УДК 159.9; ББК 88.8 NIION: 2018-0077-3/21-010
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-65-68 MOSURED: 77/27-024-2021-03-209
© Паулкина Д.П., 2021
Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология
Научный руководитель: Черемисова Ирина Валерьяновна - доктор психологических наук, доцент
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Дарья Павловна Паулкина,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России
390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1 Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения виктимологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, отмечается важность подготовки будущего специалиста, устойчивого к виктимогенным ситуациям служебной деятельности на этапе службы в образовательных организациях ФСИН России. Приводится анализ исследования влияния гендерных различий на провяление виктимности и виктимного поведения у курсантов. В заключение отмечается ценность применения эмпирического материала в практической деятельности психологических служб образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: курсант, образовательные организации ФСИН России, гендерные различия, виктимность, виктимологи-ческая безопасность, виктимное поведение.
VICTIMOLOGICAL SAFETY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA: GENDER ASPECT
Daria P. Paulkina,
Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 1 Sennaya, Ryazan, 390000 E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the problem of ensuring victimological safety of employees of the penitentiary system, the importance of training a future specialist who is resistant to victimogenic situations of official activity at the stage of service in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The analysis of the study of the influence of gender differences on the development of victimization and victim behavior in cadets is presented. In conclusion, the value of applying empirical material in the practical activities of psychological services of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Keywords: cadet, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, gender differences, victimization, victi-mological safety, victim behavior.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Паулкина Д.П. Виктимологическая безопасность курсантов образовательных организаций ФСИН России: гендерный аспект. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 65-68.
В настоящее время вопрос обеспечения безопасности приобретает все большую актуальность. Ежедневно человек сталкивается с рисками и угрозами безопасности в различных сферах жизнедеятельности, персонал учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе. В своей деятельности сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) непосред-
ственно взаимодействуют с лицами, совершившими преступления различной степени тяжести, и зачастую сталкиваются с агрессивным и вра-жебным поведением со стороны спецконтингента, что несет в себе определенный риск к совершению противоправных действий в отношении сотрудника и представляет угрозу его безопасности.
Коллегией Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) отмечена негативная динамика противоправных действий со стороны спецконтингента в отношении сотрудников УИС. Данный факт может свидетельствовать о наличии у пострадавших сотрудников виктимности и трудностях в обеспечении их вик-тимологической безопасности.
Виктимность с позиции В.И. Полубинского рассматривается как «свойство человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями» [3, С. 33].
Вопросу обеспечения виктимологической безопасности посвятили свои труды К.В. Виш-невецкий, В.И. Задорожный, А.В. Майоров, И.Н. Шитяков и др.
Виктимологическая безопасность согласно В.И. Задорожному - «защищенность граждан от реализации присущих им виктимных свойств и качеств, при которой создаются благоприятные условия, дающие возможность устранять или нейтрали-зовывать факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений в отношении конкретных лиц, выявлять группы риска или конкретных лиц с повышенной степенью виктимности, воздействовать на них с целью восстановления или активации их защитных свойств, а также разрабатывать либо совершенствовать уже имеющиеся специальные средства защиты граждан от преступлений и их последующей виктимизации» [2, С. 38].
Наиболее опасными периодами виктимизации личности О.О. Андронникова отмечает возрастные кризисы (подросткового, юношеского возраста и др.) [1]. Большинство курсантов в данный период проходят обучение в образовательных организациях ФСИН России. Поэтому, с целью подготовки будущего специалиста, устойчивого к виктимоген-ным ситуациям служебной деятельности, необходимо уделять внимание вопросу обеспечения их виктимологической безопасности на этапе службы в образовательных организациях ФСИН России.
Л. В. Франк, анализируя понятие виктимно-сти, говорит о первостепенности ее исследования на психологическом уровне для объяснения основного вопроса виктимологии: почему именно эта личность или эта группа лиц (социальная, демографическая, психологическая) становятся жертвами того или иного преступления? [4].
Ряд исследователей отмечает влияние гендер-ной (А.А. Кулакова, И.Г. Малкина-Пых, А.В. Му-
дрик, Б. Холыст и др.) детерминанты на проявление виктимности и виктимного поведения личности.
