Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
438
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VICTIM BEHAVIOR / TEENAGERS / SCHOOLCHILDREN / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / SCHOOL PSYCHOLOGICAL SERVICES / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / DIGITAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Мищенко Вера Ивановна

В настоящее время всё больше внимания уделяется разноплановой профилактической работе с подростками и молодежью, а также увеличилось количество психологических исследований по профилактике виктимного поведения. Однако наряду с этим следует признать, что не всегда формы и методы профилактики отвечают условиям современной социальной ситуации: зачастую они ведутся без учета индивидуально-психологических особенностей субъектов профилактических воздействий, их актуальных потребностей и информационной среды, в которой они существуют. Так, например, до сих пор не используются в полной мере возможности Интернет-ресурсов (социальных сетей) для получения информации о потенциальных субъектах, с которыми предполагается проведение профилактической работы. В данной работе авторами предпринята попытка систематизации факторов, принципов и методов, опора на которые позволит организовывать мероприятия по профилактике виктимного поведения сообразно запросам субъектов образовательного процесса школы и требованиям времени. Сделан обзор исследований других авторов по проблемам функционального потенциала психологической службы школы и организации психологической профилактики, проанализированы различные подходы к профилактике описываемого явления. Также в статье описан опыт авторов в организации и проведении профилактических мероприятий. На основе проведенной работы с обучающимися (диагностика и профилактика) мы пришли к выводам, что при составлении профилактической программы профилактики виктимного поведения современных подростков большего эффекта можно достигнуть при сокращении количества участников тренинговой группы, при соблюдении гомогенного состава группы, при комбинаторном использовании активных методов тренинга с информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN VICTIM BEHAVIOR IN CURRENT CONDITIONS

Currently, more and more attention is being paid to diverse preventive work with adolescents and young people, and the number of psychological studies on the prevention of victim behavior has increased. However, along with this, it should be recognized that the forms and methods of prevention do not always meet the conditions of the modern social situation: they are often conducted without taking into account the individual psychological characteristics of the subjects of preventive actions, their actual needs and the information environment in which they exist. For example, the full potential of Internet resources (social networks) for obtaining information about potential subjects with whom preventive work is supposed to be carried out is still not used. In this paper, the authors attempt to systematize the factors, principles and methods that will help to organize measures to prevent victim behavior in accordance with the needs of the subjects of the educational process of the school and the requirements of the time. A review of research by other authors on the problems of the functional potential of the psychological service of the school and the organization of psychological prevention is made. Various approaches to the prevention of the described phenomenon are analyzed. The article also describes the authors ' experience in organizing and conducting preventive measures. Based on our work with students (diagnostics and prevention), we have come to the conclusion that in the preparation of a preventive program for the prevention of victim behavior in modern adolescents, a greater effect can be achieved by reducing the number of participants in the training group, observing the homogeneous composition of the group, and using combinatorial active training methods with information technologies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 37.015.3:004 ББК 88.61 М 15

Е.А. Макарова

Доктор психологических наук, профессор кафедры научно-технического перевода и профессиональной коммуникации Донского государственного технического университета; E-mail: makarova.h@gmail.com.

В.И. Мищенко

Аспирант кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института экономики и управления; E-mail: ivanovna27@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(Рецензирована)

Аннотация. В настоящее время всё больше внимания уделяется разноплановой профилактической работе с подростками и молодежью, а также увеличилось количество психологических исследований по профилактике виктимного поведения. Однако наряду с этим следует признать, что не всегда формы и методы профилактики отвечают условиям современной социальной ситуации: зачастую они ведутся без учета индивидуально-психологических особенностей субъектов профилактических воздействий, их актуальных потребностей и информационной среды, в которой они существуют. Так, например, до сих пор не используются в полной мере возможности Интернет-ресурсов (социальных сетей) для получения информации о потенциальных субъектах, с которыми предполагается проведение профилактической работы. В данной работе авторами предпринята попытка систематизации факторов, принципов и методов, опора на которые позволит организовывать мероприятия по профилактике виктимного поведения сообразно запросам субъектов образовательного процесса школы и требованиям времени. Сделан обзор исследований других авторов по проблемам функционального потенциала психологической службы школы и организации психологической профилактики, проанализированы различные подходы к профилактике описываемого явления. Также в статье описан опыт авторов в организации и проведении профилактических мероприятий. На основе проведенной работы с обучающимися (диагностика и профилактика) мы пришли к выводам, что при составлении профилактической программы профилактики виктимного поведения современных подростков большего эффекта можно достигнуть при сокращении количества участников тренин-говой группы, при соблюдении гомогенного состава группы, при комбинаторном использовании активных методов тренинга с информационными технологиями.

