Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпредметные связи / проектная деятельность / проект / обучающиеся нелингвистических вузов / inter-subject relations / project activity / project / students of non-linguistic universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Серафима Евгеньевна Зайцева

Исследуется продуктивность метода проектов при обучении английскому языку в целях формирования ряда компетенций, необходимых современному специалисту. Авторами анализируется алгоритм, позволяющий обучающимся с разным исходным уровнем языковой подготовки выполнять данный вид учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Серафима Евгеньевна Зайцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO USE THE PROJECT METHOD IN TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Examined the productivity of the project method in teaching English in order to form a number of competencies necessary for a modern specialist. The authors analyze an algorithm that allows students with different initial levels of language training to perform this type of educational work.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10214 © И.А. Горшенева, С.Е. Зайцева, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Ирина Аркадьевна Горшенева,

заведующая кафедрой иностранных языков, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Серафима Евгеньевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Исследуется продуктивность метода проектов при обучении английскому языку в целях формирования ряда компетенций, необходимых современному специалисту. Авторами анализируется алгоритм, позволяющий обучающимся с разным исходным уровнем языковой подготовки выполнять данный вид учебной работы.

Ключевые слова: межпредметные связи; проектная деятельность; проект; обучающиеся нелингвистических вузов.

OPPORTUNITIES TO USE THE PROJECT METHOD IN TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Irina A. Gorshenyova,

Head of the Department of Foreign Languages, Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Serafima E. Zayceva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. Examined the productivity of the project method in teaching English in order to form a number of competencies necessary for a modern specialist. The authors analyze an algorithm that allows students with different initial levels of language training to perform this type of educational work.

Keywords: inter-subject relations; project activity; project; students of non-linguistic universities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Горшенева И.А., Зайцева С.Е. Возможности использования метода проектов при обучении английскому языку профессионального общения. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):343-6.

В настоящее время общество испытывает настоятельную потребность в творческих специалистах, способных перестраивать себя и свою деятельность в зависимости от изменяющихся условий. Основная задача современного образования состоит в том, чтобы соединить процесс овладения прочными основами современных знаний со способностью приводить в соответствие с изменяющимися условиями реальной жизни собственные профессиональные и теоретические навыки. Указанные требования к профессиональной подготовке специалиста обусловили поиск наиболее эффективных подходов и методов в обучении иностранному языку. И сегодня необходимость интеграционных образовательных

методик, т.е. взаимодействие тех дисциплин, которые на первый взгляд казалось бы ничего общего не имеют, например, с юридическими науками, становится чрезвычайно актуальной в связи со схожестью и общностью задач, стоящими перед учебными заведениями.

Идея использования проектной деятельности в ходе процесса обучения иностранному языку не нова и в настоящее время в силу своей продуктивности находится на пике популярности. Данный метод широко используется для расширения кругозора обучающихся, совершенствования иноязычных навыков, повышения мотивации к обучению, углубления знаний, полученных в процессе подготовки по

другим предметам, формируя тем самым межпредметную синергию. Представление презентации с помощью ИКТ является многогранным заданием, развивающим все основные навыки и знания в области освоения иностранного языка обучающимся [3, с. 284].

Изучением проектной деятельности занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Е.М. Бахтиярова, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Ма-лей Алан Шот). Большинство из них едины во мнении, «что проектная деятельность является эффективным средством в обучении иностранному языку, расширяя образовательное пространство студентов, особенно в условиях развития информационно-коммуникационных технологий» [2, с. 23].

