УДК 159 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10427
ББК 88 © И.А. Горшенева, 2019
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Ирина Аркадьевна Горшенева, заведующая кафедрой иностранных языков, Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Обобщается опыт обучения будущих сотрудников полиции иностранному языку в профессиональных целях на основе реализации теории контекстного обучения языку специальности. Раскрывается содержание стратегии опережающего развития профессиональной личности.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, педагогическая система, теория контекстного обучения, системный подход, обучение в специальных целях, профессиональная межкультурная коммуникативная компетенция, инновационные направления, методология опережающего развития личности, современная образовательная парадигма.
PEDAGOGICAL SYSTEM POLICE OFFICERS PROFESSIONAL TRAINING BY THE FOREIGN LANGUAGE MEANS
Irina A. Gorsheneva, Head of the Department of Foreign Languages, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Candidate of Law, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. Summed up the practice of teaching of future police officers of foreign language in professional on the basis of realization contextual teaching theory. Shown the context of the anticipating professional entity strategy.
Keywords: profession-orientated teaching, pedagogical system, theory of contextual teaching, subject-centered approach, learning for specific purposes, professional intercultural communicative competence, innovative vectors, anticipating professional entity methodology, modern educational concept.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Горшенева И.А. Педагогическая система профессиональной подготовки сотрудников ОВД средствами иностранного языка. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):314-19.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых приоритетными выступает необходимость повышения качества и доступности образования, интеграция в мировое образовательное пространство, повышение преемственности между различными уровнями образования.
Целью образовательной деятельности сегод-
ня является кардинальное, по сравнению с традиционной системой, изменение личности обучающегося, предполагающее формирование умения моделировать собственную образовательную парадигму, самостоятельно ориентируясь в получаемой информации, критически осмысливая ее, а также приобретать навыки творческого мышления.
Путь к решению поставленной цели может осуществляться в нескольких направлениях: учебно-методическом, научно-методическом, организационном и др. Одним из характерных признаков
настоящего времени является взаимное сближение науки, образования и практики. И сегодня, когда наука, производившая ранее «вечное знание», ориентируется на знание «ситуативное», необходимы инновационные подходы в сфере иноязычной подготовки. Решать задачу совершенствования практической направленности следует, исходя из следующих положений профессиональной лингво-дидактики:
• иностранный язык из автономной специальности становится языком для специальности;
• в ходе иноязычной подготовки интегра-тивность обозначает междисциплинарную стратегию формирования профессиональной компетентности обучающегося;
• теоретико-методологической основой профессиональной лингводидактики выступает аксиологический ориентир иноязычной подготовки.
Итак, сущностным содержанием профессиональной лингводидактики является организация профессионально направленного, практико-ори-ентированного формирования МКК, реализуемой в рамках лингвистической, дискурсивной, социокультурной, предметной компетенций. Понятие «коммуникативная компетенция» означает овладение четырьмя видами речевой деятельности и специальным переводом как отдельным ее видом, обеспечивающих в своем сочетании реализацию интерлингвокультурного подхода, заключающегося в освоении, в сопоставлении с отечественными, реалий и традиций стран изучаемого языка.
Одним из важнейших рычагов формирования и разработки принципиально новых методов создания высококачественной, высокотехнологичной образовательной среды является использование современных технологий. Сегодня средствами обучения должны стать многовекторные прогностические модели будущей профессиональной деятельности обучающегося, наполненные практически значимыми компонентами программных и элементами дополнительных знаний, коррелирующие с требованиям ФГОС по подготовке компетентных специалистов. Современные же интенсивные учебные технологии и их комплексное методическое сопровождение позволят обучающимся систематизировать и усваивать необходимую информацию, развивать навыки саморазвития, овладевать комплексом профессиональных знаний и поэтапно
знакомиться с будущей службой в ОВД.
