Научная статья на тему 'Гуманитаризация обучения в свете государственной образовательной политики России'

Гуманитаризация обучения в свете государственной образовательной политики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическое мировоззрение / гуманистическая составляющая образования / иностранный язык / поликультурная коммуникативная компетенция. / humanistic outlook / humanistic component of professional education / foreign language / multicultural communication competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Анна Константиновна Буравлева, Евгений Александрович Буравлев

Раскрываются возможности использования дисциплины «Иностранный язык» в сфере формирования гуманистического мировоззрения обучающихся вузов. Даны определения понятий «гуманизм», «гуманитаризация», «гуманистическое содержание образования», анализируются различные подходы к проблеме гуманитаризации учебного процесса в области формирования профессиональной поликультурной коммуникативной компетенции современного специалиста и ее значения для развития личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Анна Константиновна Буравлева, Евгений Александрович Буравлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF EDUCATION IN THE LIGHT OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA

The article deals with the potential held by «Foreign Language» as part of a university curriculum in order to develop students’ humanistic outlook. Such concepts as «humanism», «humanization», «humanitarian subject of education» are given. Different approaches to the problem of humanitarian component of educational process to form modern specialists’ professional multicultural communication competency and its importance for personal development as a whole are analized.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация обучения в свете государственной образовательной политики России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10275 © И.А. Горшенева, А.К. Буравлева, Е.А. Буравлев, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Ирина Аркадьевна Горшенева,

заведующий кафедрой иностранных языков, Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Анна Константиновна Буравлева, заместитель заведующего кафедры иностранных языков Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Евгений Александрович Буравлев, доцент кафедры химии, кандидат биологических наук Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

(119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Раскрываются возможности использования дисциплины «Иностранный язык» в сфере формирования гуманистического мировоззрения обучающихся вузов. Даны определения понятий «гуманизм», «гуманитаризация», «гуманистическое содержание образования», анализируются различные подходы к проблеме гуманитаризации учебного процесса в области формирования профессиональной поликультурной коммуникативной компетенции современного специалиста и ее значения для развития личности в целом.

Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, гуманистическая составляющая образования, иностранный язык, поликультурная коммуникативная компетенция.

HUMANIZATION OF EDUCATION IN THE LIGHT OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA

Irina A. Gorsheneva,

Head of the Department of Foreign Languages, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Candidate of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Anna K. Buravleva Deputy Head of the Department of Foreign Languages Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Evgeny A. Buravlev, Associate Professor of the Department of Chemistry, Candidate of Biological Sciences Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenovskiy University) (119991, Moscow, ul. Trubetskaya, d. 8, str. 2)

Abstract. The article deals with the potential held by «Foreign Language» as part of a university curriculum in order to develop students' humanistic outlook. Such concepts as «humanism», «humanization», «humanitarian subject of education» are given. Different approaches to the problem of humanitarian component of educational process to form modern specialists' professional multicultural communication competency and its importance for personal development as a whole are analized.

Keywords: humanistic outlook, humanistic component of professional education, foreign language, multicultural communication competencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Горшенева И.А., Буравлева А.К., Буравлев Е.А. Гуманитаризация обучения в свете государственной образовательной политики России. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):373-8.

Реалии и потребности современного мира, все разрастающиеся международные связи ставят перед вузами страны задачи по формированию ин-

№ 4 / 2019

новационных кадров, предполагающие развитие инновационного потенциала современного специалиста. Многовекторность профессиональных

373

Вестник экономической безопасности

проблем, встающих перед молодым сотрудником, требует наличие интеграционных подходов к его подготовке, сочетания гуманитарных, социальных, общекулыурных и специально-предметных компонентов. А поскольку гуманизация образования в нашей стране рассматривается как его основная системообразующая тенденция перед современной педагогической наукой, все острее встает вопрос о гуманитаризации образования, где преподаватель, как непосредственный участник процесса воспитания личности, несет ответственность за внедрение в образовательный процесс ценностей гуманизма.

Какие пути открывает обучающимся гуманитаризация образования? Гуманизм (от лат. китапш — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [1, с. 58].

