Научная статья на тему 'Особенности виктимного поведения юношей и девушек'

Особенности виктимного поведения юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2506
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ПОДРОСТКОВ / ОСОЗНАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СКЛОННОСТЬ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / НЕЗРЕЛОСТЬ / СЛАБОСТЬ АВТОНОМИИ / АУТОАГРЕССИЯ / ГЕТЕРОАГРЕССИЯ / VICTIMIZATION / VICTIM BEHAVIOR / POST-CRISIS PERIOD ADOLESCENTS CONSCIOUS BEHAVIOR / TENDENCY TO VICTIM BEHAVIOR / IMMATURITY / WEAKNESS AUTONOMY AUTOAGGRESSION / HETERO AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Юлия Витальевна, Семкова Мария Петровна

Представлен научно-теоретический и практический анализ виктимного поведения, результаты пилотажного исследования особенностей виктимного поведения старшеклассников, определены основные направления профилактики виктимного поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитина Юлия Витальевна, Семкова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of victim behavior of juveniles

The paper presents the scientific-theoretical and practical analysis of victim behavior, and the results of the pilot study of the features of victim behavior in senior pupils. The main directions for prevention of victim behavior of an individual are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности виктимного поведения юношей и девушек»

62_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2013. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

Ю.В. Никитина, М.П. Семкова

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Представлен научно-теоретический и практический анализ виктимного поведения, результаты пилотажного исследования особенностей виктимного поведения старшеклассников, определены основные направления профилактики виктимного поведения личности.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, посткризисный период подростков, осознанное поведение, склонность к виктимному поведению, незрелость, слабость автономии, аутоагрессия, гетероагрессия.

Впервые в научный оборот понятие виктимного поведения было введено Л.В. Франком. Он опубликовал первую советскую книгу по виктимологии «Виктимология и виктимность» (Душанбе, 1972). Л.В. Франк рассматривает «виктимное поведение» через категорию виктимности, подчеркивая, что все типы виктимности существуют в двух формах: потенциальной и реализованной. По определению Л.В. Франка, «виктимность - это потенциальная или актуальная способность лица индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления».

Б. Холыст определяет следующее: «виктимогенный потенциал представляет собой такую систему свойств индивида, группы или организации, которая создает опасность совершения преступных действий». По его мнению, «виктимогенный потенциал или виктимологическая дисфункция является видом внутренней неадекватности элементов культурного стандарта - как в статическом, так и в динамическом состоянии».

Немецкий исследователь Г. Шнайдер отмечает, что не существует прирожденных жертв или жертв от природы. Но приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки (какие-то физические и иные недостатки, неспособность к самозащите или недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая или материальная привлекательность) могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления. Если он осознает свою повышенную виктимогенность, то может усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой угрозой. Виктимизация и криминализация, как отмечает Г. Шнайдер, иногда имеют одни и те же источники — исходные социальные условия.

Соединив концепции Гентига, Мендельсона, японский исследователь Миядзава выделил общую (зависящую от возраста, пола, рода деятельности, социального статуса и т. п.) и специальную (зависящую от неустойчивости в психическом и психологическом плане, отставания в развитии интеллекта, эмоциональной неустойчивости и т. п.) виктимность, исследовал связь между каждым из двух типов и преступностью. По его утверждению, при наслоении обоих типов степень виктимности повышается.

Предупреждение и предотвращение формирования виктимного поведения личности является чрезвычайно социально важной и актуальной задачей, которая имеет сложный, многоплановый характер и требует комплексного междисциплинарного подхода с использованием последних достижений разных наук и практики. Одной из основных целей исследования является изучение эффективных социально-психологических мер по предупреждению формирования виктимного поведения.

Профилактику виктимного поведения целесообразно начинать с подростков, как одной из наиболее обширных групп жертв по возрастному признаку. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и придает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, посткризисный период, приходящийся на возраст 14-15 лет (8-9-й класс), - период созидания, формирования новых

Особенности виктимного поведения юношей и девушек 63

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

психологических образований (выбор профессии, выбор социального поведения, способов разрешения конфликтов, приоритетных задач, самостоятельное принятие решения, ответственности и др.). Главная проблема для подростка в этот период - научиться делать свой (сознательный) выбор в условиях имеющихся социально-психологических возможностей, что, в свою очередь, обучит не быть жертвой обстоятельств.

Обоснованным видится внедрение в учебную систему урока, в нашем случае - это классный час, задачей которого будет осведомление учащихся и (или) студентов о виктимном поведении, целью - профилактика преступности, провоцирующего поведения, развитие осознанного поведения. Здесь необходимо привести мнение профессора Йельского университета Роберта Шульмана (Robert Shulman): «Осознанность в поведении, в самом простом понимании, определяется как способность осмысленно реагировать на внешние раздражители. Поэтому мы считаем, что способность проявлять осознанное поведение является не столько свойством мозга, сколько свойством конкретного человека или животного, обладающего этим мозгом».