Понимание и формирование у учащихся достойного образа будущей профессии предопределяют задачу конструирования индивидуальных образовательных траекторий, важных для сознательного и успешного самоопределения, предопределяющего результат профессионального и личностного становления в ходе образовательного процесса. Самоопределение в профессии напрямую коррели-руется с освоенными знаниями, навыками и умениями, а социально-практические, социокультурные и социально статусные установки интегрируются в общее понятие профессионализма. Рассмотренные выше условия способствуют воспитанию практики личной ответственности, выступающей основой профессиональной самоидентификации, связанной с повышением уровня личностного самосознания, творчеством, рефлексией, умением взаимодействовать в служебном коллективе
Требования к формированию инновационной образовательной парадигмы предполагают не отказ от предоставления аудитории теоретических основ дисциплины, а психологически, педагогически и методически обоснованное модельное ее «замещение», привнесенным в предметное учебное поле социальным контекстом будущей профессии.
Для успешной реализации траектории практи-коориентированного обучения важно обеспечить интегративную целостность профессиональных и иноязычных компетенций, которая конструирует путем сопоставления иноязычного дискурса с основами будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Сегодня ценностно-смысловое понимание будущей профессии должно формироваться на основе глобального контекста ее развития с учетом международного опыта. Осуществление профессиональной направленности иноязычной подготовки сообщество педагогов-лингвистов предлагает осуществлять на основе методологии опережающего развития мотивационно-личностного аспекта будущей служебной деятельности и ее семантического поля.
Учитывая тот факт, что психологической основой профессионального образования является ин-тегративный личностно-деятельностный подход, реализуемый в конкретной модели профессиональной подготовки, сложившуюся систему обучения ИЯ в профессиональных целях можно определить как интегративную межкультурную профессио-
нально-ориентированную модель, базисом которой выступает проецирование контекста иноязычного общения в профессиональной, самообразовательной и социокультурной сферах деятельности будущего полицейского.
Накопленный кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя опыт использования современных дидактических технологий иноязычной подготовки в профессиональных целях, позволяет по-новому подойти к разработке учебных пособий по ИЯ. Наиболее перспективным представляется методология, при которой учебно-методическая компонента рассматривается в ракурсе «профессионально-социальной обучающей модели», т.е. учебника контекстного типа, четко ориентированного на формирование профессионально ориентированной личности обучающегося.
Следует подчеркнуть, что развитие навыков чтения на основе оригинальных профессионально направленных текстов выступает эффективным способом представления профессионально значимой информации, способствующей реализации познавательных потребностей обучающихся. В целях формирования умений работать с аутентичными материалами, не воспроизводить факты, а оценивать их с точки зрения получаемой информации, логичности изложения, возможности их использования для решения учебных и профессиональных задач, необходимы специальные методики работы с иноязычными текстами. Однако, подчеркнем, что методологи иноязычного образования отмечают, что эффективность подготовки по иностранным языкам в огромной мере зависит не от предлагаемого аудитории учебного материала, а от того, насколько продуктивно организовано взаимодействие и общение на занятии, как между всеми субъектами обучения, так и от позитивной, доброжелательной атмосферы на занятиях.
Вовлечение обучающих в постановку и решение профессионально значимых задач, а в качестве подготовительного этапа к этой работе — освоение понятийного аппарата будущей специальности, овладение языковым материалом и речевыми клише, способствуют, в своем комплексе, интенсификации учебного процесса, активизации познавательной и учебной деятельности учащихся, содействуют ее продуктивности и установлению непосредственной связи изучения языка и культуры других стран с контекстом будущей профессиональной деятельности.
При реализации рассмотренных выше подходов стержнем образовательного процесса становится не передача информации, а на ее основе , поэтапно формирования совокупности профессиональных навыков и готовности обучающихся выполнять поставленные задачи.
Предложенное построение образовательной траектории всецело способствует повышению мотивации познавательной деятельности обучающихся, учебная информация и сам процесс иноязычной подготовки приобретают личностно ориентированный характер, трансформируя информацию в персональное знание субъекта обучения.
Проецирование предметного и социального контекстов профессиональной деятельности способствует качественному преобразованию учебного процесса, наполняя его комплексом инновационных подходов:
• системностью и межпредметностью знания;
• возможностью динамического структурирования содержания обучения, традиционно представляемого в статике;
• возможностью овладения информацией об основных направлениях деятельности в рамках искомой специальности;
• ознакомление с должностными функциями в рамках служебной деятельности;
• внедрением игровых форм в организацию квазипрофессиональной деятельности.
