Е. В. ДЕЖУРОВА доцент кафедры психологии профессиональной
E. V. DEZHUROVA
деятельности в УИС Академии ФСИН России, кандидат психологических наук
Формирование диалогической направленности в общении в процессе обучения курсантов Академии ФСИН России
Formation of dialogical communication during training cadets of the Academy of the FPS of Russia
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетентности, в частности диалогической направленности, в общении курсантов и необходимости проработки существенного ряда механизмов развития личностных особенностей применительно к сфере профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Постановка вопроса о необходимости формирования диалогической направленности в общении является ключевым этапом развития профессионализма офицера, обретения им высокого уровня мастерства, уверенности, твердости, а также создания возможностей творческого, то есть индивидуального, отношения к жизни, деятельности, другим людям и самому себе.
Ключевые слова: диалог, общение, диалогическая направленность в общении, профессионализм, коммуникативная компетентность, становление личности, профессиональное обучение, личностно-ориентирован-ная концепция.
Annotation. The article deals with the issues of the formation of communicative competence, in particular, the dialogical orientation in communicating cadets and the need to work out a significant number of mechanisms for the development of personal characteristics applied to the sphere of professional activity of the penitentiary system staff. The formulation of the question of the need to form a dialogical orientation in communication is a key stage in the development of the officer's professionalism, the acquisition of a high level of skill, confidence, firmness, and the creation of opportunities for a creative, that is, an individual attitude to life, activity, other people and himself.
Key words: dialogue, communication, communication, orientation dialogicheskaja professionalism, communicative competence, personality, vocational training, personality-oriented concept.
#
В рамках концепции профессионального становления личности «превращение» выпускника вуза в сотрудника уголовно-исполнительной системы рассматривается
как процесс формирования у курсантов во время обучения образа профессионального пути - пути, на котором они будут «способны решать весь комплекс задач профессиональной деятельности
[email protected] www.or.fsin.su
6
и задач профессионального развития в целом» [1]. Если рассматривать процесс обучения курсантов в образовательных организациях как один из периодов становления их профессиональной компетентности, то его можно представить в виде следующих этапов: первый -приобщение к профессии (I-II курсы), второй - первичная идентификация с профессией (III курс) и третий - начало формирования профессиональной компетентности (IV-V курсы). Данные этапы нацелены на развитие у курсантов готовности к службе, ответственности, самостоятельности (самовоспитания, самоорганизации и саморегуляции), а также коммуникативной компетентности, поскольку практика показывает, что грамотный профессиональный контакт помогает решить сложные служебные задачи. К сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями негативного информационного влияния на обучающихся. Интенсивно развиваются сети коротких текстовых сообщений (Viber, WhatsApp, Instagram, VKontakte, Odnoklassniki) и формируется стремление получить информацию быстро и в кратком виде. В данных обстоятельствах стилистика современного русского языка нивелируется, сводится к упрощенным речевым или визуальным репликам и ме-мам (англ. тете - облегченная манера общения, развлекательный контент). Это так называемое слайдовое мышление, которое характеризуется отсутствием навыка сложных мыслительных действий: анализа, исследования, самостоятельных выводов. Как результат такой ситуации - «психологическая отчужденность и в целом формирование аддиктивного (зависимого) поведения, сужающего мир человека до зоны удовлетворения собственных эгоистических потребностей» [2, 3].
В данных условиях акцент на развитии умения строить диалог является необходимым «спасательным кругом» в обучении.
Обращение к проблеме диалога обусловлено еще и тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для переговоров, умеющая договариваться и обсуждать в ходе службы различные проблемные вопросы, находить нестандартные верные решения. Педагогическая деятельность в данном случае позволяет курсанту «сформировать свой понятийный инструментарий и подготовиться к полноценной включенности в социальную и служебную деятельность» [4].
Так, курсантам психологического факультета - будущим практическим психологам это умение весьма необходимо: изучая личность и средства воздействия на нее, они приобщаются к словесно-логическому и практическому мышлению. На данном пути диалогическая направленность в общении помогает воспринять другого человека как активный субъект взаимодействия, как равноправного партнера по общению.
За последнее время спрос, возросший на практически ориентированную психологию и действенную помощь человеку, привел к освоению различных зарубежных психологических практик, которые, как правило, свойственны иностранному менталитету и часто непригодны для применения в российской культурной среде. Возникает вопрос о развитии традиционного самобытного личностно-ориентированного психологического направления, с помощью которого приобретаются навыки диалогической коммуникации.