Ключевые слова: виктимное поведение, подростки, школьники, психологическая профилактика, школьная психологическая служба, индивидуально-психологические особенности, цифровые технологии.

E.A. Makarova

Doctor of Psychology, Professor, Department of Scientific and Technical Translation and Professional Communication, Don State Technical University; E-mail: makarova.h@gmail.com

V.I. Mishchenko

PhD student, Department of Humanities, Taganrog Institute of Economics and Management; E-mail: ivanovna27@rambler.ru

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN VICTIM BEHAVIOR IN CURRENT CONDITIONS

Abstract. Currently, more and more attention is being paid to diverse preventive work with adolescents and young people, and the number of psychological studies on the prevention of victim behavior has increased. However, along with this, it should be recognized that the forms and methods of prevention do not always meet the conditions of the modern social situation: they are often conducted without taking into account the individual psychological characteristics of the subjects of preventive actions, their actual needs and the information environment in which they exist. For example, the full potential of Internet resources (social networks) for obtaining information about potential subjects with whom preventive work is supposed to be carried out is still not used. In this paper, the authors attempt to systematize the factors, principles and methods that will help to organize measures to prevent victim behavior in accordance with the needs of the subjects of the educational process of the school and the requirements of the time. A review of research by other authors on the problems of the functional potential of the psychological service of the school and the organization of psychological prevention is made. Various approaches to the prevention of the described phenomenon are analyzed. The article also describes the authors ' experience in organizing and conducting preventive measures. Based on our work with students (diagnostics and prevention), we have come to the conclusion that in the preparation of a preventive program for the prevention of victim behavior in modern adolescents, a greater effect can be achieved by reducing the number of participants in the training group, observing the homogeneous composition of the group, and using combinatorial active training methods with information technologies.

Keywords: victim behavior, teenagers, schoolchildren, psychological prevention, school psychological services, individual psychological characteristics, digital technology.

Желательным результатом образования на современном этапе общественного развития является самостоятельная личность, познающая и умеющая жить среди людей. Иными словами, «процесс обучения должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности» [1]. Однако достижение высокого качества обучения не ограничивается только набором необходимых компетенций, но связывается с понятием «качество жизни», включает в себя задачи обеспечения успешной

социализации, самореализации, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, психологического благополучия. Применение компетентностного подхода к содержанию образования, обозначение ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном процессе, требуют подкрепления технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности, обучения жизненным навыкам в системе психологического сопровождения. В систему образования встраиваются цифровые технологии, что тоже необходимо учитывать и использовать при решении задач обучения, развития и воспитания современных школьников. Вместе с этим сама социальная среда не всегда может организовать условия, необходимые для решения поставленных задач: отечественные

психологи акцентируют внимание на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет локаций общения и продуктивной деятельности, подходящих для решения задач подросткового возраста, поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться и усугубляться.

К таким кризисным явлениям можно отнести виктимное поведение, поскольку «первое место среди причин происшествий занимает так называемый человеческий фактор, низкий уровень личной культуры безопасности, неумение вести себя в различных ситуациях» [2]. С каждым годом научный интерес к проблеме подростковой виктим-ности возрастает, изучение разных ее сторон приобретает полидисциплинарный характер. Говоря о роли и месте психологических исследований, отметим, что в последнее время увеличилось количество работ, посвященных не коррекции виктимного поведения, как это было ранее, а его профилактике -важнейшему направлению работы школьной психологической службы и, по словам И.В. Дубровиной, до сих пор остающемуся малораз-работанным видом деятельности практического психолога, «хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования» [3].