В целях определения и конкретизации задач исследования в контексте представленной темы нами было проведено пилотажное исследование старшеклассников (склонность к виктимному поведению и его социально-психологический анализ).

В выборку вошли 30 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ - 13 девочек и 17 мальчиков. В качестве метода исследования использовалась методика «Склонность к виктимному поведению». Статистическая обработка результатов производилась с помощью программы SPSS Statistics 17.0. Использовались следующие статистические методы: построение корреляционных плеяд с помощью коэффициентов корреляции тЬ Кендалла и метод Манна-Уитни.

В процессе эмпирического исследования были получены результаты, отображенные в табл. 1.

Таблица 1

Показатели склонности к виктимному поведению старшеклассников

Показатель Среднее Стандартное отклонение Медиана

Социальная желательность 3,93 1,53 3,50

Агрессивное виктимное поведение 10,87 4.55 11,00

Самоповреждающее и саморазрушительное поведение 9,3 3,12 11,00

Гиперсоциальное поведение 6,20 1,92 7,00

Зависимое и беспомощное поведение 6,87 1,55 6,50

Некритичное поведение 8,13 2,33 7,55

Реализованное виктимное поведение 6,13 2,15 6,50

С помощью корреляционного анализа было выявлено следующее. Значимые положительные связи имеются между показателями «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» и «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = 0,31; р<0,05), «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,43; р<0,01), показателями «агрессивное виктимное поведение» и «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = 0,64; р<0,011), «агрессивное виктимное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,54; р<0,01), показателями «зависимое и беспомощное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,35; р<0,05), показателями «некритичное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,42; р<0,01). Значимые отрицательные связи выявлены между показателем «социальная желательность» и показателями «агрессивное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = -0,34; р<0,05), «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,49; р<0,01), «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,39; р<0,05), «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,32; р<0,05). Корреляционный граф изображен на рис. 1.

Можно предположить, что для старшеклассников причинами склонности к виктимному поведению являются незрелость (сохранение детских качеств личности, нежелание брать ответственность), слабость автономии (неумение самостоятельно принимать жизненные решения, отстаивать свои убеждения и осознавать себя как независимую личность), неумение управлять аутоагрессией -разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя, также

может проявляться в склонности к самоунижению, иногда - в нанесении себе физических повреждений (например, при так называемой трихотилломании - навязчивой страсти к выдергиванию волос), в особо тяжелых случаях - в попытках суицида (самоубийства), неумении управлять гетероагрессией (агрессия направленная на внешний объект: других людей, живых существ, чаще всего сопровождаемая такими эмоциями, как злоба, ненависть, ярость).

Рис. 1. Схема корреляционных связей показателей склонности к виктимному поведению

старшеклассников

Полученный результат позволяет выявить психологические причины виктимного поведения подростков.

При сравнении групп с низкими и высокими показателями фактора «социальная желательность» выявились несколько иные закономерности. Средние значения по некоторым исследуемым особенностям различались у подростков с высокими и низкими показателями. Эти особенности отображены в табл. 2

При сравнении групп с низкими и высокими показателями фактора «реализованное виктим-ное поведение» обнаружены следующие различия (см. табл. 2).

Таблица 2

Достоверность различия показателей виктимного поведения старшеклассников

Показатель Среднее при низких показателях Среднее при высоких показателях и Манна-Уитни р

Социальная желательность 4,47 3,23 55,00 <0,05

Агрессивное виктимное поведение 8,64 13,77 36,50 =0,001

Самоповреждающее и саморазрушительное поведение 8,00 11,00 50,00 <0,01

Гиперсоциальное поведение 6,59 5,69 84,00 >0,1

Зависимое и беспомощное поведение 6,29 7,62 54,00 <0,05

Некритичное поведение 6,94 9,69 35,00 =0,001

Наибольшие различия имеются по показателям «агрессивное виктимное поведение» и «некритичное поведение», что отмечалось и при анализе по уровню других показателей.

Особенности виктимного поведения юношей и девушек

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

65

2013. Вып. 4

В корреляционном анализе показателей при низких значениях показателя «реализованное вик-тимное поведение» выявлены значимая положительная связь между показателями «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» и «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = 0,66; р=0,001); значимая отрицательная связь выявлена между показателями «социальная желательность» и «агрессивное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,48; р=0,001). В корреляционном анализе показателей при высоких значениях показателя «реализованное виктимное поведение» выявлена между показателями «социальная желательность» и «самоповреждающеее и саморазрушительное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,48; р=0,001). Эти соотношения характерны и для выборки в целом. Поскольку саморазрушение связывается с низким уровнем социального соответствия (социальные нормы задаются извне), а не с некритичностью или агрессивностью, то мы можем предположить у более «виктимных» испытуемых недостаточное развитие внутреннего контроля и потребность в контроле внешнем.

