Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодежи'

Социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ФАКТОРЫ / СТУДЕНТЫ / VICTIMIZATION / VICTIMIZATION BEHAVIOR / YOUTH / SOCIO-PSYCHOLOGICAL / FACTORS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Л.Л.

В статье приведены результаты исследования социально-психологических факторов виктимного поведения студенческой молодежи. Рассмотрены понятия «виктимность», «виктимное поведение». Описаны типы виктимности и направления анализа виктимности молодежи. Выделены социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодежи: индивидуально-психологические заниженная самооценка, конформность, недостаточная жизнестойкость; виктимогенные поведенческие паттерны, такие как агрессивность, конфликтность, напряженность, ощущение непонимания во взаимоотношениях с окружающими, склонность к саморазрушающему поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пучкова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF VICTIM STUDENT YOUTH BEHAVIOR

The article presents the results of the study of the socio-psychological factors of victimization behavior of students. An analysis of domestic and foreign studies has shown that a common point in interpretations of the nature of the social phenomenon of victimhood is that the leading provocative role in the genesis, development and implementation of criminal situations remains for the victim. At the same time, one of the leading roles in the formation of victimization by researchers is given to the psychological characteristics of the individual. The concepts of “victimization”, “victimization behavior” are considered. Actually, victimhood is a person's tendency to become a victim of a crime in some circumstances, or the inability to avoid danger where it was objectively preventable, and the danger can be either realized or potential. The typology of different variants of victimhood makes it possible to understand the characteristics and nature of both general victimization, due to the social, role and gender characteristics of the victim, and specific victimization, manifested in attitudes, qualities, and attributions of the individual. The interest and lack of knowledge of the triggers of victimized behavior among young people contributed to the implementation of an empirical study of the social and psychological factors of victimized behavior among students. The study was conducted in 2018 among students in the Republic of Crimea on the basis of the Tauride Academy of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. The total number of study participants is 100 students (age from 19 to 21 years). The following diagnostic tools were used: test questionnaire “Victimous behavior” Andronikova O.O., Leontyeva D.A. and Rasskazova E.I., the method “Subjective assessment of interpersonal relations” “SOMO” S. Dukhnovsky, express diagnostics of the level of self-assessment Fetiskin N.P. In order to identify the socio-psychological factors of victimization behavior among students, a factor analysis was conducted of the relationship between the tendency to victimization behavior (test Andronikova O.O.) and jackals of the Muddy S. resilience test (in adaptation Leontyeva D.A.), “Subjective assessment Interpersonal Relations "Dukhnovsky S.V. and express methods of self-assessment (Fetiskin N.P.). Hitting the factors in the experimental sample of two scales reflecting the severity of victimhood (“Realized victimhood”, “Tendency to addicted and helpless behavior”), and the absence of those in the control sample, indicates the severity of the tendency to victimization behavior among young people in the experimental sample, to specificity their socio-psychological personality characteristics. In particular, for students who are prone to being victimized, they were characterized by insufficient resilience, low self-esteem, helplessness, conformity, repressed aggression towards others, feelings of tension in communication and conflicts. Consequently, the formation of victimization behavior of the individual will be determined by the predominance of the specified socio-psychological conditions specific individual personality characteristics and victimization activities. As a result of the study, it turned out that the following components are involved in launching the system of victimization of young people: situational factors of a victim nature, victim psychological characteristics (aggressiveness, conflict, anxiety, uncertainty, etc.); a kind of psycho-emotional state and victimogenic behavior. Socio-psychological factors in the occurrence of victimization behavior among students include: individual psychological features such as low self-esteem, conformity, lack of vitality, and signs of victimization behavior aggression, conflict, tension, a feeling of lack of warmth and understanding in relationships with others, propensity to self-destructive behavior. The article is intended to draw attention to the problem of victimization of students, the need to highlight the socio-psychological conditions of victimhood for the formation of a differential approach in the search for ways to prevent victimhood in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодежи»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 93-104.

