Е. Е. ГАВРИНА E. E. GAVRINA
заместитель начальника психологического факультета Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы
Т. А. СИМАКОВА T. A. SIMAKOVA
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент
Репутационно-правовые риски курсантов образовательных организаций ФСИН России в киберпространстве
Reputation and legal risks of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in cyberspace
Аннотация. В статье рассмотрены риски пребывания курсантов в киберпространстве, способные негативно отражаться как на их персональной репутации, так и на репутации образовательных организаций ФСИН России и уголовно-исполнительной системы в целом. Предлагаются профилактические мероприятия, направленные на формирование позитивной киберсоциализа-ции и предупреждение возникновения репута-ционно-правовых потерь для курсантов в кибер-пространстве.
Ключевые слова: репутация, репутационные и правовые риски, киберпространство, курсанты.
Annotation. In this article the authors consider the risks of cadets staying in cyberspace that can negatively affect both their personal reputation and the reputation of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia and the penal system as a whole. Preventive measures are proposed. The are aimed at creating positive cyber socialization and preventing the occurrence of reputation and legal losses for cadets in cyberspace.
Key words: reputation, reputational and legal risks, cyberspace, cadets.
Цифровизация современного образования значительно расширяет возможности его субъектов (быстрый доступ к необходимой информации, расширение областей взаимодей-
ствия участников образовательной среды, совмещение офлайн- и онлайн-обу-чения). Однако на фоне роста позитивных возможностей нельзя игнорировать увеличение численности киберрисков.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
9
Актуальность киберрисков обучающихся раскрывается в контексте следующих противоречий:
- в общей сфере жизнедеятельности: между безграничным расширением возможностей и отсутствием механизмов контроля и самоконтроля поведения в киберсреде. Это противоречие усугубляется усилением гибридного характера жизненного пространства современного человека, в котором офлайн- и онлайн-среды сближаются;
- в сфере общения: между расширением возможностей установления контакта между людьми, включая образовательную среду, и изменением качества построения отношений из-за возрастания количества участников, объема общения и замены реальных отношений на отношения в виртуальной среде;
- в учебной сфере: между открытой возможностью профессионализации, образования и самообразования (получение дополнительных профессиональных навыков, онлайн-обучение) и отсутствием целесообразных векторов самообразования и саморазвития (рост интеллектуального потребительства и иждивенчества).
Интернет-ресурсы, с одной стороны, способствуют положительной киберсо-циализации обучающихся, а с другой -могут создавать ситуации для манипулирования ими, вплоть до совершения против них противоправных деяний.
Анализ современных источников показывает, что традиционно выделяются четыре группы внешних киберрисков пользователей интернета: потребительские, электронные, контентные и коммуникационные.
Потребительские киберриски связаны с материальными потерями, которые могут понести курсанты вследствие
осуществления взаимодействия с интернет-мошенниками. Казалось бы, этот вид киберрисков не имеет негативных последствий для имиджа и репутации образовательной организации и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система, УИС), так как касается исключительно персональных материальных убытков курсантов. Однако существует опасность, что в результате потери денежных средств у курсанта может возникнуть желание наказать мошенников, а выбранные им способы возмездия могут выйти за границы правового поля и включать в себя оскорбления, угрозы, насильственные действия.
Электронные киберриски предполагают утрату персональной информации курсантов, поражение их персональных компьютеров и телефонов различными вирусами, позволяющими копировать информацию, хранящуюся на этих ресурсах. Многие курсанты, да и сотрудники учреждений и органов УИС, не задумываются о том, что, работая на персональных компьютерах со служебной информацией, храня фотографии с мест работы и обучения, служебные документы на переносных устройствах, имеющих доступ в интернет, они тем самым могут способствовать получению служебной информации злоумышленниками. Известны случаи, когда личные странички курсантов и сотрудников учреждений и органов УИС взламывались и от их имени осуществлялась рассылка информации, порочащей их честь и достоинство. Это, безусловно, приводит к личным репутационно-правовым потерям курсантов и сотрудников, снижению имиджа образовательной организации и уголовно-исполнительной системы в целом. К электронным киберрискам
10
[email protected] www.or.fsin.su
можно отнести и размещение курсантами персональной информации о себе в соцсетях, которую в последующем можно использовать против них. Это может быть шантаж и угрозы по отношению к ним, членам их семей и требование совершить противоправные поступки.
