Научная статья на тему 'Система профессионально-важных качеств курсантов вузов ФСИН России, как компонент психологической готовности к служебной деятельности'

Система профессионально-важных качеств курсантов вузов ФСИН России, как компонент психологической готовности к служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрина Ольга Игоревна, Холопова Екатерина Юрьевна, Дежурова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально-важных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; условия подготовки молодого сотрудника к дальнейшей деятельности в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрина Ольга Игоревна, Холопова Екатерина Юрьевна, Дежурова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of important professional skills of cadets of the educational establishments of the FPS of Russia as part of psychological readiness for future activity

The article considers the questions of the development of important professional skills and qualities of cadets of the educational establishments of the FPS of Russia; the conditions of formation of future penal officers to further activity in a penal system.

Текст научной работы на тему «Система профессионально-важных качеств курсантов вузов ФСИН России, как компонент психологической готовности к служебной деятельности»

УДК 378:159.9.072

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ

ФСИН РОССИИ, КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, подполковник, Екатерина Юрьевна Холопова, кандидат педагогических наук, полковник, заместитель начальника кафедры,

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, подполковник, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИН России), Рязань

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально-важных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; условия подготовки молодого сотрудника к дальнейшей деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: курсанты образовательных организаций ФСИН России, первокурсники, профессионально-важные качества, психологическое сопровождение, готовность к служебной деятельности.

SYSTEM OF IMPORTANT PROFESSIONAL SKILLS OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE FPS OF RUSSIA AS PART OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR FUTURE ACTIVITY

Olga Igorevna Yurina, the senior teacher, lieutenant colonel, Ekaterina Yurevna Holopova,

the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of department, colonel, Ekaterina

Viktorovna Dezhurova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, lieutenant colonel, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Annotation

The article considers the questions of the development of important professional skills and qualities of cadets of the educational establishments of the FPS of Russia; the conditions of formation of future penal officers to further activity in a penal system.

Keywords: first-year cadets, important professional skills and qualities, psychological support, cadets of the educational establishments of the FPS of Russia.

Результаты деятельности уголовно-исполнительной системы зависят не только от создания необходимой правовой и лабораторно-технической базы, но и в значительной мере от персонала исправительных учреждений, его профессиональной выучки. В последние годы для решения этих проблем было сделано немало, что способствовало повышению общественной значимости службы в УИС.

Динамическое развитие современных общественно-экономических, политических и социальных отношений, гуманизация уголовных наказаний, оптимизация институтов наказания - все это выдвигает принципиально новые требования к специалистам пенитенциарной системы, к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации.

Эти требования особенно актуальны на данном этапе развития нашего гражданского общества, поскольку задачи, стоящие перед УИС, с каждым годом приобретают все более интегрированный комплексный характер.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в области кадрового обеспечения предполагает ряд мер по развитию структуры профессионального образования, которые в значительной степени затрагивают и подготовку специалистов в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний. В качестве одной из мер по реформированию образовательных учреждений ФСИН России, направленной на максимальное приближение

содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, стало закрепление за ними ведомственной специализации (профиля) подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы.

Идея психологического исследования влияния индивидуально-личностных качеств человека на его профессиональную деятельность зародилась в начале XX века среди зарубежных представителей индустриальной психологии - психотехников (В. Штерна, Г. Мюнстерберга, О. Липмана). Немецким психологом Вильямом Штерном (1911) была разработана методика составления обобщенного психологического портрета конкретной личности - психограммы. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Такая частичная психограмма фактически представляет собой модель профессионально важных качеств личности успешного профессионала. Представитель отечественной науки В. Д. Шадриков предложил под профессиональными качествами понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [4].

В качестве профессионально-важных качеств рассматриваются динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, физические качества, а также способности. Структура и содержание профессиональных качеств определяются по результатам психологического анализа профессиональной деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. Психографический метод получил свое развитие в работах Г. Мюнстерберга, О. Липмана, К. Трама, Ф. Гизе, В. Меде, а также советских и российских ученых, исследующих вопросы научной организации труда.