УДК 159

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Пучкова Л. Л.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: persik_ 73@mail. ru

В статье приведены результаты исследования социально-психологических факторов виктимного поведения студенческой молодежи. Рассмотрены понятия «виктимность», «виктимное поведение». Описаны типы виктимности и направления анализа виктимности молодежи. Выделены социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодежи: индивидуально -психологические - заниженная самооценка, конформность, недостаточная жизнестойкость; виктимогенные поведенческие паттерны, такие как агрессивность, конфликтность, напряженность, ощущение непонимания во взаимоотношениях с окружающими, склонность к саморазрушающему поведению.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, молодежь, социально-психологические, факторы, студенты.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный темп и специфический образ современной жизни, трансформирующиеся общественные морально-нравственные нормы и принципы оказывают влияние на возникновение у молодежи различного рода проявлений виктимности. В виду чего не теряет актуальности проблематика выявления социально-психологических триггеров виктимного поведения.

По мнению Андрониковой О. О., Фалкиной С. А., Фахрадовой Л. Н., наиболее уязвимым возрастным периодом для попадания индивида в различного рода трудные жизненные ситуации и виктимизации, является подростковый возраст [13]. Однако проявления виктимности, при условии отсутствия мер своевременной коррекции, остаются, закрепляются и продолжают развиваться по мере взросления, указывая на значимость профилактики виктимного поведения у такой возрастной категории, как молодежь, повседневная жизнедеятельность которой протекает в среде с высокой виктимогенностью.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что общим моментом в трактовках природы социального феномена виктимности является то, что ведущая провокационная роль в генезисе, развитии и реализации криминальных ситуаций остается за жертвой [4, с. 190-192]. Отечественными исследователями Кемяшовой П. Н., Фаустовой А. Г. психологическим характеристикам личности отводится одна из ведущих ролей в становлении виктимности [5, с. 478].

93

В свою очередь, не только возрастные, биопсихологические и индивидуальные особенности личности провоцируют насильственные действия в отношении жертвы, но и конкретная ситуация, сама социальная среда (проживание в конкретной семье и обществе) выступают триггерами, действующими на формирование виктимных черт еще в детстве.

Рассматривать проблему виктимности личности лишь в плоскости социальных или индивидуально-психологических, биопсихологических факторов не целесообразно, поскольку все они в совокупности образуют «тело» виктимности. Потребность в разработке необходимых превентивных мероприятий с целью предотвращения виктимизации молодежи выводит в фокус всеобщего внимания необходимость тщательного исследования специфики виктимного поведения и его детерминант у представителей студенческой молодежи как одной из наиболее активных социальных групп.

Цель статьи - изучение социально-психологических факторов виктимного поведения студенческой молодежи.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Виктимность в целом можно обозначить как склонность стать жертвой преступления [6, 7]. Типология разных вариантов виктимности позволяет понять особенности и природу как общей виктимности, обусловленной социальными, ролевыми и гендерными характеристиками жертвы, так и специфической виктимности, проявляющейся в установках, качествах и атрибуциях личности.

Ривман Д. В. писал о существовании нулевого уровня виктимности, нормальной, средней и потенциальной виктимности всех членов социума, определяющиеся присутствием в любом обществе преступности [4]. Известным японским исследователем Миядзавой К. описаны общая виктимность, детерминированная социальными, ролевыми и гендерными параметрами жертвы, а также специальную виктимность, проявляющуюся в личностных установках и атрибуциях. В итоге наслоения указанных двух видов виктимности друг на друга будет отмечаться тенденция к росту [8].

Необходимо заметить, что отдельные типы виктимности «в чистом виде» практически не встречаются.

Существуют два главных направления, относительно анализа агрессогенных конфликтов и обстоятельств. В первом сделан акцент на свойствах ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, во втором - на внутренних личностных качествах [4]. Синтезируя указанные направления, необходимо заметить тот факт, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии конкретных виктимогенных характеристик личности и специфического психоэмоционального состояния совершается закрепление виктимного поведения, следствием актуализации которого является процесс виктимизации.

Изучению социально-психологических характеристик виктимности молодежи сегодня посвящено довольно незначительное количество работ, где молодость наделяется рядом социально-психологических особенностей, обуславливающих склонность к виктимному поведению (Баширова Т. Н., Михайлюк Е. Б., Никитина

94

Ю. В., Семкова М. П., Стуколова Л. С., Субботина Р. С., Фельдман Д. В., Юрова К. И., Юров И. А.) [7, 9-14].

Необходимо отметить, что наиболее полно интегративный подход к пониманию такого феномена как молодежь, реализован в современных социально-психологических концепциях: Кон И. С., Лисовской В. Т. молодежь обозначают как «социально-демографическую группу, поколение людей, преодолевающих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, и подразделяется на две группы: период от 14-ти до 18-ти лет, как время получения паспорта, окончания школы, выбора профессии, и период от 20-ти до 30-ти лет -как период получения профессионального образования, обретения семейного статуса, рождения детей, активного личностного становления» [15-17].

