Научная статья на тему 'РОЛЕВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЕВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ВИКТИМНАЯ УСТАНОВКА / УСТАНОВКА НА ПОВЕДЕНИЕ ЖЕРТВЫ / ВИКТИМНЫЕ КАЧЕСТВА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОЛЕВАЯ ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна, Черемисова Ирина Валерьяновна

Введение. Согласно М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой ролевая виктимность рассматривается, как предрасположенность индивида в силу неблагоприятных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, включает в себя сочетание социальных и игровых ролей, в основе которых лежат рентные установки. Цель исследования - изучить проявление ролевой виктимности у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 122 курсанта обучающиеся на 1, 2, 3 и 4 курсах Академии ФСИН России и Самарского юридического института ФСИН России в возрасте от 17 до 22 лет, из них: 38% - курсанты мужского пола, 62% - женского. Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования у курсантов было диагностировано проявление социальной (23,7%) и игровой (22,5%) ролей жертвы в поведении, ролевая виктимность находится в пределах нормы; также у курсантов выражены такие виктимные качества, как: доверчивость (62%), самоуверенность (57,6%), завышенная самооценка (46,7%), застенчивость (46,5%), преобладание мотива избегания неудач в работе (46,7%), конформность (47,1%), чувство вины (41,3%), самонадеянность (44,4%), склонность к сомнениям при принятии решения (45%), вспыльчивость (43,6%), неумеренная склонность к риску (40,5%); часто используемые (доминирующими) копинг-стратегиями в поведении курсантов являются планирование решения проблемы (54,8%) и положительная переоценка (50,1%). Выводы. Проведенное исследование позволило составить психологический портрет курсанта с социальной и игровой ролью жертвы, определить уровень выраженности ролевой виктимности, изучить виктимные качества курсантов и ведущие копинг-стратегии в их поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна, Черемисова Ирина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE VICTIMIZATION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF ENSURING VICTIMOLOGICAL SAFETY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Introduction. According to M. A. Odintsova, N. P. Radchikova, role victimization is considered as a predisposition of an individual due to unfavorable factors to produce the particular type of victim behavior, includes a combination of social and game roles, which are based on rental attitudes. The purpose of the study is to study the manifestation of role victimization among the cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The methodology and organization of the study. Methodology and organization of the study. The study involved 122 cadets enrolled in the 1,2,3 and 4 courses of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia and the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia aged 17 to 22 years, of which: 38% - male cadets, 62% - female. Research results and discussion. As a result of the conducted empirical research, cadets were diagnosed with the manifestation of social (23.7%) and game (22.5%) roles of the victim in behavior, role victimization is within the normal range; also, cadets expressed such victim qualities as: trustfulness (62%), self-confidence (57.6%), high self-esteem (46.7%), shyness (46.5%), the predominance of the motive of avoiding failures in work (46.7%), conformity (47.1%), guilt (41.3%), arrogance (44.4%), tendency to doubt when making a decision (45%), short temper (43.6%), excessive risk-taking (40.5%); often used (dominant) coping strategies in the behavior of cadets are problem-solving planning (54.8%) and positive reassessment (50.1%). Conclusions. The study made it possible to make a psychological portrait of a cadet with a social and game role of the victim, to determine the level of severity of role victimization, to study the victim qualities of cadets and the leading coping strategies in their behavior.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

эффект, ES> 0,8 - высокий эффект.

Таким образом, апробация программы аутотренинга показала положительный эффект для снижения уровня неуверенности у спортсменов в предсоревновательном периоде. Более того, был замечен высокий эффект для доразвития темпорально-ситуативных антиципационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кермани, К.Х. Аутогенная тренировка / К.Х. Кермани. - Москва : Физическая культура, 2005. - 315с.

2. Линдеман Х. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. - Минск : Попурри, 2002. -192 с.

3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Ч.2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практическое пособие / Е. И. Рогов. - Москва : Юрайт, 2012. - 507 с.

REFERENCES

1. Kermani, K.H. (2005), Autogenic training, Physical Culture, Moscow.

2. Lindeman, H. (2002), Autogenic training, Potpourri, Minsk.

3. Rogov, E.I. (2012), Table book of a practical psychologist. V.2. Work of a psychologist with adults. Correctional techniques and exercises: a practical guide, Yurayt, Moscow.

