Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы слушателей-заочников на основе применения информационно-коммуникационных технологий'

Организация самостоятельной работы слушателей-заочников на основе применения информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ / ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING PRACTICE / INNOVATIVE APPROACHES / STUDENT''S OUT-OF-CLASS INDEPENDENT WORK / COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION OF A STUDENT AND A PROFESSOR / INFORMATIVE COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / EXTRAMURAL TRAINING PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Смоленцева Л.Г.

Рассматривается опыт кафедры иностранных языков Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя по реализации в учебном процессе инновационных подходов к организации самостоятельной внеаудиторной работы слушателей факультета заочного образования (ФЗО). Предлагаются практические рекомендации по развитию навыков учебной деятельности в режиме опосредованного дистанционного общения преподавателя с обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Смоленцева Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organisation of out-of-class external student''s independent work on the basic of applying informative communicative technologies

The present article focuses on the teaching practice of the foreign languages department of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot in implementing innovative approaches to the organization of out-of-class student's independent work. The authors give practical recommendations on developing the students learning activities by the way of computer-mediated communication of a professor with a student.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы слушателей-заочников на основе применения информационно-коммуникационных технологий»

noj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum», Moskva, 2016 [jelektronnyj resurs] http://www.scienceforum.ru/2016/ pdf/21838.pdf

2.Kuzjura A.F. Doklad RIA NOVOSTI. FSB namerena sotrudnichat' s inostrancami v bor'be s IT-prestup-nost'ju, Moskva, 2012 [jelektronnyj resurs] https://ria.ru/ incidents/20121003/765188165.html

3.Lednev K.Ju. ISOD MVD Rossii i osnovnoj jele-ment infrastruktury - EIS COD, Sbornik «Informacionnye tehnologii, svjaz' i zashhita informacii MVD Rossii», vy-pusk 2, 2012

4. Vasina Ju.M. Didakticheskie uslovija ispol'zovanija komp'juternyh tehnologij v processe obuchenija mladshih shkol'nikov: avtoreferat, k.p.n. Tula, 2002.

5.VostroknutovA.L., Suprun V.N., Shevchenko G.V. Zash-chita naseleniya i territoriy v chrezvychaynykh situatsiyakh. Osnovy topografii; pod red. A. L. Vostroknutova. M.:Izda-tel'stvo Yurayt, 2016. Seriya: Bakalavr. Prikladnoy kurs.

1 Осокин Р.Б. Исторические предпосылки возникновения терроризма и экстремизма в России и правовые средства противодействия на современном этапе // Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как

основа профилактики терроризма: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (г. Тамбов, 9 декабря 2009 г.). М.: Изд-во: Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации, 2009. С. 49-52 ; Латов Ю.В., Осокин Р.Б., Сочнев Д.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. С. 4.

2 Приказ МВД России от 24 октября 2011 г. № 1097 «О Совете по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России».

3 ИБД-Регион - программно-технический комплекс интегрированного банка данных регионального уровня.

4 СТРАС - специализированная территориально-распреде-ленная автоматизированная система

5 АИПС - Автоматизированная информационно-поисковая система.

6 АДИС - Автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система

7 Далее - ИТ

8 Далее - МИДК

9 далее - КТ

10 Шевченко Г.В. Топографическая подготовка сотрудников территориальных органов МВД России: Учебно-метод. пособ. М.:, Московский университет МВД России, 2013.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37 ББК 6

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ-ЗАОЧНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ИРИНА АРКАДЬЕВНА ГОРШЕНЕВА,

заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат юридических наук, профессор;

Л. Г. СМОЛЕНЦЕВА, доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается опыт кафедры иностранных языков Московского университета МВД РФ имени В.Я.Кикотя по реализации в учебном процессе инновационных подходов к организации самостоятельной внеаудиторной работы слушателей факультета заочного образования (ФЗО). Предлагаются практические рекомендации по развитию навыков учебной деятельности в режиме опосредованного дистанционного общения преподавателя с обучающимся.

