.). Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что мероприятия психолого-педагогического воздействия, направленные на обеспечение виктимологической безопасности курсантов образовательных организаций ФСИН России, необходимо проводить с первого года службы.

Таким образом, сравнительный анализ возрастных особенностей проявления виктимности и вик-тимного поведения показал, что у курсантов возрастной группы 17-19 лет в отличие от курсантов возрастной группы 20-24 года выражены следующие виктимные качества: преобладание мотива избегания неудач в работе, самоуверенность, кон-

ГП

РВ

формность. Для них характерны средние показатели игровой и социальной ролей жертвы, а также общей ролевой виктимности; свойственна склонность к зависимому и беспомощному поведению. У курсантов в возрасте от 20 до 24 лет по вышеперечисленным шкалам результат ниже среднего. Наше предположение о влиянии возрастатных особенностей на виктимологическую безопасность курсантов подтвердилось. Курсанты возрастной категории 17-19 лет более подвержены риску стать объектом противоправных посягагательств в отличие от курсантов 20-24 лет в силу выраженности виктимных качеств и ролевой виктимности, что снижает их виктимологическую безопасность.

30 т-

Курсанты возраст 1719 лет

Курсанты возраст 2024 года

5--

0 -I-,-,-,

Игровая роль Социальная Ролевая жертвы роль жертвы виктимность

Рис. 3. Сравнительный анализ курсантов возрастных групп 17-19 лет и 20-24 года по методике «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой

В заключение хотелось бы отметить, что возрастной этап развития личности курсанта в процессе прохождения службы в образовательных организациях ФСИН России является важным периодом его профессионального становления. На данном этапе личностного развития у курсантов может происходить изменение мотивационной сферы, формирование новых ценностей и убеждений, а также системы отношений со сверстниками, измененние нравственных и эстетических качеств. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут применяться в работе психологических служб, профессорско-преподавательского состава и курсового руководства образовательных организаций ФСИН России для реализации мероприятий, направленных на обеспечение виктимологической безопасности курсантов и подготовки будущих специалистов УИС, устойчивых к виктимогенным влияниям.

Библиографический список

1. Андронникова, О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности : дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.13 / О. О. Андронникова. Новосибирск, 2018. 566 с.

2. Дегтяренко, Т. А. Социально-психологические особенности жизненных планов курсантов образовательных учреждений Минюста России: автореферат дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Т. А. Дегтяренко. Ярославль, 2002. 22 с.

3. Задорожный, В. И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологи-ческой профилактики : монография / В. И. Задорож-ный. Тамбов : Першина, 2005. 161 с.

4. Молокоедов, А. В. Представления о безопасности у курсантов специализированного военного вуза : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А. В. Молокоедов. М., 2016. 209 с.

5. Панов, Е. В. Теория и методика использования элементов основных видов единоборств в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф. дисс. ... канд. педагог. наук: 13.00.04 / Е. В. Панов. Красноярск, 2002. 20 с.

6. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов -1 00 ответов : учебное пособие для вузов / И. П. Под-ласый. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

7. Татаркина, Н. И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России : автореф. дисс. ... докт. педагог. наук: 13.00.08 / Н. И. Татаркина. Елец, 2006. 49 с.

8. Ульянина, О. А. Возрастная психология развития курсантов образовательных организаций МВД России / О. А. Ульянина // Проблемы современного образования. 2018. № 5. С. 61-72.

9. Хальзов, В. И. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно - ролевых игр / В. И. Хальзов, Ю. В. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №3 (59). С. 158-162.

Bibliographic list

1. Andronnikova, O. O. Ontogenetic concept of victimhood of personality : diss. ... doct. psychological sciences: 19.00.13 / O. O. Andronnikova. Novosibirsk, 2018. 566 p.

2. Degtyarenko, T. A. Socio-psychological features of life plans of cadets of educational institutions of the Ministry of Justice of Russia: abstract diss. ... cand. psychological sciences: 19.00.05 / T. A. Degtyarenko. Yaroslavl, 2002. 22 p.

3. Zadorozhny, V. I. Victimological safety and its provision by measures of victimological prevention : monograph / V. I. Zadorozhny. Tambov : Pershina, 2005. 1 61 p.

4. Molokoyedov, A. V. Ideas about security among cadets of a specialized military university : diss. ... cand.

№ 4 / 2021 psychology and pedagogics in official activity

psychological sciences: 19.00.07 / A. V. Molokoyedov. M., 2016. 209 p.

5. Panov, E. V. Theory and methodology of using elements of the main types of martial arts in the professional training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / E. V. Panov. Krasnoyarsk, 2002. 20 p.

6. Podlasie, I. P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers : textbook for universities / I. P. Podlasie. M. : VLADOS-press, 2004. 365 p.

7. Tatarkina, N. I. Formation of the spiritual and moral culture of the personality of cadets of universities

of the Ministry of Internal Affairs of Russia : abstract. diss. ... doct. pedagogical sciences: 13.00.08 / N. I. Tatarkina. Yelets, 2006. 49 p.

8. Ulyanina, O. A. Age psychology of development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. A. Ulyanina // Problems of modern education. 2018. No. 5. pp. 61-72.

9. Khalzov, V. I. Development of independence in professional activity among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during situational role-playing games / V. I. Khalzov, Yu. V. Smirnov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 3 (59). pp. 158-162.

Информация об авторе

Д. П. Паулкина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Information about the author

D. P. Paulkina - adjunct of the faculty of training of scientific and pedagogical personnel of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Статья поступила в редакцию 10.09.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 10.09.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Пенитенциарная клиническая психология : учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации и первоначальной подготовки образовательных учреждений ФСИН России, обучающихся по специальности «Клиническая психология» / под ред. Д. В. Сочивко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 175 с.

Учебное пособие разработано с учетом гуманизации процесса исполнения наказаний и перспективных направлений деятельности в УИС на период до 2030 г. Рассмотрены теоретические основы пенитенциарной клинической психологии и социально значимые заболевания обвиняемых, подозреваемых, осужденных, а также специфика оказания им медико-психологической помощи.

Для слушателей факультета повышения квалификации и первоначальной подготовки образовательных учреждений ФСИН России, обучающихся по специальности «Клиническая психология», преподавателей, персонала исправительных учреждений, а также специалистов в области пенитенциарной клинической психологии.

Пенитенциарная клиническая психология

Uni рг 1ШИНЕН »P*M J H. * 1Г1НП1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.