Изучению различных аспектов деятельности психологической службы школы, проблемам ее организации и развития, анализу опыта работы в отдельных образовательных учреждениях посвящены работы И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, Е.И. Метельковой, Р.В. Овчаровой, В.И. Пахальян, Л.М. Фридман, В.И. Щеголь. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна,

В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Г.А. Цукерман и др.

Вопросы профилактики виктим-ного поведения подростков активно разрабатываются О.О. Андроннико-вой, М.С. Голубь, М.П. Долговых, И.Г. Малкиной-Пых и другими авторами, к опыту которых мы обратимся в своей работе. Целью нашего исследования является обобщение и систематизация факторов, принципов и методов организации профилактики виктимного поведения обучающихся средней школы (подростков) с учетом психолого-педагогической эффективности этих факторов, принципов и методов в современных условиях.

Под психологической профилактикой, вслед за И.В. Дубровиной, мы понимаем «специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства». Всю психологическую профилактику автор предлагает осуществлять в зависимости от необходимости и поставленных задач на трех уровнях: первичная профилактика (забота о психическом благополучии всех детей школы, в которой работает психолог, а также работа с детьми, имеющими незначительные проблемы с эмоциональным спектром, в поведении или в учебе), вторичная профилактика (работа с «группами риска») и третичная профилактика (в данном случае имеющиеся серьезные проблемы требуют коррекци-онного вмешательства) [3]. В данном контексте мы будем говорить в большей степени именно о первичной профилактике виктимного поведения, поскольку каждый ребенок может считаться потенциально виктимным.

Итак, для эффективной профилактической работы школьный психолог, прежде всего, должен ясно представлять, как происходит процесс виктимизации подростка. Данный процесс не происходит

мгновенно, не возникает, что называется, «на пустом месте». Всегда есть предпосылки, факторы, знание которых позволит либо не допустить дальнейшего их развития, либо своевременно конструктивно вмешаться в уже начавшийся процесс виктимизации. О.В. Беляева и О.А. Сидоренко предлагают рассматривать его на нескольких уровнях: на личностном и на уровне реализованной виктимности в виде виктим-ного поведения различных типов, которое возникает под воздействием различных внутренних и внешних факторов [4]. Таких факторов исследователями выявлено достаточно много. Обобщая данные психологических исследований в этом направлении, перечислим основные факторы: биологическая конституция (К. Миядзава, Т.К. Тойч, К. Уилсон), дефекты психического отражения (Н.Б. Морозова), дефекты социального характера (Дж. Коулмен, У. Миллер, Г. Селин). Исследователями О.О. Андронни-ковой, О.А. Клачковой, И.И. Ма-майчук, М.А. Одинцовой и О.В. Хо-личевой рассматриваются такие факторы, влияющие на проявление виктимности личности, как социально обусловленные свойства (направленность, моральные качества, установки, мотивы), индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры), специфика взаимодействия личности с окружающим макро- и микросоциумом посредством реализации ее жизненного сценария.

Механизм виктимизации, например, в представлении Т.Н. Ма-танцевой включает четыре компонента: ситуативные факторы виктимного характера (конфликт), виктимные индивидуально-психологические особенности (конфликтность, агрессивность, неуверенность, тревожность), специфическое психоэмоциональное состояние (эмоциональная неустойчивость) и виктимогенное поведение (либо