Ключевые слова: учебный процесс по иностранному языку, инновационные подходы, внеаудиторная самостоятельная работа слушателей, опосредованное общение с преподавателем, информационно-коммуникационные технологии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. The present article focuses on the teaching practice of the foreign languages department of Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot in implementing innovative approaches to the organization of out-of-class student's independent work. The authors give practical recommendations on developing the students learning activities by the way of computer-mediated communication of a professor with a student.

Keywords: foreign language teaching practice, innovative approaches, student's out-of-class independent work, computer-mediated communication of a student and a professor, informative communicative technologies, extramural training peculiarities.

Важнейшей особенностью заочного обучения является приоритет организации самостоятельного учебного процесса. При этом совместная работа с преподавателем возможна только во время зачетно-экзаменационных сессий. Собственно, данное обстоятельство и формирует специфику рассматриваемой формы обучения.

Как показывает практика, именно это требование и условие «самостоятельности» и учебной автономности обучения уже на начальных этапах вызывает определенные трудности, а иногда становится практически непреодолимым препятствием для обучения по заочной форме. Вследствие обозначенных причин организация образовательного процесса на факультете заочного обучения предполагает в своей основе тесное взаимодействие преподавателя и слушателя на всех этапах обучения, включая планирование учебного процесса, его проведение, оценивание и коррекцию результатов усвоения программного материала.

Таким образом, перед преподавателями, осуществляющими педагогическую деятельность на факультетах заочного обучения, встает важнейшая задача выявления дополнительных резервов для обеспечения усвоения обучающимися программных требований курса путем повышения количества контактов с учащимися.

На современном этапе технического развития даже в рамках заочного обучения имеются условия для установления и поддержания постоянного взаимодействия между обоими субъектами обучения. Сегодня интернет-ресурсы открывают широчайшие возможности для получения самого различного круга знаний (в том числе и по иностранным языкам) на основе использования интерактивных технологий. В этом отношении особое место занимает видеокоммуникационная программа Skype, свойства которой позволяют преподавателю организовать учебный процесс с учетом личных психологических способностей и исходного уровня знаний слушателя, его готовности учиться и способности обучаться самостоятельно. А, исходя из современных тенденций лингводидактики, речь идет о реализации в ходе образовательного процесса лич-ностно-ориентированного подхода путем построения индивидуальных учебных стратегий для каждого обучающегося.

В настоящей статье не ставится задача освещения всего широкого спектра потенциала технологий Skype, использование которого (судя по многочисленным публикациям) весьма продуктивно и результативно для оптимальной организации современного учебного процесса.

Авторы, на основе опыта кафедры иностранных языков Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, рассматривают возможность применения данной технологии для в целях создания системы индивидуальных консультативных занятий по иностранному языку для студентов-заочников как в межсессионный период, так и во время текущей экзаменационной сессии. Практика показывает, что использование данной технологии именно в таком контексте имеет значительные преимущества: в первую очередь, слушатель-заочник получает возможность индивидуально обратиться за помощью к преподавателю, не оставаясь один на один с учебником, учебно-методическими пособиями и другими учебными материалами. Общаясь с преподавателем, он получает возможность приобретения навыков работы с иностранным языком, коррекции процесса познания, получения профессиональных рекомендации педагога по выполнению письменной контрольной работы как итогового компонента этапа самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, индивидуальное учебное общение обучающегося и обучающего в виртуальном пространстве способствует преодолению возможных психологических трудностей и, прежде всего, возникновению естественного барьера при иноязычной коммуникации. Такое взаимодействие направлено на повышение интереса к предмету, формирование элементов иноязычной компетенции, развитие навыков самостоятельного обучения и самоконтроля, что, в свою очередь, и составляет понятие «автономности обучающегося».

Задача развития автономности учащихся в процессе овладения иностранным языком предполагает создание преподавателем комфортной психологической атмосферы для формирования у обучающихся готовности к обучению, наличие условий и возможностей самостоятельно добывать знания, развивать иноязычные коммуникативные навыки и умения, способность определять собственные цели учения, находить свой стиль учебной деятельности.

Предложенная форма творческого сотрудничества обоих субъектов обучения позволяет не только снизить порог «тревожности» перед последующими сессионными занятиями по дисциплине, побудить интерес к предмету и способствовать развитию мыслительной и речевой активности, но и повысить степень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции и, следовательно, уровень овладения программным учебным курсом.