Контентные риски в киберпростран-стве возникают в результате выхода курсантов на интернет-ресуры, содержащие информацию о насилии, агрессии, порнографии, склонении к суициду, расовой ненависти, экстремизму, терроризму, азартным играм и другим. Чаще всего курсанты выходят на эти странички через спам, получаемый по почте, при ссылках на страничках в соцсетях. Вследствие несформированности знаний, навыков по поддержанию и сохранению репутации сотрудника УИС в качестве пользователя социальных сетей курсанты способны причинить себе вред. Чаще всего это происходит из-за любознательности и сильной эмоциональной вовлеченности, пользователи изучают сомнительные странички, отмечая отдельные видеосюжеты, которые их заинтересовали или вызвали сильный эмоциональный отклик, делают посты, пересылают своим однокурсникам информацию с этих ресурсов, не отдавая себе отчета в том, что это не всегда имеет абсолютно конфиденциальный характер.
Коммуникационные риски в отношении курсантов связаны с возможными оскорблениями и нападками, получаемыми ими в киберсреде. Самыми распространенными коммуникационными рисками являются киберпреследования с применением интернет-технологий, включающие оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж. В зависимости от социального опыта одни курсанты способны конструктивно преодоле-
вать нападки в свой адрес, другие могут вступать в противоборство, оказавшись в котором демонстрируют недостойные отношения из-за отсутствия опыта поведения в провокационных ситуациях, третьи, опасаясь этих отношений и травли в свой адрес, могут глубоко замыкаться в себе, испытывая сильные отрицательные эмоциональные состояния. Необходимо также допускать возможность, что из-за отсутствия подготовленности к преодолению вероятности встречи с кибербуллингом курсант, отвечая на травлю в киберпространстве, сам может оказаться киберпреследова-телем. Возникает и другая опасность, с которой курсант может столкнуться в результате длительного нахождения в состоянии страха из-за травли в интернете, - это перенос ответной реакции в виде агрессии в социальную реальность. В этом случае он может стать агрессивным по отношению к окружающим его людям.
Еще одной из разновидностей коммуникационных рисков является опасность встречи с флеймерами, основной задачей которых является втягивание людей в спор, превращающийся в свалку негативных высказываний участников дискуссии, нанесение оскорблений, выходящих за грань нормативной лексики. Следует отметить, что чаще всего флей-меры используют поддельные имена и адреса, в отличие от курсантов и сотрудников УИС, которых легко впоследствии выявить и показать обществу, как они общаются в спорных ситуациях, обращаются к своим оппонентам по дискуссии, используют ли оскорбления или ненормативную лексику.
В данной статье мы хотели обратить внимание на особую группу киберрис-ков, которая остается в настоящее вре-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
мя малоизученной: это риск репутаци-онно-правовых потерь. Интернет позволяет не только удовлетворять внешние потребности человека, но и актуализирует потребность в самовыражении и самореализации. Малоосознаваемая активность субъекта в киберпространстве закономерно порождает риск нанесения себе вреда посредством неадекватной самоактуализации вплоть до саморазрушения.
Поступающие в образовательные организации ФСИН России абитуриенты в основном находятся в возрасте от 16 до 18 лет. По сути, у лиц данной возрастной категории еще не сформированы навыки позитивной киберсоциализации, обеспечивающей личную безопасность в интернете, что может привести к возникновению у них репутационно-правовых потерь как в период обучения, так и при вхождении в должность в будущем [1]. Более того, у отдельных абитуриентов на момент поступления в образовательные организации ФСИН России имеются отдельные случаи безответственного общения в киберпространстве: это и вхождение в деструктивные группы в социальных сетях, публикация неподобающих фотографий, выставление постов с видеороликами, дискредитирующими образ сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Для обучающихся в образовательных организациях ФСИН России этот факт является особенно актуальным, так как в будущем курсантам придется общаться с осужденными, которые могут сами или с помощью других заинтересованных лиц воспользоваться информацией с интернет-страничек сотрудников (о месте проживания, обучения, работы близких родственников и другой). Прибегая к шантажу сотрудников, угрожая
жизни их близких, осужденные могут пытаться получить какие-либо выгоды для себя (пронос запрещенных предметов, организация побега).
