УДК 808.1
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КАК ИНОСТРАННОМУ
Сун Янь Янь
В статье рассматривается гуманистический подход в обучении русскому языку как иностранному Ключевые слова: гуманистический подход, образование, русский язык как иностранный
Новые социально-экономические условия, происходящие сегодня в китайском обществе, как никогда способствуют освоению нового социокультурного пространства в
современном контексте человеческого бытия. Нынешняя социокультурная ситуация в Китае привела постиндустриальное общество к необходимости существования новой образовательной системы, в основе которой лежит гуманизация образования. Изменившаяся ментальность китайцев снова приводит к демократизации сегодняшнего образования. Одним из направлений его демократизации является его гуманизаризация.
Гуманизация образования предполагает создание комфортных условий в процессе обучения, атмосферы оптимизма, успеха, радости, а также максимальных условий для раскрытия творческих способностей личности, раскрепощения, формирования одновременно открытости миру и защищённости от него. Гуманитаризация образования означает рассмотрение на занятиях по разным видам дисциплин проблем взаимоотношения человека и природы, места человека в мире, смысла жизни. Естественно, что в этих условиях к личности преподавателя вуза предъявляются особые требования [1].
Гуманизация означает, что сегодняшнее высшее образование должно обеспечивать равенство в отношении возможностей социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности, гарантировать макси-соответствие содержания образования интеллектуальному потенциалу профессорско-преподавательского состава и обучающихся студентов, их интересам, возможности творческого преобразования у первых и возможности успешно начать трудовую деятельность у вторых. Под под гуманизацией понимаются взгялыды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей
Сун Янь Янь - Шаньдунский институт путей сообщения, канд. пед. наук, преподаватель, e-mail: [email protected]
высокие моральные качества. Гуманизация есть настоящий двигатель прогресса,
очеловечивание процесса образования. Понятие «гуманитаризация» продолжает этот процесс в техническом вузе с помощью ввода в процесс образования общественных наук: философии, психологии, филологии, истории, иностранных языков.
Преподавание русского языка как иностранного в современном техническом вузе подразумевает особый электический подход к делу. В настоящее время перед преподавателем вуза стоит необходимость выработать индивидуальную модель профессионального отношения к студентам, учитывая субъектно-субъектную парадигму в творческом тандеме «педагог-студент». Хорошо известно, что традиционный подход к студентам как к объектам педагогического воздействия формировал до недавнего времени жёсткие мыслительные и поведенческие стереотипы в педагогике. Ценностная образовательная парадигма в педагогике «субъект-объект» и не предполагала истинно человеческого общения. Смысл процессов гуманизации и гуманитаризации технического образования состоит в том, что в результате действия этих процессов происходит формирование и дальнейшее развитие гармонической личности будущего профессионала этот профессионал комфортно сосуществует в коллективе, ощущает себя частью мирового пространства, принимая его целостно и воспринимает как нечто самоценное [2].
Сегодня повсеместно происходит процесс формирования специалиста, полностью востребованного и конкурентоспособного в постиндустриальном обществе. Происходит переход обучающихся на более высокий уровень деятельности, а именно: стремление к достижению цели, моделирование,
программирование, оценку и ценностную ориентацию своей деятельности на использование коммуникационных технологий, индивидуальное совершенствование и многое другое. Архиважным является умение жить
«здесь и сейчас» с учётом перемен в обществе и конкретной ситуации.
Происходящая ныне переориентация преподавателя на конкретику жизни и продуктивную деятельность, помогает саморазвитию и самосовершенствованию студентов. Трансформация профессионального мира самого современного педагога способствует мировому признанию
недирективного подхода в педагогике. В настоящее время пассивная созерцательность у студентов уступает место деятельной активности. Современный студент должен уметь работать самостоятельно и творчески. Однако нередко возникают ситуации, когда и после получения высшего образования специалист ещё не может подняться до нужного уровня профессионализма, с трудом осознавая себя как действующую развивающуюся личность, в недостаточной степени ощущая самоценность, не являясь конкурентоспособным.
Гуманистической миссией современного педагога является помощь пробуждении творческой активности студента. Стандарты поведения современного преподавателя коррелируют с реальной стратификацией общества, помогая тем самым задействовать подструктуру познавательной деятельности студента [3]. Современная молодёжь в Китае как и везде - это общество внутри общества взрослых. Что они думают о мире, в котором живут? Часто это не самые оптимистические мысли. Они находят, что общество, построенное на жёсткой конкуренции и власти денег, жестоко по отношению к людям неконкурентоспособным. Особенно это заметно в больших городах. Сегодня многие молодые люди с оптимизмом принимают новые правила игры, поскольку современное общество позволяет им постепенно получать те блага, которых не было у их родителей. Сегодня молодые студенты Китая с успехом общаются с молодёжью других стран, знакомясь с их культурой.