В ходе проектного обучения учащиеся вуза осваивают полный комплекс проектной деятельности, приобретая и развивая дополнительные компетенции, необходимые для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности в современных условиях. Речь идет о таких универсальных компетенциях, как системное и критическое мышление (способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации для решения поставленных задач), разработка и реализация профессионально ориентированных проектов (способность определять круг задач в рамках смоделированной ситуации служебной деятельности и самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы их решения, исходя из имеющихся ресурсов и правовых ограничений). Кроме того, проектное обучение формирует навыки работы в команде и лидерство, т.е. готовность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать собственную индивидуальную роль в группе, способность ком-муницировать: осуществлять личное деловое общение в устной и письменной формах на родном и иностранном языках. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию и общепрофессиональных компетенций, таких как научное мышление, исследовательская деятельность, владение информационными технологиями, компьютерная грамотность [4, с. 35].

В настоящее время в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (далее - МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя) профессионально ориентированная направленность является осново-

полагающим принципом обучения иностранному языку, что в соответствии с ФГОС означает задачу формирования межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции. Успешность формирования навыков иноязычной профессиональной коммуникации в значительной степени зависит от эффективного усвоения и адекватного использования понятийного аппарата будущей специальности, и прежде всего, специальных речевых клише и терминов, в различных ситуациях делового общения.

В результате, лексический аспект иностранного языка должен быть направлен на совершенствование навыков понимания специальных иноязычных текстов, распознавания словообразующих элементов и их корректного использования в ходе осуществления устной и письменной коммуникации, умений выявления полисемичности и многофункциональности строевых элементов, владения навыками адекватного употребления общей и терминологической лексики.

Особый акцент следует уделить изучению профессиональной лексики, поскольку именно освоение терминологии является инструментом познания сферы специального общения. Так, по определению исследователей Б.Н. Головина и Р.Ю. Кобрина термин это «слово или подчинительное словосочетание, имеющее специальное значение, выражающее и формирующее профессиональное понятие и применяемое в процессе познания и освоения научных и профессионально-технических объектов и отношений между ними» [1, с. 5].

В Институте подготовки сотрудников для органов предварительного расследования (ИПСОПР) МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя эффективное усвоение терминологического лексического материала организовано системно, начиная с выполнения языковых (некоммуникативных) и условно-коммуникативных упражнений и заканчивая подлинно коммуникативными упражнениями. Только комплексное многократное предъявление и закрепление специальной лексики в различных контекстах способствует ее более прочному усвоению. Наибольшую сложность в плане продуктивной реализации представляют коммуникативные упражнения.

Для введения и последующей активизации использования лексического материала в устной речи

обычно разрабатываются небольшие по объему презентации по конкретному аспекту в рамках изучаемой темы. Более детальное изучение отдельных вопросов и их проработка организуется с помощью метода проектов. Сам процесс защиты индивидуального или группового продукта проектной деятельности нацелен на развитие навыков монологической речи. Закрепление терминологической базы обеспечивается и в процессе обсуждения предлагаемой преподавателем проблемной ситуации профессионально значимого характера, в ходе практических занятий интерактивной направленности в формате конференции или «круглого стола», модулирующих элементы профессиональной деятельности, например, в форме совещаний или специализированной выставки.

Проектная деятельность считается приоритетной на кафедре иностранных языков МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя по многим причинам. Прежде всего, метод проектов выступает средством формирования межпредметных связей, предполагая применение и усвоение одновременно знаний по двум или даже нескольким предметам, таким образом, «Иностранный язык» в контексте специальных дисциплин участвует в реализации различных направлений подготовки обучающихся в Университете. Указанная проектная деятельность способствует приобретению дополнительных специальных знаний и развитию исследовательских навыков, так как целью проекта является поиск иноязычной информации, ее осмысление, анализ и умение понимать задачи своей будущей профессиональной деятельности. Работа над проектом завершается мультимедийной презентацией и публичной защитной речью. Защита проектов проходит на практических занятиях по иностранному языку.

В работе над проектом можно выделить несколько этапов:

1. Выбор темы проекта, коррелирующей с проблематикой рабочей учебной программы.