На основании вышеизложенно, мы решили рассмотреть влияние тендерного признака на проявление виктимности у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
В исследовании приняли участие курсанты Академии ФСИН России (г. Рязань), Вологодского иснститута права и экономики ФСИН России (г. Вологда) и Самарского юридического института ФСИН России (г. Самара) в количестве 428 человек: 201 (47 %) курсант женского пола, 227 (53 %) - мужского.
Для изучения виктимности и виктимного поведения в рамках обеспечения виктимологиче-ской безопасности курсантов образовательных организаций ФСИН России и влияния на их проявление гендерного признака мы использовали следующие методы и методики: Методика «Экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности» А.И. Папкина, И.А. Папкина (модифицированный вариант)»; Опросник М.А. Одинцовой, Н.П. Рад-чиковой «Тип ролевой виктимности»; Методика «Исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова)»; t-критерий Стъюдента для независимых выборок. Математическая обработка данных проводилась с помощью использования программ Microsoft Excel 2007, Statistica 8.
Сравнительный анализ курсантов девушек и юношей по «Методике экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности» А.И. Папкина, И.А. Папкина (модифицированный вариант)» показал значимость различий между обследуемыми по таким шкалам, как: неумеренная склонность к риску (р=0,03), жестокость (р=0,01), безответственность (р=0,01), склонность к злоупотреблению алкоголем (р=0,04), авантюризм в поведении (р=0,04), пассивность в действиях (р=0,02), аморальность (р=0,000), подмена профессиональных целей личными (р=0,003), склонность к нарушению правовых норм и запретов (р=0,008), легкомысленность (р=0,01), нравственная неустойчивость (р=0,02), которые наиболее выражены у курсантов юношей; а также по шкалам: беспокойство (р=0,04), застенчивость (р=0,04), склонность к проявлению страха (р=0,000), повышенная тревожность (р=0,006), склонность к сомнениям при принятии решения (р=0,003),
завышенная самооценка (р=0,04), склонность к индивидуальной панике (р=0,000), которые наиболее выражены у курсантов девушек (рис. 1). На графике представлены результаты значимости различий между курсантами юношами и девушками, а также показатели наиболее выраженных качеств: доверчивость и самоуверенность. Так, девушки в отличие от юношей чаще испытывают состояние беспокойства и страха, скованность, боязливость и нерешительность, переоценивают собственный потенциал. Юноши отличаются пренебрежением к требованиям норм нравственности и морали, недостатком ответственного отношения за свое поведение, склонны к риску, аддикциям, легкомысленны; свойственны необдуманные поступки, обусловленные надеждой на легкий успех; при решении профессиональных задач могут руководствоваться личными целями.
7,00
-девушки -юноши
ОцОХ
^gjai
ооо
§ s
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов обследования курсантов юношей и девушек по методике «Экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности А.И. Папкина, И.А. Папкина»
Сравнительный анализ даных с помощью ^критерия Стъюдента для независимых выборок между девушками и юношами по методике «Исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова)» показал значимость различий по шкале склонности к агрессивному вик-тимному поведению (р=0,000), склонности к са-моповереждающему и саморазрушительному поведению (р=0,000), склонности к некритичному поведению (р=0,02), которые наиболее выражены у курсантов юношей (рис. 2). Так, юноши в отличие от девушек более склонны попадать в опасные ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, в результате проявленных негативных эмоций, выражающихся в агрессии, оскорблении, формах нападающего и провоцирующего поведения, неосторожны, неосмотрительны.
-девушки -юноши
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов обследования курсантов юношей и девушек по методике «Исследование склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой Примечание: АП - склонность к агресивному виктимному поведению; СиСП - склонность к самоповреждающему и саморазрушительному поведению; ГП - склонность к гиперсоциальному поведению; ЗиБП - склонность к зависимому и беспомощному поведению; НП - склонность к некритичному поведению; РВ - реализаванная виктимность.