Гуманизация образования предполагает уважение к личности обучающегося, его внутреннего мира, восприятие человека как творческого, созидающего субъекта с индивидуальным процессом познания. Гуманитаризация образования рассматривается исследователями как задача всестороннего развития личности обучающегося, его социокультурной составляющей, необходимость внедрения в образовательный процесс таких программ обучения, которые предусматривают интеграцию гуманистических принципов в учебный процесс, возможность формирования творческого потенциала личности обучающегося.

Гуманитарная парадигма образования не нова. Гуманистическая модель образования начала складываться еще во времена античности. Идеи гуманистического подхода в обучении прослеживается в деятельности Сократа, который учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Философы-мыслители эпохи Возрождения 14—16 века Т. Кампанелла, М. Монтень в своих работах развивали мысль о всестороннем развитии личности, соединении образования, воспитания, физических упражнений и производительного труда. Многие рассуждения М. Монтеня были восприняты педагогами 17—18 веков. Так, концепция приоритета нравственного воспитания перед образованием

была развита Д. Локком, отказ от принуждения в обучении составил основу теории Ж.-Ж. Руссо, сущность которой заключалась в природном совершенстве детей. Воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, следует предоставлять детям полную свободу приспосабливаться к своим склонностям и интересам. Педагогическая деятельность Г. Песталоцци основывалась на развитии человечности, гармоническом развитии всех способностей человека. В педагогических взглядах чешского педагога-гуманиста Я.А. Коменского красной чертой проходит стремление развивать духовность обучающихся, формировать личность человека, а методы обучения должны превращать процесс познания в радость. Педагоги 20 века — Я. Карчак, К.Н. Вентцелья, В.А. Сухомлинский также выдвигали идею творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, глубокого понимания духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. При этом в 20 веке лидирующая роль отводилась естественным и техническим наукам, наблюдалось определенное обособление гуманитарного образования, противопоставление «физиков и лириков», что привело в конечном итоге к нивелированию значимости гуманитарной составляющей образования, особенно в высшей школе. Сегодня вуз, являющийся одновременно образовательным, научно-исследовательским и культурным объектом, должен отражать всю совокупность тенденций и потребностей развития общества, включая его гуманизацию посредством гуманитаризации. Интересно, что существует опыт в некоторых образовательных учреждениях, где поставленную задачу решают путем проведения научных исследований и разработок проектов на стыке естественных, технических и гуманитарных наук. Например «Математические основы теории музыки», «Представление о строении химических веществ с точки зрения древнегреческой философии», «Анатомические записи и рисунки Леонардо да Винчи», «Научный анализ предметов прикладного искусства и живописи», «Исследование археологических находок позитрон-но-эмиссионной томографией» и другие. В ходе проведения таких работ широко используются инновационные методики, основанные на личностно-ориентированном подходе, способствующем разви-

тию и формированию комплекса личностных и профессионально-значимых качеств выпускника вуза [2, с. 12—13].

Понятно, что сугубо профессиональная подготовка формирует у обучающихся достаточно односторонний взгляд на место их ведомства в реализации общественных интересов и потребностей. Общегуманитарная направленность обучения, ин-тегрируясь в структуру подготовки специалиста, будет способствовать осмыслению профессиональной деятельности на общественном гуманистическом уровне. И здесь важна роль гуманитарных дисциплин, которая и состоит в том, чтобы выявить существующие несоответствия между профессиональными задачами и интересами общества, содействовать формированию ценностно-мировоззренческих установок, расширив узкопрофессиональную направленность образовательного процесса до общенациональных рамок. Каковы же пути решения? Их два. Приобщение обучающегося контингента к ценностям мировой культуры и цивилизации, и через призму искомой специальности формирование морально-нравственных качеств обучающегося, его зрелую личностную гражданскую позицию. Инновационным является второй путь, заключающийся в профилизации гуманитарных знаний, которая, порой, сводится лишь к примерам из профессиональной деятельности.

