УДК 159.9.072
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Александровна Чарова, доктор медицинских наук, Вадим Сергеевич Дьяконов, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград
Аннотация
Эффективность обучения в высшей школе во многом зависит от психоэмоционального состояния студента. В современных условиях педагогический процесс в вузе предъявляет большие требования к интеллектуальному и эмоциональному состоянию студента, вызывая их напряжение и влияя на состояние здоровья обучающегося. В статье представлена оценка психоэмоционального состояния студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении. Проведенные исследования показали достаточно высокий уровень психоэмоционального состояния у большинства обследованных студентов. Наряду с этим, у части из них выявлены определенные отклонения при анализе показателей тестов на самочувствие, настроение, активность, тревожность. Результаты проведенных исследований дают основание рекомендовать дифференцированный подход к назначению адекватной физической нагрузки на практических занятиях.
Ключевые слова: активность, настроение, психоэмоциональное состояние, самочувствие, студенты, тревожность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p415-420
PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN THE MAIN DEPARTMENT
Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Ale-ksandrovna Charova, the doctor of medical sciences, Vadim Sergeevich Dyakonov, the senior teacher, Volgograd State Agrarian University
Abstract
The effectiveness of teaching in higher education largely depends on the psycho-emotional state of the student. In modern conditions, the pedagogical process at the university places great demands on the intellectual and emotional state of the student, causing their stress and affecting the health of the student. The article presents the assessment of the psychoemotional state of students engaged in physical education in the main department. The conducted studies have shown fairly high level of psycho-emotional state in the majority of the surveyed students. Along with this, some of them revealed certain deviations in the analysis of indicators of tests for well-being, mood, activity, anxiety. The results of the conducted studies give grounds to recommend a differentiated approach to the appointment of adequate physical activity in practical classes.
Keywords: activity, mood, psycho-emotional state, well-being, students, anxiety.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных физических, интеллектуальных и эмоциональных напряжений [3, 4]. Студенческий возраст - пора сложного структурирования интеллектуального и эмоционального состояния студента [2]. Между тем, характер обучения в вузе, построенный на самоконтроле и сознательном отношении к процессу обучения, оказывает влияние на студента и требует от него совершенствования структуры личности - важной составляющей основы успешной работы будущего специалиста [1, 2, 5, 6]. Изучение этих вопросов имеет не только теоретический интерес, но и практическое значение (с точки зрения физиологического обоснования) для рациональной организации учебного процесса в высшей школе. Однако, несмотря на важность затронутой темы, оценка психоэмоционального состояния студентов, занимающихся физ-
культурой в основном отделении, не нашла еще должного освещения.
Цель исследования. Изучение психоэмоционального состояния студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении, для совершенствования методического обеспечения двигательной и эмоциональной нагрузки на практических занятиях.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В обследовании приняли участие 184 студента 1-3 курса (40,8% юноши, 59,2% девушки) в возрасте 18-22 лет, занимающиеся физкультурой в основном отделении кафедры «Физическая культура и здоровье» Волгоградского государственного аграрного университета. Для оценки психоэмоционального состояния студентов использованы тесты САН и Спилбергера-Ханина. Тест САН (самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение) позволяет определить готовность тестируемого к решению жизненных задач, а тест Спилбергера-Ханина - дифференцированно измерить тревожность не только как личностное свойство, но и как состояние, связанное с текущей ситуацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенные исследования установили, что у студентов всех курсов средний балл теста САН у юношей составлял 5,5±0,3 баллов, а у девушек - 5,2±0,3 баллов (таблица 1). Оценка составляющих теста САН выявила в среднем высокий уровень их самочувствия и настроения. Уровень активности был несколько ниже и составил в среднем у юношей 5,1±0,3 баллов, а у девушек - 4,7±0,4 баллов.
Таблица 1 - Средние показатели теста САН у обследуемых
Курс, пол Показатели (балл)
Самочувствие Активность Настроение САН
1 юноши 5,7±0,5 5,3±0,3 6,1±0,3 5,6±0,5
девушки 5,5±0,3 4,9±0,4 6,0±0,3 5,4±0,3
2 юноши 5,6±0,4 5,1±0,3 5,9±0,4 5,6±0,3
девушки 5,2±0,2 4,7± 0,3 5,7±0,2 5,2±0,2
3 юноши 5,7±0,4 5,0 ±0,3 5,8±0,3 5,5±0,4
девушки 5,2±0,3 4,7±0,2 5,5±0,2 5,0±0,3
1-3 юноши 5,6±0,4 5,1±0,3 5,9±0,4 5,5±0,3
девушки 5,3±0,3 4,7±0,4 5,7±0,2 5,2±0,3
Дифференцированный анализ результатов исследований показал, что уровень составляющих теста САН соответствовал среднему лишь у небольшой части студентов, у большей - был выше или, реже, ниже (таблица 2). Например, у 62,3% юношей и 58,3% девушек уровень самочувствия был высокий и равнялся соответственно 6,2±0,2 баллов и 5,9±0,2 баллов. Такой уровень самочувствия наиболее часто наблюдался у студентов 1 и 2 курсов. Высокому уровню самочувствия соответствовал высокий уровень настроения у 63,5% юношей и 66,9% девушек, который чаще регистрировался у студентов 1 и 3 курсов.