Стремление к социальному одобрению, личностному росту, любопытство молодых людей побуждают к постижению неизведанного, что при соответствующих социальных условиях, по мнению Стуколовой Л. С., способно провоцировать виктимизацию [7, с. 125]. Однако сам тип виктимного поведения в большей степени обусловлен социально-психологическими особенностями личности.

В исследованиях Башировой Т. Н., Никитиной Ю. В., Семковой М. П., указывается, что индивид с такими качествами личности как: неадекватная самооценка, эмоционально-волевая неустойчивость, низкий порог фрустации, высокий уровень тревожности и агрессивности, социальная дезадаптация, отсутствие ощущения поддержки, а также с деструктивными стратегиями семейного воспитания в анамнезе, отличается «готовностью» стать жертвой насилия

[9, 11].

Матанцевой Т. Н. ведущая роль в формировании виктимного поведения отводится ситуативным факторам, поскольку специфика ситуации определяет, будет ли решающим психоэмоциональное состояние либо виктимогенные черты личности [18, с. 77].

Одним из первичных ведущих условий, обуславливающих поведение жертвы, Матусевич А. М. и Кубышко Л. В. обозначается специфичность социализации личности, в том числе низкий экономический статус семьи, экономическая нестабильность и воспитательная несостоятельность. Ими обозначается категория «семейная виктимность» [8].

Формирование виктимного поведения молодежи осуществляется на фоне конкретных жизненных событий при условии присутствия трех составляющих виктимизации: различного рода ситуативных, социальных условий, виктимогенных психологических особенностей личности, виктимного поведения как реакции на происходящее [16, 19]. Начинаясь в семье, виктимизация продолжается в школе, в техникуме, в высшем учебном заведении, в Интернете, приобретая форму буллинга, троллинга, провоцируя дезадаптацию.

По мысли таких исследователей, как Кемяшова П. Н., Струколова Л. С., Тарасенко Д. В., Фаустова А. Г., формированию виктимизации способствует сложное сочетание обозначенных компонентов:

95

- индивидуально-психологические особенности, когда человек обладает некоторым числом личностных характеристик, повышающих степень виктимности. К таким характеристикам относятся агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность;

- специфическое психоэмоциональное состояние - например, эмоциональная неустойчивость;

- ситуативные факторы виктимного характера - конфликтная ситуация; внешние условия, изменения в окружающей среде, когда субъект является осторожным, неагрессивным, уравновешенным, однако, при определенного рода обстоятельствах, не способен ни предотвратить посягательство, ни предвидеть его;

- виктимогенное поведение - провоцирование конфликтов, драк либо напротив, демонстрация нерешительности [5, 7, 20].

Анализ подходов к осмыслению виктимности позволил обнаружить их неоднозначность в определении социально-психологических условий появления виктимного поведения, а также отсутствие научно обоснованных программ профилактики виктимности в молодежной среде, реализуемых с учетом психологических особенностей личности виктимного и невиктимного типа.

В связи с этим, особую значимость приобретает осуществление эмпирического исследования социально-психологических факторов виктимного поведения у студенческой молодежи.

ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интерес и малоизученность триггеров виктимного поведения в молодежной среде способствовали осуществлению эмпирического исследования социально-психологических факторов виктимного поведения студенческой молодежи. Исследование было проведено в 2018 году среди студенческой молодежи на базе Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в Республике Крым. Общая численность участников исследования - 100 студентов (возраст от 19 лет до 21 года). Выборка была сформирована методом рандомизации из студентов разных факультетов КФУ.

С целью определения степени предрасположенности к реализации различных форм виктимного поведения молодежи применялся тест - опросник «Склонность к виктимному поведению» Андрониковой О. О. [21] Особенности проявления и степени выраженности жизнестойкости молодых людей изучались при помощи теста жизнестойкости Леонтьева Д. А. и Рассказовой Е. И. [22]. Представление о специфике межличностных отношений, относительно таких показателей, как напряженность, агрессивность, конфликтность в отношениях, составлено на базе интерпретации данных методики «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» Духновского С. В. [19]. Для выявления уровня самооценки молодежи использовалась экспресс-диагностика уровня самооценки Фетискин Н. П. [22, с. 53-54].

Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки: SPSS (версия 22) и Microsoft Excel. Ставя целью исследования, изучение социально-психологических факторов виктимности

96

современной молодежи, была сформулирована гипотеза: к социально-психологическим факторам возникновения виктимного поведения у студенческой молодежи относятся: наличие таких психологических характеристик, как низкая и неадекватная самооценка, недостаточная жизнестойкость, конформность, а также следующих признаков виктимогенного поведения - агрессивность, конфликтность, напряженность, ощущение недостатка теплоты и понимания во взаимоотношениях с окружающими склонность к саморазрушающему поведению.

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе эмпирического исследования проводился анализ общей выборки при помощи теста - опросника «Склонность к виктимному поведению» Андронниковой О. О., с целью распределения экспериментальной выборки по критерию виктимизации на группы. По итогам диагностики общая выборка (100 студентов) была разделена на экспериментальную и контрольную. Экспериментальную выборку составили 46 студентов, склонных к виктимному поведению. Это молодые люди, по данным опросника показавшие высокую степень приверженности к виктимному поведению, то есть набравшие от 8 до 10 баллов. Что дает основание полагать, что они часто оказываются в неприятных либо опасных для здоровья обстоятельствах. Причиной этого является наличие внутренней предрасположенности и готовности действовать предопределенным образом, проявлять склонность к агрессии, неосторожности, легкомыслию.

Контрольную выборку составили 54 студента, у которых не было выявлено признаков виктимизации или проявление виктимного поведения оказалось в пределах нормы. Согласно правилам интерпретации теста - опросника «Склонность к виктимному поведению» Андронниковой О. О., такие молодые люди лишь изредка оказываются в критической ситуации, потому как ими выработаны защитные приемы поведения, позволяющие уходить от опасных ситуаций.

В результате математического анализа выяснилось, что разделение общей численности респондентов на две выборки осуществлено правильно: имеются достоверные различия между склонностью к гиперсоциальному виктимному поведению, к самоповреждающему, зависимому поведению и реализованной виктимности в выделенной экспериментальной выборке и в контрольной (на уровне достоверности р<0,05). По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению практически все студенты в экспериментальной выборке показали высокий показатель, что указывает в пользу наличия жертвенности, взаимосвязанной с активностью, провоцирующей ситуации виктимности собственными действиями (и=187,00, р=0,05). Для данной категории характерно поведение двух типов: провоцирующее, когда для причинения вреда привлекается другой человек, и самопричиняющее, отличающееся склонностью к риску.

Касаемо склонности к гиперсоциальному виктимному поведению, оказалось, что для 30% молодых людей из 46% в экспериментальной выборке свойственна ролевая позиция жертвы, пассивность, скромность, внушаемость, конформность

97

(и=549,00, р=0,05). Социальная желательность ответов в экспериментальной выборке оказалась выше, чем в контрольной выборке (р <0,05).

По двум шкалам - «Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению», «Шкала склонности к некритичному поведению» в выборках отсутствуют достоверные различия (р>0,1). По шкале агрессивное поведение у большей части студенческой молодежи в обеих выборках выявлены низкие показатели, что указывает на сниженную мотивацию достижения, обидчивость, выраженный самоконтроль, стремление следовать общепринятым нормам и правилам.

У 8% молодежи из экспериментальной выборки и у 7% молодых людей из контрольной выборки обнаружены высокие показатели по данной шкале, указывающие на их склонность оказываться в опасных для жизни ситуациях по причине проявляемой ими агрессии или иных провоцирующих действий. По шкале склонности к некритичному поведению у 16% молодежи из экспериментальной выборки и у 20% молодежи из контрольной выборки обнаружены высокие показатели, указывающие в пользу отсутствия осторожности, способности реально оценить жизненные ситуации.

На следующем этапе сравнивались особенности жизнестойкости у молодежи, склонной к виктимному поведению, и не склонной к виктимности, при помощи методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева). Составлено представление об оценках убеждений студенческой молодежи о себе в выборках, об окружающем мире, взаимоотношениях с ним, которые предоставляют возможность выдерживать и эффективно преодолевать стресс.

