2. Malyarchuk, N.N. and Veshkurtseva, E.V., (2012), “The directions of health-developing activity in preschool institution”, Paramedic, No. 7, pp. 27.
3. Nemerovsky, V.M. (2007), “Play and psycho-gymnastics in the development of motor-cognitive sphere of children 5-6 years in preschool and family”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 34, No. 12, .pp.81-85.
4. Nemerovsky, V.M. (2008), “Integrating fitness equipment in the development of variative motor-cognitive sphere preschoolers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, .pp.71-75.
5. Chimarov, V.M. (2012), “About education of health's culture of subjects of preschool institutions' educational process”, Tyumen region of today, No.49, pp.6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2013.
УДК 378.172:378.178:796.035
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ГРУППЕ «ОСВОБОЖДЕННЫЕ»
Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ)
Аннотация
Нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов является важнейшим фактором обучения в вузе, основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в будущем. Между тем, педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Это обстоятельство заслуживает внимания, тем более, что по публикуемым материалам научных исследований увеличивается число больных студентов и растет процент студентов специальной медицинской группы и среди них группы «освобожденных» студентов. В статье представлена психоэмоциональная оценка студентов из группы «освобожденные» и рассматривается проблема совершенствования преподавания им физической культуры. Результаты проведенных исследований дают объективное обоснование использование у этой категории студентов адекватной физической нагрузки на практических занятиях физической культурой, как одного из хорошо апробированных оздоровительных факторов здорового образа жизни с учетом их физиологических возможностей.
Ключевые слова: оценка здоровья, психоэмоциональные показатели, методика преподавания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p77-81 PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS INVOLVED IN PHYSICAL
TRAINING IN THE GROUP “EXEMPT FROM PHYSICAL EDUCATION”
Galina Mihajlovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor,
Tatiana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University
Annotation
The normal psychophysiological, psychoemotional state of students is the most important factor of training in higher education institution, a basis of formation of the identity of the expert and high professional suitability in the future. Meanwhile, the pedagogical process in modern conditions of training in higher education institution, along with other factors, influences on health of the student, causing tension of the psychoemotional sphere. This circumstance deserves attention especially as on published materials of scientific researches the number of sick student’s increases and percent of students of special medical
group and among them, the group of "released" students grow. The psychoemotional assessment of students group “exempt from physical education” is presented in the article and the problem of improvement of their physical culture teaching is considered. Results of the conducted researches provide objective justification of application toward this category of students of adequate physical loads in framework of practical training physical culture, as one of well approved health-improving factors of healthy lifestyle taking into account their physiological opportunities.
Keywords: assessment of health, psychoemotional indicators, methods of teaching.
ВВЕДЕНИЕ
Нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов является важнейшим фактором обучения в вузе, основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в будущем [5]. Между тем, педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Это обстоятельство заслуживает внимания, тем более, что по публикуемым материалам научных исследований увеличивается число больных студентов и растет процент студентов специальной медицинской группы и среди них группы «освобожденных» студентов [4, 8], что вызывает у преподавателей трудности в проведении практических занятий по физической культуре. Традиционная методика не может использоваться у этой категории студентов, так как не соответствует их физиологическим возможностям, что дает основание к поиску новых методических приемов физического воспитания. Отдавая должное ценности в оценке здоровья студентов таких показателей, как заболеваемость, физическое развитие, следует отметить, что изучение психоэмоционального состояния студентов, занимающихся физической культурой в разных медицинских группах не нашло еще достаточного освещения. Между тем, основу умственной работоспособности составляют психоэмоциональные качества индивида [2, 5].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для оценки психоэмоционального состояния использованы тесты: тревожности Спилбергера-Ханина [9], внушаемости, стрессоустойчивости [6], САН [3]. Было обследовано 312 студентов (62% - юноши, 38% - девушки), которые по состоянию здоровья были освобождены от практических занятий по физической культуре и на момент обследования занимались ею в группе «освобожденных» по методике, разработанной на кафедре [4]. Оценка психоэмоционального состояния выявила в среднем высокий уровень самочувствия у студентов первых трех курсов (таблица 1). Причем, у студентов 1-го курса оно сочеталось с высоким уровнем настроения и активности, а у студентов 3-го курса -со средним.
Таблица 1
Показатели психоэмоционального состояния обследуемых студентов___________
Курс В баллах М±m
Спилбергер-Ханин С А Н Внушаемость, стрессоустойчивость
СТ ЛТ С А Н В Су
1-ый 40±3,1 43±2,8 5,1±0,2 5,0±0,2 5,1±0,2 10,4±0,4 12,6±0,7
2-ой 38±1,9 41±2,1 5,2±0,2 4,7±0,1 5,1±0,1 10,5±0,5 12,2±0,6
3-ий 45±2,8 49±1,7 5,0±0,1 4,9±0,1 4,9±0,1 10,8±0,6 12,0±0,9
4-ый 42±4,7 44±3,0 4,7±0,4 5,0±0,3 5,1±0,3 11,3±0,6 12,1±1,0
Примечание: СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность; С - самочувствие, А - активность, Н - настроение; В - внушаемость, Су - стрессоустойчивость.