2. Проведение мозгового штурма для определения направлений работы каждой отдельной подгруппы по различным аспектам проекта. Обучающиеся в своих подгруппах распределяют тематику собственных презентаций, осуществляют поиск материалов, изучают и переводят их, выбирая необходимую нужную информацию. Обучающиеся учатся

формулировать собственное мнение, обсуждать и отстаивать свою позицию, что очевидно важно для формирования личности специалиста. В ходе подготовительных мероприятий преподаватель выполняет роль наставника, организатора и руководителя проекта. Подготовка проекта требует выполнения следующих условий:

- выбор познавательной, способной вызвать интерес темы дискуссии;

- наличие мотивации участников (активная роль преподавателя);

- изучение и соблюдение этических норм поведения в дискуссии;

- эффективное использование мультимедийного инструментария.

В начале дискуссии обычно проводится «лексическая зарядка» на основе технологии «Brainstormmg»/«Мозговой штурм». Например, просмотр видеоролика «100 лет международной полиции» («100 Years of International Police») для темы «Сотрудничество с международной полицией» («International Police Cooperation») будет способствовать эффективному восприятию тематической лексики.

3. На третьем этапе осуществляется подготовка к презентации. Учащиеся сами выбирают формы презентации: электронная, портфолио, виртуальная экскурсия и другие. Обязательно проводится апробация представления презентаций, которые должны отражать личность участников, их способность к креативности и быть интересной аудитории. Каждая презентация, отражая личность участника, интересная по-своему. Преподаватель на данном этапе помогает выявить недостатки, ошибки, если они имеются, отмечая вклад каждого участника, подготовленный материал, творческий подход к оформлению и содержанию презентаций. В качестве примера эффективной подготовки к презентации и наращивания вокабуляра по теме «Сотрудничество с международной полицией» («International Police Cooperation») служит метод инсценировки игровой ситуации, состоящий в решении логической задачи видеоролика «Загадки преступлений» («Crime Mysteries») с последующим коллективным обсуждением.

4. На заключительном этапе представляется подготовленный видеоряд и защита самого проекта.

При защите демонстрируется степень разработки поставленной проблемы, ее актуальность, полученный результат. Каждый проект оценивается всеми участниками мероприятия на основании следующих критериев:

- умения поставить цель, предлагать и разрешать проблемные ситуации;

- оригинальности качества подготовленной презентации проекта;

- умения использовать различные информационно-правовые системы на английском языке в контексте решения проблемы;

- степени активности каждого участника проекта;

- умения участвовать в дискуссии: корректность, грамотность, лаконичность и аргументированность вопросов и ответов.

Итоговая оценка проекта составляет 5 баллов. Проектная деятельность создает положительную мотивацию к самостоятельному решению поставленной проблемы; формирует такие информационные и профессиональные компетенции как владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки профессионально значимой информации. В процессе подготовки решения, приобретаются новые знания, учебная деятельность, нося творческий характер, интересна обучающимся, что наиболее важно в современных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, совершенствованию знаний иностранного языка в учебной и профессиональной

сфере. Учащиеся приобретают опыт работы с научными публикациями, отбором источников, учатся анализировать, формулировать выводы, а также получают навык представления результатов своей работы в виде презентации, формируя навыки публичного выступления. Проект дает возможность развивать исследовательские навыки. Таким образом, данный вид деятельности можно рассматривать как продуктивный способ обучения в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, способствующий развитию всех необходимых компетенций для дальнейшего выполнения профессионально значимых проектов.

Литература

1. Головин Б.Н. Лингвистические учения о терминах / Б.Н. Головин, Р.Ю. Кобрин. М.: Высшая школа, 2017.

2. Дымова Е.Е., Ковалева А.Г. Проектная деятельность студентов на иностранном языке с применением информационных технологий / Е.Е. Дымова, А.Г. Ковалева // Успехи современной науки и образования. 2019. № 4 (Т. 2).

3. Кужевская Е.Б. Применение информационно-коммуникационных технологий как одна из современных методик преподавания иностранного языка / В сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений // XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х ч. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / ИЯШ. 2017. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.