УДК 378
Г. А. Дубинина, Н. В. Каменская
Дубинина Г. А., доцент; доцент департамента языковой подготовки
Финансового университета при Правительстве РФ;
e-maiL: [email protected]
Каменская Н. В., доцент каф. иностранных языков
Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
e-maiL: [email protected]
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается актуальная проблема поиска новых форм контроля (проверки) и оценки качества подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе. Данная проблема возникла в связи с внедрением в обучение иностранным языкам компетентностного подхода, при котором контрольно-оценочные мероприятия не могут в полной мере обеспечить условия для проведения проверки и оценки результатов формирования запланированной в курсе обучения межкультурной (иноязычной) профессиональной коммуникативной компетенции. В связи с этим описывается опыт ряда неязыковых вузов в определении объектов контроля, в применении социально ориентированных технологий в качестве форм контроля, в разработке критериев оценки качества сформированности профессионально-коммуникативных умений в различных видах речевой деятельности, в совершенствовании тестирования и в использовании балльно-рейтинговой системы оценки. Статья содержит также рекомендации в проведении дальнейших теоретических и практических исследований в контексте реализации новых форм проверки и оценки качества подготовки по иностранному языку.
Ключевые слова: неязыковой вуз; формирование межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции; контроль (проверка) и оценка учебных достижений студентов.
G. A. Dubinina, N. V. Kamenskaya
Dubinina G.A, Associate Professor of the Language Teaching Department, FinanciaL University under the Governement of the Russian Federation; e-maiL: [email protected]
Kamenskaya N. V., Assistant Professor, Department of Foreign Languages, ILya GLazunov's Russian Academy of Painting, ScuLpture and Architecture; e-maiL: [email protected]
LOOKING FOR NEW FORMS OF ASSESSMENT IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES
The articLe is devoted to the topicaL probLem of Looking for new forms of assessment in foreign Language training at non-Linguistics universities. The probLem
results from the practice of competency-based foreign Language teaching, where assessment means fail to fuUy provide conditions for assessing results obtained in the process of forming intercultural foreign language professional communicative competence. In this context, attention is given to the experience accumulated in the sphere by a number of non-linguistics educational institutions, including such topics as choosing assessment objects, using social technologies as assessment forms, working out criteria for assessing skills in different types of speech activity, improving tests and rating procedures. The article contains recommendations for further theoretical and practical research with reference to new forms of assessment in foreign language training.
Key words: non-linguistics educational institution; forming intercultural professional communicative competence; assessment of achievement results.
Контроль является одним из важнейших инструментов управления учебным процессом по иностранному языку (ИЯ), он обеспечивает обратную связь с учащимися [Талызина 1975] как в ходе, так и итоге обучения.
В современной методической литературе часто используются термины «контроль» и «оценка» в одной связке. Это совершенно естественно. Комплексное понятие «контроль и оценка» указывает на целый комплекс последовательных действий преподавателя, первичным из которых является составление контрольного (проверочного) задания (или заданий) и предъявления его для выполнения учащимися.
Психологи, педагоги, методисты, рассматривая все последующие этапы деятельности преподавателей в связи с проверкой результатов выполнения контрольного задания (анализа допущенных учащимися ошибок и далее проведения с ними работы над ошибками, внесение коррективов в учебный процесс и т. д.) способствовали определению разных функций контроля:
- функции обратной связи;
- диагностирующей функции (успешность / неуспешность) результатов (качества) обучения, направленного на овладение учащимися определенными знаниями, навыками и умениями на конкретном этапе подготовки по иностранному языку;
- корректирующей функции, способствующей внесению коррекций как в упражнения, так и в контрольные задания;
- стимулирующей / мотивирующей функцией, предполагающей появление у учащихся дополнительного мотива учебной деятельности.
Заключительным этапом в проведении контроля является оценивание и выставление оценки качества результатов выполненного контрольного задания. В связи с этим выделяется и оценочная функция контроля.
Наряду с перечисленными функциями контроля современные методисты всё чаще указывают на необходимость его обучающей и развивающей функций, на возможность благодаря выполнению контрольных заданий формировать у учащихся рефлексивные способности. В списке функций контроля Н. Ф. Коряковцевой выделяется еще формирующая функция, «отвечающая за процесс моделирования прогресса обучающихся» [Основы методики обучения иностранным языкам 2018, с. 329].