Таким образом, должная организация системного дистанционного взаимодействия субъектов образо-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ф-

вательного процесса на основе использования новых методических подходов к конструированию учебной парадигмы может способствовать творческому развитию индивидуальности не только обучающегося, но и, что чрезвычайно важно, самого преподавателя.

Опыт внедрения технологий Skype в учебный процесс позволяет выявить массу различных способов их использования. Это не только организация индивидуального или группового интерактивного общения на основе аудио- и визуального восприятия, но и полноценный обмен различного вида учебными материалами. В процессе общения через Skype обучающиеся развивают навыки восприятия иноязычной речи на слух, умения коммуницировать, увеличивают словарный запас, усваивают необходимый профессиональный тезаурус, изучают грамматику, овладевают навыками чтения, перевода и письма. В практике осуществления on-line взаимодействия кафедрой иностранных языков применяется также презентация модельных примеров выполнения заданий контрольной работы.

Следует подчеркнуть, что решение задачи продуктивного использования новых технологий в учебном процессе невозможно без необходимо четкого планирования внеаудиторных занятий, тщательного определения реестра видов учебной работы во внеучебное время, разработки методических приемов опосредованного управления индивидуальной самостоятельной работой обучающихся и, главное, аргументированного выбора соответствующей технологии организации дистанционного взаимодействия с обучающимся, предусматривающего постепенное, под руководством преподавателя, овладение ими навыками самоуправления процессом познания.

При этом важно подчеркнуть, что, исходя из принципов интегративного личностно-деятельного ком-петентностного межкультурного подхода, обучение иностранному языку как средству межкультурного общения и инструменту познания новой «чужой» культуры выступает непременным условием профессионального и личностного становления. Овладение фонетическими, лексическими и грамматическими умениями, усвоение общепрофессиональной и специальной терминологии способствуют осуществлению различных форм иноязычной коммуникации, а сформированные навыки чтения и перевода аутентичных текстов профессиональной направленности - развитию интеллектуального потенциала и способности решать профессиональные задачи.

Итак, для организации самостоятельной работы обучающихся на основе полноценного современного педагогического процесса необходимо, прежде всего, разработать комплексную программу обучения, учитывающую уровень общеобразовательной или имеющейся специальной подготовки каждого отдельного обучающегося, его жизненный, учебный и профессиональный опыт и личностные особенности.

Следует, однако, учитывать, что для работы посредством технологий Skype, как и любых других

средств из арсенала дистанционного обучения, обязательна строгая личная дисциплинированность как обучающегося (планирование учебного времени, подготовка заданий, формулирование собственных проблемных вопросов), так и обучающего, перед которым встает задача предварительного решения как временных, так и технических задач организации подобных консультативных занятий. Руководителям кафедр важно оказывать содействие преподавателям, участвующим в технологизации образовательного процесса, в определении и наработке комплекса личностных навыков, организационных действий. Осуществление такого сложного, с точки зрения подготовительной работы, мероприятия ставит обязательные требования для субъектов взаимодействия. В их числе: владение соответствующими компьютерными технологиями, наличие программного обеспечения, адресность и доступность информации для заинтересованного круга обучающихся, определение стабильного графика проведения консультаций (начало и окончание периода нахождения в режиме on-line и строгого его соблюдения), выработка четкого алгоритма учебных действий.

Кроме того, в течение всего процесса дистанционного общения необходимо следовать поставленной цели занятия, не выходить за рамки консультативных мероприятий, четко выверять речевые средства и их доступность для понимания. Следует также со всей ответственностью отнестись к атрибутике внешнего оформления места занятия. С организационной точки зрения важно установление четкого режима устойчивой связи и соответствующих технических возможностей.

Проведение преподавателями должной предварительной работы по использованию программы Skype для оказания консультативной помощи слушателям-заочникам в ходе их самостоятельной подготовки позволяет обучающимся полноценно использовать весь потенциал предложенных ППС кафедры индивидуальных консультативных занятий.