У студентов 2 и 4-го курса эти показатели не были так однозначны. Высокий уровень самочувствия и настроения у студентов 2-го курса сопровождался средним уровнем активности, а у студентов 4-го курса высокая активность и настроение протекали на фоне
среднего уровня самочувствия. Индивидуальный анализ показателей теста САН выявил постепенное уменьшение числа лиц с высоким уровнем самочувствия к 4-му курсу. Одновременно у них наблюдалось увеличение процента студентов с среднем уровнем самочувствия, активности, настроения от 1-го до 4-го курса. Низкий уровень показателей теста САН зарегистрирован лишь у студентов 1 и 2-го курсов (таблица 2). Например, у 7,1% студентов 1-го курса показатели самочувствия составили лишь 1,5 балла, а у 14,3% показатель настроения - 2,8 балла. У 21,4% первокурсников степень активности составляла в среднем 3,1 балла.
Таблица 2
Уровень частоты и интенсивности показателей психоэмоционального состояния у ____________________________обследуемых студентов______________________________
Показатели (тесты) Курс Уровень
высокий средний низкий
% Ср. балл % Ср. балл % Ср. балл
1 78,6 >5 14,3 4,7 7,1 1,5
2 65,4 >5 30,8 3,7 3,8 2,9
3 41,7 >5 58,3 4,4 0 0
4 40,0 >5 60,0 3,8 0 0
1 57,2 >5 24,4 4,8 21,4 3,1
2 46,2 >5 50,0 4,1 3,8 2,2
3 41,7 >5 58,3 4,1 0 0
4 60,0 >5 40,0 4,6 0 0
1 64,3 >5 21,4 4,1 14,3 2,8
2 73,1 >5 26,9 4,0 0 0
3 50,0 >5 50,0 4,1 0 0
4 60,0 >5 40,0 4,2 0 0
1 26,7 56,7 46,6 37,8 26,7 23,2
2 17,8 51,6 53,6 39,1 28,6 30,6
3 50,0 50,8 33,3 39,5 16,7 27,5
4 40,0 54,0 20,0 42,0 40,0 26,5
1 33,3 52,0 33,3 39,2 33,3 29,4
2 39,3 50,6 28,6 39,2 32,1 32,0
3 41,7 58,7 33,3 40,7 25,0 34,0
4 60,0 50,0 0 0 40,0 30,5
1 0 0 100,0 9,8 0 0
2 3,6 16,0 82,1 9,7 14,3 3,7
3 0 0 100,0 10,3 0 0
4 0 0 100,0 11,1 0 0
1 28,6 17,5 64,3 12,4 7,1 6,0
Су 2 25,0 17,5 60,7 11,7 14,3 6,5
3 18,7 17,3 75,0 11,2 6,3 6,0
4 10,0 20,0 90,0 11,8 0 0
Примечание: СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность; С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, В - внушаемость, Су - стрессоустойчивость.
Ситуационная (рабочая) и личностная тревожность у студентов 1-2-го и 4-го курсов определялась на среднем уровне, а у студентов 3-го курса - на высоком. Однако анализ результатов теста Спилбергера у каждого обследуемого показал, что высокий уровень тревожности наблюдался у большего процента студентов не только 3-го, но и 4-го курса. Наряду с этим, низкий уровень ситуационной тревожности у 16,7^40% студентов 1-4 курсов составил лишь 23,2^26,5 балла, а личностный у 25^40% - 29,4^34 балла. Обращает внимание, что индивидуальная оценка результатов теста выявила у студентов более заметное преобладание личностной тревожности.
Средние показатели внушаемости и стрессоустойчивости у обследуемых студен-
тов всех курсов были на среднем уровне. Бальная оценка их у студентов всех курсов была практически одинаковой и находилась соответственно в пределах 10,4^11,3 баллов и 12,0^12,6 баллов (таблица 1). Однако при индивидуальном анализе показателей тестов у 3,6% студентов 2-го курса установлен высокий уровень внушаемости (16 баллов), а у 14,3% из них - уровень его низкий. Высокая стрессоустойчивость чаще регистрировалась у студентов первого и второго курса. Низкий его уровень выявлен у 7,1%, 14,3% и 6,3% студентов 1-3 курсов соответственно.
Таким образом, изучение психоэмоционального состояния «освобожденных» студентов показало, что, несмотря на, имеющиеся у них заболевания, у большинства из них хорошее самочувствие, настроение и достаточная учебная активность. Это особенно отчетливо выражено у студентов первого курса. Однако частота лиц с высокими показателями теста САН постепенно уменьшается от первого к четвертому курсу.