Исследуя контроль процесса формирования межкультурной компетенции, Л. В. Яроцкая отмечает, что сегодня «нередко категория оценки подменяет собой категорию контроля». Она пишет: «Безусловно, контроль и оценка взаимосвязаны, но, тем не менее, хотелось бы напомнить, что это различные понятия. Более того, оценка, чтобы стать эффективным инструментом учебного процесса, должна иметь объективное основание, каковым является именно контроль» [Яроцкая 2011, с. 163]. Авторы настоящей статьи разделяют данную позицию и признают, что при отсутствии контроля (проверки) не может быть и речи об объективной и адекватной оценке качества учебной деятельности студента.
Основу современных образовательных стандартов составляет компетентностный подход. Он определяет цели, содержание и контрольно-оценочный компонент учебного процесса по иностранному языку в вузе, в том числе в неязыковом вузе. При этом психолого-педагогической основой в лингвистическом образовании является «интегративный личностно-деятельностный подход, реализуемый в компетентностной модели профессиональной подготовки» [Коряковцева 2016, с. 12].
Контрольно-оценочная часть курса обучения ИЯ должна обеспечить проверку процесса формирования у студента запланированных компетенций и оценку уровня их сформированности. Конечной целью преподавания ИЯ в современном неязыковом вузе является формирование в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре / ассистентуре-стажировке определенного уровня (на каждой ступени вузовского
образования более высокого уровня) межкультурной (иноязычной) профессиональной коммуникативной компетенции. Объектами контроля и оценки становятся не только владение учащимися речевыми средствами (в рецептивном и продуктивном плане, включая профессиональный тезаурус), но и профессионально-коммуникативные умения в осуществлении разных видов речевой деятельности, а также свойства личности, важные как в плане изучения ИЯ, так и в плане использования его при решении профессиональных задач (производственных / научно-исследовательских) [Каменская 2017].
Традиционные контрольно-оценочные средства не могут в полной мере обеспечить условия для проведения проверки и оценки результатов формирования профессионально-коммуникативных умений. В связи с этим актуальным сегодня становится поиск новых форм контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающих условия проверки и оценки предметно-профессионального и личностного развития студентов. Этот поиск обусловлен потребностью привести контрольно-оценочные средства в соответствие с целями современного компетентностного подхода в обучении иностранному языку.
К настоящему моменту неязыковые вузы имеют определенные результаты в области определения и внедрения в практику контрольно-оценочных средств, соответствующих проверке сформированности профессионально-коммуникативных умений у студентов и оценке качества подготовки студентов по иностранному языку. Об этом свидетельствуют публикации преподавателей ИЯ неязыковых вузов. За последние семь лет только в целом ряде статей Вестника МГЛУ (Педагогические науки), ежегодно выпускаемом Центральным кабинетом методики обучения иностранным языкам (ЦКМОИЯ) специально для преподавателей иностранных языков неязыковых вузов, содержится описание результатов научных и практических исследований в разработке рассматриваемой проблемы. Предлагаем краткий обзор некоторых из этих публикаций.
В МГТУ «СТАНКИН», в связи с диссертационным исследованием новых форм контроля и оценки [Барышникова 2014], проводилась опытная проверка возможностей создания условий для проверки сформированности у студентов бакалавриата компонентов межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции. Автор исследования опирался на концепцию социальной обучающей
модели [Вербицкий 1991], позволяющей моделировать целостное содержание и условия предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности студентов. Исследователь О. В. Барышникова использовала социально ориентированные педагогические технологии: деловую игру, проектное задание, кейс-технологию и технологию решения профессиональных проблемных задач исследовательского и творческого характера [Барышникова 2016; Барышникова 2017]. Статья содержит доказательства целесообразности применения данных технологий в форме контроля сформированности межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра технического профиля в рамках экзамена. В перечисленных публикациях О. В. Барышниковой наряду с описанием методик проведения новых форм контроля для проведения процедуры оценки качества иноязычной подготовки предлагаются разрабатываемые ею матрицы оценки качества решения профессиональных задач на ИЯ, «критериями оценки в которых выступают дескрипторы выделенных компонентов межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции» [Барышникова 2014, с. 10].
В Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ Ильи Глазунова) в связи с разработкой фонда оценочных средств (ФОС) проводилось исследование текущего контроля и оценки учебных достижений студентов магистратуры (направления подготовки «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»). Для организации учебного процесса по ИЯ был составлен перечень планируемых у выпускников магистратуры конкретного профиля подготовки профессионально-коммуникативных умений в отдельных видах речевой деятельности (чтении, говорении, аудировании, письме) соответственно ситуациям иноязычного общения. При проведении текущего контроля с целью определения результатов / динамики формирования общекультурной и профессиональной компетенций наряду с традиционными формами (опрос; беседа с преподавателем по определенной тематике; чтение текстов; письменная контрольная работа; тест; коллоквиум; перевод и др.) практикуется применение инновационных форм контроля (кейс-анализ; деловая игра и др.) [Каменская 2017].
В публикациях преподавателей иностранных языков Финансового университета при Правительстве РФ всегда большое внимание
уделялось организации контрольно-оценочной части учебного процесса по ИЯ (как в бакалавриате, так и в магистратуре). В вузе активно используется такая традиционная форма контроля как тестирование, а вместо традиционной 5-балльной системы применяются 10-, 20- и 100-балльные системы оценки, позволяющие оценить результаты учебной деятельности студентов в овладении ИЯ более точно и всесторонне. В последних статьях Г. В. Дубининой подробно рассматривались особенности оценивания учебных достижений студентов в ходе овладения устной и письменной формами иноязычной речи при использовании профессионально ориентированных средств обучения: кейс-анализа, ролевых игр и мультимедийных презентаций [Дубинина 2010; Дубинина 2011]. В данных статьях содержатся перечни критериев оценки результатов выполнения студентами различных заданий преподавателя, в том числе связанных с кейс-анализом, ролевой игрой и мультимедийной презентацией.
Рассматривая формы проверки владения иностранным языком, Н. Ф. Коряковцева отмечает, что «в современной технологии контроля и оценки владения иностранным языком особое место занимают языковые и коммуникативные тесты» [Основы методики обучения иностранным языкам 2018, с. 338]. Активно тесты в неязыковых вузах начали разрабатываться и использоваться в учебном процессе по иностранному языку в 70-х годах прошлого века в связи с потребностью проведения индивидуального и объективного контроля в условиях массового (группового) обучения. За прошедшие годы тесты, ставшие традиционной формой контроля, были усовершенствованы и продолжают совершенствоваться сегодня в первую очередь в плане:
- приближения тестирования к реальной коммуникации, в том числе профессиональной;
- создания условий, способствующих исключению угадывания студентами правильного ответа и повышения активности их мыслительных процессов;
- создания возможностей, позволяющих проверить и оценить качества личности обучающихся.
Т. В. Кожевникова в одной из публикаций в Вестнике МГЛУ прогнозирует также перспективы дальнейшего применения тестирования за счет использования постоянно совершенствуемых электронных учебных платформ. Она делится опытом Московского технического
университета связи и информатики (МТУСИ) в централизованной организации дистанционного тестирования [Кожевникова 2010]. В неязыковых вузах сегодня разрабатываются также учебные пособия, подготавливающие студентов к выполнению в ходе изучения ИЯ текущих и итоговых тестов и знакомящих студентов с их различными типами. Некоторыми вузами проводятся социологические мони-торинги студентов в целях повышения качества подготовки по ИЯ, в том числе проведения тестирования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [Кожевникова 2010; Абубакирова 2011].
Совместное исследование А. Н. Кузнецова и Е. Н. Щавелевой, проводившееся на базе трех московских образовательных организаций, способствовало разработке ими алгоритма дидактического проектирования содержания и технологии осуществления контрольных мероприятий в контексте компетентностного подхода при преподавании ИЯ (в рамках основной профессиональной образовательной программы - ОПОП) [Кузнецов, Щавелева 2017]. Предлагаемый алгоритм, содержащий 12 последовательных этапов-шагов, безусловно имеет практическое значение для преподавателей ИЯ, занимающихся созданием ФОС. Авторы алгоритма выделяют шаги (6-7), учитывающие потребность в определении как содержания, так и его форм (видов заданий) для проверки сформированности конкретных компетенций, а также шаги (8-10), указывающие на необходимость разработки критериев оценки и предлагающие применение её бально-рейтинговой системы.
