УДК 378 ББК 74
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ирина Аркадьевна Горшенева,
заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор;
Антонина Борисовна Соколова,
доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается возможность применения средств ИКТ при обучении иностранному языку в рамках ведомственного полицейского вуза. Обозначаются пути управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в условиях дефицита аудиторного времени. Предлагаются инновационные приемы решения дидактических задач для достижения целей обучения ИЯ в рамках современной образовательной парадигмы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, современная образовательная парадигма, профессиональная направленность обучения, электронный учебник, инновационные образовательные технологии, ситуационный анализ, современные образовательные стандарты.
INNOVATIVE METHODS OF DIRECTING STUDENTS EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Irina A. Gorsheneva,
the head of the foreign languages department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Honored specialist of the Russian Federation Higher School, Candidate of law, Professor;
Antonina B. Sokolova, assistant professor of the foreign languages department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot
Abstract. The article discusses the possibility of applying information and communication technologies in the learning process of a foreign language in police educational establishments. The ways of controlling educational-cognitive activity of students in conditions of deficiency of class time are indicated. Some innovative methods of achieving didactic goals of foreign language teaching in terms of the modern educational paradigm are offered.
Keywords: information and communication technologies, modern educational paradigm, professionally orientated teaching, e-textbook, innovative methods of teaching, situational analysis, modern educational standards.
Сегодня, когда учебная дисциплина «Иностранный язык» трансформируется в образовательной парадигме из общекультурного компонента в профессионально значимую составляющую подготовки специалиста, необходима разработка и реализация целостной инновационной лингводидактической модели профессионально ориентированного обучения.
Целью данной статьи является попытка на примере организации учебного процесса по иностранному языку в ведомственном учебном заведении выявить потенциал современных инновационных образовательных технологий применительно к управлению учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
Очевидно, что в настоящее время появляется насущная необходимость создания образовательной среды, учитывающей особенности так называемого поколения net-generation — поколения эпохи интернет. Итак, поскольку в условиях современного информационного общества ИКТ прочно и органично вписались как в бытовую, так и в профессиональную сферу, важно включение указанных информационных средств в учебный процесс различных курсов и, прежде всего, в процесс формирования иноязычных навыков.
Обязательным фактором сегодня выступает задача реализации в ходе обучения социоцентриче-ского подхода, что означает не просто овладение определенной номенклатурой навыков и умений, но и развитие компетентностного потенциала будущего специалиста, способного соответствовать требованиям будущей социально-профессиональной среды. Все это, в свою очередь, предполагает построение особой траектории обучения, которая, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, позволит обеспечить достижение поставленной образовательной цели. Разработанная индивидуальная стратегия должна опираться на четко структурированный алгоритм поэтапного формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Иными словами, целенаправленная индивидуализация обучения дает возможность организовать многоаспектное управление учебной деятельностью обучающихся как в аудитории, так и в ходе самостоятельной работы.
Согласно программным требованиям подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах, применение ИКТ становится ключевым фактором оптимизации учебного процесса. Сегодня система высшего образования переживает период перехода от ФГОС-3+ к ФГОС-3++, который предполагает прежде всего практикоориентированность и интерактивность обучения. Поэтому актуальной задачей для образовательных коллективов является разработка целостных лингводидактических методических технологий подготовки по иностранному языку. Важно, чтобы такая система предусматривала активное творческое участие в реализации образовательных задач не только обучающегося, но и самого преподавателя, а ведущим аспектом стала задача развития личности
будущего специалиста средствами изучаемого языка.
Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости организовать управление учебной деятельностью обучающихся таким образом, чтобы определенную часть учебного материала учащиеся смогли осваивать самостоятельно. И здесь, безусловно, уместно обратиться к применению ИКТ. Позволим себе заметить, что, несмотря на обилие публикаций на тему использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, возможности этих технологий еще далеко не раскрыты. Так, требует отдельного изучения вопрос об их использовании для создания культурно-языковой среды. В условиях, когда у обучающегося нет возможности полноценно общаться на иностранном языке из-за отсутствия естественной языковой среды, таковая может быть создана при помощи иноязычного Интернет-пространства. Авторы присоединяются к мнению Н.Е. Меркиш, которая справедливо утверждает, что «...необходимо рассматривать и культурную составляющую среды, отраженную в языке и транслируемую посредством языка. Тем более, что средства мультимедиа позволяют успешно передать при помощи аудио- и видеорядов информацию культурно-специфического характера» [5, с. 9]. Учащимся могут быть рекомендованы Интернет-ресурсы, сопряженные с изучаемыми темами, а также отражающими специфику выбранной специальности (в случае обучающихся в МосУ МВД России им В.Я.Кикотя речь идет прежде всего о правовом и правоохранительном контекстах). Причем, учитывая мультимедийный характер Интернет-ресурсов, необходимо отбирать не только тексты, но и аудио и видеосюжеты, то есть тот материал, который предполагает задействование разного рода информации, способствующей восприятию и усвоению требуемого тематического контекста. Базовой развивающей целью такого системного подхода становится формирование средствами иностранного языка способности к творческой деятельности. В этой связи особое значение придается тщательному отбору ресурсов, обеспечивающих выполнение поставленной дидактической задачи. Следует отметить, что исходя из того, что конечный уровень качества обучения обусловлен качеством его содержания, организации и реализации, необходима ди-
дактизация ресурсов, то есть разработка комплекса методических рекомендаций и материалов по всей номенклатуре, предусмотренных учебным планом и предлагаемых преподавателем тем, чтобы каждый обучающийся смог самостоятельно определить собственную траекторию своей самостоятельной работы. Так, например, на кафедре иностранных языков МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя разработан сборник методических рекомендаций по работе с тематическими Интернет-ресурсами с подробным описанием характеристик каждого отдельного ресурса.
Эффективным инструментом управления учебной деятельностью обучающихся может стать электронный учебник. Следует подчеркнуть, что здесь авторы имеют в виду не «электронную», цифровую копию бумажного учебника в формате Word, PDF и др. Речь идет о том, что для эффективного управления учебной деятельностью необходимо разработать такие цифровые ресурсы, которые учащиеся могли бы использовать в процессе самостоятельного изучения какого-либо учебного модуля, не обращаясь к помощи преподавателя. Авторы разделяют точку зрения И.Г. Беляевой, которая предлагает разрабатывать подобные пособия на основе ИКТ, что позволило бы полноценно использовать возможности современной компьютерной техники: «Электронный учебник — это не просто оцифрованный учебник, а принципиально иное учебное пособие, разработанное программистами, методистами, преподавателями предметниками и дизайнерами» [1, с. 153—154]. Несомненно, что разработка такого учебника должна проводиться на основе интеграционного взаимодействия целым коллективом авторов, и не только педагогами. Ведь одним из основных свойств и одновременно преимуществом электронного средства обучения является его интерактивность, то есть возможность установления взаимодействия с пользователем. Преподаватель может составить задания интерактивного характера с ориентацией на конечную цель усвоения материала. Однако, с технической точки зрения, воплотить их в жизнь, сделать пригодными для самостоятельной работы и самоконтроля может только программист. Зато неоспоримым преимуществом «готового продукта» является то, что студент получает дополнительную возможность восполнить дефицит ауди-
торных часов, отводимых на изучение ИЯ. В целях оптимизации управления учебной деятельностью обязательной задачей преподавателя становится оказание консультативной, методической помощи обучающимся в построении личной учебной траектории, имея в виду не столько овладение иноязычными навыками бытового общения, но, главное, умение коммуницировать в профессиональной сфере.
Применение ИКТ и здесь трудно переоценить. Так, например будущим сотрудникам правоохранительных органов необходимо ориентироваться в международном правовом поле. Для этих целей преподавателю необходимо на основе использования аутентичных интернет-ресурсов моделировать возможные коммуникативные ситуации будущей профессиональной деятельности учащихся. И если в аудитории обучающиеся благодаря преподавателю постоянно вовлекаются в устное общение, связанное с профессиональными темами, то для целенаправленной самостоятельной работы можно предложить организовать письменную коммуникацию с использованием сервисов Интернета. Именно такая форма работы отвечает современным требованиям к подготовке квалифицированного специалиста. Как отмечает Н.Ю. Северова, «... сама жизнь диктует необходимость обучению ведения диалога в письменной форме, так как (а)синхронное виртуальное общение все больше и больше укрепляет свои позиции, конкурируя с устным общением в режиме реального времени» [6, с. 97].
Обращаясь к современной образовательной парадигме, нельзя не оставить без внимания активные методы обучения. Общепризнано, что применение активных методик способствует формированию навыков деятельности будущего специалиста в ситуациях, в которых необходимо максимально точно понимать поставленную задачу и находить кратчайший и наиболее оптимальный путь ее решения. Сегодня это одно из основных требований к специалисту в любой сфере. Поэтому имеет смысл говорить о внедрении в профессиональную подготовку проблемно-поисковых методов обучения где снова необходимы инновационные методики. По мнению ряда специалистов, «Проблемно-поисковые методы в электронном обучении применяются преиму-
щественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями» [2, с. 189].