Таким образом, все вышеизложенное показывает, что использование технологий Skype при организации самостоятельной внеаудиторной работы позволяет сделать обучающихся-заочников активными участниками диверсифицированного образовательного процесса и реализовать принцип индивидуализации обучения, а активное применение указанной технологии в соответствии с современной компетентностной концепцией образования дает возможность выстроить персонализированное обучающее пространство для каждого отдельного слушателя.

Литература

1. Кузнецова Н.Н. Английский язык / Под ред. канд. юрид. наук, проф. И.А. Горшеневой. М.: Московский университет МВД России, 2009.

2. Топоркова О.В. Современные методы обучения иностранным языкам взрослых слушателей // Известия ВолгГТУ 2011. № 8.

3. Орлова О.А. Андрагогический аспект подготов-

ф-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ки учителя в системе последипломного образования // Вектор науки ТГУ 2012.

4. Утемисова Э.К., Искакова Ш.Г. О роли скайпа в изучении иностранного языка на неязыковых специальностях в техническом вузе // Стратегия «Казах-стан-2050»: проблемы развития государственного языка и полиязычного образования. Уральск, 2013.

5. Прохорова С.Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 3.

6. Волченкова К.Н., Карелина Т.А. Педагогическая модель содействия развитию иноязычной коммуникативной компетенции профессорско-преподавательского состава университета как ресурса международной деятельности // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 4.

7. Калаева Д.С., Куимова М.В. О возможностях Skype в обучении иностранным языкам // Молодой ученый. 2015. №11.

8. Герасименко Т.Л., Будник Е.А. Опыт использования технологии Skype как эффективного средства формирования и совершенствования коммуникативной языковой компетенции // Науковедение. 2015. № 3;

9. Горшенева И.А., Иванов А.А., Смоленцева Л.Г. О специфике социальных и психологических факторов, составляющих особенности образовательной среды заочной формы обучения в вузах МВД России // Вестник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2015. № 12.

10. Крупченко А.К., Кузнецова А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография / М.: АПКиППРО, 2015. 232 с. (серия «Профессиональная лингводидактика»).

References

1. Kuznetsova N.N. English / Under the editorship of Cand. the faculty of law. sciences рrofessor I.A. Gor-

sheneva. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2009.

2. Toporkova O.V. Modern methods of teaching foreign languages to adult students // proceedings VSTU. 2011. No. 8.

3. Orlova O.A. Adragogical aspect of teacher preparation in the system of postgraduate education // Vector science TSU. 2012.

4. Utemisova E.K., Iskakova S.G. About the role of Skype in learning a foreign language at non-linguistic specialties in technical University // the Strategy «Kazakh-stan-2050»: issues of state language development and multilingual education. Oral, 2013.

5. Prokhorov S.N. The use of Skype technology in distance education // Herald of the Voronezh state University.

2014. No. 3.

6. Volchenkov K.N., Karelina T.A. Pedagogical model facilitating the development of foreign language communicative competence of the teaching staff of the University as a resource for international activities // Vestnik of SUSU. Series «Education. Pedagogical Sciences». 2014. Vol. 6. No. 4.

7. Kalaev D.S., kuimova M.V. About the possibilities of Skype in the foreign language teaching // Young scientist. 2015. No. 11.

8. Gerasimenko T.L., Budnik E.A. Experience of using Skype technology as an effective means of formation and improvement of communicative language competence].

2015. No. 3;

9. Gorshenev I.A., Ivanov A.A., Smolentseva L.G. About the specifics of social and psychological factors that constitute the peculiarities of the educational environment distance learning in the educational institutions of the MIA of Russia // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. 2015. No. 12.

10. Krupchenko A.K., Kuznetsov A.N. Fundamentals of professional didactics: Monograph / M.: Apkipro, 2015. 232 p. (series «Professional didactics»).

Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [С.Ю. Анохина и др.]; под ред. Ф.П. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 815 с.

Цель учебника — ознакомить читателя с деятельностью полиции по вопросам организации обеспечения общественного порядка (ООП) и безопасности в современных условиях.

Рассмотрены правовое положение полиции и участие подразделений полиции в ООП, а также отдельные направления деятельности ряда подразделений полиции.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для должностных лиц местных органов власти и иных правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.