Тогда как суть интеграции гуманитарного знания в систему подготовки специалиста — это выявление и трансляция гуманитарного и гуманистического содержания деятельности специалиста в конкретную сферу. Речь идет о том, чтобы довести до обучающегося профессиональную специфику его будущей деятельности через определенную гуманитарную идею с позиций общественного содержания, увидеть в ней не только ведомственные интересы, но прежде всего интересы развития личности, общества и государства как взаимосвязанных элементов единого общественного целого.

Речь идет о реализации такой педагогической системы, которая инкорпорировала бы профессиональную подготовку в контекст общесоциальных интересов, способствовала бы пониманию задач профессиональной деятельности как части общегосударственного и даже общечеловеческого мас-

штаба. Необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование специалиста, способного к пониманию потребности общественного развития и, наоборот, к видению профессиональных проблем глазами социально-гуманистически ориентированной личности. Это две стороны единого целого.

Важно имплементировать в учебный процесс все новое, не отвергая устоявшихся, проверенных временем традиционных способов обучения. Сегодня следует трансформировать научно-педагогических представления о деятельности преподавателя в русло педагогики сотрудничества, формирования у обучающихся на занятиях и вне пределов аудитории гуманистических и общекультурных ценностей, необходимых будущим специалистам не только в повседневной жизни, но и в их профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные подходы к проблеме гуманитаризации образования: антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, В.И. Сло-бодчиков) [3, с. 14], системно-целостный подход (Э.Н. Гусинский), онтопарадигмальный подход (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко) [4], концепция личностно-развивающего обучения (Е.В. Бондарев-ская) [5, с. 22—23] и другие. В основе этих подходов новое, современное понимание образования, в котором учащийся предстает как сложная саморазвивающаяся система со своими индивидуальными качествами, и ценностное отношение к его личности, поддержка его самобытности, его развитие как человека культуры рассматривается в качестве приоритетной цели, единственного фактора сохранения человеческого потенциала. В качестве одной из стратегий в данной сфере продвигается идея формирования поликультурного базиса современного специалиста. Необходимость диалога культур, имеющего глубокие корни, прослеживалась во все периоды развития человечества. На наш взгляд, задача формирования навыков межкультурной коммуникации и воспитания на их основе гуманистического мировоззрения заслуживают пристального внимания, так как в условиях все увеличивающихся миграционных потоков проблемы межкультурного взаимодействия различных этносов, их влияния друг на друга, интернационализации всех сфер жизни, наличие подобных навыков при-

обретает особую остроту и значимость для гармоничного развития личности и мировой цивилизации в целом.

Полагаем, что в ходе изучения всей номенклатуры учебных дисциплин естественно-научного и технического направления возможно обозначить пути разработки образовательных моделей на основе гуманистической парадигмы, а, например, иностранный язык, становясь сегодня системообразующим предметом, обладает особым огромным гуманистическим потенциалом для реализации данной задачи. Обучение иностранному языку в нелингвистическом вузе направлено на формирование у обучающихся межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции, которая является важной составляющей профессиональной подготовки, и выступает связующим звеном при изучении других предметов. Указанная компетенция предполагает приобретение специалистом неязыкового профиля способности решать профессиональные задачи с использованием иностранного языка в качестве средства общения с коллегами — представителями других культур и народов, осознающих все возрастающую взаимозаинтересованность государств мира во взаимодействии, участии в диалоге стран и континентов. Однако для полноценного общения необходимо не только владеть речевыми навыками, но и оперировать знаниями, связанными с культурой, обычаями и традициями, стилем поведения, ценностными установками носителей разных сообществ, поскольку язык и культура являются основными кодами, с помощью которых осуществляется общение между людьми. Незнание этих экстралингвистических реалий может стать препятствием в процессе профессионального взаимодействия, вызывать недопонимание, что может привести к конфликтам с носителями иной культуры [6, с. 108—109].