При сравнении юношей и девушек обнаружены различия на уровне тенденции только по уровню агрессивного виктимного поведения (и Манна-Уитни = 65,50; р<0,1). Мальчики агрессивнее девочек - уровень показателя «агрессивное виктимное поведение» для мальчиков равен 12,29±1,04, а для девочек - 9,00±1,21, что обусловлено гендерными различиями.

При корреляционном анализе показателей виктимного поведения у юношей значимые положительные связи выявлены между показателями «агрессивное виктимное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,41; р=0,05), «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» и «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = 0,54; р=0,01); выявлены значимые отрицательные связи между показателями «социальная желательность» и «агрессивное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = - 0,52; р=0,01), «социальная желательность» и «некритичное поведение» (тЬ Кендал-ла = - 0,41; р=0,05). Корреляционный граф представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема корреляционных связей показателей юношей

При корреляционном анализе показателей у девушек значимые положительные связи выявлены между показателями «агрессивное виктимное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,52; р=0,05), показателем «самоповреждающее и саморазрушительное поведение» и показателями «некритичное поведение» (тЬ Кендалла = 0,74; р=0,001), «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,56; р=0,05), показателями «некритичное поведение» и «реализованное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = 0,56; р=0,05); выявлена значимая отрицательная связь между показателями «социальная желательность» и «агрессивное виктимное поведение» (тЬ Кендалла = -0,60; р=0,01). Корреляционный граф представлен на рис. 3.

Показатели виктимного поведения в корреляционных плеядах у юношей и девушек одни и те же, плеяды сходны между собой и корреляционной плеядой, характерной для выборки в целом. Различия обусловлены, вероятно, тем, что среднее значение агрессивности у юношей выше, и для них важен как контроль над нею, так и определенная социальная компетентность (поскольку некритичность выглядит для них как социально нежелательная). Для девушек некритичность не так важна -возможно, они лучше разбираются в нюансах отношений, чем юноши; кроме того, для девушек не так важны отношения иерархии. Возможно, для девушек более приемлема и более опасна аутоагрес-сия, а для юношей - гетероагрессия.

Выявленные данные позволяют определить причины виктимного поведения и первые практические шаги по предупреждению виктимного поведения личности.

Рис. 3. Схема корреляционных связей показателей девушек

Выводы

1. Виктимность в контексте исследования понимается нами как субъективная склонность, совокупность зависимых и (или) не зависимых психологических свойств личности, которые могут привести к формированию виктимного поведения, как результат - попадание подростка в социально-опасные ситуации.

2. В качестве причин виктимности подростков выделяются: незрелость, слабость автономии, неумение управлять ауто- и гетероагрессией.

3. Для старшеклассников высокая степень социальной желательности может быть связана с личностной незрелостью.

4. Наиболее значимы в подростковом возрасте показатели агрессии, самоповреждающего и саморазрушительного поведения, некритичности, что связано и с возрастными особенностями испытуемых.

5. Подростки с высоким уровнем реализованного виктимного поведения полагаются на контроль извне, внутренний контроль развит слабо.

6. Для девушек и юношей могут потребоваться разные профилактические меры, способствующие предупреждению виктимного поведения. Но здесь необходимо отметить общие задачи профилактики: это выявление и закрепление положительных качеств личности, формирование умения самостоятельно делать выбор, осознанности, ответственности.

Поступила в редакцию 20.10.13

Yu. V. Nikitina, M.P. Semkova Features of victim behavior of juveniles

The paper presents the scientific-theoretical and practical analysis of victim behavior, and the results of the pilot study of the features of victim behavior in senior pupils. The main directions for prevention of victim behavior of an individual are determined.

Keywords: victimization, victim behavior, post-crisis period adolescents conscious behavior, tendency to victim behavior, immaturity, weakness autonomy autoaggression, hetero aggression.

Никитина Юлия Витальевна, cпециалист по социальной работе E-mail: nikitina123456@mail.ru

Семкова Мария Петровна, психолог E- mail: mari_sem76@mail.ru

МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения № 5 Устиновского района города Ижевска» 426065, Россия, г. Ижевск, ул. Барышникова, 35

Nikitina Yu.V., specialist in social work E-mail: nikitina123456@mail.ru

Semkova M.P., psychologist E-mail: mari_sem76@mail.ru

Comprehensive Center for Social public service #5

of Ustinovsky district of Izhevsk

426065, Russia, Izhevsk, Baryshnikova st., 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.