Таблица 2 - Дифференцированный анализ психоэмоциональных показателей у наблюдаемых студентов_
Курс, пол Уровень показателя
Высокий Средний Низкий
% | балл % | балл % | балл
Самочувствие
1 юноши 67,4 6,3±0,2 19,1 5,0± 0,2 13,5 3,5±0,1
девушки 59,4 6,1±0,4 32,3 4,6±0,1 8,3 3,8±0
2 юноши 65,7 6,1±0,3 31,2 5,1±0,2 3,1 3,4±0
девушки 61,3 5,7±0,3 26,5 5,1±0,3 12,2 3,5±0,1
3 юноши 56,2 6,2±0,2 31,3 5,3±0,3 12,5 3,9±0,1
девушки 56,6 6,0±0,3 32,7 3,1±0,1 10,7 3,0±0,1
1-3 юноши 62,3 6,2±0,2 26,7 5,1±0,1 11 3,6±0,1
девушки 58,3 5,9±0,2 30,7 4,2±0,3 11 3,4±0,1
Курс, пол Уровень показателя
Высокий Средний Низкий
% | балл % | балл % | балл
Активность
1 юноши 60 6,0±0,4 38,5 4,7±0,3 1,5 3,6±0,1
девушки 57,9 5,7±0,3 21,1 4,5±0,4 21,0 3,5±0,1
2 юноши 43,7 5,9±0,4 46,9 4,6±0,2 9,4 3,3±0,1
девушки 53,1 5,7±0,4 16,3 4,4±0,2 30,6 3,3±0
3 юноши 63,5 5,5±0,3 20,5 3,9±0,1 16,0 2,7±0,2
девушки 60,9 5,1±0,2 29,8 3,9±0,2 9,3 2,1±0,1
1-3 юноши 55,1 5,8±0,4 35,9 4,4±0,4 9 3,2±0,1
девушки 59,1 5,5±0,3 18,7 4,2±0,3 22,2 2,9±0,1
Настроение
1 юноши 65,4 6,7±0,4 30,8 4,3±0,2 3,8 3,6±0
девушки 64,9 6,5±0,4 31,6 4,1±0,2 3,5 3,0±1,2
2 юноши 56,3 6,2±0,2 40,6 5,0±0,3 3,1 3,1±0,1
девушки 63,2 6,4±0,3 28,6 4,9±0,2 8,2 3,5±0,1
3 юноши 68,8 6,3±0,4 28 4,5±0,2 3,2 3,3±0,3
девушки 75,6 6,1±0,3 19,5 4,1±0,2 4,9 2,3±0,1
1-3 юноши 63,5 6,4±0,4 33,0 4,8±0,3 3,5 3,3±0,1
девушки 66,9 6,3±0,2 27,6 4,3±0,2 5,5 2,9±0,1
Высокий уровень активности установлен лишь немного более чем у половины студентов, чаще наблюдался у студентов 3-го курса, и составлял в среднем 5,8±0,4 баллов у юношей, а у девушек - 5,5±0,3 баллов. Студенты с высокой оценкой теста САН отмечали, что чувствуют себя полными сил, восторженными и полными надежд о своем будущем. В учебном процессе они высоко сообразительны, внимательны, легко усваивают учебный материал и очень уверены в себе.
Индивидуальная оценка данных исследований показала, что 26,7%, 33,0% юношей и 30,7%, 27,6% девушек имеют средний уровень оценки самочувствия и настроения, при этом наиболее низкий средний балл (в пределах 4,2-4,3 баллов) зарегистрирован у девушек. Средний уровень самочувствия чаще отмечали студенты 3 курса, а настроения -юноши 2 курса.
Активность среднего уровня чаще определялась у юношей (35,9%), чем у девушек (16,7%), была наиболее низкой у студентов 3 курса, и в среднем равнялась соответственно 4,4±0,4 баллов и 4,2±0,3 баллов. Студенты связывали сниженную активность у себя с плохим самочувствием; некоторые из них заявляли, что считают себя «недостаточно здоровыми», плохо отдохнувшими и очень осторожно относились к оценке своего будущего.
