Научная статья на тему 'Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности'

Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНЫЕ КАЧЕСТВА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИГРОВОЙ ТИП ВИКТИМНОСТИ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ / НЕУМЕРЕННАЯ СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ДОВЕРЧИВОСТЬ / РЕНТНЫЕ УСТАНОВКИ / VICTIM BEHAVIOR / VICTIMIZATION / VICTIM QUALITIES / VICTIMOLOGICAL SAFETY / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / GAME TYPE OF VICTIMIZATION / CONFLICT / IRASCIBILITY / IMMODERATE TENDENCY TO RISK / CREDULITY / RENTAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемисова Ирина Валерьяновна, Паулкина Дарья Павловна

Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки будущих специалистов уголовно-исполнительной системы к службе в исправительных учреждениях, а также необходимости формирования у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний устойчивых личностных качеств, препятствующих их виктимизации. Изучению причин и условий возникновения виктимных качеств у данных лиц в последние годы уделяется особенно пристальное внимание. Исследование этих актуальных вопросов позволяет сделать вывод о целесообразности проведения с курсантами образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний мероприятий психологического характера, направленных на профилактику виктимного поведения, а также информирование их о поведении в сложных ситуациях с целью исключения их виктимизации и обеспечения виктимологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional and psychological training of future specialists of the penal system for service in correctional institutions, as well as the need to form students of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia with stable personal qualities that prevent their victimization. In recent years, special attention is paid to the study of the causes and conditions of victim qualities emergence in these individuals. The study of these topical issues allows us to conclude that it is advisable to conduct psychological measures with cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia aimed at preventing victim behavior, as well as informing them about behavior in difficult, problematic situations in order to exclude their victimization and ensure victimological safety.

Текст научной работы на тему «Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности»

УДК 159.9.07:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(49).050-055

ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И. В. Черемисова, Д. П. Паулкина

Для цитирования

Черемисова, И. В. Диагностика виктимных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний как основа обеспечения виктимологической безопасности / И. В. Черемисова, Д. П. Паулкина// Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 50-55. -DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).050-055.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки будущих специалистов уголовно-исполнительной системы к службе в исправительных учреждениях, а также необходимости формирования у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний устойчивых личностных качеств, препятствующих их виктими-зации. Изучению причин и условий возникновения виктимных качеств у данных лиц в последние годы уделяется особенно пристальное внимание. Исследование этих актуальных вопросов позволяет сделать вывод о целесообразности проведения с курсантами образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний мероприятий психологического характера, направ-

© Черемисова И. В., Паулкина Д. П., 2019

ленных на профилактику виктимного поведения, а также информирование их о поведении в сложных ситуациях с целью исключения их виктимизации и обеспечения виктимологической безопасности.

Ключевые слова: виктимное поведение, виктимизация, виктимные качества, виктимологическая безопасность, профессионально-психологическая подготовка, игровой тип виктимности, конфликтность, вспыльчивость, неумеренная склонность к риску, доверчивость, рентные установки.

Согласно Положению об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (приложение № 1 к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г № 555 «Об организации воспитательной ра-

боты с работниками уголовно-исполнительной системы») одна из задач, поставленных с целью реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), - необходимость комплектации в срок учреждений и органов УИС кадрами, обладающими требуемой квалификацией.

По данным статистики, приведенным на сайте Федеральной службы исполнения наказаний, в 2018 г. увеличилось количество преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы со стороны спецконтингента, что еще раз подтверждает факт повышенной степени уязвимости персонала исправительных учреждений, а также виктимиза-ции сотрудников УИС.

Обращая внимание на условия несения службы в органах и учреждениях УИС, можно утверждать, что профессионально-психологическую подготовку будущих специалистов уголовно-исполнительной системы к службе в исправительных учреждениях необходимо проводить с самого начала учебно-воспитательного процесса, чтобы за время учебы сформировать устойчивые личностные качества, препятствующие виктимизации курсантов образовательных организаций ФСИН России. Однако профессиональный психологический отбор кандидатов при поступлении в образовательные организации ФСИН России не учитывает необходимость исследования виктимных качеств личности - предпосылок проявления виктимного поведения.

Термин «виктимное поведение» зародился в рамках криминальной викти-мологии как «учение о жертве» (от лат. viktima - жертва и греч. logos - учение).

Виктимизация, по Д. В. Ривману, это процесс превращения лица в жерт-

ву преступления [4].