К социально-психологическим факторам, влияющим на организацию и содержание процесса психологического сопровождения профессиональных качеств, можно отнести следующие: социально-психологический климат в учебной группе, неформальная структура коллектива курсантов, стиль руководства командиров учебно-строевых подразделений и влияние со стороны сокурсников, руководителей учебно-строевых подразделений и профессорско-преподавательского состава. Реальное состояние указанных и других факторов социально-психологического уровня можно наблюдать через социально-психологические явления, которые имеют не только отражающую, но и регулятивную функцию. Как отмечает А. М. Лафуткин, наиболее полно изучивший социально-психологический уровень среды вузов ФСИН России, «курсантская (слушательская) среда пронизана как позитивными, так и негативными социально-психологическими явлениями» [3]. И те и другие влияют на специфику процесса обеспечения служебного соответствия.

Стиль руководства коллективом курсантов - один из важных факторов, оказывающий влияние на специфику процесса психологического сопровождения. Если командир внимателен к своим подчиненным и способен отреагировать на изменение их поведения и качества деятельности, преодолеть сложившееся негативное мнение, поощрить успехи курсанта в положительном самоизменении, то лучшего подкрепляющего воздействия и не требуется. Если же командир подходит к работе формально, руководствуется не реально складывающейся ситуацией, а своими стереотипами, если усилия и достижения курсанта не получают признания и одобрения, то процесс изменения часто кажется курсантам, ориентированным на внешние стимулы, не имеющим смысла. Их активность при этом может значительно снижаться, происходит утрата мотивации к самоизменению. В такой ситуации психологам необходимо предпринять дополнительные меры по переориентации курсанта на собственную оценку поведения и результатов, поиску других внешних источников оценки (сослуживцы, преподаватели, родные и др.), убеждении в необходимости ожидать результатов в течение некоторого времени, поиску дополнительных личностных смыслов изменений.

Таким образом, и социально-психологические факторы оказывают немаловажное влияние на организацию и содержание психологического сопровождения курсантов вузов

ФСИН России. В отличие от факторов организационного уровня, имеющих стабильный характер и не требующих специальной диагностики для их учета, факторы социально-психологического уровня при планировании работы с каждым конкретным курсантом необходимо диагностировать для целесообразной корректировки процесса воздействия.

Безусловно, основным фактором, влияющим на работу с конкретным курсантом, являются его индивидуально-психологические особенности, устанавливаемые в ходе психодиагностического обследования. Вместе с тем можно выделить некоторые общие или усредненные личностные особенности, на которые преимущественно необходимо ориентироваться в ходе работы по психологическому сопровождению профессиональных качеств курсантов.

Прежде всего, необходимо учесть социально-демографические характеристики. Если практические сотрудники УИС - это довольно неоднородная как по возрастному, так и по ряду других критериев группа, то подавляющее большинство зачисляемых на службу курсантов похожи по характеристикам. Анализ личных дел курсантов, зачисленных на обучение за последние три года, показывает, что более 90% из них - лица в возрасте 17-18 лет, не служившие в вооруженных силах или правоохранительных органах, окончившие среднюю школу.

Говоря о возрастных особенностях обучающихся, студенческий возраст обусловлен рядом типичных психологических черт и противоречий. Главная особенность юношеского возраста (включая позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». На формирование этого Я-образа, безусловно, влияет и ведомственная принадлежность курсантов, которые пытаются воспроизводить в своем поведении сформировавшиеся у них стереотипы о системе, к которой они принадлежат.

Исследуя возрастные особенности курсантов, М. Л. Есаян пишет о том, что «их желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания» [1].

Наряду с общими возрастными факторами ряд авторов выделяют специфические особенности личности и поведения, присущие юношам и девушкам, обучающимся в ведомственных вузах. Преимущественно это особенности, затрагивающие мотивационную сферу. Абсолютное большинство курсантов ведомственных вузов МВД России (как и вузов ФСИН России) ориентируется, скорее, на получение престижного диплома юриста, чем на службу в органах внутренних дел (только 53% учащихся выпускных курсов вузов связывают с ней дальнейшую жизнь). При этом нередко на их профессиональный выбор значительное влияние оказывают родители и близкие, многие из которых по роду своей деятельности связаны с правоохранительными органами. Значительная часть первокурсников имеет низкий уровень культуры и общего развития. Они не отличаются самостоятельностью, трудолюбием и социальной активностью. Многих курсантов и слушателей тяготит сама учебная деятельность. В иерархии мотивов учащихся мотивы познания и освоения профессии не являются доминирующими. Ведущее положение занимают мотивы материального характера, возможности удовлетворения которых при учебе в ведомственном вузе не только не расширены, но, напротив, ограничены. Это создает проблему разрушения неадекватной условиям жизнедеятельности личностной позиции, ее адаптации, а также приводит к необходимости использования для воздействия на курсантов наиболее доступных для их сознания средств (преимущественно не аналитического, а наглядного характера).