провоцирование конфликтов, либо демонстрация неуверенности). Сходное мнение, но только в отношении виктимного поведения, находим у М.С. Голубь: «Тип виктимного поведения во многом определяется индивидуально-психологическими (склонность к риску, тревожность, неустойчивая самооценка, радикализм, подозрительность) и психофизиологическими (половая дифференциация) особенностями, а также имеет конкретно историческое происхождение» [5]. Получается, «подросток проявляет признаки вик-тимного поведения, что становится причиной его же собственных психологических проблем. Существуют определенные категории детей, которые не провоцируют относительно себя конфликты или проявления агрессии, и все же часто становятся жертвами, страдают от ущемляющих действий окружающих. В данном случае причиной является вик-тимность ребенка, которая лежит в основе его виктимного поведения» [6]. То есть «в становлении человека жертвой в той или иной ситуации большое значение имеют его собственное поведение, приобретенный жизненный опыт, неблагоприятные условия семейного воспитания» [7]. Проблематичность заблаговременно заметить подобные проявления заключается еще и в том, что «многие черты виктимности личности и деятельности являются частью образа жизни школьников, тщательно ими оберегаются от разглашения» [8]. Кроме того, подростки длительное время предпочитают не обращаться за помощью к взрослым (учителям и родителям), чтобы не прослыть в глазах сверстников «слабаком», «стукачом» и не стать вследствие этого изгоем. Также следует принимать во внимание, что виктим-ность подростков чаще встречается в форме сложных «наслоений» нескольких ее видов, что значительно осложняет прогноз виктимного поведения в каждом конкретном случае [6]. Кроме этого, психолог,

другие школьные специалисты, а также родители должны помнить, что подростковый возраст сам по себе является виктимогенным, и возрастные психофизиологические особенности пубертатного периода также должны приниматься во внимание, потому что «психологическое содержание (подросткового возраста, прим. авт.) обусловливает актуализацию виктимного поведения» [5]. Кроме внутриличностных проблем данного возраста, на подростка одновременно приходится не самое легкое время школьного обучения - предэкзаменационный период и время экзаменов, которые являются мощным внешним стрессором [9]. Из нашего опыта сотрудничества со школьными психологами, в беседах с администрацией школ, на встречах с родителями мы часто слышим одинаковые мнения относительно того, что одним из самых сложных и психологически напряженных периодов как для детей, так и для взрослых является именно предэкзаменационная пора в 9-х и 11-х классах, причем начинается это с самого начала учебного года: к психофизиологическим сложностям подросткового возраста прибавляются стрессоры, связанные с ситуацией подготовки к экзаменам. Сами старшеклассники (как девушки, так и юноши) также замечают изменения в своем поведении, настроении, отмечают повышенную утомляемость, нервозность, угнетенность, пессимизм. Кроме подобных самоописаний, необходимо диагностическое их подтверждение для составления более ясного представления о наличии или отсутствии проблемы.

К настоящему времени самой подходящей методикой для выявления склонности к виктимно-му поведению является опросник О.О. Андронниковой. Изучив исследования других авторов с применением данной методики, мы заметили, что по их результатам «девочки подросткового возраста чаще мальчиков склонны к

проявлению виктимного поведения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Девочки имеют более высокую склонность к проявлению ролевого виктимного поведения», «анализ средних значений показателей мальчиков по шкалам методики позволил выявить, что эти значения входят в диапазон нормы» [10]. В группе девочек наблюдается та же тенденция, при этом средние значения показателей по шкале «Реализованная виктимность» находятся в диапазоне ниже среднего [7].

В рамках сотрудничества с Краснодесантской МБОУ СОШ Не-клиновского района Ростовской области в 2019 году с помощью методики Андронниковой нами было проведено диагностическое обследование учащихся 9 и 11 классов (всего 50 человек: 26 девушек и 24 юноши). Для нас было важным выявить различия профилей виктимного поведения у юношей и девушек. По результатам было выявлено, что шкала «Реализованная виктим-ность» и у девушек, и у юношей находится в диапазоне ниже нормы, причем у юношей этот показатель

- 62% от всего количества респондентов мужского пола, а у девушек

- 54%. У юношей с показателями выше нормы (37%) чаще других отмечены показатели таких шкал, как «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «Склонность к гиперсоциальному поведению» и «Склонность к некритичному поведению». При этом показатели по шкале «Реализованная виктимность» находятся либо в пределах нормы, либо ниже нормы. У девушек только в одном случае показатели по шкале «Реализованная виктимность» оказались выше нормы. В целом же чаще всего повышенные показатели у девушек отмечены в шкале «Склонность к гиперсоциальному поведению». В данном исследовании мы обратили внимание на тот факт, что юноши чаще попадали в диапазон с показателями ниже нормы, а также отметили, что

показатели по шкале «Социальная желательность ответов» у девушек в 7% случаев были выше нормы (их ответы не были учтены в итоговом проценте респондентов из-за низкой достоверности) при отсутствии желания «приукрасить» свои ответы у всех юношей, участвующих в диагностике. Итак, мы видим, что в принципе у юношей и у девушек шкалы с показателями выше нормы одинаковые. Означает ли это, что профилактическую работу с ними нужно проводить одинаковую?