Предмет «русский язык» как иностранный в современных условиях представляет собой не только владение языковыми нормами и культурной нации в целом. Поэтому, полагаем, что этот предмет необходимо рассматривать как «иноязычную культуру». Естественно, что психоэмоциональное состояние участников образовательного пространства влияет на качество усвоения учебного материала. Львиная доля позитивно сложившейся мотивации зависит от личных качеств педагога. Меньшая доля успеха в усвоении учебного
материала, на наш взгляд, принадлежит самой дидактике. В результате этого возникла идея использовать достижения современной практической и социальной психологии в синтезе с конкретным учебным предметом. В таком контексте на социокультурную авансцену выходят современные
психотехнологии эффективного личностного развития, такие, как чёткое и алгоритмичное нейролингвистическое программирование
(НЛП), яркая и эмоциональная психодрама, гешальт- и бихевиоральный подходы. Все эти подходы направлены на анализ и моделирование успешного поведения, творческих достижений и раскрытия талантов молодых людей. В связи с этим, элементы наиболее успешных из этих гуманистических технологий можно с успехом применять с целью оптимизации учебного процесса по русскому языку как иностранному. Это возможно на любой ступени развития системы непрерывного образования для
совершенствования практики межкультурной коммуникации. Это способствует развитию широких возможностей для
междисциплинарной и межкультурной интеграции. Сегодня задачи общения осознаются нами как создание условий для гуманизации учебного процесса,
индивидуального самовыражения
обучающихся, развития у них критического мышления. Гуманизация современного учебного процесса помогает им самостоятельно приобретать знания и эффективно решать проблемы учебного и житейского характера. Грандиозные перемены, происходящие в современном социуме, технические и культурные нововведения оказывают непосредственное воздействие на все стороны жизни, многократно способствуя росту производительности труда. В нынешнем образовательном пространстве мы имеем дело с развитием личности. Современная система многоуровнего образования позволяет сформировать и соответствующую
многоуровневую структуру гуманитарного образования.
Новые социальные экономические и политические преобразования обуславливают реформирование всей системы гуманитарного образования. Культура субъекта
образовательного процесса становится всё более изоморфной культуре общества. Индивидуальное существование каждого всё более социализируется. Из носителя индивидуальной культуры, детерминированной внутренней жизнью, человек становится
носителем социокультурности. Он
превращается в самостоятельный субъект социокультурного стиля и по форме, и по существу. Сегодняшний профессионал, инженер, должен в совершенстве владеть своей специальностью, знать ее перспективы и связи со смежными областями деятельности, уметь реализовать на практике. Поскольку в решении инженерных проблем возрастает роль информационно-технических средств, то неотъемлемым качеством
конкурентоспособного инженера является эффективное использование в работе информационных технологий.
В настоящее время, в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического пространства китайских университетов остро встает вопрос о качестве подготовки будущих профессионалов. Полагаем, что качество их подготовки в техническом вузе следует определять по уровню развития их общего и технического интеллекта и по сформированности психологической готовности к
профессиональной деятельности. Каждый из этих компонентов имеет свою структуру, в ориентации на которую и следует формировать и развивать соответствующую составляющую структуры качества подготовки специалистов в любом вузе. Известно, что главным дидактическим принципом (по определению Р. Декарта) является принцип интереса, а главным аспектом в педагогической психологии -возбуждение этого интереса. Современный педагог должен постоянно вносить эвристические функции в своё творчество, не пренебрегая и опытом других людей; уметь проникнуть в душу своих учеников.
Мы полагаем, что в современном видении педагогических принципов нет и не может быть единой психологической формулы
преподавания. Сейчас более чем когда-либо приветствуется непринуждённость в общении со студентами, в определённой степени свободное построение урока, новая ориентация на коммуникативный стиль, а не только на чтение и перевод. Деловое сотрудничество в творческом тандеме «педагог-студент» во многом позволяет студентам овладеть методологией самостоятельно, с помощью постоянного приобретения новых знаний. Творчество, проявляемое студентами в процессе обучения, является необходимым свойством труда конкурентоспособного специалиста. Сегодня развитие деловых и личностных контактов со странами Европы, Азии и Америки, укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигает
на первый план задачу воспитания гармонической личности, главным достоянием которой являются общечеловеческая культура и ценности. Эта задача стоит сегодня перед всеми вузами. Она тесно связана с проблемами взаимопонимания и духовных интересов обучающихся.