Анализируя основные проблемы подготовки курсантов к диалогическому общению, важно выделить две взаимосвязанные предметные области:
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018
7
«идентичность» и «развитие». «Идентичность» предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. «Развитие» же характеризует «направленность на профессиональный рост, новое качество труда, степень открытости в поиске информации, гибкость в постановке целей и принятии решений» [5]. Данные области связаны непосредственно с процессом общения: в первом случае речь идет об аутоком-муникации (внутреннем диалоге), во втором - о взаимодействии (общении) с внешним миром.
Впервые диалогическое направление в России получило свое развитие в 1970-1990-х годах XX века, его основателем стал кандидат филологических наук М. М. Бахтин. Далее его научные взгляды в своих работах продолжила доктор психологических наук Т. А. Флоренская. В данном русле принципиально важным для понимания природы диалога и механизмов его формирования является анализ термина «диалог», который буквально можно перевести как «разные логосы», «раз-нословие», «разные логики (позиции)». Отсюда диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии себя и другого и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов, открывающая возможность подлинного взаимораскрытия и личностного взаимообогащения. На эмоциональном фоне такого общения возникает стремление к самообразованию и самосовершенствованию, что особенно важно в процессе обучения и воспитания. Такое общение построено на оригинальных и фундаментальных представлениях о диа-
логической природе межчеловеческих отношений, разработанных в трудах отечественных ученых М. М. Бахтина, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. С. Библера и других.
Сотрудниками психологического факультета Академии ФСИН России в результате имеющихся практических наработок в рамках преподавания учебных дисциплин «Психологическое консультирование», «Основы психотерапии в УИС», «Прикладная пенитенциарная психология» разработана специальная социально-психологическая программа «Формирование и развитие эмпатии личности курсантов». Данный тренинг, составляя альтернативу авторитарным приемам воздействия, способствует, на наш взгляд, формированию гибкого многомерного мышления и препятствует образованию жестких стереотипов, что позволяет научить курсантов выходить на тот уровень диалогического общения, который им необходим в их повседневной деятельности. Программа состоит из четырех основных блоков, включающих различные уровни теоретической и практической работы в группе (организационно-вводный, теоретико-информационный, психотерапевтический и заключительный). Каждый блок предполагает одно-два занятия, тогда как психотерапевтический предусматривает четыре занятия. Тренинговая работа проводится один раз в неделю, длительность регулируется в зависимости от внешних обстоятельств (заступление курсантов в наряды, общеакадемические мероприятия и др.) и составляет в среднем 1,5-2 месяца.
Так, например, один из блоков посвящен ознакомлению с теоретическими источниками, обсуждению современных разработок диалогического направления в отечественной психологии, со-
[email protected] www.or.fsin.su
8
поставлению различных точек зрения, разъяснению разницы между классическим диалогом, беседой и разговором, привлечению внимания к разговорному темпу, громкости, механизму развития речи. В процессе занятий дается характеристика диалогического и монологического общения, курсантам объясняется, что переход от монологизма к диалогизму есть поворот от системного, объектного рассмотрения человека к личностной целостности.
А. А. Ухтомский и К. Р. Роджерс полагали, что в диалоге важно проникать в смысл намерений собеседника, правильно воспринимать его как человека, ориентироваться на него. Поэтому введение личностно-ориентированной перспективы задает некую основу понимания человека, мышления, языка, природы, мира. В процессе занятия участники размышляют о диалогической направленности, о ее ориентации на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии.
По мнению Е. О. Галицких, диалог -это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками [6]. В то же время, если постараться выделить несколько базовых особенностей монологического стиля, то они выразятся в следующем: упрощение (редукцированность) в рассмотрении человека, акцентирование на личном «я» человека; характерное видение человека как некоей замкнутой индивидуальности. В монологе - доминанта на себе, своих целях (в частности, на корыстных целях в отношении другого: другой человек выступает как объект удовлетворения именно «моих» потребностей). Результатом такого познания является освоение манипулятивных техник и средств, позволяющих воздействовать на другого в собственных
интересах. Эта тема очень важна, и объяснять ее курсантам необходимо. Однако, несмотря на значительный интерес к указанной проблеме и наличие ряда важных публикаций в психологической литературе, ее разработанность весьма фрагментарна.