Меры профилактики традиционно разделяются на две категории: общие и индивидуальные. Общая профилактика направлена на обеспечение нормального и гармоничного развития личности ребенка, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Такая профилактика обычно предполагает работу с группой учащихся. В то время как индивидуальная или специальная профилактика предполагает работу с каждым ребенком в отдельности. Что касается индивидуальной формы, возможен одинаковый алгоритм работы, но методы и способы работы, организация коммуникации с подростками разного пола, разного типа ВНД и ряда других дифференциальных показателей всё равно будут отличаться. Кроме этого, на индивидуальных консультациях мы учитываем степень добровольности участия подростка, его психосоматическое состояние в процессе консультации, уровень речевого развития и еще ряд индивидуальных факторов. Если же мы проводим профилактическую работу с классом, то здесь возможны варианты: если численность испытуемых небольшая, а взаимоотношения между одноклассниками доброжелательные, то мы проводим встречу (интерактивное занятие с элементами тренинга) со всем коллективом. Такая организация работы чаще происходит с 11-ми классами. В случае большого количества учащихся в одном

классе, а также некоторых особенностей межличностного общения, которые свойственны подросткам (девочки стесняются мальчиков, мальчики стараются самоутвердиться перед девочками, нарушая дисциплину), мы проводим работу в подгруппах (отдельно мальчики и девочки). По нашему опыту (как, например, проведение тренинга «ЕГЭ (ОГЭ) без стресса!» для школьников) такая форма организации работы является оправданной и наиболее эффективной.

Другой вопрос: как быть, если по результатам диагностики в классе оказалось не так много учащихся, требующих психологической поддержки и коррекции? Заниматься с ними отдельно? Есть мнение, что «реализация программы профилактики виктимного поведения подростков будет более эффективна, если профилактические мероприятия будут осуществляться с учетом выраженности у них определенных типов виктимного поведения» [7]. Однако нам ближе точка зрения других авторов: «В группе могут и должны быть разные дети. Работа может строиться с классом, частью класса, группой в рамках внеурочного объединения и др. Работа над собой и обучение навыкам самоанализа и самоопределения полезна любому подростку. Поэтому дети, для которых предназначена данная программа, должны составлять не более 20-30% группы» [11].

Следующий факт, который необходимо учитывать, заключается в том, что нынешние школьники - это цифровое поколение с особым типом восприятия и анализа информации. Наиболее эффективной формой нам видится более активное включение информационных технологий в работу школьных психологов, использование Интернет-сервисов, что при целесообразном и обоснованном их применении сделает, в свою очередь, более эффективными интерактивные методы, а также позволит снизить уровень школьной тревожности

(особенно той, которая связана с процедурами контроля знаний). Понятно беспокойство многих авторов относительно негативного воздействия сети Интернет на неокрепшую детскую психику: «доступность Интернета, многообразие различных субкультур, направлений моды нередко негативно влияют на психологические свойства личности, связь личности с внешней средой, ее цели, потребности и интересы [12]. Однако следует признать, уже ни у кого не вызывает сомнения, что социальные сети при грамотном подходе можно и нужно активно включать в процесс работы и взаимодействия со школьниками хотя бы для того, чтобы, образно выражаясь, «говорить с ними на одном языке»: «социальные сети представляют собой мощное средство для организации взаимодействия, коллективной работы, распространения информации и продвижения идей. Это, а также все большая распространенность сервисов социальных сетей среди пользователей Интернета и, в первую очередь, среди детей и молодежи обуславливают необходимость анализа педагогического потенциала сервисов социальных сетей и их использования в образовательных целях» [13]. Согласимся с мнением автора и добавим, что при внедрении их в работу нужно вместе с потенциалом педагогическим учитывать психологические особенности субъектов - пользователей социальных сетей (особенности восприятия и переработки информации, мотивационный компонент, особенности функционирования познавательных процессов в определенном возрасте и т.д.), а также самих сетей как средства массовой коммуникации (в первую очередь, суггестивные возможности СМК, психологическая безопасность при работе в сети и т.д.). Более того, социальные сети дают психологу те сведения о подростке, которые, скорее всего, не расскажет ни он сам, ни его друзья, ни тем более взрослые. Последние чаще всего даже бывают