Не все курсанты осознают связь между некорректным общением в ки-берпространстве, публикацией личных фотографий, постами на сайтах, дискредитирующими образ сотрудников УИС, участием в сомнительных группах и возможными последствиями для себя, своих однокурсников, имиджа образовательной организации и всей уголовно-исполнительной системы.
Необходимо отметить, что уже на этапе абитуриентских сборов в Академии ФСИН России с поступающими на обучение проводится просветительская работа по формированию навыков общения в киберпространстве. Несмотря на проводимые с курсантами профилактические мероприятия, все равно выявляются факты некорректного использования интернет-ресурсов. Проведенный анализ показывает, что основной причиной является низкая культура поведения в интернете, а не желание и потребность состоять в каких-либо экстремистских и террористических группах или склонность к насилию.
Приведем пример некорректного общения в соцсетях одного из курсантов Академии ФСИН России, который лайк-нул видеоролик, где несколько парней избивали девушку. На вопрос, зачем он отметил этот видеосюжет, курсант ответил: «Я против того, чтобы вообще поднимали руку на девушку. И своим лайком я выразил негодование по этому факту». Что же получается? С одной стороны, этот лайк можно оценить как осуждение поступка негодяев, которые избивают девушку, а с другой - как знак его одобрения. И нам остается толь-
12
[email protected] www.or.fsin.su
ко догадываться, как это оценят люди, просматривающие данный видеосюжет и знающие, что курсант обучается в Академии ФСИН России. Наверняка будут лица, которые скажут, что этот курсант уже в период обучения готов применять насилие по отношению к осужденным. К тому же раскрученная в последнее время в СМИ информация о жестокости сотрудников УИС по отношению к осужденным способствует интерпретации этого лайка именно с такой позиции. Следует отметить, что курсант, который отметил видеоролик, являлся для своих однокурсников образцом для подражания и в учебе, и в служебной деятельности и при этом его опрометчивый поступок в киберпространстве нанес серьезный урон его личной репутации и мог оказать негативное влияние на имидж образовательной организации и уголовно-исполнительной системы.
Приведенный пример еще раз подтверждает необходимость обучения курсантов корректному общению в ки-берпространстве. С. Ю. Нарциссова в рамках предупреждения действий флей-меров предлагает обучать пользователей интернета сетевому этикету [2]. На наш взгляд, обучение сетевому этикету курсантов, например в рамках служебной подготовки, позволит сформировать у них навыки конструктивного преодоления сложных ситуаций, возникающих в процессе работы и общения в интернете, и тем самым сохранить их репутацию и репутацию образовательной организации, в которой они обучаются.
Анализ социальных сетей на предмет наличия информации, компрометирующей образ сотрудника уголовно-исполнительной системы, показывает, что курсанты младших курсов в первые два месяца обучения допускают там некор-
ректное поведение. Чаще всего это проявляется в виде выложенных фотоснимков в форме, в купальниках, на фоне здания образовательной организации, места, где проживают, обучаются. При этом многие не задумываются о последствиях некорректного общения в кибер-пространстве, ведь речь идет не только о получении курсантом взыскания за неподобающее общение в интернете, потерю собственной репутации, снижение престижа всей службы в УИС, но и о безопасности и даже жизни самого курсанта и членов его семьи. Выкладывая фотографии своего дома, имущества, указывая имена сотрудников и курсантов, занимаемые должности, место учебы, они помогают преступникам найти их слабые места и в последующем использовать эту информацию против них.
