Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ)'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна, Черемисова Ирина Валерьяновна

Одним из важных направлений по повышению эффективности профессионализации будущих специалистов образовательных организаций ФСИН России является использование превентивных мер в подготовке курсантов к служебной деятельности, в частности обеспечение их викти-мологической безопасности. В статье представлены психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности, их апробация в процессе проведенного диссертационного исследования. В заключении отмечается эффективность реализации выделенных психолого-педагогических условий в деятельности образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна, Черемисова Ирина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF CADETS IN THE CONTEXT OF ENSURING THEIR VICTIMOLOGICAL SAFETY (BASED ON THE MATERIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA)

One of the important directions for improving the efficiency of professionalization of future specialists of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia is the use of preventive measures in training cadets for official activities, in particular, the ensuring their victimological safety. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets in the context of ensuring their victimological safety, their approbation in the course of the dissertation research. In conclusion, the effectiveness of the implementation of the identified psychological and pedagogical conditions in the activities of educational organizations is noted.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ)»

5. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 8891.

6. Khuzina, G.K. and Amerzyanova, V.A. (2021), "The influence of physical training and sports on the psycho-emotional state of students", The impact of science and technology on the socio-economic development of Russia: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Belgorod, pp. 103-106.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ)

Дарья Павловна Паулкина, адъюнкт, Ирина Валерьяновна Черемисова, доктор психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения

наказаний России, г. Рязань

Аннотация

Одним из важных направлений по повышению эффективности профессионализации будущих специалистов образовательных организаций ФСИН России является использование превентивных мер в подготовке курсантов к служебной деятельности, в частности обеспечение их викти-мологической безопасности. В статье представлены психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности, их апробация в процессе проведенного диссертационного исследования. В заключении отмечается эффективность реализации выделенных психолого-педагогических условий в деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова: курсант, образовательные организации ФСИН России, виктимологиче-ская безопасность, виктимное поведение, превенция, психолого-педагогические условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p420-424

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF CADETS IN THE CONTEXT OF ENSURING THEIR VICTIMOLOGICAL SAFETY (BASED ON THE MATERIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA)

Darya Pavlovna Paulkina, the adjunct, Irina Valeryanovna Cheremisova, the doctor of psychology, docent, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan

Abstract

One of the important directions for improving the efficiency of professionalization of future specialists of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia is the use of preventive measures in training cadets for official activities, in particular, the ensuring their victimological safety. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets in the context of ensuring their victimological safety, their approbation in the course of the dissertation research. In conclusion, the effectiveness of the implementation of the identified psychological and pedagogical conditions in the activities of educational organizations is noted.

Keywords: cadet, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, victim-ological safety, victim behavior, prevention, psychological and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос психолого-педагогической превенции виктимного поведения курсантов в условиях образовательной среды, связанный с повышением эффективности профессионального становления выпускников силовых структур.

Современные ученые (в частности, в области юриспруденции) уделяют особое внимание психологическим аспектам виктимологической безопасности личности (К. В. Вишневецкий, В. И. Задорожный, А. В. Майоров, И. Н. Шитяков и др..). В психологии понятие «виктимологическая безопасность» авторами не используется, наиболее часто встречаются: профилактика виктимного поведения, виктимологическая профилактика и др. Учитывая влияние психологических закономерностей на проявление виктимности, виктимных качеств и виктимного поведения, считаем необходимым рассмотреть викти-мологическую безопасность с позиции психологической науки в рамках превентивной психологии.

Виктимологическая безопасность курсантов рассматривается нами как способность курсантов сохранять устойчивость к воздействию виктимогенных факторов в виктимологической ситуации; к сдерживанию или парированию опасных воздействий.

Обеспечение виктимологической безопасности курсантов образовательных организаций ФСИН России понимается нами как специфическая деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на создание условий для активизации защитных качеств и свойств личности, способствующих повышению устойчивости к воздействию виктимогенных факторов, снижению виктимности.

В результате проведенного диссертационного исследования (2017-2022 гг.) на основании теоретического анализа были выделены психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности и апробированы в эксперименте.