В результате соотношения показателей жизнестойкости и ее компонентов в выборках, было определено следующее: степень сформированности жизнестойкости в выборках достоверно различается. Уровень сформированности жизнестойкости у виктимной студенческой молодежи (среднее равно 50) оказался достоверно ниже, чем у молодых людей, не склонных к виктимности (среднее равно 83, при р<0,05). Между такими компонентами жизнестойкости, как принятие риска и контроля у студенческой молодежи, склонной к виктимному поведению, и у студенческой молодежи, не склонной к виктимному поведению, также установлены значимые статистические различия (р<0,05).

Выяснилось, что в обследованных выборках нет различий, относительно выраженности такого компонента жизнестойкости, как «Вовлеченность» (р>0,1).

Таким образом, высокая степень выраженности жизнестойкости, более характерна для молодежи в контрольной выборке, нежели для экспериментальной выборки, и подразумевает принятие «вызова» либо ответственности за происходящие события на себя, формирование позитивных межличностных отношений. Молодые люди, склонные к виктимному поведению, чаще обладают недостаточным уровнем жизнестойкости, по сравнению с молодыми людьми без проявлений виктимности (р<0,05).

По итогам анализа субъективной оценки межличностных отношений (методика «СОМО» Духновского С. В. в выборках, определено, что у 30% молодежи в экспериментальной выборке и у 15% в контрольной выборке - высокие значения,

98

относительно оценок взаимоотношений, указывающие на отсутствие гармонии, единства в их отношениях с людьми, доминирование преобладание неприязни, обиды, различного рода негативных переживаний и эмоций. Показатели 25% в экспериментальной выборке и 70% в контрольной выборке по итогам интерпретации отнесены к средним значениям, что указывает на гармоничность отношений, умение взаимодействовать с партнерами по коммуникации, заинтересованность личностью собеседника. Низкие значения обнаружены у 45% молодежи в экспериментальной и у 15% в контрольной выборке, что позволяет предположить о присутствии вовлеченности во взаимоотношения (зачастую чрезмерной), а также дружелюбность, уважение, любовь. Такие люди чаще всего не отмечают присутствия проблем во взаимоотношениях либо не хотят признавать их.

По данным интерпретации результатов экспресс-методики диагностики самооценки, определено, что 20% студентов в экспериментальной и 25% из контрольной выборки обладают завышенной самооценкой (среднее - менее 10 баллов). У 40% молодежи, склонной к виктимному поведению, и у 55% невиктимной молодежи выявлен средний, нормативный уровень оценивания собственных способностей (от 11 до 29 баллов). Заниженный уровень самооценки обнаружен у 40% молодежи в экспериментальной и 20% молодежи в контрольной выборке (диагностируется при условии более 29 баллов). Можно заключить, что неадекватный уровень самооценки может провоцировать неадекватный вид самоутверждения либо отказ от него.

На основе соотношения показателей субъективных оценок межличностных отношений выяснилось, что имеются различия в выборках виктимной и невиктимной студенческой молодежи: показатели напряженности и отчужденности в отношениях у молодых людей, склонных к виктимности, оказались достоверно выше, по сравнению с показателями молодых людей, не склонных к виктимности (р<0,05). В свою очередь студенческая молодежь, не склонная к виктимности, демонстрирует большую агрессивность и конфликтность во взаимоотношениях, по сравнению с виктимной молодежью, у которой чаще имеет место комформность, избегание ситуаций противостояния, компромиссность, альтруистичность, гиперсоциальность (р<0,05).

С целью выделения социально-психологических факторов виктимного поведения у студенческой молодежи, проведен факторный анализ взаимосвязей между склонностью к виктимному поведению (тест Андрониковой О. О.) и шакалами теста жизнестойкости Мадди С., «Субъективной оценки межличностных отношений» Духновского С. В. и экспресс-методики самооценки (Фетискин Н. П.). В экспериментальной и контрольной выборке выделено по два фактора. Первый фактор в выборке студентов, склонных к виктимному поведению, составили показатели с положительным знаком - «Жизнестойкость» (0,711), «Напряженность отношений» (0,926), «Конфликтность в отношениях» (0,882), «Агрессия в отношениях» (0,884) и «Самооценка» с отрицательным знаком (-0,809). Второй фактор образован тремя показателями склонности к виктимному поведению: «Реализованная виктимность» (0,811) и «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» (0,794).