Компонентный анализ профессиональной деятельности выпускника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, изучение социального заказа органов внутренних дел РФ позволяют сделать вывод, что одним из наиболее перспективных направлений при обучении иностранному языку, является формирование в ходе образовательного процесса в Московском университете МВД России имени В.Я.Кикотя иноязычной профессионально направленной коммуникативной компетенции (ИПКК) в требуемых областях профессиональной подготовки.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие теоретико-методологические положения:
В целях подготовки высококвалифицированных специалистов образовательную траекторию следует определять, исходя из инновационного профессионального знания, которое имплементи-руется в учебный процесс посредством профессионально-ориентированного учебного материала;
В качестве образцов речевой деятельности в учебном процессе выступают нормы высококультурной, грамотной профессиональной коммуникации, основанной на принципах взаимопонимания, взаимоуважения, и толерантности.
Также, по результатам рассмотренных подходов можно заключить, что предложенная кафедрой педагогическая система способствует постепенному, в ходе обучения, переходу от задачи пассивного освоения отдельных направлений профессиональной информации и комплекса программных знаний к формированию у обучающихся готовности осуществлять профессиональные функции. Разработанная на кафедре иностранных языков авторская система реализуется на основе создаваемых профессорско-преподавательским составом кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя пособий и учебных материалов, содержащих:
• профессионально-ориентированный аутентичный учебный речевой материал, включающий технологическую компоненту различного вида профессионального дискурса, а также тематический ряд сфер деловой коммуникации в требуемой области полицейской деятельности;
• весь объем учебно-методических материалов, направленный на развитие и усвоение комплекса специальных языковых и коммуникативных навыков и умений, ориентированных на формирование ИПКК и тематически сфокусированный на решении проблем квазипрофессионального характера, уровень сложности которых должен соответствовать конкретному блоку программы;
• формирование профессионально значимых компетенций осуществляется в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках соответствующего профессионального дискурсивного поля, обуславливая целесообразность формирования программных навыков и умений, способствующих аккумулированию реального опыта профессиональной деятельности.
• психолого-педагогические условия формирования ИПКК определяются с учетом специфики подготовки и контингента обучающихся.
Таким образом, основное содержание практи-коориентированного иноязычного обучения сотрудников полиции состоит в преобразовании учебно-познавательной деятельности в профессиональную на основе моделирования образовательной среды, максимально приближенной по форме и содержанию к будущей профессии.
Литература
1. Вербицкий А.А., Хомякова Н.П. Формирование межкультурной компетенции в сфере профессиональной коммуникации как новое направление лингводидактики. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 12 (698), 2014. 14 с.
2. Кожевникова Т.В. Развитие умения профессионально ориентированного онлайн-чтения в неязыковом вузе. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 12 (698), 2014. 8 с.
3. Яроцкая Л.В. Дисциплина «иностранный язык» и профессиональное развитие личности. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (725), 2015. 10 с.
4. Хомякова Н.П. Обучение юристов иностранному языку специальности в бакалавриате и магистратуре: цели, принципы, содержание и средства обучения. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (725), 2015. 14 с.
5. Таканова О.В. Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. М.: ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Аксиология иноязычного образования. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе. Вып. 2, 2015. 6 с.
6. Коряковцева Н.Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (753), 2016. 14 с.
7. Евдокимова М.Г. Инновационные векторы развития системы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (753), 2016. 12 с.
8. Кузнецов А.Н. Как подготовка по иностранному языку в вузе способствует развитию профессиональной, социальной и учебной компетентности студентов М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (753), 2016. 12 с.
9. Староверова Н.П., Петрова О.Н. Обучение студентов бакалавриата иноязычному говорению на базе профессионально ориентированных текстов. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (753), 2016. 12 с.
10. Дубинина Г.А., Кондрахина Н.Г. Последовательность реализации задач профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в нелингвистическом вузе. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (753), 2016. 14 с.
11. Яроцкая Л.В. Стратегия формирования профессиональной личности в современной образовательной ситуации М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 4 (775), 2017. 18 с.
12. Федоткина Е.В. Тематическое содержание учебно-методических материалов по иностранному языку при формировании профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 4 (775), 2017. 10 с.
13. Сыроватская К.С. Формирование стратегий чтения иноязычных поликодовых текстов экономической направленности. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 4 (775), 2017. 10 с.