Контактная информация: bell.pant@mail.ru; oksovetnik09@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.06.2021

УДК 159.9

РОЛЕВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Дарья Павловна Паулкина, адъюнкт, Ирина Валерьяновна Черемисова, доктор психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения

наказаний России, г. Рязань

Аннотация

Введение. Согласно М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой ролевая виктимность рассматривается, как предрасположенность индивида в силу неблагоприятных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, включает в себя сочетание социальных и игровых ролей, в основе которых лежат рентные установки. Цель исследования - изучить проявление ролевой виктимности у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 122 курсанта обучающиеся на 1, 2, 3 и 4 курсах Академии ФСИН России и Самарского юридического института ФСИН России в возрасте от 17 до 22 лет, из них: 38% - курсанты мужского пола, 62% - женского. Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования у курсантов было диагностировано проявление социальной (23,7%) и игровой (22,5%) ролей жертвы в поведении, ролевая виктимность находится в пределах нормы; также у курсантов выражены такие виктимные качества, как: доверчивость (62%), самоуверенность (57,6%), завышенная самооценка (46,7%), застенчивость (46,5%), преобладание мотива избегания неудач в работе (46,7%), конформность (47,1%), чувство вины (41,3%), самонадеянность (44,4%), склонность к сомнениям при принятии решения (45%), вспыльчивость (43,6%), неумеренная склонность к риску (40,5%); часто используемые (доминирующими) копинг-стратегиями в поведении курсантов являются планирование решения проблемы (54,8%) и положительная переоценка (50,1%). Выводы. Проведенное исследование позволило составить психологический портрет курсанта с социальной и игровой ролью жертвы, определить уровень выраженности ролевой виктимности, изучить виктимные качества курсантов и ведущие копинг-стратегии в их поведении.

Ключевые слова: курсант, образовательные организации ФСИН России, виктимная установка, установка на поведение жертвы, виктимные качества, виктимологическая безопасность, ро-

левая виктимность, виктимное поведение. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p436-440

ROLE VICTIMIZATION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF ENSURING VICTIMOLOGICAL SAFETY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Darya Pavlovna Paulkina, the adjunct, Irina Valeryanovna Cheremisova, the doctor of psychology, Associate Professor, Professor of the Department of General psychology, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan

Abstract

Introduction. According to M. A. Odintsova, N. P. Radchikova, role victimization is considered as a predisposition of an individual due to unfavorable factors to produce the particular type of victim behavior, includes a combination of social and game roles, which are based on rental attitudes. The purpose of the study is to study the manifestation of role victimization among the cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The methodology and organization of the study. Methodology and organization of the study. The study involved 122 cadets enrolled in the 1,2,3 and 4 courses of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia and the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia aged 17 to 22 years, of which: 38% - male cadets, 62% - female. Research results and discussion. As a result of the conducted empirical research, cadets were diagnosed with the manifestation of social (23.7%) and game (22.5%) roles of the victim in behavior, role victimization is within the normal range; also, cadets expressed such victim qualities as: trustfulness (62%), self-confidence (57.6%), high self-esteem (46.7%), shyness (46.5%), the predominance of the motive of avoiding failures in work (46.7%), conformity (47.1%), guilt (41.3%), arrogance (44.4%), tendency to doubt when making a decision (45%), short temper (43.6%), excessive risk-taking (40.5%); often used (dominant) coping strategies in the behavior of cadets are problem-solving planning (54.8%) and positive reassessment (50.1%). Conclusions. The study made it possible to make a psychological portrait of a cadet with a social and game role of the victim, to determine the level of severity of role victimization, to study the victim qualities of cadets and the leading coping strategies in their behavior.

Keywords: cadet, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, victim setting, setting the victim's behavior, victim qualities, victimological safety, role-based victimization, victim behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Ролевая виктимность - «предрасположенность индивида в силу неблагоприятных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы» [3, с.1304], включает в себя сочетание социальных и игровых ролей, в основе которых лежат рентные установки, направленные на получение человеком выгоды из-за своего жертвенного положения. В современной научной литературе наиболее часто встречается понятие установки на поведение жертвы (виктимной установки), жертвенной позиции личности в трудах М.А. Одинцовой, И.Г. Малкиной-Пых, Р. А. Субботиной, О.О. Андронниковой и др..

В исследованиях М.А. Одинцовой установка на поведение «жертвы» (виктимная установка) рассматривается как «форма социальной установки, которой присущи потребительство, инфантилизация, инертная и выгодная адаптации в обществе с приминением неадекватных стратегий, которые затрудняют и задерживают преодоление трудных жизненных ситуаций» [2, с.44]; Р.А. Субботина вышеупомянутый термин обозначает как «разновидность социальной установки, в основе которой лежит готовность к жертвованию собственными интересами ради окружающих и стремление использовать положение жертвы для получения определенной выгоды» [4,с.79].