не в курсе такой информации и тем более не понимают, какую смысловую психологическую нагрузку она несет. А такие сведения необходимы, потому что анализ информационной среды ребенка сделает психологическую профилактику адресной и за счет этого действенной.

С другой стороны, не следует полностью отказываться от таких методов, как беседа, дискуссия, диспут. Зачастую именно «простой разговор», обсуждение злободневной проблемы, свободный обмен мнениями воспринимаются поколением современных детей как что-то необычное. Мы не будем сейчас рассуждать, хорошо это или плохо: это просто реалии жизни, не принимать в расчет которые просто невозможно. Справедливо отмечают современные исследователи, что школьникам не хватает «правильных» с точки зрения развития социальных навыков досуговых форм: «Следует больше внимания придавать организации молодежных клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей, формирования морально-нравственных принципов об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях» [10].

В профилактике виктимного поведения психолог должен быть готов к тому, что работать придется с тем, что для учителей-предметников и кураторов не является проблемой: «Подросток хорошо учится, нет нареканий по поведению, но если он застенчив, робок, замкнут или сдержан в общении, то его самооценка занижена и есть вероятность того, что он может быть подвержен виктимному поведению. При завышенной самооценке потребности подростка в самовыражении приобретают гипертрофированные формы. Такие подростки податливы влиянию окружения и готовы к воспроизведению (подражанию) негативных поступков других членов группы» [12]. Поэтому здесь

необходима разъяснительная работа с педагогическим составом, а также с родителями школьников. Это может вызвать сопротивление данных лиц, отказ от сотрудничества: «Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и часто родителями) важности психопрофилактики. Взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, - думают учителя и родители, - нам бы с имеющимися трудностями справиться» [3]. Родители, кроме всего прочего, могут искренне полагать, что в школе с ребенком ничего плохого случиться не может, ведь он там под присмотром не только педагогического коллектива, но и современных средств охраны.

Да, современные образовательные учреждения технически оснащены различными средствами, которые обеспечивают безопасность для находящихся в ней субъектов (видеонаблюдение, электронные пропуска, «тревожные кнопки» охранной сигнализации и т.д.). «Однако такие меры не могут полностью обезопасить учащихся, так как большинство преступлений в отношении несовершеннолетних совершается вне территории школы. Именно поэтому актуальной задачей является поиск и внедрение инновационных методов обучения школьников навыкам криминальной безопасности» [2]. Тогда возникает вопрос, а как быть с теми учащимися, которые в силу разных обстоятельств (и в том числе своей виктимности) становятся жертвами школьного буллинга? Как относиться к ки-бербуллингу, от которого нельзя спрятаться даже дома? Буллинг и кибервиктимизация имеют многочисленные негативные последствия для психологического здоровья и навыков социализации подростков, включая беспричинный гнев, тревогу, депрессию, уныние, желание

остаться одному, избегать сверстников, попытки причинить себе физические увечья и даже совершить попытку самоубийства [14, 15]. В таких ситуациях даже система видеонаблюдения бывает бесполезной. «Профилактика виктимного поведения в образовательном учреждении должна в первую очередь основываться на формировании у современного человека культуры личной безопасности. Воспитание последней предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях» [8]. Рекомендация хорошая, однако «накопленный опыт» должен базироваться на определенных личностных качествах, на внутренней уверенности в своей способности этот опыт правильно применить в стрессовых ситуациях. Еще, по нашему мнению, современному человеку больше, чем навыков «личной безопасности», недостает навыков жизни в коллективе с его понятиями о взаимопомощи, взаимовыручке, проявлении элементарного внимания к проблемам ближнего и других качествах, которые, в конечном итоге, снижают уровень виктимоген-ности в обществе. Поэтому только «комплексное коррекционное и профилактическое воздействие на подростков, изменение их личностных характеристик позволяют снижать уровень их виктимизации, снабжая эффективными моделями безопасного поведения и увеличивая личностный ресурс» [5].