Психолого-педагогическими условиями являются:

- своевременная психологическая диагностика выраженности виктимности, вик-тимных качеств и склонности к проявлению форм виктимного поведения;

- формирование психологической безопасности; развитие антиципационой состоятельности; навыков ассертивного поведения; формирование ценностных и смысло-жизненных ориентаций; мотивов для профессиональной самореализации; адаптивных копинг-стратегий в поведении; снижение виктимных качеств и склонности к проявлению форм виктимного поведения;

- организация взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности (профессорско-преподавательского состава, курсового руководства, психологической службы, курсантов и др.);

- использование различных форм индивидуальной и групповой работы с личным составом (лекция, тренинг, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод, дискуссия; методы психотерапии: техники арт-терапии, музыкотерапия, техники когнитивно-поведенческой терапии, библеотерапия с использованием притч, просмотр видеофильмов в рамках домашнего задания, выполнение самостоятельных заданий, изучение литературных источников);

- использование дифференцированных занятий в формирующей работе с учетом половозрастного критерия (проведение отдельных занятий с курсантами юношами и девушками с учетом выраженности виктимных качеств; учет возрастных особенностей при планировании формирующих мероприятий).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 428 курсантов образовательных организаций ФСИН России в возрасте от 17 до 24 лет. Курсантам предлагалось ответить на вопросы

тестового материала.

Для апробации выделенных в теоретическом анализе психолого-педагогических условий превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их викти-мологической безопасности использовались следующие методы исследования: анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, контент-анализ, тестирование, наблюдение, метод беседы; психодиагностические методики: «Шкала самооценки выраженности виктимных качеств» (И.А. Папкин); Опросник М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности»; «Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова)»; Опросник «Исследование уровня ассер-тивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак); Опросник «Стратегии совладаю-щего поведения (СПП) - Р. Лазарус (вариант, адаптированный Т.Л. Крюковой); Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО), (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Тест антиципационной состоятельности» (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича, «Экспресс - диагностика социальных ценностей личности», Методика «Незаконченные предложения»; методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, t-критерий Стъюдента для независимых выборок, линейная корреляция Пирсона, кластерный, дисперсионный анализ, U-критерий Манна -Уитни, T-критерий Уилкоксона (Вилкоксона). Математическая обработка данных проводилась с помощью использования программ Microsoft Excel 2007, Statistica 8.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате констатирующего эксперимента была выделена модель потенциальной виктимности личности курсанта, в состав которой вошли эмоциональный, мотиваци-онно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты. Также сформирована выборка, состоящая из 91 курсанта психологического факультета Академии ФСИН России, обучающихся на первом и втором курсе, в возрасте от 17 до 23 лет. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 46 человек, в контрольную (КГ) группу 45 человек.

На формирующем этапе проводились мероприятия формирующей программы с курсантами экспериментальной группы. Программа состоит из 19 занятий продолжительностью 90 минут, проводимых в течение 7 месяцев. Контрольный этап включал в себя оценку характеристик компонентов модели потенциальной виктимности личности курсанта до и после формирующего воздействия в КГ и ЭГ (таблица).

Таблица - Результаты итоговой диагностики курсантов контрольной и экспериментальной групп (№г=46, Ыкг=45)_

Лич-ност. компо по-ненты Показатели КГ до/после ЭГ до/после

Эмоциональный Склонность к индивидуальной панике 1,80/1,82 1,83/1,48***

Вспыльчивость 2,16/2,13 2,28/1,85***

Склонность к аффективному реагированию 1,58/1,91* 1,76/1,43**

Тревожность 1,87/1,91 1,91/1/63**

Низкая устойчивость к стрессу 1,40/2,02*** 1,59/1,28**

Мотивационно-ценностный Общий показатель осмысленности жизни 107,76/108,3 106,43/112,24**

Эгоистичность 1,76/1,82 2,09/1,80*

Профессиональные ценности 17,89/17,80 17,65/18,41**

Общественные ценности 13,11/12,96 13,50/14,57**

Духовные ценности 12,69/12,64 12,78/14,11**

Безответственность 1,20/1,09* 1,33/1,11*

Преобладание мотива избегания неудач в работе 2,31/2,27 2,35/2,09**

Цели в жизни (целеустремленность) 32,20/32,23 32,57/36,72***

Игровая роль жертвы (присутствие рентных установок) 15,38/15,78 15,96/13,15***

Лич-ност. компо Показатели КГ до/после ЭГ до/после

ненты

Неумение распределять и концентрировать внимание 1,89/1,95 1,93/1,61**

« и Чувство вины 1,82/1,78 1,96/1,61**

Личностно-ситуативная антиц. сост. 169,18/169,29 168,96/174,11***

ш £ Пространственная антиц. сост. 47,40/46,60 47,13/49,39***

к Временная антиц. сост. 41,80/41,98 41,39/43,2***

и Общая антиципационная состоятельность 258,38/257,87 257,48/266,7***

Игровая роль жертвы (идентификация себя с жертвой) 15,38/15,78 15,96/13,15***

Социальная роль жертвы (склонность к самообвинению) 13,71/13,60 14,13/11,41***

Склонность к агрессивному поведению 2,73/2,84 3,11/2,46***

Склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению 3,31/3,36 3,61/2,54***