99

По результатам факторного анализа в контрольной выборке (невиктивные студенты) также выделились два фактора, но с иной наполненностью: в первый фактор попали компонент жизнестойкости «Принятие риска» (0,787), «Адекватная самооценка» (0,711). Второй фактор представлен показателем «Жизнестойкость» (0,724). Интерпретация факторов указывает на социальную адаптированость, отсутствие признаков виктимизации студенческой молодежи в контрольной выборке. И, напротив, присутствие социальной дезадаптации и виктимизации у респондентов экспериментальной выборки (при p<0,07).

Попадание в факторы в экспериментальной выборке двух шкал, отражающих выраженность виктимности («Реализованная виктимность», «Склонность к зависимому и беспомощному поведению»), и отсутствие таковых в контрольной выборке, указывает на присутствие склонности к виктимному поведению у молодежи в экспериментальной выборке, на специфичность их социально -психологических личностных характеристик. В частности, для студенческой молодежи, склонной к виктимности, оказались свойственны недостаточная жизнестойкость, заниженная самооценка, беспомощность, конформность, вытесненная агрессия в отношении окружающих, ощущения напряжения в коммуникации и конфликтов.

Следовательно, формирование виктимного поведения молодежи будет определяться преобладанием указанных социально-психологических условий -конкретных индивидуально-личностных особенностей и виктимогенной деятельности. Гипотеза исследования доказана. К социально-психологическим факторам возникновения виктимного поведения у студенческой молодежи относятся: заниженная самооценка, конформность, недостаточная жизнестойкость, такие признаки виктимогенного поведения, как агрессивность, конфликтность, напряженность, ощущение недостатка теплоты и понимания во взаимоотношениях с окружающими, склонность к саморазрушающему поведению.

Расценивать один из перечисленных факторов как определяющий виктимность не представляется возможным в виду того, что для формирования виктимного поведения необходим комплекс воздействия нескольких условий, и в рамках изучения студенческой молодежи трудно получить данные, относительно семейной ситуации, специфики «семейной виктимности», оценить социальное положение, бытовое окружение респондентов и прочее. Однако полученные в исследовании данные открывают перспективу дальнейших исканий в направлении определения социально-психологических условий формирования виктимности молодежи.

ВЫВОДЫ

1. Виктимность представляет собой способность человека стать при некоторых обстоятельствах жертвой преступления либо неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима, причем опасность может быть как реализованной, так и потенциальной.

2. Характеризуя виктимность как социально-психологический феномен, можно обозначить ее как приобретенное умение личности выступить при конкретных

100

специфических обстоятельствах в качестве жертвы неблагоприятных социальных условий.

3. Ряд исследователей (Стуколова Л. С., Субботина Р. А., Юрова К. И., Юров И. А.) указывает на то, что молодости присущи социально-психологические особенности, детерминирующие склонность к виктимному поведению. Выяснилось, что в запуске системы виктимизации молодежи участвуют следующие составляющие - ситуативные факторы виктимного характера, виктимные психологические черты (агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность и прочие); своеобразное психоэмоциональное состояние и виктимогенное поведение.

4. К социально-психологическим факторам возникновения виктимного поведения у студенческой молодежи относятся: индивидуально-психологические черты такие, как заниженная самооценка, конформность, недостаточная жизнестойкость, а также признаки виктимогенного поведения - агрессивность, конфликтность, напряженность, ощущение недостатка теплоты и понимания во взаимоотношениях с окружающими, склонность к саморазрушающему поведению.

5. Статья призвана привлечь внимание к проблеме виктимизации студенческой молодежи, необходимости выделения социально-психологических условий виктимности для формирования дифференциального подхода в поиске способов профилактики виктимности в молодежной среде.

Список литературы

1. Андронникова О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О. О. Андронникова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 9. - С. 120-126.

2. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети / С. А. Фалкина // Перспективы науки и образования. - 2014. - С. 230-235.

3. Фахрадова Л. Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. Н. Фахрадова, И. Н. Разварина, Е. О. Смолева // Проблемы развития территории. - 2017. - Вып. 1 (87). - С. 114-127.

4. Ривман Д. В. Виктимология / Д. В. Ривман, В. С. Устинов. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. - 332 с.

5. Кемяшова П. Н. Обзор современных исследований виктимного поведения студентов / П. Н. Кемяшова, А. Г. Фаустова // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». - 2017. - Т. 5.- С. 745-761.

6. Максименков А. А. Психологические аспекты виктимности / А. А. Максименков, А. В. Майоров // Виктимология. - 2015. - № 4(6). - С. 26-29.