Профилактические мероприятия, проводимые в Академии ФСИН России, способствуют формированию у обучающихся навыков конструктивного общения в киберпространстве в первые два месяца обучения. Однако иногда и ближайшее окружение обучающихся может способствовать нарушению границ безопасности в киберпространстве, выкладывая излишнюю информацию о них на своих страничках в соцсетях и страничках курсантов. Например, очень часто после дня приведения к присяге у многих обучающихся, их родителей и друзей в соцсетях появляются совместные фотографии курсантов в форме, на фоне зданий учебных организаций.
Несформированность навыков обеспечения своей безопасности в кибер-пространстве у обучающихся способствует возникновению у них репута-ционно-правовых потерь в ближайшем профессиональном становлении и в удаленном профессиональном буду-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
13
щем. Безусловно, первичными мероприятиями по формированию положительного опыта общения в киберсреде курсантов является просветительская и контролирующая работа со стороны отдела по работе с личным составом, кураторов учебных групп, индивидуальных наставников, курсового звена. Кроме того, мы предлагаем проводить комплекс тренинговых мероприятий с курсантами в часы работы кураторов. Тренинговые занятия нацелены на формирование киберустойчивости личности за счет формирования психологических механизмов. В качестве психологических механизмов развития психологической устойчивости личности в киберсреде выступают:
- личностная рефлексия как способность к критической самооценке, навык личностного самосовершенствования по выявленным дефицитам, эффективные способы самоподдержки и коррекции;
- способность к принятию решения о личностно значимом и одновременно реалистичном будущем;
- вариативность мышления как возможность видеть разные сценарии осуществления деятельности и достижения целей в случае появления препятствий;
- готовность использовать свои внутренние ресурсы посредством проявления волевых качеств, включающих в себя как активизацию, так и сдерживание личностной активности.
Развитие устойчивости личности в ки-берсреде, на наш взгляд, наиболее эффективно происходит в ходе тренинговой работы по следующим направлениям:
- самоанализ внешнего облика и сравнение его с виртуальными образами «я»;
- изучение и сравнение мнений других людей о себе в реальной и виртуальной среде;
- соотношение результатов психологической диагностики с собственным мнением о себе и мнением окружающих людей в реальной и виртуальной среде;
- формирование аутокомпетентности с выделением потенциала самопреобразования;
- приобретение навыков конструктивного самовоздействия.
Проведение тренинга имеет этапный характер и содержит организационный, вводный, деятельностный и рефлексивный блоки. На первом этапе определяется круг участников, формируется положительная мотивация участников к тренинговой работе, обсуждаются формальные стороны проведения тренин-говых занятий. Участники получают задания в виде написания сочинения-размышления на темы «Я и моя репутация», «Мои реальные и виртуальные миры».
Цели вводного этапа заключаются в удовлетворении потребности участников тренинга в психологической безопасности, элиминации тревожности, составлении этико-психологических контрактов участия. Участники знакомятся с результатами контент-анализа сочинений-размышлений, заполняется психологический паспорт, презентуются модели репутационно-правовой компетентности личности.
Деятельностный этап реализует цель нарабатывания психологического материала (реальные чувства, переживания, воспоминания, мысли, поступки), который является объектом для анализа и последующей коррекционной деятельности. Характер и объем упражнений зависят от реальных запросов участников.
На завершающем этапе тренинга производится оценка произошедших изменений и проводится работа по ассимиляции полученного опыта, проис-
14
[email protected] www.or.fsin.su
ходит анализ достигнутых (недостигнутых) результатов. Для закрепления позитивных изменений целесообразнее выделить разные периоды проведения тренинга: один из них имеет место при завершении каждого занятия и проводится в форме шеринга по окончании каждого занятия, другой - спустя некоторое время (7-10 дней).
Итог психологического тренинга складывается из позитивных изменений личности в контексте репутационно-право-вого статуса и приобретения навыков конструктивного самопреобразования.
В основе организации тренинга важнейшим компонентом являются методологические принципы. Принцип жизнедеятельности интегрирует методологические основы структуры деятельности, субъекта и развития. Самопреобразование понимается как особая форма человеческой активности. При этом особый акцент делается на понимании непрерывности процесса самосовершенствования. В контексте этого принципа самопреобразование раскрывается как экзистенциальная задача, привязанная к вполне конкретным факторам как реальной, так и виртуальной среды.