Средний уровень ситуационной тревожности у большинства студентов показывает, что учебный процесс создает вполне переносимые эмоции. Более высокие показатели личностной тревожности, которые чаще и значительно выражены у студентов 3 и 4-го курсов, связаны с различными ситуациями бытового характера и в первую очередь с трудоустройством и созданием семьи. Наряду с этим, высокий уровень внушаемости у 3,6% студентов 2-го курса и низкая стрессоустойчивость у 6,3^14,3% студентов первых трех курсов при появлении у них тревожности средне - высокого уровня может создать условия для развития психогеннопродуцирующих состояний.
Результаты проведенных исследований дают объективное обоснование использование у этой категории студентов адекватной физической нагрузки на практических занятиях физической культурой, как одного из хорошо апробированных оздоровительных факторов здорового образа жизни с учетом их физиологических возможностей. Разработка комплексов физических упражнений должна основываться на основных принципах компонента физической культуры - лечебной физической культуры и знании структуры заболеваемости у изучаемого контингента студентов.
ВЫВОДЫ
1. Оценка психоэмоционального состояния у «освобожденных» студентов выявила достаточный уровень настроения, самочувствия и активности.
2. Средний уровень тревожности, внушаемости, стрессоустойчивости обосновывает использования разработанной на кафедре методики физического воспитания адаптированной для этой категории студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт ; под ред. В.А. Бароненко. - М. : Альфа-М, 2003. - 352 с.
2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Г огунов, Е.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Вопросы психологии. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-146.
4. Казантинова, Г.М. Здоровьесберегающие технологии для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» : учеб. пособие / Г.М. Казантинова, Л.Б. Андрющенко ; Волгоградская гос. с.-х. акад. - Волгоград : [б. и.], 2007. - 68 с.
5. Казантинова, Г. М. Психофизиология умственного труда : монография / Г. М. Казантинова. - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. аграр. ун-та, 2013 - 121 с.
6. Клаучек, С.В. Разработка скриннингового метода для выявления склонности к
развитию индуцированных состояний / С.В. Клаучек, В.В. Деларю // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 2. - С. 123-128.
7. Максимова, Е.Н. Анализ состояния здоровья студентов - первокурсников за период 1999-2004 гг. / Е.Н. Максимова // Совершенствование физического воспитания сельского населения : материалы Всероссийской научно-практ. конф. - М. : [б. и.], 2005. - С. 59-60.
8. Червякова, Е.Э. Проблемы состояния здоровья студентов педагогического вуза.// Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях : сб. науч. тр. - Волгоград, 2005. - С. 140-143.
9. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожностью Г. Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин ; Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1976. - 57 с.
REFERENCES
1. Baronenko, V.A. and Rapoport, L.A. (2003), Health and physical culture of the student, publishing house “Alpha”, Moscow, Russian Federation.
2. Gogunov, E.N. and Martyanov E.I. (2000), Psychology of physical training and sports, publishing center "Akademiya", Moscow, Russian Federation.
3. Doskin V.A., Lavrentyeva, L.S., Miroshnikov, M.P. and Sharay, V.B. (1973), “Psychology questions. Test of a differential self-assessment of a functional condition”, Psychology Questions, No. 6, pp. 141-146.
4. Kazantinova, G.M. and Andryushchenko, L.B. (2007), Health saving technologies for the students exempted from a practical training on discipline "Physical culture", publishing house “VolFAU”, Volgograd, Russian Federation.
5. Kazantinova, G.M. (2013), Psychophysiology of brainwork: monograph, publishing house “VolFAU”, Volgograd, Russian Federation.
6. Klauchek, S.V. and Delaryu, V.V. (1997), “Development of a screening method for detection of tendency to development of the induced conditions”, Psychological journal, Vol. 18, No. 2, pp. 123-128.
7. Maksimova, E.N. (2005), “Analyze of a state of health of first-year students during 1999-2004”, "Improvement of physical training of country people": materials All-Russian scientifically conference, Moscow, pp. 59-60.
8. Chervyakova, E.E. (205), “Problem of a state of health of student’s pedagogical high school”, Problems of modernization of educational process on physical culture in educational institutions, conference, publishing house “VolSACA”, Volgograd, pp. 140-143.
9. Khanin, Yu.L. (1976), (1976), Quick Start Guide to scale application by G.D. Spil-berger's jet and personal uneasiness, publishing house “Leningrad Scientific research institute physical cultures, Leningrad, USSR.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2013.
УДК 796.8
СИТУАТИВНОСТЬ - ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ, И КАК ЧАСТНАЯ ТЕОРИЯ
Рашат Зигангирович Камалов, кандидат юридических наук, профессор, мастер спорта
международного класса СССР,
Институт экономики, управления и права, г. Казань
Аннотация
При организующей основе тактических, технико-тактических приемов сформировалась си-