Итак, психологическая профилактика виктимного поведения будет эффективной, если она будет построена с учетом индивидуально-психологических характеристик подростков, если школьный психолог будет опираться на научно-практический опыт в данной сфере и при этом включать в работу современные технологии; идти от запроса субъектов образовательного процесса и вместе с этим опираться на свои

знания и практический опыт, иметь в своем арсенале разные варианты занятий и тренингов. Мероприятия по психологической профилактике могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой: с классами или подгруппами; субъектами таких мероприятий могут выступать как обучающиеся, так и учителя, и родители. Учитывая возрастные особенности подростков, мы рекомендуем больший упор делать на групповых формах работы, причем вести такие занятия должен не один психолог (взрослый), а с привлечением студентов в роли со-ведущих, которые быстрей могут наладить контакт с тинейджерами, особенно когда обсуждение касается таких острых проблем. Что касается содержания работы, то подросткам важно дать не просто «схему действий», снабдить его «инструкцией» по поведению в различных ситуациях, несущих виктимогенную угрозу, а показать подростку, что он сам обладает всеми необходимыми ресурсами для решения жизненных проблем, дать поверить в себя, создать «ситуацию

победителя», «пробудить» эти ресурсы и закрепить в структуре личностных характеристик. При имеющейся необходимости изменения определенных качеств подростка, несущих виктимогенный заряд, нормализации его психоэмоционального состояния оптимальным будет сочетание профилактики с психокоррекцией. В психопрофилактической работе мы предлагаем опираться на те же принципы, которые соблюдает любой практический психолог в своей деятельности. Это позволит создать доверительные отношения с подростками, которые в свой непростой период развития остро чувствуют потребность поддержки со стороны понимающего и принимающего их взрослого. Только тогда получится создать в школе благоприятные условия не только для обучения и воспитания, но и сформировать такую социальную среду, в которой подросток будет с удовольствием находиться и иметь возможность развивать те личностные качества, которые помогут ему чувствовать себя уверенно в современном мире.

Примечания:

1. ФГОС: психологический аспект. URL: https://nsportal.ru/shkola/ psikhologiya/Hbrary/2015/01/26/fgos-psikhologicheskiy-aspekt.

2. Семенова А.А. Педагогическое обеспечение виктимологической профилактики среди учащихся общеобразовательной школы // Проблемы педагогики. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-vikti-mologicheskoy-profilaktiki-sredi-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

4. Беляева О.В., Сидоренко О.А. Психолого-педагогическое сопровождение вик-тимных подростков // Психология трудного детства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию научной школы д-ра психолог. наук, профессора, академика АПСН и РАЕ, Заслуженного деятеля науки и образования, Заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой. Курган, 2014. С. 242-248.

5. Голубь М.С. Психолого-педагогические факторы возникновения виктимно-го поведения подростков и способы его предупреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 4. С. 20-24.

6. Матанцева Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 74-81. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm.

7. Левина Н.А., Дубовицкая М.Г. Психологическая профилактика виктим-ного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного

потенциала // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5 (051). С. 280-287.

8. Гафнер В.В. Профилактика виктимного поведения учащихся // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 39-45.

9. Sawyer A.L., Bradshaw C.P., O'Brennan L.M. Examining ethnic, gender, and developmental differences in the way children report being a victim of bullying on self-report measures // Journal of Adolescent Health. 2008. № 43. Р. 106-114.

10. Бриллиатова О.М. Гендерная специфика виктимного поведения подростков // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2015. С. 145-150.

11. Неценко О.В., Чухлебова Е.А., Чухлебова Т.В. Профилактика виктимного поведения детей и подростков // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: сб. ст. участников VI Междунар. науч.-практ. конф., 15-16 апреля 2019 г. / науч. ред. С.П. Акутина, Т.Т. Щелина; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 124-129.