Одним из путей успешного разрешения этой проблемы является гуманизация образования, то есть приобщение студентов к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и народов других стран. На наш взгляд, совершено особая роль принадлежит здесь русскому языку как иностранному, с помощью которого может успешно осуществиться диалог культур - русской и китайской. Этот постулат лежит сегодня в основе концепции современного образования. Сегодняшняя гуманизация содержит образовательные требования пересмотра целей, содержания и технологий обучения РКИ (русскому языку как иностранному) не только как новому средству общения, но и как новейшему способу развития межкультурной коммуникации и взаимопонимания. Целью современного обучения РКИ является не только приобретение специальных знаний и формирование у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений лингвострановедческого и культурно-эстетического плана. Именно поэтому при определении содержания обучения бесспорно встаёт вопрос о культурном компоненте, как о психологической составляющей новейшего учебного процесса. Современный
интегрированный урок как никогда ранее направлен на развитие культурно и духовно богатой личности. На нём нужно создавать непринуждённую атмосферу доверия, которая ведёт к развитию творческих способностей студентов. Чтобы лучше понять общеевропейскую и национальную культуру, фон национальных традиций, стереотипы поведения представителей нации, стиль их жизни, надо сравнивать различия и сходства разных социумов.
Актуальной проблемой обучения РКИ является его оптимизация, которая предлагает особую организацию занятий. Такая организация должна обеспечивать улучшение качества усвоения учебного материала при меньшей затрате энергии и времени преподавателя и студенческого контингента. Сегодня нам помогает в этом использование видео- и аудиотехники. Она способствует
развитию зрительной, слуховой и сенсорной памяти обучаемых. Тем самым, педагогу удаётся использовать на своих занятиях основные дидактические принципы. Резервные возможности обучающихся велики, но их надо суметь выявить. Педагогическая психология насчитывает пять основных резервов: выявление дидактических затруднений; интенсификацию интеллектуальных процессов учащихся, мотивацию; формирование и развитие самой личности обучаемых; восприятие учебного материала.
Очень важным аспектом интенсивного обучения РКИ является формирование и развитие навыка самообразования. Это позволяет студенту совершенствовать самостоятельно языковые навыки с помощью разных способов: чтения иностранной литературы, прослушивания аудиокурсов, просмотра видеофильмов, общения с носителями языка. Проблема общения на РКИ разрешима только при полном равенстве позиций наставника и ученика. В этом случае познание мира происходит через самосознание учеником своей личности; через его самопознание, самовыражение,
самовоспитание. Важнейшим понятием, используемом при индивидуальной
деятельности студента, является мотив (мотив-цель). Этот мотив базируется на самосознании («Я-концепции) личности обучающегося. Я-концепция - это образ себя и отношение к себе. Она включает в себя три основных компонента: 1) когнитивный (познавательный) - знание себя (своих психологических качеств и способностей; 2) эмоциональный - самооценка (самоуважение, самолюбие); 3) поведенческий (оценочно-волевой) - отношение к себе (стремление повысить самооценку, завоевать уважение). Все эти три компонента действуют одновременно и взаимосвязано, обуславливая «целостное представление о «Я-образе». На занятиях по РКИ в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Произойти это может
Шандуньский университет путей сообщения
лишь при снятии барьеров социального и психологического характера. Причинами существования подобных барьеров являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии обучающихся, их
психологические особенности (чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непоседливость третьих и т. д.).
Таким образом, личностно-
ориентированный подход к студенту в современном педагогическом процессе предполагает формирование ряда тенденций:
1) формирование и развитие современного мира у современных студентов;
2) постоянное обновление и дальнейшее развитие педагогического мастерства у современного педагога;
3) проведение предварительной психодиагностики интересов и возможностей обучающихся (учитывание при этом особенности их возраста, развития и склада характера);
4) психолого-педагогическое умение мысленно постоянно фиксировать логические повороты собственного поведения в общении со студентами, всячески поднимая их шансы на успех в овладении ИЯ.
Литература
1. Мачнева В.В. «Пути интенсификации обучения иностранному языку» / С(1 «Проблема лингвистики и методики преподавания иностранных языков» М. 2000 Вып. 4. С. 210.
2. Кравцова Г.В. «Применение принципов гуманистической психологии в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах. Сибирский психологический журнал», 1998, Вып. 8-9. С 62-65.
3. Трусова А.В. «Культурологический аспект в программе по иностранным языкам для неязыковых вузов» // Сб. «Проблема лингвистики и методики преподавания иностранных языков.» М., 2000. Вып. 4. С 210.
HUMANISTIC APPROACH IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Song Yan Yan
The paper discusses the humanistic approach in teaching Russian as a foreign language
Key words: a humanistic approach, education, Russian as a foreign language