М. А. Одинцова, рассматривая поведение жертвы, обращает внимание на так называемую ролевую виктим-ность, которая обозначает предрасположенность человека вследствие каких-либо неблагоприятных для него объективных или специфических субъективных причин производить тип поведения жертвы, что выражается в определенной позиции или статусе, динамической реализацией которых становится социальная или игровая роль жертвы [2]. Эти роли, по мнению автора, базируются на рентных установках (то есть предполагающих получение какой-либо выгоды морального или материального характера), продуцирующих особое состояние готовности к специфической реакции извлечения «дивидендов» из своего неблагоприятного положения. Как правило, такое положение привлекает к себе внимание ближнего или дальнего окружения, оказывающего необоснованную помощь и поддержку данному лицу и одновременно способствующего его личностной деформации [2]. М. А. Одинцова считает также необходимым своевременно выделять такие рентные установки, ведущие к извлечению выгоды, и работать с данными лицами на предмет их устранения [2].

Находясь в условиях службы в образовательных организациях ФСИН России, курсанты проявляют себя по-разному в той или иной деятельности. Ссылаясь на высокие нагрузки дисциплинарного и служебно-боевого характера, определенные группы обучаемых ищут наиболее выгодное для себя положение, что создает предпосылки для формирования у них виктим-ного поведения на начальных этапах службы. При прохождении службы в

учреждениях УИС это может сказаться на вступлении в неслужебные связи с осужденными, вызвать зависимость от лиц, находящихся в местах изоляции.

И. А. Папкин в своих трудах объясняет «профессиональную виктимность как предрасположенность работника организации, то есть осознаваемую или неосознаваемую готовность, обусловленную наличием определенных личностных предпосылок, доминирующих негативных психических состояний и элементов недостаточной профессиональной подготовленности (в том числе профессионально-психологической неподготовленности), отсутствием специальных защитных средств, к уязвимым профессиональным действиям и ошибкам в различных ситуациях трудовой деятельности, ведущих к несчастным случаям, ранениям или гибели, авариям и выходу из строя технических устройств» [3]. В своей психологической модели профессиональной виктимности он указывает психологические причины профессиональной виктимности, и на первом месте в их списке оказываются такие отрицательные личностные качества, как «агрессивность, жестокость, сниженная мотивация труда, повышенная склонность к риску, недостаточная коммуникативная толерантность... и отрицательные психические состояния, в первую очередь эмоциональные: дистресс, страх, аффект и др.» [3].

С целью изучения виктимных качеств у курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была сформирована выборка в количестве 40 человек. Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

анкетирование, опрос, тестирование, беседа с курсантами, методика экспертной оценки выраженности вик-тимных качеств (авторы А. И. Папкин, И. А. Папкин), опросник М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности», опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца, Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI, методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел. Кроме того, применялся метод математико-статистической обработки результатов эмпирического исследования - корреляционный анализ. Обработка и вычисления проводились с помощью программы Statistica 8.

Согласно полученным нами эмпирическим результатам применения методики экспертной оценки выраженности виктимных качеств (авторы А. И. Папкин, И. А. Папкин) были выявлены следующие виктимные качества курсантов образовательных организаций ФСИН России: доверчивость, вспыльчивость, неумеренная склонность к риску, конфликтность, тревожность. Учитывая эти данные, предполагаем, что курсанты, имеющие указанные виктимные качества, могут оказаться в роли жертвы или быть склоненными к совершению должностного преступления.

Проведенный корреляционный анализ взаимозависимости выраженных виктимных качеств личности курсанта образовательных организаций ФСИН России, социально-демографических показателей и индивидуально-психологических особенностей дал следующие результаты.

Курсанты, проявляющие доверчивость к людям, в основном являются представителями женского пола, склонны к индивидуальной панике, им

свойственно умение распределять и концентрировать внимание, добросовестно относятся к выполнению своих служебных обязанностей, проявляют организованность и выдержанность при исполнении своих задач, не самонадеянны, видят опору не только в себе, но и в товарищах, готовы к изменениям в соответствии с возникновением новых требований, у них отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения и склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

Для курсантов, проявляющих вспыльчивость, характерны решение спорных вопросов конфликтным путем, склонность к вспышкам гнева. Во взаимоотношениях с коллегами эмоционально неуравновешенны, им трудно контролировать вспыльчивость и раздражительность, не умеют владеть собой. При выполнении служебных обязанностей отличаются непостоянством, нетерпеливостью,невыдержанностью, проявляют смелость в неожиданных ситуациях, предприимчивость в делах, испытывают потребность в самоутверждении, склонны к совершению поступков, связанных с риском для жизни и здоровья, что находит свое отражение в личностной особенности принимать быстрые решения без достаточного их обдумывания и обоснования. Они избегают сложных и запутанных ситуаций и не разбираются в реальных мотивах своего поведения и сослуживцев, снисходительно относятся к своим слабостям,легко поддаются чувственным соблазнам.