14. Гавриленко Н.Н. Сетевая платформа обучения профессионально ориентированному переводу. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник
Московского государственного лингвистического университета. Вып. 4 (775), 2017. 12 с.
15. Ястребова Е.Б. Как обеспечить профессиональный рост преподавателя иностранного языка в нелингвистическом вузе. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 4 (775), 2017. 14 с.
16. Павлова И.П. Студент — индивид, развивающаяся личность, субъект деятельности. Путь к профессионализму. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 2 (796), 2017. 10 с.
17. Ястребова Е.Б. Гуманистическая составляющая профессиональной подготовки при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 2 (796), 2017. 16 с.
18. Яроцкая Л.В. Методология опережающего развития профессиональной личности: от инновации к практике обучения. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 2 (796), 2017. 10 с.
19. Думина Е.В. Развитие ранней профессионализации в обучении иностранному языку современного юриста. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 2 (796), 2017. 10 с.
20. Вербицкий А.А.Иноязычное образование в контексте профессии. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 2 (796), 2017. 16 с.
References
1. Verbitsky A.A., Khomyakova N.P. The formation of intercultural competence in the field of professional communication as a new area of linguodidactics. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 12 (698), 2014.14 s.
2. Kozhevnikova T.V. The development of professionally oriented online reading skills in a non-linguistic university. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic
University. Vol. 12 (698), 2014.8 s.
3. Yarotskaya L.V. Discipline "foreign language" and professional development of the individual. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (725), 2015.10 s.
4. Khomyakova N.P. Teaching lawyers a foreign language specialties in undergraduate and graduate courses: goals, principles, content and teaching aids. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (725), 2015.14 s.
5. Takanova O.V. The educational potential of the discipline "Foreign Language" in a non-linguistic university. M .: Federal State Autonomous Educational Institution "Academy for Advanced Studies and Professional Retraining of Education Workers". Axiology of foreign language education. Axiological aspects of foreign language training at a university. Vol. 2, 2015.6 s.
6. Koryakovtseva N.F. The modern paradigm of professionally oriented teaching of foreign languages in a non-linguistic university. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (753), 2016.14 s.
7. Evdokimova M.G. Innovative development vectors of a system of professionally oriented teaching of foreign languages. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (753), 2016.12 s.
8. Kuznetsov A.N. How foreign language training at a university contributes to the development of professional, social and educational competence of students M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (753), 2016.12 s.
9. Staroverova N.P., Petrova O.N. Teaching undergraduate foreign language speaking based on professionally oriented texts. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (753), 2016.12 s.
10. Dubinina G.A., Kondrakhina N.G. The sequence of implementation of the tasks of professionally oriented training in a foreign language in a non-linguistic university. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 14 (753), 2016.14 s.
11. Yarotskaya L.V. Strategy for the formation
of a professional personality in the modern educational situation M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Vol. 4 (775), 2017.18 p.
12. Fedotkina E.V. Thematic content of teaching materials in a foreign language in the formation of professional competence of students of non-linguistic universities. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 4 (775), 2017.10 s.
13. Syrovatskaya K.S. Formation of strategies for reading multilingual multicode texts of an economic orientation. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 4 (775), 2017.10 s.
14. Gavrilenko N.N. Networked learning platform for professionally oriented translation. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 4 (775), 2017.12 s.
15. Yastrebova E.B. How to ensure the professional growth of a foreign language teacher in a non-linguistic university. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 4 (775), 2017.14 s.
16. Pavlova I.P. A student is an individual, a developing personality, a subject of activity. The path to professionalism. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 2 (796), 2017.10 s.
17. Yastrebova E.B. The humanistic component of vocational training in teaching a foreign language in a non-linguistic university. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 2 (796), 2017.16 s.
18. Yarotskaya L.V. The methodology of the advanced development of a professional personality: from innovation to the practice of training. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 2 (796), 2017.10 s.
19. Dumina E.V. The development of early professionalization in teaching a foreign language to a modern lawyer. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 2 (796), 2017.10 s.
20. Verbitsky A.A. Foreign language education in the context of the profession. M .: FSBEI HPE MSLU, Bulletin of Moscow State Linguistic University. Vol. 2 (796), 2017.16 s.