В современной лингводидактике в рамках инновационных образовательных технологий накоплен уже довольно большой опыт использования проблемно-поисковых методов для развития навыков общения в профессиональной сфере. Это такие активные методы обучения как деловые игры проблемной направленности, дискуссии, мозговые атаки (brain storming), проектная деятельность и др. Рамки статьи не позволяют подробно раскрыть организацию работы по управлению учебной деятельностью с применением каждой из этих технологий. Однако представляется необходимым подробнее остановиться на одной из них, а именно, на технологии «ситуационного анализа» (case study), поскольку, на наш взгляд, данный метод наиболее актуален для студентов, избравших в качестве основной специальности правоохранительную деятельность. Данный метод весьма продуктивен, т.к. по мнению В.В. Матюшенко, его целью «...является анализ предложенной преподавателем конкретной ситуации и дополнительных информационных материалов (с учетом потенциала учебной группы), выработка оптимального решения и представление его аудитории. Одного верного решения не существует. большую ценность представляет сам процесс анализа ситуации и поиска решения» [4, с. 129]. С точки зрения будущей профессиональной деятельности контингента обучающихся такой анализ особенно ценен. Ведь каждая конкретная ситуация, возникающая в работе сотрудника ОВД, требует рассмотрения ее с разных позиций, проработки целого ряда возможных решений. Применение такого метода при обучении иностранному языку будущих полицейских позволит, на наш взгляд, усилить коммуникационную направленность учебного процесса, а следовательно, сформировать навыки работы в контакте с иностранными гражданами в условиях профессионального общения. Применение информационных и коммуникационных технологий в таких ситуациях обязательно, если, во-первых, представить для рассмотрения примеры из международной практики деятельности полицейских, имеющиеся в сети Интернет, а во-вторых,
использовать возможность привлечь к обсуждению реальных носителей языка через социальные сети, что позволит организовать аутентичное межкультурное общение.
Вышеизложенные позиции относительно управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся иностранному языку в неязыковых вузах позволяет сформулировать некоторые выводы.
1. Современные стандарты ВПО требуют моделирования контекста обучения, пересмотра целей обучения иностранному языку в профессиональной, самообразовательной и социокультурной сферах деятельности будущего специалиста.
2. Для наиболее оптимального управления учебной деятельностью обучающихся необходима разработка и внедрение инновационной дидактической технологии.
3. Эффективным средством построения индивидуальной образовательной траектории является электронный учебник, содержащий интерактивные задания и позволяющий осуществлять поэтапный самоконтроль усвоения знаний.
4. В соответствии с требованиями ФГОС важно на основе ИКТ развивать навыки не только устного, но и письменного профессионального общения.
5. ИКТ содержат потенциал для применения в обучении ИЯ проблемно-поисковых методов, способствующих формированию основных профессиональных компетенций.
6. Объединение дидактического потенциала ИКТ и инновационных образовательных технологий позволит создать условия для аутентичного профессионального общения.
Литература
1. Беляева И.Г. Использование компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе / И.Г. Беляева // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Межкафедральный сборник научных статей № 1 [отв. ред. Е.В.Воевода], Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 152—157.
2. Василевич А.П., Гальскова Н.Д., Северова Н.Ю., Акимова Н.В. Теория и практика преподавания иностранного языка в средней школе. Ч. 1 /
под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.П. Василе-вича. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 312 с.
3. Гальскова Н.Д. Основные парадигмаль-ные черты современной методической науки. // Н.Д. Гальскова Иностранные языки в школе. 2011. № 7. C. 2—11.
4. Матюшенко В.В. Метод Case study в обучении иностранному языку студентов нелингвистических вузов. / В.В. Матюшенко Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 4. С. 128—132.
5. Меркиш Н.Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой /
Н.Е. Меркиш // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 9—16.
6. Северова Н.Ю. Обучение иноязычной письменной коммуникации в социальных сетях с учетом лингвопрагматического аспекта. / Н.Ю. Северова. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 94—100.
7. Горшенева И.А., Соколова А.Б. Реализация коммуникативного подхода при обучении иностранному языку с использованием новых информационных технологий / И.А. Горшенева, А.Б. Соколова. Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 318—321.
Психология: Учебное пособие, Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хру-сталева Т.А. // Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.
Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.
Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.