Определение жертвенной позиции личности в своих трудах использует О. О. Анд-ронникова, в которое включает «совокупность представлений о своем месте в обществе, о себе в виде когнитивной (комплекс представлений индивида о себе как объекта притес-

нения со стороны общества), эмоциональный (ощущение несамостоятельности, слабости, безнадежности, безнадобности) и поведенческой (комплекс установок, формирующих готовность к жертвованию собственными интересами ради окружающих) составляющих» [1]. Так, закрепление виктимных установок приводит к формированию позиции либо статуса жертвы (воплощение игровой и социальных ролей жертвы), которые фиксируются в модели поведения и способствуют деформации личности. Исследование ролевой виктим-ности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) является важным условием обеспечения их виктимо-логической безопасности, так как проявление её высоких показателей будет способствовать формированию у них виктимного поведения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 122 курсанта обучающиеся на 1, 2, 3 и 4 курсах Академии ФСИН России и Самарского юридического института ФСИН России в возрасте от 17 до 22 лет, из них: 38% - курсанты мужского пола, 62% - женского. Курсантам предлагалось ответить на вопросы тестового материала.

Для диагностики личностных качеств курсантов применялись следующие методы и методики: анкетирование; Методика экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности А.И. Папкина, И. А. Папкина (модифицированный вариант); Опросник М. А. «Тип ролевой виктимности» Одинцовой, Н. П. Радчиковой; Опросник «Стратегии совладающего поведения (СИП)» - Р. Лазаруса (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева); метод математико-статистической обработки результатов эмпирических данных - корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетного опроса распределились следующим образом.

5% курсантов подвергались угрозам и шантажу, 95% не подвергались, при этом 2,5% отмечают, что подвергались угрозам и шантажу при межличностном взаимодействии, остальные 2,5% в социальных сетях; 4,1% становились жертвой преступления (мошенничество, кража, нападение, травля и др.). В школьном возрасте унижению со стороны сверстников подвергались 12,4% курсантов; 10% подвергались неуставным взаимоотношениям (моральные и физические оскорбления, присвоение кличек и прозвищ, частые назначения в наряд и др.) в процессе обучения в вузе, из них: 7,7% со стороны сослуживцев, 3,3% со стороны начальников.

5,8% курсантов отмечают высокую опасность преступного посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС); 44,7% считают, что опасность существует, но в разумных пределах; 19,7% - опасности нет; 29,8% затрудняются с ответом на данный вопрос.

Анализ анкетного опроса позволил определить группу риска курсантов, требующую наибольшего внимания при проведении профилактической работы, а также обосновать актуальность исследования, так как есть курсанты с повышенным виктимальным потенциалом. Следует отметить, что не все курсанты осознают опасность преступного посягательства на жизнь сотрудника УИС, возможно, это может являться следствием неосведомленности о современных проблемах УИС.

По данным результатов опросника М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности» у курсантов в поведении было диагностировано проявление социальной (23,7%) и игровой (22,5%) ролей жертвы. В основе данных ролей лежат рентные установки, которые оказывают деформирующее влияние на личность и ее поведение (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова, 2012). Также выражены результаты по шкале «статус жертвы» (20,4%), «позиция жертвы (7,1%). Общий уровень ролевой виктимности нахо-

дится в пределах нормы.

Курсантам, с выраженными показателями по шкале социальная роль жертвы свойственно чувство одиночества и ненужности; ощущение отчужденности; окружающая социальная среда кажется им враждебной; склонны обвинять в случившемся обстоятельства; обидчивы; считают, что другие более привлекательны и успешны, чем они; зачастую не приняты социумом. Данная роль предполагает присвоение личности социальных ярлыков по типу «белая ворона» и т.п..

Курсантам, с выраженными показателями по шкале игровая роль жертвы свойственны такие индивидуальные качества, как: инфантильность; манипулятивность; демонстративность; боязнь ответственности; экстернальность; наличие рентных установок. Для них характерно манипулятивное поведение, направленное на получение выгоды из своего неблагоприятного положения, фокусируют психическую активность на страдании, беспомощности, пассивности; демонстрируют свои страдания и несчастья; склонны к проявлению агрессии.

Реализация в поведении игровой и социальной ролей жертвы способствует деформации личности курсанта и его поведения, выступает психологической проблемой обеспечения виктимологической безопасности, так как с усилением характеристик этих ролей, они закрепляются в поведении.

Результаты методики экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности А.И. Папкина, И.А. Папкина (модифицированный вариант) показали выраженность у курсантов таких виктимных качеств, как доверчивость (62%), самоуверенность (57,6%), завышенная самооценка (46,7%), застенчивость (46,5%), преобладание мотива избегания неудач в работе (46,7%), конформ -ность (47,1%), чувство вины (41,3%), самонадеянность (44,4%), склонность к сомнениям при принятии решения (45%), вспыльчивость (43,6%), неумеренная склонность к риску (40,5%).