Курсанты, склонные к проявлению конфликтности, не уверены в правильности принятия решений, им свойственно уклонение от выполнения своих должностных обязанностей,

они пренебрегают общепризнанными правилами в обществе и не прилагают усилий к соблюдению культурных норм, в решении любых вопросов в первую очередь руководствуются собственной выгодой, для достижения желаемого результата готовы пойти на обман и предательство. Похвалу и наказание воспринимают равнодушно. Отличительной чертой, характерной для курсантов с предрасположенностью к конфликтности, является потребность в эмоциональном и чувственном удовлетворении, а также влечение к получению новых острых ощущений. Критику и замечания в свой адрес воспринимают негативно, расценивая их как попытку нарушения своего внутреннего пространства и желание навязать собственные взгляды. Враждебно настроены в отношении людей, пытающихся контролировать их поведение и управлять им. Не поддаются манипуляциям, предпочитают сами управлять и манипулировать людьми. Учитывая аффективные реакции при возникновении желаний, можно заключить, что их стремления неустойчивы, быстро наступает утомление от чрезмерного удовлетворения потребностей. В коллективе стараются брать на себя ответственность вкупе с ведущей ролью.

Курсанты, склонные проявлять тревожность, свою карьеру оценивают как неуспешную, в межличностном взаимодействии не проявляют активности, им свойственны отсутствие самообладания и контроля в поведении, несдержанность. Повышенные показатели по шкале склонности к индивидуальной панике говорят о слабости самоконтроля волевых качеств. Для таких курсантов характерны болезненность, склонность к проявлению страха, растерянность в неконтролируемых ситу-

ациях, низкая устойчивость к стрессу. Они не способны быстро принимать самостоятельные решения, застенчивы, не уверены в себе, проявляют беспокойство без объективных причин, испытывают чувство вины, зависимы от мнения и взглядов окружающих, легко идут на компромиссы, стремятся к получению одобрения в обществе, привлечению внимания и любви со стороны окружающих.

Психологический портрет курсантов образовательных организаций ФСИН России с выраженными виктим-ными качествами позволяет углубленно рассмотреть область воздействия на личность курсанта с целью предупреждения формирования виктимного поведения и обеспечения их виктимо-логической безопасности.

Одновременно задача обеспечения виктимологической безопасности, как считает В. И. Задорожный, своим решением должна иметь «защищенность граждан от реализации присущих им виктимных свойств и качеств, при которой создаются благоприятные условия, дающие возможность выявлять, устранять или нейтрализовывать факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений в отношении конкретных лиц, выявлять группы риска или конкретных лиц с повышенной степенью виктимности, воздействовать на них с целью восстановления или активизации их защитных свойств, а также разрабатывать либо совершенствовать уже имеющиеся специальные средства защиты граждан от преступлений и их последующей виктимизации» [1, с. 38].

Применение опросника М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности» показало, что у курсантов образовательных организаций

ФСИН России имеются высокие показатели по игровому, средние - по социальному типу виктимности. Полученные данные позволяют составить следующий психологический портрет лиц, склонных к виктимизации: для них характерно умение манипулировать людьми, выражающееся в разных ролевых позициях: инфантилизм, агрессивность, депрессивность, зависимость, самовлюбленность. Используя данные позиции, они проявляют несамостоятельность, агрессию, панические настроения, готовность соглашаться с другими из-за боязни быть отвергнутыми, с целью привлечения внимания к своей личности, управляют другими людьми, утрачивая свои социально полезные качества. Склонны становиться заложниками общества, быть социально зависимыми, притягивать к себе ненависть и агрессию, выполнять чужую работу.

Проявление одного из названных параметров определяет подверженность курсанта виктимному поведению, поэтому психологической службе при работе с переменным составом образовательных организаций ФСИН России необходимо обращать внимание на наличие подобных тенденций.

С учетом изложенного представляется целесообразным не только проводить с курсантами мероприятия психологического характера, направленные на профилактику виктимного поведения, но и включить в служебную подготовку специальные занятия по информированию курсантов образовательных организаций ФСИН России о поведении в сложных, проблемных ситуациях с целью исключения викти-мизации и обеспечения их виктимо-логической безопасности, обучению

специальным техникам вербального и невербального взаимодействия, приемам ранней диагностики угроз и опасностей, которые могут оказать отрицательное влияние на личность и тем самым создать предпосылки к формированию деструктивных форм поведения. Немаловажным в проведении занятий с курсантами является обучение их психологическим приемам общения в экстремальных ситуациях, техникам снятия состояния страха и индивидуальной паники. Будущий специалист ФСИН России должен быть готов к возникновению экстремальной ситуации и осведомлен о последовательности действий и мерах безопасности.

Таким образом, профессорско-преподавательскому составу и руководителям учебно-строевых подразделений образовательных организаций

ФСИН России необходимо обращать внимание на данные показатели при организации учебно- воспитательного процесса с целью профилактики формирования у курсантов виктимного поведения.

Библиографический список

1. Задорожный В. И. Виктимологи-ческая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики. Тамбов, 2005. 161 с.

2. Одинцова М. А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции. М. : Флинта, 2010. 256 с.

3. Папкин И. А. Профессиональная виктимология (современное состояние и перспективы развития) : монография. М., 2009. 160 с.

4. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб., 2000. 332 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.