Представляется, что постичь и понять суть культурных ценностей, отображаемых в языке общения, особенности национального характера, нравственно-этический образ народа, стереотипы профессионального поведения зарубежных коллег, и при этом увидеть проблемы гуманитарного характера можно на основе изучения аутентичного иноязычного текстового материала гуманистической направленности. Подобные тексты отображают особенности

менталитета народа, так как содержат информацию об истории, психологии, нормах поведения конкретного этноса и его различных профессиональных сообществ, а также духовный мир человека и проблемы отдельных людей. Работа с аутентичными текстами способствует развитию умения понимать сложные проявления иноязычной культуры, сравнивать их с социальными и историческими реалиями национальной культуры и встраивать полученные знания в общечеловеческую систему ценностей. Кроме того, на основе оригинальных текстов соответствующего профессионально-ориентированного толка обучающиеся овладевают иностранным языком и познают свою будущую профессию.

Жанровый подход к выбору текстового материала играет определяющую роль. Наиболее функциональными, по нашему мнению, являются публицистические тексты, насыщенные как актуальной информацией познавательного характера, так и неким историческим содержанием по изучаемой проблеме профессиональной направленности, а также иногда примером профессиональной тематики из произведений художественной литературы. Необходимо также отметить, что следует с особой тщательностью подходить к отбору текстов, они должны быть содержательными, информативными для обучающихся, соответствовать профилю подготовки: на первом этапе — более широкой общепознавательной направленности, на последующих — специализированной, профессионально-ориентированной тематики. Кроме того, текстовой материал необходимо анализировать с гуманистической позиции, поскольку наличие ценностных, аксиологических компонентов способствует не только воспитанию чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости, но и стимулирует развитие речевых и языковых компетенций [7, с. 73]. Даже темы самого общего характера важно рассматривать с гуманистической точки зрения, предлагая не просто новую информацию, а проблему, предусматривающую поиски ее решения. Такой подход, безусловно, будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу, а следовательно, и освоению новых знаний, знакомящих обучающих с иными реалиями иной культуры.

Для формирования речевой культуры, толерантности в общении, умения участвовать в деловом

межкультурном общении большое значение имеют тексты диалогического характера. Полезно на материале диалога отрабатывать нормы профессионального общения, речевые клише, лексико-грам-матический инструментарий, необходимый как для конструктивной, грамотной коммуникации, так и выявления так называемой «скрытой информации», подтекста сказанного. Способность к ведению диалога свидетельствует об умении устанавливать эффективное взаимодействие, намерении сотрудничать, воспринимать собеседника как равноправного партнера. Диалоги должны не только выступать элементарной репродукцией и ретрансляцией речевых форм, а носить ценностно-смысловой характер, быть наполнены духом взаимоуважения и понимания, способствовать развитию стремления к творческим продуктивным идеям.

Особое внимание следует уделить возможности социокультурного воспитания с помощью цифровых технологий, номенклатура которых на современном этапе очень обширна. Речь идет и о мобильных приложениях, подкастах, и сайтах с видеороликами. Использование видеоматериалов активно способствует мотивации обучающихся, в силу своего многообразия речевых ситуаций и наличия большого объема информации как фонового культурологического, так и профессионального плана. В процессе работы с образовательным видеорядом происходит формирование сознания и мышления посредством иностранного языка, обучение восприятию не только иноязычной речи, но и реалий национального общения, а также фоновых культурологических знаний. Интернет-источник актуального , постоянно обновляющегося аутентичного материала, прежде всего текстов, дает возможность работать с многовекторной информацией, отражающей национально-культурную специфику стран изучаемого языка.

Вместе с тем, основой понимания существенных особенностей иностранного языка и особенно его этноса выступает знание родного языка в его сопоставлении с изучаемым. Очевидно, что только в результате сравнения мы можем научиться видеть как различия, так и наличие общих явлений в соиз-учаемых культурах, воспринимая различия как норму сосуществования культур в современном мире, что ведет к взаимопониманию между народами,

равноправному диалогу между ними, толерантности во взаимоодействии представителей различных сообществ. Сочетание элементов родной и иноязычной культуры является условием для развития межкультурной коммуникативной компетенции, способствует созданию адекватной картины мира и воспитанию уважения как к обычаям и традициям собственной страны, так и соответствующим реалиям стран изучаемого языка.