7. Стуколова Л. С. Психологические основы виктимности в юношеском возрасте / Л. С. Стуколова // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 7.- С. 124-125.

8. Матусевич А. М. Психологические аспекты виктимности / А. М. Матусевич, Л. В. Кубышко // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 924-927.

9. Баширова Т. Н. Противоречивость социально-психологических характеристик личности как основа виктимного поведения студентов / Т. Н. Баширова - М.: Норма-инфа, 2009. - 265 с.

10. Михайлюк Е. Б. Социально-психологические факторы, детерминирующие виктимное поведение несовершеннолетних / Е. Б. Михайлюк // Северо-Кавказский психологический весник. - 2011. -№ 9/1.- С. 43-46.

11. Никитина В. Ю. Особенности виктимного поведения юношей и девушек / В. Ю. Никитина, М. П. Семкова // Вестник Удмурдского университета. - 2013. - № 4. - С. 62-66.

101

12. Субботина Р. А. Личностные детерминанты виктимного поведения юношей и девушек / Р. А. Субботина // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - № 1. - С. 51-62.

13. Фельдман Д. В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи / Д. В. Фельдман // Социальная политика и социология. - 2012. - № 8. - С. 236-254.

14. Юрова К. И. Психологии виктимного поведения молодежи / К. И. Юрова, И. А. Юров // Виктимология. - 2017. - № 1(11). - С. 23-26.

15. Кон И. С. Молодежь / И.С. Кон // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16.

16. Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. -361 с.

17. Погосян Л. А. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России / Л. А. Погосян, С. В. Бондаренко, В. В. Черноус. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003. - 134 с.

18. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки / Т. Н. Матанцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 74-81.

19. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению / С. В. Духновский. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006. - 54 с.

20. Тарасенко Д. В. К вопросу о социальной характеристике личности несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия / Д. В. Тарасенко // Виктимология. - 2018. - № 1(15). -С. 65-68.

21. Андронникова О. О. Тест склонности к виктимному поведению / О. О. Андронникова // Развитие гуманитарного образования в Сибири. Вып. 9: сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 1. - Новосибирск: НГПИ, 2004. - С. 11-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF VICTIM STUDENT YOUTH BEHAVIOR

Puchkova L. L.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: persik_ 73@mail ru

The article presents the results of the study of the socio-psychological factors of victimization behavior of students. An analysis of domestic and foreign studies has shown that a common point in interpretations of the nature of the social phenomenon of victimhood is that the leading provocative role in the genesis, development and implementation of criminal situations remains for the victim. At the same time, one of the leading roles in the formation of victimization by researchers is given to the psychological characteristics of the individual.

The concepts of "victimization", "victimization behavior" are considered. Actually, victimhood is a person's tendency to become a victim of a crime in some circumstances, or the inability to avoid danger where it was objectively preventable, and the danger can be either realized or potential. The typology of different variants of victimhood makes it possible to understand the characteristics and nature of both general victimization, due to the social, role and gender characteristics of the victim, and specific victimization, manifested in attitudes, qualities, and attributions of the individual.

102

nyHKOBa fl. fl.

The interest and lack of knowledge of the triggers of victimized behavior among young people contributed to the implementation of an empirical study of the social and psychological factors of victimized behavior among students.

The study was conducted in 2018 among students in the Republic of Crimea on the basis of the Tauride Academy of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. The total number of study participants is 100 students (age from 19 to 21 years). The following diagnostic tools were used: test questionnaire "Victimous behavior" Andronikova O.O., Leontyeva D.A. and Rasskazova E.I., the method "Subjective assessment of interpersonal relations" "SOMO" S. Dukhnovsky, express diagnostics of the level of self-assessment Fetiskin N.P.

In order to identify the socio-psychological factors of victimization behavior among students, a factor analysis was conducted of the relationship between the tendency to victimization behavior (test Andronikova O.O.) and jackals of the Muddy S. resilience test (in adaptation Leontyeva D.A.), "Subjective assessment Interpersonal Relations "Dukhnovsky S.V. and express - methods of self-assessment (Fetiskin N.P.).

Hitting the factors in the experimental sample of two scales reflecting the severity of victimhood ("Realized victimhood", "Tendency to addicted and helpless behavior"), and the absence of those in the control sample, indicates the severity of the tendency to victimization behavior among young people in the experimental sample, to specificity their socio-psychological personality characteristics. In particular, for students who are prone to being victimized, they were characterized by insufficient resilience, low self-esteem, helplessness, conformity, repressed aggression towards others, feelings of tension in communication and conflicts.