Обобщая краткий обзор ряда публикаций в Вестнике МГЛУ, следует отметить динамическое развитие поисков новых форм контроля (проверки) и оценки результатов обучения ИЯ в связи с внедрением в обучение компетентностного подхода и продуктивного обмена опытом вузов в соответствующих исследованиях. Вместе с тем можно предположить, что поиски новых форм проверки и оценки учебных достижений студентов по ИЯ будут способствовать переосмыслению целого ряда и других вопросов, связанных с созданием системы контроля, в том числе в плане содержания и процедуры непосредственного проведения текущего контроля, следовательно, и зачета, и промежуточной аттестации, т. е. экзамена. Их возможная трансформация потребует серьезного обсуждения на кафедрах / департаментах
иностранных языков и далее научно-обоснованного утверждения на ученом совете вуза.
Важным представляется также привлечение к участию в экзаменационной комиссии преподавателей спецкафедр / производственников определенного профиля, владеющих соответствующим иностранным языком. Это необходимо для объективной оценки решения экзаменуемым профессиональных задач с использованием ИЯ.
Не менее важным вопросом, на наш взгляд, является формирование у студентов сознательного отношения к выполнению контрольных заданий. На первых занятиях в вузе по иностранному языку преподавателям рекомендуется объяснить обучающимся значение контроля успешности усвоения ими учебного материала и приобретения ими знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления разных видов иноязычной профессиональной коммуникации. Студент должен быть в общих чертах ознакомлен с планируемыми в учебном процессе видами контроля и их особенностями, а также с формами оценки выполнения контрольных мероприятий. «Это позволит настроить студентов на сознательное и заинтересованное отношение к проводимым формам контроля в процессе освоения дисциплины» [Каменская 2017, с. 164]. Обязанностью преподавателя является создание во время контрольных мероприятий психологического комфорта, понижения у студентов уровня тревожности и повышения раскованности и самооценки. В связи с этим, видимо, следует разрабатывать для преподавателя специальные психолого-педагогические приемы / способы деятельности.
Итак, актуальность поиска форм проверки и оценки достигнутых студентами результатов в овладении запланированной учебным курсом иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в настоящее время становится очевидной. Решение этой проблемы предполагает продолжение ее теоретических и практических исследований, а также активное осуществление обменом мнениями и опытом в реализации их результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абубакирова Н. П. Социологический мониторинг студентов в целях повышения качества подготовки по иностранному языку // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. М.: ИПК МГЛУ «Рема»,
2011. С. 189-194. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (618). Сер. Педагогические науки.)
Барышникова О. В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе (английский язык) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 24 с.
Барышникова О. В. Оценка качества профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в техническом вузе: цели, содержание, параметры и критерии // Теория и практика обучения иностранному языку в системе профессиональной подготовки. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 144-155. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 14 (753). Сер. Педагогические науки).
Барышникова О. В. Итоговый контроль профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в бакалавриате неязыкового вуза // Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистическом вузе. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 173-183. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки ; вып. 4 (775).)
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М. : Высшая школа, 1991. 207 с.
Дубинина Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С. 81-90. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (591). Сер. Педагогические науки.)
Дубинина Г. А. Оценка результатов обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 175-188. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (618). Сер. Педагогические науки.)
Каменская Н. В. Текущий контроль и оценка достижений студентов магистратуры неязыкового вуза в ходе овладения иностранным языком // Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистическом вузе. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 157-172. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки ; вып. 4 (775).).
Кожевникова Т. В. Централизованная организация дистанционного тестирования по иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С.150-158 (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (591). Сер. Педагогические науки).
Коряковцева Н. Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Теория и практика обучения иностранному языку в системе профессиональной подготовки. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 9-21. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 14 (753). Сер. Педагогические науки).
Кузнецов А. Н., Щавелева Е. Н. Проектирование фондов оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык»: от концепции к внедрению // Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистичеком вузе. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 150-156. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки ; вып. 4 (775).)
Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н. Д. Гальскова [и др.]. М. : КНОРУС, 2018. 390 с. (Бакалавриат).
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. : МГУ, 1975. 344 с.
Яроцкая Л. В. Контроль процесса формирования межкультурной компетенции // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 163-174. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 12 (618). Сер. Педагогические науки.)