В процессе освоения тренинговой программы курсанты не просто видят важность умений и навыков задавать вопросы и отвечать на них, но и понимают необходимость разнообразия общения - обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и гибкого реагирования на них в соответствии с функциональной задачей общения в целом. Кроме этого, в программе сделан также акцент на освоении вступительного этапа в общении (сообщение о своих впечатлениях, переживаниях и т. п.).
Созданию программы тренинга предшествовало экспресс-исследование направленности личности в общении среди курсантов II и V курсов психологического и юридического факультетов Академии ФСИН России (всего участвовали 100 человек). Были использованы анкетный письменный опрос, методика С. Л. Братченко «Направленность личности в общении», проективная методика С. Б. Перевоз-кина «Квартира». Среди предложенных автором видов направленности в общении (диалогическая, альтруистическая, авторитарная конформная, индифферентная, манипулятивная) лишь диалогическая в полной мере отражает смысл полноценного равноправного общения. Остальные виды направленности, в том числе и альтруистическая, по мнению С. Л. Братченко, являются монологическими формами взаимодействия. В процессе исследования было выявлено 84 % опрошенных курсантов, действительно заинтересован-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018
9
ных в диалоге, в его развитии и совершенствовании; 49 % из них отметили, что им не хватает навыков и знаний, чтобы общаться более эффективно; 16 % респондентов не уверены в том, что им надо как-то меняться или менять качество общения.
Также были выявлены некоторые личностные трудности, которые мешают эффективному диалогу. Данные результаты послужили отправной точкой в создании специального психотерапевтического блока в программе тренинга. Так, одной из проблем осуществления полноценного открытого общения является наличие гипертрофированного чувства скованности (стыда), которое в целом можно охарактеризовать как ощущение потери собственного «я». Данное ощущение, берущее свое начало из детского опыта переживания пренебрежительного, враждебного отношения других по отношению к себе, осуждения и насмешек, впоследствии снижает самооценку, рождает чувство незначимости, незащищенности, потребность в заслоне от мира, презрения к себе, вины за себя. У человека теряется способность конструктивно и рационально мыслить и действовать, блокируется активность. Вместо необходимых действий он начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самоощущения, постоянно чувствует потребность себя выгородить перед другими. Поскольку человеку видится только направленная на него импульсивная агрессивная реакция либо нападения, либо отвержения со стороны других людей, это мешает ему адаптироваться и выстроить доверительные отношения. Пропадает стремление к общению.
Диагностика наличия у курсантов проблем в общении строилась исходя из следующих характеристик:
- сильная фрустрация (рассогласование желаний и возможностей);
- желание быть незаметным, спрятаться, исчезнуть;
- появление необоснованных вспышек гнева и агрессивности или неуместной активности, сменяющихся подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью, приводящими к депрессии;
- страх обнаружить свою несостоятельность при прохождении исследования.
Все эти состояния сопровождаются чувством глубокого неконтролируемого напряжения. Программа социально-психологического тренинга в данном случае помогает снизить уровень внутренней напряженности, перевести внимание курсанта со своих переживаний на чувства других участников тренинга, постараться узнать их состояние вступить с ними во взаимодействие. Это предполагает некоторую степень свободы своих реакций, развитие адаптационного потенциала к реальности, преодоление чувства отчужденности, страха перед общением, страха быть отвергнутым и непонятым.
Необходимо отметить, что в процессе тренинга особое внимание уделяется формированию такого базового личностного чувства, как внутреннее равновесие, которое способствует развитию необходимого компонента общения - психологической проницательности: восприятия, социальной перцепции, наблюдательности, способности правильно понимать мысли и чувства другого человека, эмоциональной отзывчивости, внимательного слушания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседника.
Подводя итог, необходимо отметить, что в целом развитие диалогического общения у курсантов дает возможность
10
[email protected] www.or.fsin.su
познакомиться со своим внутренним миром, по-новому осознать и понять личностные особенности, чувства и состояния. Это ведет к формированию высокого уровня обученности и готовности к успешному взаимодействию с окружающими людьми.
Таким образом, формирование диалогической направленности в общении помогает повысить эффективность обучения и достичь необходимых результатов в подготовке курсантов к предстоящей служебной деятельности. ^
1. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. 359 с.
2. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию. М. : Канкон-плюс, 2013. 256 с.
3. Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. М. : Никея, 2015. 160 с.
4. Дьяконов Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике. Кировоград : РИО КГПУ им. В. Винниченко, 2007. 847 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 1996. 400 с.
6. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебно-методическое пособие для высшей школы. М. : Академический проект, 2004. Сер. Gaudeamus. 240 с.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018
11