Consequently, the formation of victimization behavior of the individual will be determined by the predominance of the specified socio-psychological conditions - specific individual personality characteristics and victimization activities.

As a result of the study, it turned out that the following components are involved in launching the system of victimization of young people: situational factors of a victim nature, victim psychological characteristics (aggressiveness, conflict, anxiety, uncertainty, etc.); a kind of psycho-emotional state and victimogenic behavior. Socio-psychological factors in the occurrence of victimization behavior among students include: individual psychological features such as low self-esteem, conformity, lack of vitality, and signs of victimization behavior - aggression, conflict, tension, a feeling of lack of warmth and understanding in relationships with others, propensity to self-destructive behavior.

The article is intended to draw attention to the problem of victimization of students, the need to highlight the socio-psychological conditions of victimhood for the formation of a differential approach in the search for ways to prevent victimhood in the youth environment.

Keywords: victimization, victimization behavior, youth, socio-psychological, factors, students.

103

References

1. Andronnikova O.O., The main characteristics of adolescents with self-damaging victimization behavior, Vestnik TGPU, 9, 120 (Moscow, 2009).

2. Falkina S.A., Psychological characteristics of adolescents prone to victimization behavior on the Internet, Prospects for Science and Education, 230 (2014).

3. Fakhradova L.N., Razvarina I. N. and Smoleva E. O., Risky destructive behavior of adolescents and the conditions of its formation, Problems of Territory Development, 1(87), 114 (2017).

4. Rivman D.V. and Ustinov V.S., Victimology, 332 p. (Law center Press, SPb., 2004).

5. Kemyashova P.N. and Faustova A.G., A review of current studies on student victim behavior, Electronic scientific journal "Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, 5, 745 (2017).

6. Maksimenkov A.A. and Mayorov A.V., Psychological aspects of victimhood, Victimology, 4(6), 26 (2015).

7. Stukolova L.S., Psychological foundations of victimhood in adolescence, International Scientific Journal "Symbol of Science", 7, 124 (2016).

8. Matusevich A.M. and Kubyshko L.V., Psychological aspects of victimhood, Young scientist, 8, 924 (2014).

9. Bashirova T.N., Contradictory social and psychological characteristics of the individual as the basis for student victim behavior, 265 p. (Norma-infra, Moscow, 2009).

10. Mikhailyuk Ye.B., Socio-psychological factors that determine the victimization behavior of minors, North Caucasus Psychological Journal, 9/1, 43 (2011).

11. Nikitina V.Yu. and Semkova M.P., Features of the victimization behavior of boys and girls, Bulletin of the Udmurd University, 4, 62 (2013).

12. Subbotina R.A., Personal determinants of the victimization behavior of young men and women, Integration of education, 1, 51 (2016).

13. Feldman D.V., Theoretical and methodological foundations of studying the socio-psychological conditions of the influence of life strategies on the level of victimization of young people, Social Policy and Sociology, 8, 236 (2012).

14. Yurova K.I. and Yurov I.A., Psychology of victimization behavior of young people, Victimology, 1(11), 23 (2017).

15. Kon I.S., Youth, Great Soviet Encyclopedia, 16 (Moscow, 1974).

16. Lisovsky V.T., Sociology of youth, 361 p. (St. Petersburg University, SPb., 1996).

17. Poghosyan L.A., Bondarenko S.V. and Chernous V.V., Prevention of deviant behavior of young people of the Don and the South of Russia, 134 p. (Rostov n / D, 2003).

18. Matantseva T.N., Victim behavior factors of adolescents as a social problem of psychological science, Scientific and methodical electronic journal "Concept", 8, 74 (2016).

19. Dukhnovsky S.V., Subjective assessment of interpersonal relationships. Application Guide, 54 p. (SPb., 2006).

20. Tarasenko D.V., To the question of the social characteristics of the personality of a minor who has suffered from sexual violence, Victimology, 1, 65 (2018).

21. Andronnikova O.O., Test of addiction to victimization behavior, Development of humanitarian education in Siberia, 1, 11 (Novosibirsk, 2004).

22. Fetiskin N.P., Socio-psychological diagnosis of personal development and small groups, 490 p. (Institute of Psychotherapy, Moscow, 2002).

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.