Практика тренинговой работы опирается на принцип фасилитации, снижения эмоциональной напряженности личности в случае потери положительной самооценки. В содержании этого принципа раскрывается положительный ресурс личности, и при его дефиците осуществляется работа по развитию осознанности вытесненных переживаний и распознавания деструктивных психологических защит.
Особое значение приобретает принцип детерминизма, рассматривающий внутреннее в единстве с внешним. Движущей силой развития и самопреобра-
зования в контексте этого принципа является сама личность, ее мотиваци-онно-эмоциональные ресурсы, а механизмом - саморегуляция, без которой не представляется возможным сохранение позитивного репутационно-правового статуса как в реальной, так и в виртуальной среде.
Принцип гуманизма в условиях тренинга ориентирован на разные формы поддержки личности в условиях разрешения внутренних и внешних конфликтов. Формируются условия, в которых у личности появляется осознание возможности самостоятельно разрешать жизненные противоречия, при этом создаются условия выбора степени напряженности в решении противоречий, условия тренинга позволяют моделировать для личности более естественные ситуации, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей. Подлинность жизни обучающегося претерпевает конструктивное изменение за счет апробации вариативных намерений с последующим анализом в тренинговом пространстве и только затем в реальной и виртуальной среде. Это содействие достигается посредством осознания вытесненных и прерванных переживаний.
Принцип моделирования соответствует основным этапам тренинга: определение имеющегося состояния личности, принятие модели оптимального состояния (модель желаемого репутационно-правового статуса личности) и реализация алгоритма решения задач.
В заключение хотелось бы отметить, что работа по предупреждению возникновения репутационно-правовых рисков не должна ограничиваться только профилактикой и контролем за общением курсантов в киберпространстве. На наш взгляд, важным компонентом
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
15
этой работы является формирование у курсантов общей культуры кибербезо-пасности. Следует отметить, что в Европе на уровне государства разработана программа по повышению осведомленности граждан о взаимодействии в ки-берпространстве, которая реализуется через образовательную сеть 1ша£е.
Глоссарий
Кибербуллинг (разновидность кибер-преследования) - вид травли с применением интернет-технологий (сообщений в социальных сетях, электронных писем и СМС), в ходе которой личность подвергается намеренным оскорблениям, угрозам, унижениям человеческого достоинства. В ходе ки-бербуллинга часто используется сообщение широкому кругу лиц компрометирующих персональных данных (личная переписка, интимные фотографии, факты биографии) с помощью современных средств коммуникации; характеризуется жестокостью и продолжительностью во времени.
Киберпреследование - преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. К разновидностям относятся социальное бойкотирование, издевательство, запугивание, отталкивающие изображения.
Киберпространство - пространство взаимодействия компьютерных систем и других мобильных устройств. В социальном контексте это пространство общения пользователей интернета, где они могут встречаться, общаться, взаимодействовать по широкому кругу вопросов, будучи реально представленными или оставаясь неизвестными друг другу.
Киберриски - неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения может иметь негативное воздействие на репутацию личности вследствие целенаправленного внешнего воздействия на компьютерные и информационные системы или сети, системы связи, информационные ресурсы посредством внедрения вредоносного программного обеспечения либо иных деструктивных воздействий, включая некомпетентное поведение пользователя.
Киберсреда - информационная цифровая среда, обладающая мощным коммуникационным и образовательным потенциалом за счет внедрения и распространения информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности.
Флейм - обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (интернет-форумы, чаты, социальные сети и другие), представляющий собой словесную войну. Сообщения флейма могут содержать личные оскорбления и часто направлены на дальнейшее разжигание ссоры.
Флеймер - человек, основной задачей которого является втягивание людей в спор при онлайн-общении, не исключающем употребление ненормативной лексики, игнорирующий общепринятые нормы морали и нравственности. <
1. Гаврина Е. Е. Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. С. 287.
2. Нарциссова С. Ю. Психология аргументации правовых решений и мнений о взаимодействии в киберпространстве : монография. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Академии МНЭПУ, 2017. 274 с.
16
[email protected] www.or.fsin.su