Характеризуя показатели теста САН у студентов, следует подчеркнуть, что у 11% из них выявлен низкий уровень самочувствия, который у 3,5-5,5% студентов сочетался с низким уровнем настроением. Низкий средний уровень активности (2,9±0,1 баллов) установлен у 22,2% девушек всех курсов. Студенты с низким уровнем оценки данного показателя (особенно девушки 3 курса) отмечали у себя выраженное равнодушие, постоянную усталость, недовольство, желание отдохнуть; четко не определяли свое будущее.
Оценка результатов теста Спилбергера-Ханина показала, что общий итоговый показатель реактивной (ситуативной) тревожности у студентов в среднем соответствовал низкому уровню. Наряду с этим, уровень личностной тревожности определялся как умеренный и составлял в среднем у юношей 31±0,9 балл, а у девушек - 3 8± 1,9 баллов (таблица 3).
Таблица 3 - Средние показатели теста Спилбергера-Ханина у обследуемых
Курс, пол Показатели (балл)
Реактивная тревожность Личностная тревожность
1 юноши 19±1,2 30±1,3
девушки 24± 1,3 39±1,2
2 юноши 18±1, 0 31±1,3
девушки 23±1,3 40±1,4
Курс, пол Показатели (балл)
Реактивная тревожность Личностная тревожность
3 юноши 21±1,2 32±1,1
девушки 14±1,3 38±1,1
1-3 юноши 19±1,2 31±0,9
девушки 20±1,3 38±1,9
Индивидуальный анализ показателей теста Спилбергера-Ханина выявил, что низкий уровень реактивной тревожности регистрировался у большей части юношей (83,5%) и девушек (76,4%), чаще наблюдался у студентов 2 курса и равнялся у юношей всех курсов в среднем 16±1,2 баллов, а у девушек - 21±1,9 балл (таблица 4).
Таблица 4 - Структура показателей теста тревожности у обследуемых
Курс, пол Уровень показателя
Высокий Средний Низкий
% | балл % | балл % | балл
Реактивная тревожность
1 юноши 0 - 18,5 35±2,1 81,5 16±3,1
девушки 0 - 21,1 38±1,9 78,9 20±2,9
2 юноши 6,3 45±2,1 4,2 33±1,3 89,5 18±1,9
девушки 4,1 48±1,9 10,2 37±2,0 85,7 20±2,8
3 юноши 6,2 50±3,2 18,8 32±2,2 75 16±1,2
девушки 15 51±2,9 17 33±1,9 68 23±1,9
1-3 юноши 4,1 47±2,1 12,4 33±2,0 83,5 16±1,2
девушки 6,3 49±2,3 17,3 36±2,2 76,4 21±1,3
Личностная тревожность
1 юноши 14,8 49±1,9 22,2 36±1,3 63 24±1,6
девушки 31,6 55±2,6 47,4 35±1,3 21 22±1,9
2 юноши 6,3 45±1,6 43,7 36±1,4 50 28±1,4
девушки 34,7 52±2,4 44,9 37±1,6 20,4 27±1,9
3 юноши 12,5 50±2,9 43,8 34±1,5 43,7 25±1,5
девушки 36,4 47±1,9 39 38±2,5 24,6 26±1,7
1-3 юноши 11,2 48±2,2 36,5 34±1,4 52,3 25±1,4
девушки 34,2 51±3,0 43,8 38±1,9 22 26±1,7
Низкий уровень личностной тревожности наблюдался чаще у юношей (52,3%), особенно 1 курса, и значительно реже у девушек (22%), составляя в среднем соответственно 25±1,4 баллов и 26±1,7 баллов.
Средний уровень реактивной тревожности был более характерен девушкам, особенно 1 и 3 курсов, составляя в среднем в среднем 36±2,2 баллов. Следует отметить, что и средний уровень показателя личностной тревожности также чаще определялся у девушек (43,8%), составляя 38±1,9 баллов.
Индивидуальный анализ выявил высокий уровень реактивной тревожности у 4,1% юношей и у 6,3% девушек,%, который равнялся у юношей всех курсов в среднем 47±2,1 баллов, и чуть выше у девушек - 49±2,3 баллов.
Высокий уровень личностной тревожности у студентов всех курсов регистрировался чаще, чем реактивной. Особенно это заметно у девушек (34,2%), достигая в среднем 51±3,0 балл. Среди юношей высокий уровень личностной тревожности чаще наблюдался у студентов 1 -го курса (14,8%).
Отмечая особенности психоэмоционального состояния студентов с высоким уровнем реактивной и личностной тревожности, обращает внимание высокая напряженность и беспокойство о своих заботах. Их постоянно беспокоила возможность неудач при обучении, решении вопросов личного характера. Студенты часто пересматривали ранее принятые решения, а занятия по дисциплине редко приносили им удовольствие.