Наиболее эффективными методами гуманитаризации образовательного процесса выступают, на наш взгляд, инновационные методики интерактивного обучения, метод проектов, кейс-методика, позволяющие организовывать учебные дискуссии, конференции, ролевые и деловые игры, круглые столы, стимулирующие познавательную деятельность, навыки поиска и обмена информацией по требуемой тематике, ее рассмотрения в виртуальной и реальной ситуациях, а также формулирования собственной точки зрения. Использование таких методов предполагает большой объем самостоятельной работы обучающихся по поиску, отбору и анализу информации из аутентичных источников, разработке мультимедийного сопровождения, а также умение работать в команде, коммуници-ровать с участниками проектной группы, таким образом обучающиеся становятся активными субъектами образовательного процесса. Учебная деятельность в группе развивает так называемые «soft skills» — программные навыки: способность к аналитическому и критическому мышлению, умение быть членом команды и выполнять функции лидера, умение решать поставленные задачи, демонстрировать способность к творчеству и гибкость в общении, научится извлекать из критических замечаний полезные выводы, использовать собственный потенциал для самореализации и саморазвития. Полный перечень этих требований содержится в ФГОС ВПО всех поколений и называются эти навыки «универсальные компетенции» [7, с. 74].

Принимая во внимание вышеизложенные положения, личностно-ориентированный и личност-но-деятельностный подходы сегодня приобретают особую значимость, так как в их рамках учебная деятельность рассматривается как сотрудничество между всеми субъектами образовательного про-

цесса, когда во главу угла становится активизация и развитие способностей каждого отдельного участника с учетом его жизненного опыта, интересов, точек зрения, индивидуальных характеристик, социального статуса, а также психологических особенностей.

Учитывая тот факт, что в свете обсуждаемой проблемы в центре образовательной парадигмы находится личность обучающегося, индивидуальная составляющая педагогического процесса должна коррелировать с содержанием программной тематики обучения. Предлагаемые для изучения и обсуждения проблемы должны стимулировать рефлексию процессов самоидентификации и самопознания, видение путей самосовершенствования и личностного развития [8, с. 32].

Для того, чтобы учащийся стал полноправным субъектом образовательной траектории, целью которой, как подчеркивалось, является формирование всесторонне развитой, целостной, гуманной личности, в ходе учебного процесса следует осуществлять целенаправленный индивидуальный психологический подход к каждому учащемуся, предоставляя последнему возможность выбора своего собственного алгоритма учебной стратегии, характера участия в проектной деятельности, планирования, обсуждения, анализа достигнутых результатов. Такой подход подразумевает отказ от жесткой авторитарности в образовательном процессе, предполагает «педагогику сотрудничества», очевидно способствующую приобретению всеми участниками опыта благоприятного взаимодействия, полезного и необходимого как в повседневной жизни, так и при решении профессиональных задач.

Таким образом, формирование у обучающихся гуманистической модели взаимоотношений через содержание обучения, применение инновационных методик организации познавательной учебной деятельности, использование тесного, продуктивного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса должно стать неотъемлемой частью подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Гуманитаризация

образования позволяет вывести обучающегося на уровень общечеловеческого, действительно гуманитарного освоения мира, когда гуманитарные дисциплины не изолируются от специальных дисциплин, а органично интегрируются в систему подготовки специалиста, становясь ее необходимой компонентой.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Бим-Бад Б.М. М.: Большая рос. энцикл., 2002.

2. Мацкайлова О.А. Гуманитарность и гуманитаризация образования // Образование и наука. 2008. № 5.

3. Петровский А.В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии 1988. № 2.

4. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для ВУЗов / Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л.; под общ. ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Academia, 2007.

5. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. 2011. № 1.

6. Буравлева А.К. К вопросу формирования межкультурной компетенции у студентов неязыковых ВУЗов. // Языковой аспект интеграции и самоидентификации в современном мире: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 28 мая 2010 г. М., 2010.

7. Ястребова Е.Б. Гуманитарная составляющая профессиональной подготовки при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. Т. 2.

8. Копошилко С.Б. Личностно ориентированное обучение иностранным языкам: проблемы и решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.