Склонность к зависимому и беспомощному поведению 4,47/4,38 4,98/3,24***

Склонность к некритичному поведению 3,60/3,51 4,04/3,02***

Конформность 2,29/2,36 2,37/2,26*

Неуверенность 1,64/1,58 1,72/1,48*

Склонность к риску 1,58/1,62 1,63/1,41**

Склонность к нарушению правовых норм 1,18/1,22 1,50/1,13***

« к Жестокость 1,67/1,6 1,78/1,54**

Импульсивность 1,87/2,04 1,89/1,61**

о и Нерешительность 1,80/1,87 1,89/1,48***

85 Экстернальность 2,00/1,93 2,07/1,85**

Н и Грубость 1,82/1,78 1,91/1,76*

О С Конфликтность 1,56/2,16** 1,61/1,33**

Агрессивность 1,64/1,78 1,76/1,59*

Шкала А (независимость) 4,36/4,38 3,98/4,93***

Шкала Б (уверенность, решительность) 6,82/6,87 6,56/7,13***

Конфронтация 7,33/7,44 8,0/6,61***

Дистанцирование 7,98/8,27 9,26/8,22*

Поиск социальной поддержки 9,71/9,93 9,35/11,52***

Принятие ответственности 5,67/6,36 5,74/6,48**

Планирование решения проблемы 11,06/11,29 11,02/13,22***

Игровая роль жертвы (манипулятив-ть, демонстратив-ть, инфантил-ть) 15,38/15,78 15,96/13,15***

Примечание: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, *** - при р<0,001.

В таблице представлены показатели, по которым были выявлены значимые различия.

Изменения показателей сформированное™ компонентов до и после эксперимента позволяют отметить, что установленные значимые различия указывают на развитие эмоционального, ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного и поведенческого компонентов в результате формирующего воздействия, что указывает на эффективность реализации психолого-педагогических условий превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности.

ВЫВОДЫ

Выделенные в теоретическом анализе психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности были апробированы в экспериментальном исследовании. Таким образом, создание обозначенных психолого-педагогических условий в образовательной среде будет способствовать превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России, их эффективному профессиональному становлению как специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Паулкина Д.П. Теоретический анализ подходов к исследованию виктимности и виктимного поведения личности в отечественной и зарубежной литературе / Д. П. Паулкина, И. В. Черемисова // Девиантное поведение личности и группы: коллективная монография. - Ульяновск :

Зебра, 2021. - С. 5-16.

REFERENCES

1. Paulkina, D.P. and Cheremisova, I.V. (2021), "Theoretical analysis of approaches to the study of victimization and victim behavior of a person in domestic and foreign literature", Deviant behavior of a person and a group, Zebra, Ulyanovsk, pp.5-16.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 159.923

ОБРАЗ КЛИЕНТА У СОТРУДНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Елена Петровна Процукович, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе своей деятельности банковский сотрудник постоянно взаимодействует с клиентами. В процессе этого формируется определенный образ. Профессиональной спецификой является высокая направленность на психологическое портретирование как средство построения дальнейшей модели делового взаимодействия с клиентом. В статье представлены результаты эмпирического исследования проявления образа клиента у сотрудников банка с разным уровнем эмоционального выгорания с использованием стандартизированных, проективных и психосемантических методов. Выявлены как общие черты, так и особенности, что представляет практический интерес в рамках управления персоналом.

Ключевые слова: сотрудник банка, выгорание, образ клиента.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p424-427

CUSTOMER IMAGE OF BANKING EMPLOYEES WITH DIFFERENT LEVEL OF

EMOTIONAL BURNOUT

Elena Petrovna Protsukovich, the senior teacher, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

In the course of their activities, the bank employee constantly interacts with customers. In the process, the certain image is formed. Professional specificity is a high focus on psychological portraiture as a means of building up the further model of business interaction with the client. The article presents the results of the empirical study of the manifestation of the image of the client among the bank employees with different levels of emotional burnout by using standardized, projective and psychosemantic methods. Both common features and features are revealed, which is of practical interest in the framework of personnel management.

Keywords: bank employee, burnout, client image.

ВВЕДЕНИЕ

Образ банковского клиента часто рассматривается как маркетинговый инструмент. Известно, что привлечение новых клиентов обходится организации дороже, чем удержание старых, поэтому основной фокус внимания бизнеса в этой области сосредоточен не столько на развитии банковских технологий самих по себе, сколько на установлении более крепких отношений с клиентами [2]. По сути, от сотрудника банка ожидают оперирование только позитивным образом клиента, что требует высокого уровня самоконтроля и порой искажения реальных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.