Итак, проведенные исследования показали, что у большинства обследованных студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении, самочувствие, настроение и активность соответствовали высокому уровню, причем более высокий балл регистриро-
вался у студентов 1 курса. Полученные у них данные в сочетании с оптимальным уровнем тревожности указывали, что у большинства студентов выполнение заданий на практических занятиях вызывали вполне адекватные эмоции.
Наряду с этим, исследования выявили у 3,5-11% студентов очень низкий уровень самочувствия, настроения и особенно активности (22,2% девушек всех курсов), которые чаще сочетались с низким уровнем реактивной и личностной тревожности, более выраженные у девушек всех курсов. Анализ причин установленных данных позволил связать их с невысоким уровнем учебной успеваемости (в том числе и по физкультуре), личностными особенностями характера (равнодушие, желание отдохнуть, а не работать, повышенная ранимость, склонность к излишнему самоанализу своего самочувствия). Отмеченные у этой группы студентов психоэмоциональные особенности в сочетании с низким уровнем мотиваций (значительнее выраженные у девушек) создают условия для возможного развития психогеннопродуцирующих состояний.
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования, выявив среди студентов основного отделения группу лиц с очень низкими показателями психоэмоционального состояния, дают основание использовать на практических занятиях дифференцированный подход для назначения адекватной двигательной активности студентам. Обосновано на практических занятиях для них шире вводить элементы образовательного аспекта физического воспитания для повышения понятия роли физической культуры в формировании здорового образа жизни, развития чувства ответственности в решении тех или иных задач. Пробуждению активности и заинтересованности данной группы студентов также будут способствовать упражнения с элементами «эмоциональной окраски» (элементы спортивных игр, соревновательные упражнения и др.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 69-74.
2. Казантинова Г.М. Психофизиология умственного труда: монография / Г.М. Казантино-ва. - Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2013. - 116 с.
3. Кирсанов В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 127-132.
4. Колосова Е.В. Физическая культура и спорт как профилактика эмоциональных перегрузок у студентов / Е.В. Колосова // Страховские чтения. - 2020. - № 28. - С. 194-199.
5. Мальцев А.А. Модель формирования социальной компетенции студентов, обучающихся по направлению физическая культура / А.А. Мальцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 88-91.
6. Хузина Г.К. Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов / Г.К. Хузина, В.А. Амерзянова // Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции - Белгород, 2021. - С. 103-106.
REFERENCES
1. Ilyina, N.L. (2010), "Influence of the physical culture on psychological well-being of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 69-74.
2. Kazantinova, G.M. (2013), Psychophysiology of mental work: monograph, Volgograd state agrarian university, Volgograd.
3. Kirsanov, V.M. and Shibkova, D.Z. (2012), "Psychophysiological characteristics of the personality of students during the period of adaptation to study at the university", Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, No. 9, pp. 127-132.
4. Kolosova, E.V. (2020), "Physical culture and sports as prevention of emotional overload in students", Strahovskie chteniya, No. 28, pp. 194-199.
5. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 8891.
6. Khuzina, G.K. and Amerzyanova, V.A. (2021), "The influence of physical training and sports on the psycho-emotional state of students", The impact of science and technology on the socio-economic development of Russia: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Belgorod, pp. 103-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2022
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ)
Дарья Павловна Паулкина, адъюнкт, Ирина Валерьяновна Черемисова, доктор психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения
наказаний России, г. Рязань
Аннотация
Одним из важных направлений по повышению эффективности профессионализации будущих специалистов образовательных организаций ФСИН России является использование превентивных мер в подготовке курсантов к служебной деятельности, в частности обеспечение их викти-мологической безопасности. В статье представлены психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности, их апробация в процессе проведенного диссертационного исследования. В заключении отмечается эффективность реализации выделенных психолого-педагогических условий в деятельности образовательных организаций.
Ключевые слова: курсант, образовательные организации ФСИН России, виктимологиче-ская безопасность, виктимное поведение, превенция, психолого-педагогические условия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p420-424
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF CADETS IN THE CONTEXT OF ENSURING THEIR VICTIMOLOGICAL SAFETY (BASED ON THE MATERIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA)
Darya Pavlovna Paulkina, the adjunct, Irina Valeryanovna Cheremisova, the doctor of psychology, docent, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan
Abstract
One of the important directions for improving the efficiency of professionalization of future specialists of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia is the use of preventive measures in training cadets for official activities, in particular, the ensuring their victimological safety. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets in the context of ensuring their victimological safety, their approbation in the course of the dissertation research. In conclusion, the effectiveness of the implementation of the identified psychological and pedagogical conditions in the activities of educational organizations is noted.
Keywords: cadet, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, victim-ological safety, victim behavior, prevention, psychological and pedagogical conditions.