Анализ результатов опросника «Стратегии совладающего поведения (С1111) - Р. Лазаруса (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)» показал, что наиболее часто используемыми (доминирующими) копинг-стратегиями в поведении курсантов являются планирование решения проблемы (54,8%) и положительная переоценка (50,1%). Для курсантов, использующих вышеупомянутые копинг-стратегии в поведении характерно решение проблемы посредством целенаправленного анализа ситуации, выработки стратегии и планирование собственных действий, однако есть вероятность чрезмерной рациональности, проявления спонтанности в поведении.

С целью изучения взаимозависимости между установкой на поведение жертвы и индивидуально-психологическими особенностями, социальным и эмоционально-психологическим статусом личности курсанта образовательных организаций ФСИН России, нами был проведен метод математико-статистической обработки результатов эмпирических данных - корреляционный анализ.

Курсанты, проявляющие в своем поведение игровую роль жертвы, состоят в гражданском браке (0,35), подвергались неуставным взаимоотношениям со стороны сослуживцев (0,23), ведущими копинг-стратегиями в поведении являются поиск социальной поддержки (0,33), принятие ответственности (0,31) и бегство-избегание (0,3), свойственны следующие виктимные качества: жестокость (0,27), завышенная самооценка (0,31), авантюризм в поведении (0,25), агрессивность (0,19), преобладание мотива избегания неудач в работе (0,24), самоуверенность (0,26), легковерность (0,19), слабое знание типовых опасных ситуаций деятельности (0,21).

Курсанты, проявляющие в своем поведение социальную роль жертвы, в основном являются представителями женского пола (0,23), становились жертвой преступления (0,22), ведущими копинг-стратегиями в поведении являются дистанцирование (0,43) и

самоконтроль (0,37), свойственны такие виктимные качества, как: доверчивость (0,34), Склонность к психической дезадаптации (0,24), склонность к злоупотреблению алкоголем (0,38), трусость (0,32), чувство вины (0,32), эмоциональная неуравновешенность (0,31), отсутствие сочувствия и сострадания к другим лицам (0,32).

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволило составить психологический портрет курсанта с социальной и игровой ролью жертвы, определить уровень выраженности ролевой виктимности, изучить его виктимные качества и ведущие копинг-стратегии в поведении. Применение полученного эмпирического материала в практике позволит определить направления работы с курсантами с ролевой виктимностью в рамках обеспечения их виктимологической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: дис. ... д-ра психол. наук / Андронникова Ольга Олеговна. - Новосибирск, 2018. - 243 с.

2. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции (система работы, диагностика, тренинги) / М.А. Одинцова. - Москва : Флинта, 2010. - 256 с.

3. Одинцова М.А. Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности» / Одинцова М.А., Радчикова Н. П. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 13031310.

4. Субботина Р.А. Психологические особенности личности студентов с разным уровнем выраженности установки на поведение жертвы : на материале студентов медицинского вуза : дис. ... канд. психол. наук / Субботина Рузанна Арцруновна. - Ярославль, 2020. - 315 с.

REFERENCES

1. Andronnikova, O.O. (2018), Ontogenetic concept of personality victimization, dissertation, Novosibirsk.

2. Odintsova, M.A. (2010), The many-sidedness of the "victim ", or a little about the great manipulation (system of work, diagnostics, trainings), Flinta, Moscow.

3. Odintsova, M.A. and Radchikova, N.P. (2012), "Development and standardization of the questionnaire "Type of role victimization"", News of Belinsky Penza State Pedagogical University, No. 28, pp. 1303-1310.

4. Subbotina, R.A. (2020), Psychological characteristics of the personality of students with different levels of severity of the attitude towards the behavior of the victim: on the material of students of a medical university, dissertation, Yaroslavl.

Контактная информация: dashakomleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2021

УДК 159.98+159.923.35

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Элла Игоревна Поднебесная, кандидат педагогических наук, доцент Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. Эффективная роль преподавателей в образовании требует многих различных способностей. Одной из таких фундаментальных способностей в современном мире является эмоциональный интеллект. Эмоциональные аспекты в процессе обучения влияют на общую успеваемость обучаемых, что было доказано во многих исследованиях. Тем не менее, прежде чем преподаватели начнут работать с эмоциями обучающихся, бесспорно, что их эмоциональная жизнь должна быть создана таким образом, чтобы оказывать положительное влияние на успеваемость обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.