Сравнительный анализ даных между девушками и юношами по методике «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчико-вой не показал значимых различий по исследуемым параметрам (рис. 3). У курсантов юношей и девушек средние показатели по шкале игровая роль жертвы (М=14,06), ниже среднего по шкале социальная роль жертвы (М=11,14), общий балл ролевой виктимности (М=25,20) ниже среднего. Так, средний показатель игровой роли говорит о том, что для курсантов свойственно проявление демонстративности, манипулятивности, инфантильности, экстернальность и боязнь ответственности. Для решения внутренних проблем используют внешние ресурсы с помощью вышеперечисленных форм поведения. М.А. Одинцова отмечает адаптивность лиц с показателями игровой роли жертвы, ввиду ее пластичности. Предрасположенность курсантов в случае возникновения неблагоприятных условий проявлять игровую или социальную роль жертвы ниже среднего.
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов обследования курсантов юношей и девушек по методике «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой
АП
РВ
НП
П
3
2,5
2
1,5
0,5
0
Таким образом, сравнительный анализ курсантов юношей и девушек показал значимые различия по параметрам виктимности и склонности к виктимному поведению, за исключением данных ролевой виктимности.
Так, для девушек в отличие от юношей характерны следующие виктимные качества: беспокойство, застенчивость, склонность к проявлению страха, повышенная тревожность, склонность к сомнениям при принятии решения, завышенная самооценка, склонность к индивидуальной панике.
У юношей выражены такие виктимные качества, как: неумеренная склонность к риску, жестокость, безответственность, склонность к злоупотреблению алкоголем, авантюризм в поведении, пассивность в действиях, аморальность, подмена профессиональных целей личными, склонность к нарушению правовых норм и запретов, легкомысленность, нравственная неустойчивость. Также у юношей в отличие от девушек выражены показатели по шкалам склонности к агрессивному виктимному поведению, склонности к самоповереждающему и саморазрушительному поведению, склонности к некритичному поведению.
Полученные данные в результате эмпирического исследования возможно использовать в работе психологических служб образовательных организаций ФСИН России с целью реализации коррекционно-развивающей работы с курсантами, направленной на формирование будущего специалиста УИС, устойчивого к виктимогенным ситу-
ациям, а также правильно подбирать методы кор-рекционно-развивающего воздействия с учетом половой принадлежности.
Библиографический список
1. Андронникова, О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности : дисс. ... докт. психолог. наук / О. О. Андронникова. Новосибирск, 2018. 566 с.
2. Задорожный, В. И. Виктимологическая безо-пасность и ее обеспечение мерами виктимо-логической профилактики : монография / В. И. За-дорожный. Тамбов : Першина, 2005. 161 с.
3. Полубинский, В. И. Правовые основы учения о жертве преступления / В. И. Полубинский. Горький, 1979.83 с.
4. Франк, Л. В. Виктимология и виктимность / Л. В. Франк. Душанбе, 1972. 112 с.
Bibliographic list
1. Andronnikova, O. O. Ontogenetic concept of personal victimhood: diss. ... doct. Psychological sciences / O. O. Andronnikova. Novosibirsk, 2018. 5 66 p.
2. Zadorozhny, V. I. Victimological safety and its provision with measures of victimological prevention: monograph / V. I. Zadorozhny. Tambov: Pershina, 2005.161 p.
3. Polubinsky, V. I. The legal foundations of the doctrine of the victim of a crime / V. I. Polubinsky. Gorky, 1979. 83 p.
4. Frank, L. V. Victimology and victimhood / L.V. Frank. Dushanbe, 1972. 112
Основы психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе : учбное пособие / авт.-сост. Е.В. Овчарова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 111 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Основу авторского замысла и ведущую цель учебного пособия составляют изучение и применение на практике методов психокор-рекционной работы с сотрудниками, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Особое место в структуре пособия занимают современные направления психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе, такие как психоанализ, когнитивное и поведенческое направления, методы гештальт-коррекции и арт-терапии, метафорические ассоциативные карты и др.
Для преподавателей психологии, курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, практических психологов, персонала исправительных учреждений, а также для всех интересующихся современными психокоррекционными направлениями.
Ос'1ППЫ
С CPTîyriiaiKïiULi И С УОПОП11Э- ПиИТГ.И, 1*^11
системе