Указанную работу можно рассматривать как наиболее полную в плане рассмотрения динамики курсантов вузов ФСИН России. Рассматривая адаптацию первокурсников сразу в трех областях деятельности - учебной, внеучебной и служебной. На первом курсе наибольшую субъективную трудность для курсантов представляют практически все

компоненты деятельности, особенно необходимость проживать в общежитии и нести службу в нарядах. На втором курсе при сохранении в целом структуры трудностей общая их выраженность заметно снижается, за исключением роста трудностей в исследовательской работе, которую с первокурсников еще не требуют. Третий и последующие курсы характеризуются последующим снижением субъективных трудностей деятельности, при этом достаточно высокую трудность еще сохраняют занятия по физической, боевой и служебной подготовке, исследовательская работа, несение службы в наряде и выполнение распорядка дня.

Исследования Н.Е. Колесниковой [2] отражают динамику развития индивидуально-психологических качеств курсантов вузов ФСИН России в период обучения. По ее данным, от первого к последующим курсам растет выраженность мотивов получения престижного высшего образования и семейной традиции. Если для первого курса в среднем характерны такие черты, как общительность, интеллект, экспрессивность и практичность, то к четвертому курсу на первых местах остаются экспрессивность и смелость. Доминирование указанных качеств, вполне объясняется непростыми условиями деятельности, требующими проявления бодрости, энергии, быстроты, находчивости, легкости отношения к жизненным ситуациям, находчивости, заставляющими курсантов жить одним днем, глубоко не задумываясь над событиями, снизить восприимчивость к постоянной социальной угрозе, действовать решительно, рисковать, не задумываться о последствиях.

Указанные выше особенности становятся предпосылкой включения в профилакти-чески-коррекционную работу психологов упражнений на выработку умений самоорганизации и отработку наиболее сложных компонентов деятельности, поиски оптимальных для личности и результатов деятельности способов адаптации к непростым условиям слу-жебно-учебной деятельности.

Таким образом, организационные, социально-психологические и индивидуальные особенности оказывают значимое влияние на организацию и содержание психологического сопровождения курсантов вузов ФСИН России. С учетом этого необходимо, опираясь на общие принципы организации работы, варьировать подходы в работе с курсантами в зависимости от их индивидуальных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Есаян, М. Л. Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений : дис. ... канд. психол. наук / Есаян М. Л. - Ставрополь, 2006. - 144 с.

2. Колесникова, Н.Е. Некоторые социально-психологические особенности различных категорий слушателей Псковского юридического института ФСИН России / Н.Е. Колесникова // Формирование и развитие профессионально-важных качеств у слушателей и курсантов образовательных учреждений ФСИН России : сборник науч. трудов. - Псков : [б.и.], 2008. - С. 54-61.

3. Лафуткин, А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодолении : дис. ... канд. психол. наук / Лафуткин А. М. - Рязань, 2006. - 246 с.

4. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.

REFERENCES

1. Yesayan, M.L. (2006), Psychological prevention of non-adaptive forms of behavior for the cadets of higher military schools, dissertation, Stavropol.

2. Kolesnikova, N.E. (2008), "Some socio-psychological features of different categories of students of the Pskov law Institute of the Federal penitentiary service of Russia", Formation and development ofprofessionally important qualities of students and cadets of educational institutions of the FSIN of Russia, collection of studies. labors, Pskov, pp.54-61.

3. Lafutkin, A.M. (2006), Negative socio-psychological phenomena in the environment of cadets (listeners) of educational institutions of the FSIN of Russia and ways of their overcoming, dissertation, Ryazan.

4. Shadrikov, V.D. (1996), Psychology of activity and abilities of the person : textbook, Logos, Moscow.

Контактная информация: 5555stat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.