12. Психолого-педагогические аспекты профилактики виктимного поведения в подростковом возрасте / А.В. Шамонин, С.Д. Кунышева, Г.И. Мехович,

B.И. Самойлов // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 4 (37).

C. 119-124.

13. Пономарева Ю.С. Социальные сети и обучение: особенности взаимодействия учащихся и сопровождения учебной деятельности в информационной среде // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. 2017. № 2(49). С. 63-66.

14. Davidson L.M. Demaray M.K. Social support as a moderator between victimization and internalizing-externalizing distress from bullying // School Psychology Review. 2007. № 36 (3). Р. 383-405.

15. Ang R.P. Goh D.H. Cyberbullying among adolescents: The role of affective and cognitive empathy, and gender // Child Psychiatry and Human Development. 2010. № 41. Р. 387-397.

References:

1. Federal state educational standard: psychological aspect. URL: https://nspor-tal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/26/fgos-psikhologicheskiy-aspekt.

2. Semenova A.A. Pedagogical support of victimological prevention among students of secondary schools // Problems of Pedagogy. 2015. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-viktimologicheskoy-profilaktiki-sre-di-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly.

3. Dubrovina I.V. Practical psychology of education. SPb.: Piter, 2004. 592 pp.

4. Belyaeva O.V., Sidorenko O.A. Psychological and pedagogical support of victimized adolescents // Psychology of difficult childhood: materials of the Intern. scient. and pract. conf., dedicated to the 15th anniversary of the scientific school of Dr. of Psychological Sciences, Professor, Academician of the APSN and RAE, Honored Worker of Science and Education, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation Ovcharova R.V. Kurgan, 2014. P. 242-248.

5. Golub M.S. Psychological and pedagogical factors of the emergence of victim behavior in adolescents and methods of its prevention // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 4. P. 20-24.

6. Matantseva T.N. Factors of victim behavior in adolescents as a social problem of psychological science // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016. Vol. 8, P. 74-81. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm.

7. Levina N.A., Dubovitskaya M.G. Psychological prevention of victim behavior of teenagers in conditions promoting the development of personal potential // Socio-economic phenomena and processes. 2013. No. 5 (051). P. 280-287.

8. Gafner V.V. Prevention of victim behavior of students // Safety Pedagogy: science and education: materials of the All-Russian scient. and pract. conf. Ekaterinburg, 2018. P. 39-45.

9. Sawyer A.L., Bradshaw C.P., O'Brennan L.M. Examining ethnic, gender, and developmental differences in the way children report being a victim of bullying on self-report measures // Journal of Adolescent Health. 2008. No. 43. P. 106-114.

10. Brilliatova O.M. Gender specificity of victim behavior in adolescents // Psychological support of education: theory and practice: collection of articles based on materials of the V Int. scient. and pract. conf. Yoshkar-Ola, 2015. P. 145-150.

11. Netsenko O.V., Chukhlebova E.A., Chukhlebova T.V. Prevention of victim behavior in children and adolescents // Theory and practice of psychological and social work in modern society: collection of articles of participants of the VI Int. scient. and pract. conf., April 15-16, 2019 / scient. ed. by S.P. Akutin, T.T. Shchelin; Arzamas branch of the NNGU. Arzamas: Arzamas branch of the NNGU. 2019. P. 124-129.

12. Psychological and pedagogical aspects of the prevention of victim behavior in adolescence / A.V. Shamonin, S.D. Kunysheva, G.I. Mekhovich, V.I. Samoilov // Actual problems of psychological knowledge. 2015. No. 4 (37). P. 119-124.

13. Ponomareva Yu.S. Social networks and learning: peculiarities of interaction between students and support of educational activities in the information environment // Borders of knowledge: electronic scientific and educational journal of VGSPU. 2017. No. 2 (49). P. 63-66.

14. Davidson L.M. Demaray M.K. Social support as a moderator between victimization and internalizing-externalizing distress from bullying // School Psychology Review. 2007. No. 36 (3). R. 383-405.

15. Ang R.P. Goh D.H. Cyberbullying among adolescents: The role of affective and cognitive empathy, and gender // Child Psychiatry and Human Development. 2010. No. 41. P. 387-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.